□ □
УДК 348:658 Н.Г. Чиряева
КОНКУРЕНТНЫЕ УСЛОВИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА
На основе изучения новейшей статистической информации выявлены тенденции развития рынка услуг высшего профессионального образования России. Определены важнейшие направления совершенствования управления университетами для повышения их конкурентного статуса и развития образования в интересах экономики и общества.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, университет, рынок, образовательная услуга, конкуренция, конкурентоспособность, развитие, финансирование, управление, эффективность.
В системе высшего профессионального образования в последние годы выявились проблемы и тенденции, влияние которых на деятельность и перспективы развития вузов изучено слабо. К таким проблемам относятся конкурентные отношения, адаптация деятельности вузов к рыночным механизмам управления, эффективность системы управления университетом. Перечисленные проблемы имеют разную степень актуальности в разных университетах, поскольку в последние годы в условиях расширения их прав и возможностей произошла существенная дифференциация вузов по многим направлениям и признакам.
Для высшего профессионального образования, как и для всей системы образования, характерен высокий уровень консерватизма: изменения происходят медленно и в большинстве случаев не обеспечивают тех результатов, на которые рассчитывали при очередном реформировании. Изменения, произошедшие за последние 10-15 лет в российском профессиональном образовании, можно отнести к разряду коренных, имеющих как позитивное, так и негативное значение. Большую роль в формировании негативных проявлений сыграла слабая информированность о взаимовлиянии развития образования и рыночной экономики и неспособность образовательных систем к адаптации за счет эффективных управленческих технологий (по причине их отсутствия и непонимания во многих вузах). К несомненно позитивным изменениям следует отнести формирование конкурентных основ деятельности вузов, что способствует развитию образования и усилению его влияния на общество и происходящие в нем процессы, на развитие экономики и её конкурентоспособность.
Как отмечает B.C. Катькало [1], в современном мире высшее образование превратилось в отрасль рыночной экономики, а университеты - в участников международной конкуренции в отрасли со специально разработанны-
ЧИРЯЕВА Наталья Гавриловна - к.э.н., доцент ФЭИ ЯГУ
ми стратегиями и соответствующими им организационными структурами, реализующими бизнес-модели развития.
Конкурентоспособность страны в современном мире все в большей степени определяется конкурентоспособностью системы образования.
По оценкам Всемирной торговой организации, мировой рынок образования оценивается в 50-60 млрд долларов. Абсолютным лидером на нем являются США, на которые приходится почти четверть мирового финансового образовательного оборота. На долю Великобритании приходится 15%, на Германию и Францию примерно по 10%, Австралию, Канаду и Испанию по 7-8%. Место России составляет десятые доли процента, что свидетельствует о её неконкурентоспособности на этом рынке [2]. В престижном рейтинге THES 2007-го года (200 лучших вузов по оценкам газеты Times) не представлен ни один российский вуз, тогда как в 50-60-е гг. ХХ-го века образование в СССР признавалось американскими исследователями одним из луч-шихв мире [3].
Рынок образовательных услуг в России уже прошел период бурного экстенсивного роста, когда количество вузов и их филиалов за пять лет увеличивалось на 60-70%. При этом число государственных и муниципальных вузов, начинаяс 1990-1991 учебного года, увеличивалось на 10-15 ежегодно (с 514 вузов до 660 на начало 2006-2007 учебного года). За этот же период было создано 430 негосударственных вузов и 532 их филиала [4, 5]. Этот рост имел прежде всего экономические причины: с одной стороны, вузы получили возможность распоряжаться деньгами студентов и были очень заинтересованы в расширении этого источника, а с другой стороны, значительная часть населения смогла выделить из своего бюджета средства на получение высшего профессионального и дополнительного образования.
В 2006 году в вузы России было принято по всем фор -мам обучения 1657,6 человек (в 2,27 раза больше, чем в 1996 году). То есть количество принятых в вузы на 436,3
U 87
тысячи превысило количество получивших в данном году аттестаты о среднем полном образовании [5]. По удельному весу выпускников школ, поступивших сразу после окончания в вузы (около 80%), Россия не отстает от многих стран. Так, в США в возрасте 18-19 лет поступают в университеты 48,9% молодежи (2001 г.), в Японии - 52,3% (2005 г.), в Великобритании - 63,1% (2002 г.) [6].
В 2007 году, по данным Федеральной службы государственной статистики [7], прием студентов в государственные и муниципальные вузы по дневным формам обучения сократился на 25,2 тысячичеловек (на 3,4%), а на заочную форму увеличился на 35,8 тысяч (на 6,6%), что в целом определило рост приема в вузы всего на 0,5%. При сокращении выпускников школ в 2007 году по сравнению с 2006-м годом на 9,4% их уменьшение по сравнению с 2004-м годом составило 21,1% (294 тыс. человек). Ввиду того, что количество выпускников школ к 2010 году сократится более чем на треть и на бюджетной основе смогут обучаться 2 из 3 выпускников школ [8], вузы России для выживания вынуждены будут провести реструктуризацию своей деятельности в направлениях развития дополнительного, последипломного, начального и среднего профессионального образования, а также существенно повысить качество предоставляемых образовательных услуг. Именно качество образования и его цена становятся главным предметом конкуренции между вузами.
Находясь в своего рода пиковой точке по количеству вузов и обучающихся в них студентов, российская система высшего профессионального образования должна искать пути адаптации к быстро меняющейся ситуации.
Для вузов в последние годы сформировались благоприятные внешние предпосылки развития в своем составе среднего профессионального образования. Это связано с углублением диспропорций в структуре подготовки специалистов: если в 1995 году соотношение обучающихся в системе высшего профессионального образования по отношению к обучающимся в системе среднего профессионального образования составляло 1,45, то через десять лет в 2005 году это соотношение составило 2,73 [9]. По экспертным оценкам, вузы численно перекрывают потребность в специалистах вдвое, а средние профессиональные учебные заведения обеспечивают всего 13% потребностей в кадрах.
Если в 1995-96 учебном году на бюджетной основе обучались 87,0% студентов российских вузов, то на начало 2006-2007 учебного года 40,9% студентов. Среди выпускников 2006 года доля обучившихся за счет бюджета составила 43%, а среди поступивших уже 35,3%. Тем не менее в сравнении с 2000 годом в 2007 году количество бюджетных мест в государственных и муниципальных вузах возросло на 170,9 тыс. человек. А количество платных мест увеличилось за тот же период на 1674,9 тыс. человек. В государственных и муниципальных вузах в 2006 году с полным возмещением затрат обучались 51,3% студентов (для сравнения: в 1998 году - 21,8%). [5, с. 110]. Как
сообщил на выступлении в Госдуме по проблемам модернизации профобразования министр образования и науки А. Фурсенко, в 2008 году на 1 тыс. выпускников школ приходилось 207 бюджетных мест, что больше, чем в советские времена [8].
По данным Федеральной службы государственной статистики [7], в 2007 году прием на обучение в государственные и муниципальные вузы сократился по сравнению с 2006 годом на 16,5 тыс. человек или на 2,8%, аудельный вес принятых с полным возмещением затрат на обучение возрос и составил 58,9% от числа принятых. По источникам финансирования бюджетных мест в 2006-2007 году в среднем по стране на федеральный бюджет приходилось 97,3%, на бюджеты субъектов РФ - 2,5%, на местные бюджеты -0,2%.
Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, снижение финансирования обусловлено во многом увеличением количества вузов и разрастанием в них различных структур и направлений подготовки и соответственно необходимостью дележа бюджетных средств между возросшим количеством участников. При этом изменение условий деятельности со стороны самих вузов стало сопровождаться ухудшением финансирования со стороны государства. Внебюджетные деньги воспринимаются многими своего рода бонусом, а не такими же средствами, которые должны идти на повседневную деятельность вуза и его развитие в той же степени, как и бюджетные средства. С другой стороны, удорожание образовательной деятельности является объективным процессом, обусловленным ростом технологической и информационной составляющих, и происходит в мире повсеместно достаточно высокими темпами. Этот процесс можно проследить по сайтам ведущих университетов мира. Оплата за обучение в университетах, например в США, увеличилась за последние двадцать лет в среднем в три раза. Сокращение доли государства в финансировании высшего профессионального образования происходит в мире повсеместно.
В 2007 г., по расчетам В. May и Т. Клячко [10], средняя цена платного обучения превысила 54,5 тыс. рублей, а средний доступный населению России уровень оплаты учебы в вузе составил 45 тыс. рублей. Это свидетельствует о практическом исчерпании возможностей субсидирования бюджетных студентов за счет платных, поскольку расходы на образование из средств консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов в расчете на одного учащегося составили в 2006 г. 56,6 тыс. рублей. Причем высокие темпы роста государственных расходов на одного студента в 6,5 раз в фактических ценах в 2006 г. по сравнению с 2000 г. имели во многом инфляционную составляющую. Результаты расчетов в сопоставимых ценах 2000-го года за тот же период, представленные в официальном издании [5], показывают реальный рост расходов в 2,7 раза.
Средний показатель расходов государства на одного студента рассчитан при больших различиях в уровнях
реальных затрат по регионам и отдельным вузам. Об уров-не этих различий можно судить по табл. 1, в которой приведены средние расчетные показатели стоимости платных
образовательных услуг высшего профессионального образования для студентов, обучающихся «с полным возмещением затрат».
Таблица 1
Средние потребительские цены на услуги профессионального образования по субъектам Российской Федерации
(на конец года; рубли; за семестр)[5]
Государственные и муниципальные вузы Негосударственные вузы
2000 2004 2005 2006 2000 2004 2005 2006
Российская Федерация 7033,7 13949,5 16026,9 18023,7 8310,7 12846,9 15153,2 16319,6
Центральный ФО 8128,9 14612,2 16871,8 18896,2 11734,4 16325,4 19729,0 20174,0
г. Москва 14893,1 23425,4 25263,1 28972,3 23612,5 33555,5 37215,9 37467,9
СевероЗападный ФО 7400,1 14485,4 16717,9 18876,6 8966,5 13574,5 16938,5 19505,1
г. Санкт-Петербург 9126,6 18126,4 20893,5 24493,0 12206,1 19287,5 24934,6 29358,1
Южный ФО 7481,1 13626,3 15587,1 17220,5 4836,8 10669,7 12120,4 13375,5
Приволжский ФО 5775,6 13245.6 14948,8 16874,3 5499,8 10425,8 12006,6 13408,9
Уральский ФО 6674,4 14819,2 16590,5 19244,8 7599,4 11977,0 13653,7 15158,9
Сибирский ФО 6011,6 13078,3 15598,0 17458,2 6164,8 11905,6 13846,0 15269,9
Дальневосточный ФО 8183,0 14538,7 16488,1 18702,1 19008,5 17411,8 18905,0 16143,6
Республика Саха (Якутия) 6541,7 13469,5 16100,3 18324,7 н. д. н. д. н. д. н. д.
На практике при формировании уровня оплаты за обучение во всех типах вузов исходят из региональной платежеспособности и конкурентного статуса вуза, а не из реальных затрат. Например, в Якутском государственном университете обучение одного студента в год обходится в среднем в сумму около 100 тыс. рублей. При этом прием на места с возмещением затрат за обучение ведется с опла-той не более 40 тыс. рублей, то есть с возмещением соответственно не более 40% затрат. Причем из этой суммы в значительной мере производится субсидирование обучающихся в ЯГУ студентов других специальностей, по которым нет значительных поступлений внебюджетных средств.
Как видно из табл. 1, ценовая конкуренция между част -ными и государственными вузами в большинстве регионов себя исчерпала. В среднем по России частные вузы выживают за счет большей гибкости при более низких размерах оплаты за учебу. Вузам, которые не могут снизить цены на свои образовательные услуги и тем самым обеспечить устойчивый приток абитуриентов, необходимо создавать другие конкурентные преимущества.
В соответствии со спросом самый высокий уровень цен сложился на специальности экономического и управленческого направления. В 2007-2008 учебном году абсолютный российский максимум был достигнут в Государственном университете «Высшая школа экономики» и составил 315 тыс. рублей за год обучения в Международном институте экономики и финансов, являющимся структурным подразделением ГУ ВШЭ. Ведущие вузы Москвы и Санкт-Петербурга установили оплату за обучение по наиболее престижным специальностям в среднем на уровне 200-220 тыс. рублей за год. О достижении баланса возможностей оплаты со стороны разных слоев населения и предложения платных образовательных программ в наиболее престижных вузах свидетельствуют отчеты приемных комиссий: при оплате, превысившей 200 тыс. рублей, в этих вузах не всегда выполнялся план коммерческого при -ема, даже если проходной балл был установлен на предельно низком уровне (все оценки 3 по 5-балльной системе), а набор студентов велся с выездом в регионы за 2-3 месяца до общего приема в вузы.
