ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЛИЦЕЯ
Бакирова З.А., Бакирова А.К.
Башкирский государственный медицинский университет, кафедра педагогики и психологии, г.Уфа
Учебная деятельность в средних учебных заведениях нового образца (лицеи, колледжи, гимназии), где преподавание ведется по более интенсивной программе с привлечением преподавателей ВУЗов, требует от школьников большего нервного напряжения, которое ухудшает функциональное состояние организма.
Целью нашей работы было изучение вегетативно-регуляторных показателей сердечно-сосудистой системы, оценивающих состояние общеадаптивных процессов организма учащихся. Исследование проводилось на базе лицея при Уфимском государственном авиационно-техническом университете, в котором приняли участие учащиеся 10-х классов: 24 девушки и 44 юноши. В качестве методов исследования применялись: электрокардиография с последующей кардиоинтервалометрией, математический анализ сердечного ритма, определение типа поведения по Фридману и Розенману, психологическое тестирование (определение личностной тревожности по Спилбергеру, определение уровня тревожности подростков по Кондашу). Достоверность различия приведенных групп доказана параметрическими методами по Стьюденту и Фишеру с уровнем значимости р < 0,05.
После разделения учащихся лицея на группы с учетом предствленности поведенческого типа А, мы получили соответствующее разделение показателей кардиоинтервалометрии. Тонус парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) возрастает у девушек в группе поведенческого типа А и у юношей в группе В. При типе поведения А наблюдается повышение тонуса симпатического отдела ВНС у юношей, а у девушек при типе В. Показатель адекватности процессов регуляции (ПАРП) у юношей возрастает в группе А по сравнению с группой В; у девушек же, напротив, снижается. В группе лиц с поведением типа АВ значение ПАПР у девушек самое высокое, у юношей промежуточное. Увеличение ПАПР говорит о том, что тонус симпатического отдела ВНС возрастает. Следовательно, в группе лиц с типом А тонус симпатического отдела ВНС возрастает у юношей, а в группе В -у девушек. В группе А вегетативный баланс смещен у девушек в сторону преобладания парасимпатического отдела ВНС, а у юношей - симпатического. Увеличение тонуса симпатического отдела ВНС по показателю индекса напряжения наблюдается у юношей в группе А, у девушек - в группе В и в большей мере в группе АВ. Разделение показателей вегетативного реагирования сердца с учетом показателя реактивной тревожности (РТ), взятого нами за основу, так как он получил наибольшую степень статистического различия среди других показателей тревожности, полученных нами в ходе исследования, следует, что в группе с низкой РТ тонус парасимпатического отдела ВНС возрастает у юношей, а в группе с высокой РТ - у девушек.
Распределение коэффициента экономизации (КЭ) с учетом типа поведения и показателей реактивной тревожности выявило, что группа юношей с коронарным типом поведения осуществляет адаптацию за счет больших трат деятельности сердца, чем лица других групп. Группа АВ имеет промежуточные значения. У девушек отмечается обратная тенденция - выше показатели в группе В, меньше в АВ и несколько ниже в группе А. Из этого следует, что соответственно с характеристикой группы А, т.е. к лицам, предположительно имеющим предпосылки к развитию ИБС, на момент обследования имеют отношение юноши с наиболее высоким КЭ (23%). Из всего сказанного следует, что в лучшем положении находятся девушки со средними значениями КЭ, нормального ИН и высокой тревожностью, в несколько худшем положении находятся девушки с более высоким КЭ, высоким ИН при низкой тревожности, третье место занимают юноши с самым высоким КЭ и нормальным ИН при низкой тревожности и, наконец, в худшем положении находятся юноши с высоким КЭ, низким ИН при высокой тревожности, они составляют 55%. Из них с учетом выявляемого коронарного поведенческого типа А можно выделить 10% юношей из числа обследуемых, попадающих в особую группу риска.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI http ://e-pubmed. org/isu. html.
веке». 2007. Т. веке». 2006. Т. веке». 2005. Т.
9. № 12. URL: 8. № 12. URL: 7. № 12. URL:
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва