СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАРЕЛИЯ
Коваленко А.И., Шевцова Л.И., Швецова Н.В., Дронова С.Н., Стафеев В.Ф.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия,
Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск
Анализ состояния здоровья и влияния факторов образовательной среды проведен на основе материалов территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия по специально разработанной форме. Для исследования выделены следующие группы заболеваний: алиментарно-зависимые заболевания; заболевания, связанные непосредственно с организацией учебного процесса; заболевания, связанные с гиподинамией и уровнем обеспечения учебной мебелью с учетом длины тела. При оценке состояния здоровья использованы распределение детей на группы здоровья, уровень общей заболеваемости, как не стандартизованные, так и стандартизованные показатели. При оценке влияния условий воспитания и обучения на состояние здоровья выделены следующие факторы риска в образовательной среде: санитарно-техническое состояние зданий, качество питьевой воды, микроклимат, освещенность, уровень электромагнитных полей, соответствие учебной мебели антропометрическим показателям обучающихся, состояние эпидемиологического режима учебных занятий. При оценке питания был учтен уровень санитарно-эпидемиологического благополучия, санитарно-техническое обеспечение, охват обучающихся горячим питанием, результаты лабораторного контроля энергетической ценности и содержания витамина С. Оценка состояния здоровья детей и подростков в целом свидетельствует о росте заболеваемости в возрасте от 1 до 17 лет. Во всех возрастных группах первое место занимает II группа здоровья. Выявлено, что состояние здоровья детей лучше в дошкольных образовательных учреждениях по сравнению с детьми и подростками общеобразовательных учреждений. Анализ повозрастных изменений числа детей I группы здоровья выявил наименьший уровень ее у детей 4-6 лет и наибольший уровень в возрастной группе 16-17 лет. Исследование повозрастного темпа прироста Ш группы здоровья установило наибольший уровень у детей начального школьного звена, что свидетельствует об актуальности целенаправленного устранения факторов риска на начальных этапах обучения. Распределение выборочной заболеваемости в связи с выделенными группами риска факторов образовательной среды установило, что в структуре заболеваемости на долю болезней, связанных с организацией учебного процесса, приходится 57% в дошкольных учреждениях и 50% в школах. Алиментарно-зависимые заболевания составляют, соответственно, 31 и 30%, а на заболевания, зависимые от гиподинамии и обеспечения подбора учебной мебели, приходится у дошкольников 12%, у школьников 20%. В связи с различиями в уровне медицинского обеспечения в районах республики была проведена стандартизация показателей заболеваемости детей и подростков в связи с этим фактором. Это позволило нивелировать его при оценке выделенных для исследования факторов риска. Для изучения силы взаимосвязи между исследуемой патологией и факторами риска образовательной среды выполнены расчеты коэффициентов корреляции, которые определили приоритетность оздоровительных мероприятий. По нашим данным, в группе факторов образовательной среды наиболее сильное влияние на здоровье школьников оказывает уровень санитарно-технического состояния (коэффициент корреляции 0,87 (р < 0,05), организация учебного процесса (коэффициент корреляции - 0,82 (р < 0,05), организация питания (коэффициент корреляции - 0,85 (р < 0,05). По материалам данной работы совместно с Министерством образования РК, Министерством здравоохранения и социального развития РК подготовлены проекты приказов о профилактике заболеваемости у детей и подростков Республики Карелия, об улучшении условий образовательной среды, идет подготовка соответствующих инструктивно-методических материалов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2007. Т. 9. № 4.
2. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2006. Т. 8. № 4.
3. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2005. Т. 7. № 4.
4. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2004. Т. 6. № 4.
5. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2003. Т. 5. № 4.
6. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2002. Т. 4. № 4.
7. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2001. Т. 3. № 4.
8. Журнал научных статей. Здоровье и образование в XXI веке. 2000. Т. 2. № 4.
9. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
10. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
11. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
Материалы IX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва
12. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
13. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
14. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 12. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
15. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
16. Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». 2000. Т. 2. № 1. URL: http ://e-pubmed. org/isu. html.
МатериалыIIX международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва