Литература
1. Сергеенкова В. В. Управляемая самостоятельная работа студентов. Модульно-рейтинговая и рейтинговая системы. - Минск., РИВШ, 2004. - 132 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - М., Логос, 1999. -384 с.
3. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учебное пособие для студентов / Е. И. Лященко, К. В. Зобкова и др. - под ред. Е. И. Лященко. - М., Просвещение, 1988.
Нетрадиционные формы рисования как средство подготовки руки к письму детей дошкольного возраста Стафеева М. Г.
Стафеева Марина Геннадьевна / Stafeeva Marina Gennad 'evna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново
Аннотация: в статье рассматривается роль нетрадиционного рисования при подготовке руки к письму детей дошкольного возраста. Автор представляет опыт работы в этом направлении, знакомит с формами нетрадиционного рисования. Ключевые слова: нетрадиционное рисование, дошкольный возраст, подготовка руки к письму, дошкольная образовательная организация.
Дошкольный возраст - это период интенсивного роста и развития ребенка. Именно в этом возрасте развиваются все психические процессы в организме. В настоящее время дети, поступающие в первый класс, испытывают трудности при написании букв и цифр. Это связано, по мнению психологов и физиологов, с неподготовленностью руки к письму. У детей старшего дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Письмо - это сложный координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий обучению процесс, который не всем детям дается легко. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к систематическому обучению [2].
В дошкольном учреждении проводится систематическая работа по развитию мелкой моторики рук:
• Пальчиковая гимнастика.
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
• Лепка пластилином.
• Игры с конструкторами, мозаикой.
• Вырезание ножницами.
• Рисование различными материалами - ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
• Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Аппликации.
• Графические упражнения. Штриховка.
• Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
В своей работе, для подготовки руки к письму, мы используем нетрадиционное рисование. Основными формами организации образовательного процесса являются кружковая деятельность. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. В отличие от непосредственно образовательной деятельности, ограниченных программным содержанием и временем, на которых иногда трудно осуществлять индивидуальный подход, отмечать творческие проявления дошкольников, кружковые занятия можно построить так, чтобы было интересно детям и педагогам. Обязательно используются игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. На занятиях нашего кружка дети открывают для себя мир нетрадиционного рисования. Они узнают, что рисовать можно не только кисточкой и карандашом, но и многими другими предметами. Работа проводится постепенно, по принципу «от простого к сложному». В соответствии с возрастными особенностями детей, мы составили планирование по возрасту для каждой группы дошкольников [1].
Основные нетрадиционные техники изобразительной деятельности по возрастным группам:
Средний возраст
- рисование пальчиками;
- рисование ватными палочками;
- оттиск печатками из картофеля, моркови;
- тычок жёсткой полусухой кистью.
Старший возраст
- «ладонная» техника;
- рисование поролоновым тампоном;
- фотокопия - рисование свечой;
- отпечатки листьев.
Подготовительный возраст
- кляксография (обычная и трубочкой);
- печать по трафарету;
- раздувание краски;
- монотопия предметная и пейзажная;
- расчёсывание краски;
- рисование нитками;
- рисование солью и манной крупой.
Мы учим детей держать деревянную или ватную палочку, восковые мелки, зубную щётку, поролон тремя пальцами не слишком близко к рисующему концу; добиваемся свободного движения руки с палочкой, поролоном во время рисования, что способствует формированию и закреплению правильного захвата инструмента, последовательной смены тонуса мускулатуры руки. Рисуя узор, дети учатся держать линию. Рисование травки, точек, коротких штрихов учит ограничивать движения, что необходимо при написании букв, слов, строки. Дети, у которых не получается рисовать обычными способами, или они не умеют рисовать, с удовольствием рисуют нетрадиционными предметами. Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.
В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев -неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами
рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе [4].
Применение нетрадиционных материалов и техник рисования способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.
Оказывается, дети боялись рисовать, потому что, как им казалось, они не умеют, и у них ничего не получится. Теперь наши дети очень любят рисовать. А рисование необычным способом приводит их в восторг. Мы очень часто рисуем пальчиками, ватными палочками, ладошками. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заняться таким видом деятельности, работоспособность сохраняется на протяжении всего времени. Таким образом, на основе проделанной работы мы увидели, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги. Начали чувствовать себя маленькими художниками.
Родители детей, которые посещают занятия нашего кружка, отмечают, что дома в свободное время дети с удовольствием рисуют как нетрадиционными способами, так и обычными карандашами и красками. Они заметили, что дети правильно держат карандаш или фломастер, при этом наблюдается уверенность движения руки.
Литература
1. Дырда Г. П. Нетрадиционные методы рисования (из опыта работы) [Текст] / Г. П. Дырда // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 69-70.
2. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, N2.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: «КАРАПУЗ -ДИДАКТИКА», 2007
4. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008. - 96с.
Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец Х1Х-начало ХХ вв.) Шелюк Г. В.
Шелюк Галина Васильевна / БЬе1уик ОаИпа УазШета - аспирант, кафедра теории методики воспитания, педагогический факультет, Ровненский государственный гуманитарный университет, г. Ровно, Украина
Аннотация: в статье осуществлена характеристика педагогического журнала «Церковно-приходская школа» (1887-1906) как историко-педагогического феномена, показана его роль в организации учебно-воспитательного процесса начальных школ духовного ведомства.
Ключевые слова: журнал «Церковно-приходская школа», начальные школы духовного ведомства, учебно-воспитательный процесс.