УДК 343.81
И. Н. Смирнова, И. С. Минаева
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ДРУГИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ
ОТ ОБЩЕСТВА
Рассматриваются основные проблемы, возникающие в сфере взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел по предупреждению повторных преступлений подучетных лиц. Обосновываются меры, направленные на повышение эффективности этого направления деятельности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, органы внутренних дел, осужденные без изоляции от общества, уровень повторной преступности, предупреждение повторных преступлений.
Среди приоритетных направлений функционирования уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) организация их совместной работы с органами внутренних дел (ОВД) по предупреждению повторных преступлений подучетных лиц, правовое обеспечение которого в последнее время достаточно регламентировано (изданы совместный приказ Минюста России и МВД России от 4 октября 2012 г. № 190/912 «Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений», приказ МВД России от 30 июня 2012 г. № 657 «О внесении изменений в порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. № 818», приказ Минюста России и МВД России от 6 сентября 2012 г. № 178/851 «Об утверждении Положения об оперативном обмене информацией о состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и филиалах лицах, обратившихся с ходатайствами о помиловании»). Исследование свидетельствует о том, что в настоящее время в территориальных органах ФСИН России и МВД России имеется широкая практика совместных выездов в подчиненные подразделения для проверки их деятельности, оперативного устранения выявленных недостатков в организации взаимодействия, распространения передового опыта [1]. Современное состояние организации взаимодействия, проблемные вопросы и повышение его эффективности рассматриваются на всероссийских совещаниях начальников УИИ [2], затрагиваются в обзорах ФСИН России.
Внешнему взаимодействию в рамках предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны осужденных без изоляции от общества ранее также уделялось особое внимание. Так, после перехода УИИ в ведение Минюста России указанием ГУИН Минюста России [3] было рекомендовано планировать работу управленческого звена и учреждений на основе детального изучения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также результатов служебных расследований; повысить требовательность к сотрудникам УИИ за состояние индивиду-
альной работы с осужденными, особенно с нуждающимися в усиленном контроле и воспитательном воздействии, нарушителями порядка отбывания наказания, предлагалось изучить организацию работы УИИ по предупреждению рецидивной преступности осужденных без изоляции от общества и их взаимодействию с ОВД, ввести в практику подготовку совместных приказов, указаний, обзоров и рекомендаций, проведение проверок и оказание практической помощи; разработать и ввести в практику систему информационно-аналитического обеспечения деятельности УИИ; организовать системную профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников УИИ, для чего активно использовать возможности учебных заведений ОВД.
Изучение практики функционирования УИИ показывает, что пробелы правового регулирования деятельности УИИ особо остро проявились при передаче УИИ в УИС Минюста России, поскольку сотрудники были вынуждены пользоваться нормативными актами, которые приняты МВД России. Произошло отстранение ОВД от работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы. В связи с этим возникла необходимость как правовой регламентации взаимодействия УИИ с ОВД (нужна, например, была совместная инструкция о взаимодействии УИИ и ОВД), так и организационного обеспечения исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества. Необходимо было создать требуемую материально-техническую базу для УИИ, т. е. закрепить за сотрудниками собственные служебные помещения, поскольку фактически сотрудники УИИ продолжали оставаться в помещениях ОВД, обеспечить их транспортом, средствами связи и мебелью. В противном случае продолжилось бы ущемление прав УИИ на административно-хозяйственном уровне со стороны ОВД, снижение уровня взаимодействия ОВД и УИИ, что не могло не сказаться на конечных результатах совместной работы по предупреждению повторных преступлений подучетных лиц, ухудшился бы обмен оперативной информацией о противоправных намерениях осужденных, инспекции не выступали перед руководителями горрайорганов внутренних дел с инициативными предложениями о совместной работе, редко участвовали в проверках и спецоперациях милиции по контролю за поведением осужденных, образом их жизни. Подобная ситуация осложнялась и тем, что нагрузка на каждого сотрудника инспекции в 3-4 раза превышала значения, выработанные мировой практикой, в связи с чем, как справедливо указывалось на основе хронометража рабочего дня сотрудника, в его деятельности преобладал бумажно-канцелярский уклон, на непосредственное общение с подучетным лицом оставалось совсем незначительное время [4, с. 5-6, 45].
Вместе с тем, в регионах были и положительные примеры совместной деятельности инспекций и ОВД. Так, территориальные органы оказывали инспекциям практическую и методическую помощь в организации взаимодействия с ОВД, прокуратурой и судами, направляли обзоры о положительном опыте и методические рекомендации по устранению причин и условий, способствующих совершению повторных преступлений, на коллегиях территориальных органов УИС рассматривались результаты работы, заслушивались отчеты руководителей инспекций и отделов (отделений) по их руководству, организовывались совместные с МВД, ГУВД, УВД коллегии и совещания-семинары по вопросам контроля за поведением и образом жизни подучетных лиц, распоряжением начальника территориального органа УИС руководителям УИИ было вменено в обязанность сообщать в дежурную часть о фактах совершения осужденными преступлений. Например, в Краснодарском крае еще
в 1999 г. было издано совместное указание краевого суда, ГУВД и ГУИН, согласно которому в секретариатах УВД-ОВД и в окргоррайсудах заведены специальные журналы регистрации решений судов в отношении осужденных без лишения свободы. Благодаря этому, сохранился порядок прохождения входящей и исходящей корреспонденции инспекций через секретариаты горрайорганов внутренних дел, с установленной периодичностью осуществлялась взаимная сверка направленных судами и поступивших на исполнение в инспекции приговоров, что позволило обеспечить контроль за своевременным поступлением и исполнением приговоров, исключение случаев их утраты [5].
На региональном уровне, как показал проведенный опрос, респондентами которого выступили практические работники — сотрудники филиалов ФКУ УИИ (Республики Карелия, Удмуртия, Татарстан, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Белгородская, Нижегородская, Орловская, Самарская, Ростовская, Ярославская, Костромская, Тульская, Тверская, Ленинградская области, г. Санкт-Петербург), реализация превентивных мероприятий осуществляется по конкретным направлениям деятельности: обеспечение взаимодействия МВД и территориальных органов ФСИН России по предотвращению правонарушений и повторных преступлений со стороны лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества; профилактика наркомании и предупреждение наркопреступности в регионе; организация и проведение воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с лишением свободы; профилактика, лечение и реабилитация больных наркологического профиля; предупреждение и профилактика повторных преступлений и иных правонарушений среди осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества.
Согласно официальным данным ФСИН России, в большинстве субъектов Российской Федерации осуществляются взаимный обмен информацией, взаимодействие УИИ с патрульно-постовыми службами, участковыми уполномоченными полиции, подразделениями по делам несовершеннолетних, регулярно проводятся спецоперации, рейды по проверке образа жизни осужденных и выявлению лиц, скрывшихся от контроля УИИ. Вместе с тем, как свидетельствует исследование, в организации взаимодействия с ОВД в регионах выявляются определенные недостатки, связанные с нарушением Регламента взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: несвоевременное направление со стороны территориального органа МВД России информационно-аналитических материалов о состоянии взаимодействия по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными; несвоевременное направление со стороны территориального органа МВД России предложений по совершенствованию работы; несвоевременное информирование УИИ о возбуждении уголовного дела в отношении осужденных; осуществление контроля со стороны ОВД за поведением не всех осужденных; несвоевременное направление в УИИ информации о совершении осужденным административного правонарушения; ненаправление в УИИ со стороны ПДН обобщенной справки о результатах проведения с несовершеннолетними осужденными профилактической работы при достижении ими восемнадцатилетнего возраста. Как показывают материалы проведенных служебных проверок, по фактам совершения повторных преступлений, имеются факты ненадлежащего контроля за
поведением осужденных, в частности, отсутствует контроль сотрудников филиалов за исполнением осужденными обязанностей, кроме того, нет рапортов участковых уполномоченных полиции о проверке осужденных по месту жительства и проводимой с ними профилактической работе либо они имеют формальный характер.
Для улучшения информационного обеспечения оперативно-служебной деятельности 18 декабря 2012 г. подписано Соглашение между ФСИН России и МВД России об обмене информацией в электронном виде. На проблемные вопросы планирования деятельности УИИ, в том числе совместной, указывалось и ранее. По данным ФСИН России, в ряде регионов мероприятия, связанные с организацией межведомственного взаимодействия по профилактике преступлений лиц, состоящих на учете УИИ, отсутствовали в комплексных планах взаимодействия территориальных органов ФСИН России и МВД России. По результатам проверок качества и полноты проводимых с осужденными профилактических мероприятий к дисциплинарной ответственности привлечены сотрудники УИИ за ненадлежащий контроль за поведением осужденных, состоящих на учете УИИ, со стороны подразделений ОВД — участковые уполномоченные полиции [6].
Вместе с тем, во многом благодаря совместным усилиям, удалось добиться ежегодного снижения уровня повторной преступности осужденных, состоящих на учете УИИ. По итогам 2015 г. этот показатель составил 1,49 % [7] (в 2014 г. он был 1,8 %, 2013 г. достигал 2,07 %).
По мнению опрошенных нами сотрудников УИИ, необходимо:
1) устранить формализм при проведении профилактической работы с подучет-ными лицами, который объясняется, с одной стороны, отсутствием учета личности осужденных, совершающих повторные преступления, с другой — слабым контролем за исполнением осужденными возложенных на них обязанностей и установленных ограничений;
2) повысить уровень обмена оперативной информацией между филиалами УИИ и подразделениями ОВД о лицах, состоящих на учете (своевременное поступление информации о возбуждении уголовных дел и о совершении осужденными административных правонарушений; недопущение поступления с запозданием запросов из отделов дознания на предоставление характеристики в отношении осужденных, уже снятых с учета УИИ, в связи с совершением повторного преступления в период отбывания наказания; проведение совместных совещаний с начальниками пунктов полиции о результатах служебной деятельности, недопущение предоставления характеристик, имеющих поверхностный характер, обеспечение их соответствия реальному состоянию дел);
3) повысить уровень профессиональной подготовки сотрудников УИИ в организации индивидуальной работы с подучетными лицами (в регионах организуются циклы лекций, групповые дискуссии с сотрудниками УИИ, направленные на психологическое просвещение, обучение методам эффективного воспитательного воздействия на личность осужденных, что, безусловно, положительно скажется на качестве воспитательно-профилактической работы).
В целях выработки эффективных мер предупреждения преступлений и других правонарушений осужденных без изоляции от общества необходимо, в частности, осуществлять тщательный всесторонний анализ причин и условий совершения поду-четными лицами повторных преступлений, а также личности осужденных. Практика
показывает, что важно выявлять осужденных, подлежащих индивидуально-профилактическому воздействию, что можно сделать в ходе повседневной деятельности УИИ, в том числе в рамках взаимодействия с ОВД, предприятиями, организациями местами учебы осужденных, получения информации из медицинских учреждений о прохождении лечения от наркомании или алкоголизма, в ходе бесед с родственниками и иным окружением осужденного.
Для повышения эффективности и упорядочения действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории региона, в исследованных нами регионах определен порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других органов и организаций, занимающихся вопросами защиты прав детей, в работе с несовершеннолетними семьями, находящимися с в социально опасном положении, проживающими на территории региона. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, проживающими на территории региона, состоит из нескольких этапов: выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; постановка несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, на учет в муниципальную базу данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; разработка планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; проведение такой работы; контроль за реализацией планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; анализ исполнения этих планов (при этом важно осуществлять анализ эффективности применяемых индивидуальных профилактических мер, происходящих изменений жизнедеятельности несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении; в случае необходимости корректировать эти планы для достижения наилучших результатов); снятие с учета в муниципальной базе данных несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении.
Среди совместных мероприятий, которые могли бы способствовать укреплению правопорядка на обслуживаемых территориях, пресечению противоправного поведения подучетных лиц, снижению уровня повторных преступлений, можно назвать, например:
1) ежеквартальные сверки с информационными центрами с целью проверки осужденных на привлечение к уголовной и административной ответственности;
2) взаимодействие с подразделениями ГИБДД по линии исполнения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, транспортной полицией;
3) участие представителей УИИ и ОВД в заседании Межведомственной комиссии по профилактике преступлений и правонарушений при администрации в регионе и на координационных совещаниях в прокуратуре, где рассматриваются вопросы контроля за осужденными, состоящими на учете УИИ;
4) ежемесячное обновление списков осужденных и направление участковым уполномоченным полиции, в подразделения по делам несовершеннолетних, ОУР для проведения сверки и отработки на причастность к нераскрытым преступлениям,
а также проведения профилактической работы по предотвращению совершения повторных преступлений.
Особый подход необходим к организации и проведению профилактической работы с осужденными за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних: она должна состоять в индивидуальной психокоррекции, где акцент делается на интенсивной проработке преступлений, развитии способностей к регулированию импульсивности, формировании уважения к половой неприкосновенности другого человека. В отношении их необходимо: систематически проверять на предмет привлечения к уголовной и административной ответственности по учетам информационных центров МВД России; сотрудниками филиалов ФКУ УИИ совместно с участковыми уполномоченными полиции проводить профилактические рейды по месту их жительства, в том числе в ночное время, кроме того, осуществлять их проверку по месту учебы или работы; регулярно направлять запросы в психоневрологические диспансеры, районные больницы на предмет выявления осужденных, состоящих на соответствующих учетах; регулярно проводить профилактические беседы.
С учетом изложенного в дальнейшей работе в указанном направлении начальникам территориальных органов необходимо:
1) организовать эффективный контроль за выполнением плановых и основных показателей деятельности филиалов ФКУ УИИ;
2) обеспечить укрепление взаимодействия с ОВД по предупреждению преступлений и иных правонарушений осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества;
3) продолжить участие в реализации региональных программ (подпрограмм) по профилактике правонарушений, направленных на социальную адаптацию лиц, осужденных без изоляции от общества;
4) организовать участие в принятии мер по активизации формирования региональных сегментов Национальной системы комплексной реабилитации и ресоци-ализации наркопотребителей, а также в рассмотрении на заседаниях региональных межведомственных комиссий по профилактике правонарушений вопросов об эффективности реализации механизмов, предусмотренных Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8];
5) провести дополнительные тематические занятия в системе служебной подготовки с личным составом по изменениям в законодательстве, касающимся деятельности.
Реализация указанных мер, на наш взгляд, будет способствовать дальнейшему снижению уровня повторных преступлений со стороны подучетных лиц и, соответственно, повышению эффективности деятельности УИИ.
Литература
1. Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2014 году: обзор ФСИН России.
2. Решение VI Всероссийского совещания начальников уголовно-исполнительных инспекций территориальных органов ФСИН России: утв. врип заместителя директора ФСИН России 23.06.2015 г.
3. О мерах по улучшению деятельности уголовно-исполнительных инспекций: указание ГУИН Минюста России от 23 марта 2000 г. № 18/15/3-15.
4. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не связанных с изоляцией от общества: метод. пособие / Под ред. О. В. Филимонова. М., 2001. 137 с.
5. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций за 1999 год: обзор.
6. О взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел: обзор ФСИН России.
7. Об объявлении решения коллегии Федеральной службы исполнения наказаний об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2015 году и задачах на 2016 год: приказ ФСИН России от 25 марта 2016 г. № 204.
8. См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ФЗ // Собрание законодательства Рос. Федерации. 2013. № 48. Ст. 6161.
Об авторах
Смирнова Ирина Николаевна — доктор юридических наук, профессор кафедры правоохранительной, правозащитной деятельности, уголовного права и процесса, юридический факультет, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: irina_smi69@mail.ru
Минаева Ирина Сергеевна — аспирант, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: irina_smi69@mail.ru
I. N. Smirnova, I. S. Minaeva
PROBLEMS OF ORGANIZATION OF JOINT ACTIVITY OF CRIMINAL-EXECUTIVE INSPECTIONS WITH THE BODIES OF INTERNAL AFFAIRSIN THE FIELD OF PREVENTION OF CRIMES AND OTHER OFFENCES CONVICTED WITHOUT ISOLATION
FROM SOCIETY
Examines the major issues arising in the field of interaction between criminal-Executive inspections of the internal Affairs bodies for the prevention of repeated offences of registered persons. Substantiated measures aimed at improving the efficiency of this activity.
Key words: criminal-Executive inspection, internal Affairs bodies, persons convicted without isolation from society, the level of repeat crime, the prevention of repeated crimes.
About the authors
Smirnova Irina Nikolaevna, Doctor of Juridical Sciences, Professor of Law Enforcement, Advocacy, Criminal Law and Procedure, Faculty of Law, Pskov State University, Russia.
E-mail: irina_smi69@mail.ru
Minaeva Irina Sergeyevna, Postgraduate student, Pskov State University, Russia. E-mail: irina_smi69@mail.ru