УДК 343.81
Б. Б. Казак, Н. О. Каратаев
О ПРОБЛЕМАХ ВНЕШНЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОВТОРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ОСУЖДЕННЫХ БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА
Рассматривается состояние внешнего взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных без изоляции от общества. Формулируются предложения по ее совершенствованию.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, осужденные без изоляции от общества, уровень повторной преступности, причины повторных преступлений, взаимодействие, предупреждение повторных преступлений.
Анализ практики функционирования уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) показывает, что нередко низкий уровень их внешнего взаимодействия является одной из основных причин недостаточной эффективности деятельности [1]. Вместе с тем, в литературе отмечается, что структура, динамика и география распространения преступности предполагает комплексное планирование предупредительной деятельности в целом и применительно к решению ее субъектами отдельных задач, организационные меры по взаимодействию, субординацию их задач как единого механизма целостной системы [2, с. 103-104].
Реализация основной задачи УИИ — предупреждение преступлений и иных правонарушений лиц, состоящих на их учете, предполагает комплекс мероприятий, в том числе оказание социальной помощи осужденным без изоляции от общества, поскольку, как верно отмечается, именно предупредительные, а не карательные меры позволяют добиться предупреждения со стороны осужденных повторных преступлений [3, с. 16-19].
Основа эффективного функционирования УИИ — объединение возможностей и усилий каждого сотрудника на достижение общих целей. Именно по этой причине организацию взаимодействия можно считать одной из основных функций управления. Взаимодействие как функция управления с точки зрения структурно-логического анализа включает в себя:
- субъекты взаимодействия (выбираются в зависимости от тех задач (целей), решить которые необходимо в процессе его осуществления, а также в зависимости от роли, отводимой в этом процессе оппоненту);
- цели взаимодействия;
- механизм реализации функций.
Суть взаимодействия заключается в совместной деятельности (направленной на решение общих задач [целей]) конкретных органов, должностных лиц, занимающих при этом равноправное положение. Во взаимодействии должны участвовать, как минимум, два субъекта, каждый из которых должен ясно осознавать, что он является субъектом взаимодействия и выполняет возложенные функции совместно с другим субъектом. Из этого положения вытекает следующее условие — общность целей и задач для всех участников взаимодействия, в противном случае теряется смысл взаи-
модействия, поскольку каждый из участников выполняет иные по отношению к другому задачи или достигает иных целей, делает это самостоятельно, следовательно, ни о каком взаимодействии не может быть и речи.
Основой для решения проблем, связанных с взаимодействием УИИ и других органов, выступают принципы — основные положения, в соответствии с которыми осуществляется конкретный вид деятельности.
Так, принцип законности закреплен в Конституции Российской Федерации. В п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации указано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». В своей деятельности УИИ руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и Положением об уголовно-исполнительных инспекциях.
Принцип компетенции означает, что в пределах своей компетенции любая из взаимодействующих сторон самостоятельна и имеет возможность принимать по своему усмотрению любые решения, связанные с использованием собственных сил и средств и на каких угодно условиях. Однако, в процессе взаимодействия они не должны ущемлять инициативу друг друга. Попытки одного из субъектов заимствовать те или иные приемы и методы, не характерные для них, а также решать возникающие вопросы лишь собственными силами, выходящими за рамки компетенции, не только не дадут положительного результата, но и приведут к нарушению законности. Соблюдение этого принципа в деятельности УИИ создает необходимые условия для ее объективной оценки, позволяет выделить лиц, ответственных за решение конкретных задач, способствует результативности функционирования УИИ по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества, а также меры пресечения в виде домашнего ареста.
Принцип научности находит свое отражение в содержании различных аспектов функционирования УИИ, то есть он не является специфическим только для рассматриваемого вида деятельности (однако он имеет свои особенности, свою сферу применения — организацию деятельности УИИ). Он предусматривает использование в совместной деятельности последних достижений науки, научной организации труда сотрудников, активное внедрение инновационных технологий.
Принцип максимального использования возможностей взаимодействующих субъектов предусматривает предварительное изучение, учет сил и средств, имеющихся в распоряжении взаимодействующих субъектов, а также ожидаемого результата их деятельности. Реализация этого принципа связана с прогнозированием, которое рассматривают как процесс или результат предсказания тех или иных фактов, событий, явлений, величин, которые станут известны лишь в будущем по отношению к моменту времени, в котором создается прогноз.