и 89
В России традиционно целевыми ориентирами развития образования являлись количественные показатели и их сопоставление с мировыми уровнями. Но при этом не оценивалось воздействие образования на развитие экономики, общества и самого обучившегося. Высшее и незаконченное высшее профессиональное образование в 2005-м году среди населения в возрасте 25-64 лет имели 24,5%. По этому показателю мы уступаем только Норвегии (30,3%), США (29,6%), Исландии (28,3%) и Нидерландам (25,9%) [5].
По численности студентов на 10000 человек населения Россия к настоящему времени обогнала все наиболее развитые страны мира. В 2005 г. в России этот показатель превысил 514 человек, тогда как в Великобритании он составил 280, в Германии и Японии по 234, США - 450, Канаде -304, Франции - 253 [5]. С 1995 по 2006 годы выпуск специалистов с высшим профессиональным образованием возрос с 403165 до 1255025 человек. Такое стремление населения к образованию привлекает на российский рынок образовательных услуг многочисленных участников из других стран, которые ведут активную работу по привлечению способной молодежи из России в зарубежные университеты. Наиболее активны в этом отношении США, Великобритания, Германия, Финляндия, Швеция, Чехия, Китай, Австралия, Канада, Новая Зеландия.
Получение высшего образования в России отчасти носит ажиотажный характер, как, например, по специальностям экономического и юридического профилей. К настоящему времени в нашей стране на самом высоком конкурентном уровне сформировался рынок образовательных услуг в отношении экономического образования по различным его спецификациям. Экономические специальности открыты в абсолютном большинстве вузов как главные источники внебюджетных финансовых поступлений. В отраслевых технологических вузах на эти специальности стало приходиться от трети до половины приема [11]. В некоторых классических университетах на выпускников по направлению экономика и управление приходится более половины. Например, в Тюменском государственном университете в 2007 г. экономисты и управленцы составили 63% от всех выпускников [12]. Тем не менее перепроизводства специалистов по этому направлению пока нет: с одной стороны, переходный период от централизованной экономики к рыночной резко увеличил спрос на экономистов и управленцев, а с другой стороны, многие получают экономическое образование в дополнение к основному, не планируя работать по этой профессии. Исследования, проведенные А.П. Ешршиным, Н.О. Аблязовой и И.В. Гусь-ковой [13], показали, что реальное перепроизводство специалистов группы «Экономика и управление» произойдет к 2010-му году.
Ведущая роль в системе высшего профессионального образования России принадлежит университетам, которые составляют 33,1% от общего количества аккредитованных вузов (институты 48,9%, академии - 18,0%). На универси-
теты приходится 68,2% студентов, на институты - 15,6%, на академии - 16,3% [14]. Среди государственных и муниципальных вузов университеты всех типов (классические и отраслевые) составляют 52,4%, на них приходится 73,2% студентов [5]. В условиях функционирования рынка образовательных услуг именно университеты столкнулись с огромным количеством разнородных проблем функционирования и отстаивания конкурентных позиций. Если институты и академии имеют в основном один или небольшое количество смежных профилей подготовки, то университеты ведут свою образовательную деятельность по широкому кругу специальностей и направлений, находящихся в различных конкурентных условиях.
В то же время университеты имеют большие преимущества в формировании возможностей для укрепления своих позиций на рынке образовательных услуг. Это подтверждается тем фактом, что среди победителей конкурса вузов, внедряющих инновационные проекты, университеты составили 95%.
Вузы в современных условиях ограничены не только имеющимися у них ресурсами, но и конкурентными факторами рынка образовательных услуг. В результате различных конкурентных действий российское образование, по существу, разделилось на элитное и массовое. А вследствие очень значительного материального расслоения населения и его большой территориальной рассредоточен-ности: на региональное (с высокой степенью доступности широкому кругу абитуриентов) и общероссийское. К региональному сектору можно отнести большинство вузов, контингент обучающихся в которых в абсолютном большинстве составляют жители тех краев и областей, где находится данный вуз. К общероссийскому сектору образования относятся вузы, ориентированные на отбор наиболее способных абитуриентов со всей России. В таких вузах иногородние студенты составляют половину и более от контингента обучающихся.
Общероссийские вузы имеют больше возможностей поднять уровень образования за счет лидерства в разработке новых образовательных программ и возможностей их освоения студентами, обладающими лучшей подготовленностью к овладению знаниями. Вузы-лидеры в профессиональных областях стремятся привлечь к образовательной деятельности со своими студентами лучшие кадры, используя различные мотивирующие факторы и устанавливая высокий уровень заработной платы наиболее квалифицированным специалистам. Так, в ГУ «Высшая школа экономики» введена своя шкала заработной платы: от 1000 $ при заключении начального контракта до 300000 рублей для выдающихся ученых-преподавателей [15].
В 2006 году уровень среднемесячной номинальной заработной платы работников вузов составил 10716,9 рублей и на 53,3% превысил среднюю по отрасли образования. По отношению к средней зарплате в экономике эта сумма составила 100,8%. Тем не менее данная сумма крайне мала и не идет ни в какое сравнение с оплатой труда в зарубежных
университетах. Учитывая то, что в вузах традиционно концентрировались кадры с высоким потенциалом развития и адаптации в различных областях деятельности, их утечка стала закономерным итогом политики заработной платы по тарифной сетке в пределах выделяемого государственного финансирования. Угроза кадровому составу надлежащего качественного уровня не отступила и с расширением внебюджетных источников финансирования вузов в силу преобладания уравнительных и ограничительных принципов, отсутствия мотивационных механизмов и компенсационного менеджмента.
В современных условиях изменилась структура знаний, генерируемых университетами: все в большей степени происходит взаимодействие бизнеса и образования, направленное на решение проблем экономического роста и формирования конкурентных преимуществ. Новые социальные реалии меняют подходы к изучению общественных процессов. Формирующаяся экономика знаний сопровождается усилением противоречия в распределении доходов от использования новых знаний. Реальность такова, что обладатели капиталов получают доходы от использования наукоемких технологий и знаний, к генерации которых они не имеют отношения, а доходы преподавателей и научных сотрудников университетов все в большей степени отстают от доходов тех отраслей, где используются знания выпускников. Эта проблема оказывает все большее влияние на развитие университетов и качество образования в них. В этих условиях организация и оплата труда научно-педагогических кадров в ведущих зарубежных университетах строится таким образом, чтобы для них было привлекательно заниматься как преподавательской, так и научной деятельностью.
Разделение вузов на быстроразвивающиеся и стабильные самым непосредственным образом определяет качество образования в них. Внешние стимулы для развития, обеспеченные государством путем создания привилегированных условий для вузов, победивших в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, способствуют введению конкурентных факторов в систему высшего профессионального образования.
Среди вузов возникло большое расслоение по уровню возможностей привлечения финансовых ресурсов. Это расслоение усиливается тем более, чем значимее деятельность вуза в плане обеспечения качества образования и лидерства в инновационном развитии. В настоящее время в большинстве вузов используется нормативное финансирование, не обеспечивающее многие потребности их нормального функционирования. Предполагается, что остальные ресурсы должны быть привлечены вузами за счет внебюджетных источников: системы коммерческого образования, проведения научных исследований и оказания платных услуг различного характера вплоть до производства промышленной продукции.
Вузы считаются сильными, если их бюджет более, чем на 2/3 формируется за счет внебюджетных средств; средними, если бюджетные и внебюджетные средства близки по объемам, и слабыми, если внебюджетные средства вузов составляют менее 40% финансового обеспечения деятельности [10]. При целевом финансировании для решения крупных задач развития высшего профессионального образования России в рамках реализации национальных проектов даже отдельные факультеты ведущих вузов могут получить крупные суммы (например, факультету менеджмента Санкт-Петербургского университета для создания школы менеджмента российского значения правительством страны выделено на период до 2010 г. около 8 млрд руб.).
Конкурентные основы деятельности вузов распространяются на привлечение студентов с наиболее хорошим уровнем подготовки. Зарубежные вузы стараются привлечь к участию в конкурсе как можно больше студентов, в том числе из других стран. При этом действуют не только коммерческие мотивы, но и стремление поднять планку интеллектуального уровня обучаемого контингента. Университеты идут на различные скидки и грантовую поддержку не только для граждан своей страны, но и для студентов из других стран. Например, Университет Аляски (UAA), США, предоставляет скидку оплаты за обучение более 60% студентам из Дальневосточного региона России (по сравнению с уровнем оплаты для граждан США, не являющихся жителями штата Аляска, и студентов из других стран). Ведущие вузы США завершают прием документов от абитуриентов за 6-8 месяцев до зачисления, что позволяет детально проанализировать вступительную документацию каждого абитуриента и вдумчиво обработать огромное число результатов тестирования для выбора наиболее способных и подготовленных.
Лучшие российские вузы проводят большую работу по отбору выпускников школ через олимпиады вузов и факультетов, через различные формы довузовской подготовки на платной и бесплатной основе (например, на сайтах вузов размещаются тренировочные задания по дисциплинам конкурсных испытаний, системы тестирования в режиме on-line). Ведущие вузы стремятся принять больше иногородних студентов, проявивших способности к профессии и высокий уровень школьных достижений. При этом вводятся ограничения на прием студентов на коммерческой основе: не более 50% от контингента, поскольку переход за этот предел считается опасным для качества обучающихся [15]. Перевод студентов на бюджетные места с коммерческих мест осуществляется только по академическим показателям. В ГУ «Высшая школа экономики» с 2004 года реализуется система скидок до 70% показавшим хорошие результаты при поступлении, но не прошедшим на бюджетные места.
Государственная политика поддержки активно и результативно работающих вузов ведет к тому, что слабые вузы вынуждены будут меняться или уходить с рынка
U 91
образовательных услуг. Рыночные условия ставят вузы в сложное положение, вынуждающее их считаться со многими новыми условиями деятельности. На примере филиалов вузов видно, что далеко не каждый из них смог выжить в условиях конкуренции за абитуриентов и при этом соответствовать государственным лицензионным и аккредитационным требованиям. Количество филиалов всех типов вузов достигло своего максимума (2201) в 2004-2005 учебном году, а затем сократилось, составив на начало 2006-2007 учебного года 1646. При этом количество филиалов негосударственных вузов продолжало расти (с 378 до 532), а количество филиалов государственных и муниципальных вузов уменьшилось за три года на 39% (закрылось 709 филиалов). Такая выживаемость филиалов негосударственных вузов связана во многом с их отраслевой направленностью на подготовку экономистов, юристов, дизайнеров и психологов, различными сокращенными, дистанционными и заочными формами обучения и переподготовки, пользующимися в последние 15 лет ажиотажным спросом, а также с относительно невысоким уровнем требований к студентам и материальному обеспечению учебного процесса. Но дальнейшее существование различных филиалов потребует от них гораздо больших усилий и средств, поскольку благоприятные условия большого притока доходов во многом себя исчерпали.
Открытие экономики России не сопровождалось столь же активной интеграцией в мировое образовательное пространство и столь же масштабными изменениями в подходах к развитию образования. Ректор ГУ «Высшая школа экономики» Я.И. Кузьминов оценивает уровень интеграции российского образование в мировое академическое сообщество в 5% и отмечает, что в лучшем случае всего 710% российских экономистов обладают профессиональными академическими навыками, которые обычны для западных экономистов [15]. В целом наметилось углубление отставания от экономически развитых стран по многим позициям: по индексу конкурентоспособности в 20002005 гг. Россия занимала 64-е место, по рейтингу World Economic Forum - 79-е, по среднедушевому ВВП по паритету покупательной способности - 55-60-е, по индексу развития человеческого потенциала - 60-62-е, по образованию - 30-е [10].
Мировой тенденцией развития стала мобильность студентов и преподавателей и их активность на зарубежном рынке знаний и талантов. Поездки в другие страны служат совершенствованию образования, формированию совместных образовательных программ и осуществлению исследовательских проектов. Численность иностранных студентов достигает в европейских университетах 10% от всех обучающихся, а в России около 1%. Отчасти проблемы интеграции в мировое образовательное пространство решаются путем реализации совместных образовательных проектов, по которым обучается 2,3% российских студентов [14].
Если мобильность российских студентов с переходом на принципы Болонского процесса увеличится, например, до 10%, то российским вузам потребуется восполнить этот контингент за счет привлечения студентов из других стран. При этом для вузов среднего и более низких уровней будет обостряться проблема качества контингента студентов, поскольку выезжать в сильные вузы будут наиболее способные и адаптивные студенты. Для России в настоящее время мобильность носит характер утечки мозгов, не принося желаемого развития на основе нового опыта и новых знаний.
Современная тенденция массового получения высшего образования ведет к его широкой дифференциации и в известной степени к деградации. По экспертным оценкам, от 20 до 30% образовательных программ российских вузов не дают даже минимально необходимых для профессиональной деятельности компетенций [11]. По мнению министра образования и науки А. Фурсенко, хороших вузов в России максимум 10-15%, квалифицированными специалистами из вузов выходят порядка 30% выпускников, еще 30-40% можно доучить, а «остальные люди реально, по-настоящему в высшем образовании не нуждаются. ... Они идут работать по профессии в места, которые высшего образования не требуют» [16]. Если за рубежом обычным является рост доходов в зависимости от уровня образова-ния, то в нашей стране такой массовой зависимости можно считать, что нет.
Стремление людей к высшему образованию в современных условиях целесообразно обеспечивать доступностью его получения в соответствии с потребностями рынка труда и в качестве дополнительного образования по широкому спектру теоретических и прикладных образовательных программ различного уровня квалификации. Перед российскими университетами встает задача повышения результативности и эффективности образования, расширения возможностей его практического применения.
В структуре выпускников всех видов высших учебных заведений России по уровню полученных дипломов в 2006 году специалисты составляли 91,6%, бакалавры около 7%, магистры - 1%, получившие диплом о незаконченном высшем образовании - 0,5% [5]. Намеченный на 2009 год переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования потребует коренных организационных изменений в деятельности вузов и перераспределения финансовых потоков, что усилит соперничество вузов за доступ к бюджетным ресурсам. Проблемы, которые встанут перед вузами при переходе на подготовку бакалавров, потребуют изменить структуру подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда, изучению которого в настоящее время не уделяется должного внимания.
Анализ данных табл. 2 показывает, что по группам подготовки востребованность выпускников со степенью бакалавра намного ниже востребованности выпускников с дипломом специалиста.
Таблица 2
Доля выпускников очной формы обучения государственных и муниципальных вузов, получивших направление на работу, по группам специальностей и направлений подготовки (бакалавриат) (%%)
Специальности Направления подготовки
2004 2005 2006 2004 2005 2006
Всего 53,8 53,4 54,9 9,9 11,2 10,6
В том числе: Физико-математические науки 44,0 38,9 42,8 7,8 9,5 8,3
Естественные науки 43,6 41,0 43,5 10,8 8,2 12,0
Гуманитарные науки 49,6 44,2 51,6 16,0 15,5 13,1
Социальные науки 42,6 46,9 44,7 5,7 10,4 13,9
Образование и педагогика 55,9 56,2 54,6 8,8 7,8 7,4
Здравоохранение 56,8 56,6 54,6 - - -
Культура и искусство 28,5 32,4 31,5 12,3 14,9 12,4
Экономика и управление 46,8 47,9 50,0 7,8 8,2 8,7
Информационная безопасность 47,2 54,4 48,0 - - -
Сельское и рыбное хозяйство 55,2 56,6 61,9 27,4 29,3 7,7
Геодезия и землеустройство 70,1 69,3 73,1 15,8 31,4 18,1
Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 71,2 67,2 71,3 9,7 18,5 15,8
Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 63,2 62,7 67,2 7,3 12,7 10,8
Рассчитано по [5].
Следовательно, переход к двухуровневой системе высшего образования должен сопровождаться коренными изменениями в содержании образовательных программ бакалавров и в работе с рынком труда.
Конкуренция в сфере высшего профессионального образования позволяет приблизить образование к потребностям общества, поскольку образовательные услуги предоставляются в соответствии со спросом на них. В этом отношении большую гибкость проявляют частные вузы. Значительно уступая по размерам государственным и муниципальным вузам, они упрочивают свои позиции на рынке образовательных услуг, увеличивая на нем свою долю по наиболее востребованным специальностям и направлениям подготовки с относительно небольшими зат-
ратами на ведение образовательной деятельности. На негосударственные вузы в России в 2006-2007-м учебном году приходилось 16,1% численности студентов, 15,9% выпуска и 16,9% приема студентов.
Бюджетное финансирование обеспечивает государственным и муниципальным вузам решающее конкурентное преимущество, но снижение удельного веса государственных средств в бюджетах вузов создает основу для их конкуренции, которая реально происходит не между бюджетным и коммерческим образованием, а между коммерческими формами подготовки в государственных и муниципальных вузах и платным образованием негосударственных вузов. В табл. 3 представлены показатели, рассчитанные нами по статистическому ежегоднику [5].
Таблица 3
Средние показатели развития вузов разных форм собственности (2006 г.)
Государственные и муници- Негосударственные вузы
пальные вузы
Количество вузов 660 430
Средняя численность сту- 9292 2736
дентов в вузах
Средний прием студентов 2086 653
Средний выпуск студентов 1600 463
Число филиалов в расчете
на один вуз 1,7 1,2
и 93
Приведенные показатели свидетельствуют об активной позиции негосударственных вузов и их растущем влиянии на рынке образовательных услуг.
Относительно новой проблемой университетов является противоречие между представителями, по существу, разных культур: естественно-научной, гуманитарной и сформировавшейся в последние годы бизнес-культурой. Эта проблема была отмечена еще в начале 1960-х годов и вызвала широкую дискуссию во всех развитых странах [11]. Сосуществование в рамках университетов представителей широкого круга профессиональных сообществ и научных направлений сопровождается их различным вкладом в решение общих задач и наличием определенных противоречий в отношении формирования и распределения бюджета. Реальным путем преодоления разрыва культур является создание предпринимательского университета, действующего на рыночных принципах и согласованных механизмах регулирования деятельности.
Для этого университеты должны коренным образом перестроить свою деятельность в направлении её приближения к реальному спросу со стороны экономики и общества, повысить эффективность и результативность вложенных в образование личных средств обучающихся и государственных ресурсов. А конкуренция на рынке труда в конечном итоге приведет к совершенствованию структуры подготовки специалистов и большей ориентации образовательных программ на развитие экономики и общества.
Литература
1. Катькало B.C. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2006. 456 с.
2. Волков А., Ливанов Д., ФурсенкоА. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. 2007. № 32.
3. Stiglitz I.E. The Theory Of Screening Education and the Distribution of Income // American Economic Review. 1975. 65. P. 283-300.
4. Образование в России. 2003: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 414 с.
5. Образование в Российской Федерации: 2007 // Статистический ежегодник. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
6. Japan 2007. An International Comparison. Tokyo: Keizai Koho Center. 2007. 133 p.
7. www.gks.ru
8. Фурсенко А. Минобразования не намерено сокращать количество бюджетных мест в вузах. РОСБАЛТ. 21 марта 2008 г.
9. Индикаторы образования: 2007 // Статистический сборник. М.: ГУ ВШЭ, 2007.
10. МауВ., Клячко Т. Между деньгами и институтами // Эксперт. 2007. № 33.
11. Образование и общество. Готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по интеллектуальному развитию нации // Рук. авт. колл. Я.И. Кузьминов. 2007 г. www.hse.ru.
12. www.utmn.ru
13. ЕгоршинА.П., Аблязова Н.О., Гуськова Н.В. Состояние и прогнозы развития высшего экономического образования России до 2015 г. // Вопросы образования. 2007. № 2. C. 43-57.
14. Болонский процесс. Национальный доклад: 2005-2007 // Совет ректоров. 2007. №4. С. 11-29.
15. Кузьминов Я. Бизнес забирает у нас лучшие кадры // Ведомости. 9 января 2008. № 1 (2023).
16. Агранович М. Оснований для создания новых госвузов пока нет // Российская газета. 25 марта 2008 г.
N.G. Chiryaeva
Competitive conditions of the higher educational institution activity
Based on study of the new statistic information there have been revealed a tendency of the service market development for higher professional education of Russia. Main trends of University management improve have been defined in order to increase its competitive status and education development for the interest of economy and society.
Key-words: higher professional education, University, market, educational service, competitiveness, competitive ability, development, funding, management, efficiency.