ный андеррайтинг клиентов, а также доводить до заемщика информацию о рисках кредитования и его правах как потребителя;
3) популяризировать формы обратной связи заемщиков с регулирующими органами, куда люди могли бы жаловаться на нарушение их прав со стороны кредитных организаций, учитывая, что «нередко досудебное обращение становится достаточным основанием для урегулирования конфликта» [5, с. 104];
4) совершенствовать практики оказания банковских услуг в части прямого запрета на оказание платных услуг, изначально не прописанных в договоре, возможностей возврата страховой премии при досрочном погашении кредита, выбора заемщиком схемы погашения долга и т.д.
Список литературы
1. О потребительском кредите (займе): фе-дер. закон от 21.12.2013 г. № 353-ф3 (ред. от 03.07.2016 г.) // Рос. газ. 2013. 23 дек.
2. Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ). URL: http://www.msur-info.ru/orgsandcomps/394.
3. О национальной системе защиты прав потребителей: доклад Государственного Совета Российской Федерации // Официальный сайт Международной конфедерации обществ потребителей. URL: http://konfop.ru.
4. Седьмой промежуточный отчет по контракту № FEFLP/QCBS-4.11 «Проведение независимого мониторинга в области защиты прав потребителей финансовых услуг» // Официальный сайт Международной конфедерации обществ потребителей. URL: http://konfop.ru.
5. Вязовская Т.Н., Змиевский Д.В., Лебедева А.А. Досудебное урегулирование гражданско-правовых споров с участием потребителей: необходимость и практическое значение // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 103-105.
СКУРАТОВА Инна Николаевна - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: scuratova2007@yandex.ru.
БКиИАТОУА, Inna Nikolaevna - Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: scuratova2007@yandex.ru.
УДК 343.8
СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ГРУППУ РИСКА
И.Н. Смирнова, Н.В. Семенова
В статье рассматривается организация профилактического воздействия на осужденных из группы риска, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций. Оценивается эффективность этой деятельности и раскрываются основные проблемные вопросы, связанные с недостатками формирования и реализации планов индивидуально-профилактической работы с осужденными из группы риска.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция; осужденные из группы риска; профилактика преступлений; план индивидуально-профилактической работы с осужденным; психодиагностика.
I.N. Smirnova, N.V. Semyonova. STATE OF THE ACTIVITY IN CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTIONS REGARDING CRIME PREVENTION OF PERSONS CONVICTED WITHOUT IMPRISONMENT INCLUDED IN THE RISK GROUP
In article the organization of preventive impact on the convicts from risk group staying on the registry of criminal and executive inspections is surveyed. The efficiency of this activity is estimated and the main problematic issues bound to disadvantages of formation and implementation of plans of individual scheduled maintenance with convicts from risk group reveal.
130
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2017. № 4(30)
Keywords: criminal and executive inspection; convicts from risk group; prophylaxis of crimes; the plan of individual scheduled maintenance with the convict; psychodiagnosis.
В числе приоритетных задач Федеральной службы исполнения наказаний - обеспечение эффективной работы учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания [3]. Применительно к деятельности уголовно-исполнительных инспекций она оценивается по уровню повторной преступности подучетных лиц и уклонений от отбывания наказания. По этой причине, а также в связи с тем, что сохраняется сложный криминогенный состав осужденных, не теряет своей актуальности проблема предупреждения повторных преступлений с их стороны.
Положение об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 г. № 729, в качестве одной из основных задач уголовно-исполнительных инспекций выделяет предупреждение преступлений и иных правонарушений среди осужденных, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Положение обязывает уголовно-исполнительные инспекции проводить комплекс мер, воздействующих на причины преступлений и правонарушений, а также на лиц и социальные группы, которые эти явления и причины породили. В подп. «к» п. 7 Положения прямо указывается, что основной обязанностью уголовно-исполнительных инспекций является «выявление причин и условий, способствующих совершению осужденными повторных преступлений, нарушений общественного порядка, трудовой дисциплины, и принятие мер по их устранению» [1].
Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности [5; 6]. Особого подхода требуют осужденные из группы риска, личные характеристики которых объективно свидетельствуют о возможности совершения ими в будущем преступного деяния. Согласно методическим рекомендациям по осуществлению профилактической работы с осужденными без изоляции от общества, включенными в группу риска, в нее обязательно должны входить:
- осужденные несовершеннолетние; совершившие преступления против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних;
- неоднократно ранее судимые (два и более раза) и отбывавшие наказание в местах лишения свободы;
- признанные больными наркоманией, к ко-
торым применена отсрочка отбывания наказания; нарушители порядка и условий отбывания наказаний.
Практика свидетельствует о том, что тщательное определение лиц, склонных к совершению повторного преступления, можно осуществлять как при поступлении приговора суда в уголовно-исполнительную инспекцию (прежние судимости, образовательный уровень, социально полезная занятость, характер совершенного преступления), так и при проведении первоначальной беседы (отношение к совершенному преступлению и наказанию, причины совершения преступления, условия воспитания, взаимоотношения в семье, материальное положение, наличие криминального окружения, социальных проблем и др.). Выявление осужденных, склонных к совершению новых преступлений, осуществляется на основании прогноза поведения по методике «Портрет», соответствующая информация направляется в территориальные органы внутренних дел (далее - ОВД), для усиления контроля за такими лицами налажено взаимодействие с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований. Это позволяет выработать адекватные меры индивидуального воздействия на осужденных.
Профилактическая работа с осужденными из группы риска должна строиться по нескольким направлениям:
- индивидуально-профилактическая работа, оказание помощи в социальной адаптации;
- своевременное принятие мер реагирования к нарушителям условий и порядка отбывания наказания;
- привлечение к профилактической работе разных специалистов (наркологов, психиатров, специалистов центра занятости населения, сотрудников органов опеки и попечительства, представителей общественных организаций).
Результативность реализуемых мероприятий можно оценивать по таким критериям:
- у осужденного выработалось стойкое негативное отношение к совершенному им преступлению, кроме того, он осознал справедливость назначенного наказания;
- в полном объеме исполнял возложенные на него обязанности; был занят общественно полезной деятельностью, в том числе стремился к повышению образовательного и профессионального уровня;
- имеет хорошие жизненные перспективы, устойчивую связь с семьей и иным социаль-
ным окружением, способным оказать на него положительное влияние;
- позитивно относится к предупредительно-профилактическому воздействию, последнее показало эффективность;
- занимается самовоспитанием;
- не совершил повторного преступления или иных правонарушений.
Проведенное исследование позволило выделить ряд недостатков формирования и реализации планов индивидуально-профилактической работы с осужденными из группы риска (предусматривают оказание психологической, социальной помощи, совместные с сотрудниками полиции проверки осужденного по месту жительства и иные мероприятия с учетом особенностей личности осужденного):
- мероприятия дублируют требования уголовно-исполнительного законодательства в сфере осуществления контроля и исполнения наказания;
- сроки исполнения мероприятия не всегда устанавливаются с учетом объективной возможности их исполнения, с указанием конкретных дат;
- к индивидуально-профилактической работе с осужденными не везде активно привлекаются иные субъекты профилактики;
- организуемые совместные мероприятия в ОВД иногда не носят систематического характера;
- не везде осужденные из группы риска направляются к психологу для проведения с ними психопрофилактической и психокоррек-ционной работы;
- деятельность по оказанию содействия в социальной адаптации не имеет всестороннего характера, к ее реализации активно не привлекаются общественные организации;
- при реализации мероприятий по исправлению подучетных лиц допускается формальный подход, что, в свою очередь, не способствует решению задачи по предупреждению повторных преступлений осужденных.
Большое значение в профилактике имеет деятельность психологов ФКУ УИИ, которые реализуют ряд основных функций [2]:
- диагностическую (психологический диагноз и написание психологического портрета на основании всестороннего изучения личности для выявления и описания ее индивидуальных психологических особенностей, выявления лиц, относящихся к «группе повышенного внимания» и требующих постановки на профилактический учет психолога, и др.);
- консультативную (оказание психологической помощи в решении личных психологических проблем, актуализация внутренних ре-
зервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации и саморазвитии);
- психокоррекционную (целенаправленное изменение социально-психологических установок и ценностных ориентаций осужденного, формирование необходимых навыков и умений в сфере общения, коррекция и развитие системы отношений личности, повышение устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам и др.).
Не вызывает сомнений, что особая категория - несовершеннолетние, которых отличает неустойчивость мировоззрения, слабость воли и противоречивость характера, что, в свою очередь, объясняет отсутствие у них намерения позитивного изменения своей личности [7]. В связи с этим такие лица требуют иного подхода к организации психокоррекционного процесса, этапы которого подробно представлены в специальной литературе и предусматривают: установление психологического контакта с подростком, исследование его проблем, поиск способов решения проблем, формирование психологом коррекционной программы и обсуждение ее с подростком, реализацию намеченной программы и оценку эффективности проведенной работы [4].
С учетом изложенного своевременное составление (обновление) списков лиц, входящих в группу риска, индивидуальный и плановый характер профилактического воздействия на них, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, систематический контроль за проведением предупредительно-профилактической работы с осужденными позволят не допускать с их стороны повторных преступлений, нарушений условий и порядка отбывания наказания.
Список литературы
1. Об утверждении положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности: постановление Правительства Рос. Федерации от 16.06.1997 г. № 729.
2. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 12.12.2005 г. № 238.
3. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2015 году и задачах на 2016 год: приказ ФСИН России от 25.03.2016 г. № 204.
4. Колесникова З.А. Психологическое сопровождение лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы: учеб. пособие. Вологда, 2010.
132
вестник Российского университета кооперации. 2017. № 4(30)
5. Курс советской криминологии: Преду- причин и разработке мер предупреждения пре-преждение преступности / под ред. И.И. Карпец ступности. М.: Юрид. лит., 1977.
[и др.]. М.: Юрид. лит., 1986. 7. Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Пенитенциар-
6. Теоретические основы предупреждения ная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. преступности / В.В. Клочков [и др.]; отв. ред. Рязань, 2003.
В.К. Звирбуль [и др.] // Всес. ин-т по изучению
СМИРНОВА Ирина Николаевна - доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры организации режима и оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе. Псковский филиал Академии ФСИНРоссии. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@mail.ru.
СЕМЕНОВА Наталья Владиславовна - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса. Псковский государственный университет. Россия. Псков. E-mail: irina_smi69@ mail.ru.
SMIRNOVA, Irina Nikolaevna - Doctor of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Organization of the Mode and Operational Search Activity in a Penal Correction System. Pskov branch of FSIN of Russia Academy. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.
SEMYONOVA, Natalya Vladislavovna - Senior Teacher of the Department of Civil Law and Process. Pskov State University. Russia. Pskov. E-mail: irina_smi69@mail.ru.
УДК 352.075:35.086
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНА ИЗ МЕР МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Ю.С. Смирнова
В статье рассмотрены основные вопросы юридической ответственности в системе местного самоуправления: ответственность главы муниципального образования перед населением и государством, основания для удаления главы муниципального образования в отставку, понятие и основания процедуры «отрешения», основания и последствия применения уголовной ответственности в отношении главы муниципального образования.
Ключевые слова: муниципальное образование; глава муниципального образования; ответственность главы муниципального образования; отрешение; отставка; муниципально-правовая ответственность.
Yu.S. Smirnova. THE RESPONSIBILITY OF THE HEAD OF THE MUNICIPAL FORMATION AS A MEASURE OF MUNICIPAL-LEGAL LIABILITY
The article considers main issues of legal responsibility in the system of local self-government: responsibility of the head of municipal formation of the population and the state, grounds for removal of the head of municipal Union in resignation, the definition and grounds for the «removal» procedure, grounds and consequences of implications of criminal liability in relation to the head of the municipal formations.
Keywords: municipal unit; head of the municipality; responsibility of the head of the municipality; dismissal; resignation; municipal and legal responsibility.
Федеральным законом от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплена возможность учреждения в муниципальных образованиях, в соответствии с их уставами, должностей глав муниципальных образований как выборных должностных лиц, организующих деятельность всех органов
местного самоуправления по осуществлению местного самоуправления на территориях муниципальных образований [3]. В соответствии с этим законом глава может избираться как гражданами, так и представительными органами муниципальных образований на конкурсной основе. По результатам таких конкурсов он может также возглавить местную администрацию.