В зависимости от того, организуется совместная деятельность сторон, относящихся к одной службе, органу, учреждению или разным, выделяют организацию внутреннего и внешнего взаимодействия. В своей работе УИИ взаимодействуют с подразделениями ОВД, администрацией предприятий, учреждений и организаций, в которых работают осужденные, органами местного самоуправления, прокуратуры, судами и общественными объединениями.
При организации внешнего взаимодействия УИИ следует исходить из ряда факторов, приведенных ниже.
1. Практические работники в регионах в числе причин повторных преступлений подучетных лиц в первую очередь называют отсутствие работы у осужденных, ведь повторные преступления совершают в основном лица, не имеющие длительное время постоянного места работы и соответственно стабильного источника средств к существованию, злоупотребляющие спиртными напитками. Практика показывает, что у осужденных слабая мотивация трудиться и одновременно с этим достаточно большие запросы к материальной оценке своего труда, завышенная самооценка личного профессионального потенциала, нежелание брать ответственность как за себя, так и за других лиц. Различные исследования подтверждают, что «.. .высокому уровню имущественного благосостояния и экономической свободы обычно сопутствуют и наиболее интеллектуальные и изощренные формы преступных посягательств на собственность.» [4, с. 134].
2. Отмечается достаточно сложный криминогенный состав осужденных без изоляции от общества, несмотря на снижение уровня повторных преступлений по-дучетных лиц с 1,8 % в 2014 г. до 1,49 % — в 2015 г. Так, в 2015 году в отношении 12,9 тыс. осужденных были возбуждены уголовные дела за совершение повторного преступления после постановки на учет УИИ, в 2014 г. — в отношении 16,7 тыс. [5].
3. Недостаточно эффективная работа в сфере профилактики со стороны органов внутренних дел (ОВД), УИИ, недостаточное взаимодействие между ними. В регионах отмечается, что взаимодействие органов и учреждений УИС и ОВД организовано недостаточно эффективно: нередки случаи представления фиктивных сведений о проведении мероприятий по контролю за условно осужденными; продолжают иметь место факты несвоевременной постановки несовершеннолетних на учет в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, в результате чего с такими подростками не в полной мере осуществляется работа по предотвращению совершения общественно опасных деяний; имеются случаи проверок по месту жительства умерших и лиц, которые на момент проверки отбывали наказание в местах лишения свободы либо содержались под стражей; в нарушение требований федерального законодательства при постановке на учет и снятии с учета названных граждан, не всегда направляются соответствующие уведомления в территориальные органы Федеральной миграционной службы; сотрудниками УИИ не обеспечивается должный контроль за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом обязанностей и запретов, не проводятся проверки в течение длительного времени по месту жительства, имеют место нарушения, связанные с учетом осужденных, отсутствуют сведения в личных делах осужденных, связанные с трудоустройством, сведения обо всех периодах работы осужденных и произведенных удержаниях, справки о совместных с ОВД проверках.
4. Сотрудники УИИ обращают внимание на отсутствие у человека социальных знаний, умений и навыков, что приводит к негативным последствиям. В случаях возникновения трудной жизненной ситуации важным является своевременное оказание социальной помощи, в первую очередь несовершеннолетним как особо уязвимой категории осужденных, имеющих в силу переходного возраста неустойчивую психику и неразвитую способность критически оценивать сложившуюся ситуацию. Исходя из анализа практики функционирования УИИ, можно с уверенностью утверждать, что в
настоящее время принятие действенных мер по социальной реабилитации осужденных, систематизация базы реабилитационной работы с такими лицами, совершенствование материально-технической базы филиалов ФКУ УИИ позволят повысить эффективность исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, улучшить результативность контроля за поведением осужденных, будут способствовать их исправлению и, в конечном счете, предупреждению преступлений с их стороны. Требует совершенствования правовое обеспечение в сфере социальной реабилитации осужденных без изоляции от общества, обеспечения трудовой занятости осужденных, развития материально-технической базы филиалов ФКУ УИИ, оказания мер социальной поддержки и социальной помощи осужденным, создания современного механизма оказания помощи в социальной адаптации осужденным без лишения свободы, обеспечения мер по соблюдению конституционных прав осужденных.
Анализ исполнения приговоров к исправительным работам показывает, что достаточно большая часть осужденных имеет исковые требования о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением, поэтому своевременное трудоустройство осужденного позволяет сократить долг и возместить вред, причиненный преступлением, пострадавшему. Для решения этих задач сотрудниками УИИ в соответствии с документами, регламентирующими эту деятельность, при фактическом трудоустройстве осужденных и месте их работы незамедлительно информируется служба судебных приставов.
С учетом проведенного нами анализа практики взаимодействия УИИ решению проблемных вопросов, возникающих при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в регионах могли бы способствовать, как считают сотрудники УИИ, проведение совещаний с представителями службы судебных приставов по вопросу повышения эффективности взаимодействия, как например, в Саратовской области было принято решение продолжить проведение ежеквартальных сверок по лицам, осужденным без изоляции от общества и являющихся должниками по исполнительным листам; активизировать работу по взысканию с осужденных денежных средств за причиненный ущерб в результате повреждений / утраты оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, а также административных штрафов, назначенных постановлением суда по материалам, составленным сотрудниками филиалов ФКУ УИИ.
5. Большое значение имеет социально-психологическое сопровождение осужденных без изоляции от общества, которое имеет своей основной задачей прогноз поведения осужденных, оказание им социально-психологической помощи в решении возникающих проблем.
Совершенствование деятельности УИИ с учетом расширения решаемых ими задач и возложенных на них функций предусматривает активное внедрение инновационных технологий в сфере социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными. Так, в регионах вместо традиционного для российской социальной помощи планирования по направлениям работы (диагностика, коррекционно-разви-вающая работа, профилактика, консультирование) происходит планирование работы в соответствии с запросом клиента. Основанием для организации социальной работы служит CASE (случай), который отрабатывается с помощью комплекса мероприятий, проводимых в тесном взаимодействии единой командой специалистов различ-
ных дисциплин, органов, учреждений для достижения общих целей по улучшению качества жизни клиента, защиты его интересов и прав. Подобная практика имеет ряд положительных моментов в организации социально-психологической работы с несовершеннолетними осужденными, характеризующих уровень взаимодействия УИИ с институтами гражданского общества.
Безусловно, при проведении предупредительно-профилактической работы особое внимание следует уделять несовершеннолетним осужденным, состоящим на учете УИИ. Например, с целью сокращения рецидива преступлений, повышения эффективности социальной и психологической работы с лицами, осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, сотрудникам УИИ следует активно взаимодействовать со школами, в которых обучаются несовершеннолетние осужденные, состоящие на учете УИИ, проводить совместные профилактические беседы с несовершеннолетними, формулировать с помощью психолога педагогам школы рекомендации по индивидуально-воспитательной работе с учетом особенностей под-учетных, что позволит повысить результативность предупредительно-профилактической работы с ними.
Однако, как показывает анализ практики, совместные мероприятия должны организовываться на постоянной основе; нельзя допускать формального подхода к организации совместной работы, поскольку каждый из субъектов взаимодействия (орган, ведомство, организация) решает в первую очередь собственные задачи. Сотрудники филиалов ФКУ УИИ должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и практический опыт. Планы совместных мероприятий территориальных органов ФСИН России, МВД России, ФМС России, ФССП России по осуществлению контроля за поведением лиц, осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, должны носить более конкретный характер, отвечать реалиям дня.
Большой вклад в снижение уровня повторных преступлений осужденных, состоящих на учете УИИ, может внести принятие программ, направленных на оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и содействие их социальной реабилитации. Необходимость разработки и реализации подобных программ обусловлена также следующими причинами: обеспечение общественной безопасности населения; социально-экономическая острота проблемы; межотраслевой и межведомственный характер проблемы; необходимость привлечения к решению проблемы областных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, религиозных и общественных организаций.
В числе мероприятий таких программ следует отметить следующие:
• индивидуальное прогнозирование поведения осужденных без лишения свободы;
• взаимодействие с администрациями поселений по оказанию помощи осужденным, осуществление контроля и поддержки;
• проведение групповых психологических диагностик среди осужденной молодежи, составление социально-психологического образа человека, предрасположенного к совершению преступления;
• оказание бесплатной психологической помощи осужденным без изоляции для общества;
• квотирование рабочих мест для осужденных к исправительным работам;
• оказание помощи несовершеннолетним осужденным без изоляции от общества: обучение, приобретение профессии, трудоустройство, организация отдыха;
• проведение совместных рейдов по месту жительства осужденных, выезды в отдаленные населенные пункты;
• оказание нуждающимся осужденным, имеющим детей (устройство в детские сады, оздоровительные лагеря, оказание медицинской и материальной помощи;
• оказание помощи осужденным, нуждающимся в решении жилищных проблем, восстановлении документов;
• предоставление бесплатного лечения осужденным, состоящим на учете в УИИ, возложенными судом обязанностями пройти курс лечения от алкогольной (наркотической) зависимости;
• оказание содействия осужденным с туберкулезным заболеванием;
• посещение осужденных по месту жительства, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
• посещение осужденных, которым судом отсрочено наказание до достижения ребенком 14-летнего возраста по месту жительства, составление акта о жилищно-бытовых условиях;
• проведение организациям воспитательную работу, где отбывают наказание осужденные к исправительным, обязательным работам и контролирование за поведением на производстве;
• проведение лекций организациям и предприятиям, учебным заведениям на тему «Профилактика правонарушений»;
• выпуск материалов по профилактике правонарушений;
• изготовление социальной рекламы, пропагандирующий здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно-нравственные ценности.
Реализация мероприятий, предусмотренных программами, будет способствовать [6]:
• снижению роста рецидивной преступности;
• расширению сферы оказания социальной помощи лицам, отбывшим наказание в исправительных учреждениях, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества;
• созданию условий, исключающих распространение в обществе криминальной субкультуры;
• созданию системы регламентированных стимулов правопослушного поведения осужденных;
• разработке системы новых исправительных технологий работы с осужденными, основанных на достижениях в области психологии и медицины, педагогики и права;
• созданию условий учреждениям УИС в регионе для профилактики и предупреждения совершения повторных преступлений лицами, осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера.
С учетом изложенного вопрос состояния взаимодействия УИИ с правоохранительными органами в работе по профилактике повторных преступлений осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества, целесообразно рассматривать на координационных совещаниях руково-
дителей правоохранительных органов регионов, на заседании межведомственной комиссии по профилактике правонарушений. Не менее значимым является составление единой карты социального сопровождения осужденных, которую следует согласовывать со всеми заинтересованными субъектами системы профилактики правонарушений.
Таким образом, решение задачи совершенствования деятельности УИИ по оказанию социальной поддержки и помощи осужденным без изоляции от общества должно обеспечиваться наличием соответствующих социально-экономических ресурсов, нормативно-правовой базы и организационного механизма и качественного кадрового обеспечения.
Литература
1. О взаимодействии уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел: обзор ФСИН России.
2. Казак Б. Б., Валеев Т. А. Функциональный механизм противодействия преступности в новых условиях // Закон и право. 2012. № 2. С. 103-104.
3. Смирнова Г. Н. О некоторых проблемах внешнего взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций в целях предупреждения совершения осужденными без изоляции от общества повторных преступлений // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2013. № 1. С. 16-19.
4. Балаян А. Р. Причины и условия, способствующие совершению мошенничества в сфере оборота коммерческого недвижимого имущества // Право и государство: теория и практика. 2009. № 2 (50). С. 134.
5. Об итогах деятельности уголовно-исполнительных инспекций в 2015 году: обзор ФСИН России.
6. Областная целевая программа «Об оказании помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, и содействии их социальной реабилитации» на 2012-2016 годы. [Электронный ресурс]: URL: // www.dob.samregion.ru
Об авторах
Казак Бронислав Брониславович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой правозащитной, правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса, юридический факультет, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: irina_smi69@mail.ru
Каратаев Никита Олегович — соискатель, Псковский государственный университет, Россия.
E-mail: irina_smi69@mail.ru
Серия «Экономика, право и управление». 3/2016
B. B. Kazak, N. O. Karatayev
ABOUT THE PROBLEMS OF EXTERNAL INTERACTION PENAL INSPECTIONS IN PREVENTING RE-OFFENDING CONVICTS WITHOUT
ISOLATION FROM SOCIETY
The state of external interaction penal inspections in preventing re-offending convicts without isolation from society. Formulates proposals for its improvement.
Key words: criminal executive inspection sentenced without isolation from society, re-level crime, the causes of repeated crimes, interaction, preventing re-offending.
About the authors
Kazak Bronislaw Bronislavovich, Doctor of Juridical Sciences, Professor of Law Enforcement, Advocacy, Criminal Law and Procedure, Faculty of Law, Pskov State University, Russia.
E-mail: irina_smi69@mail.ru
Karatayev Nikita, Applicant, Pskov State University, Russia.
E-mail: irina_smi69@mail.ru