Научная статья на тему 'Состояние и проблемы аттестации научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации'

Состояние и проблемы аттестации научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
159
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и проблемы аттестации научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации»

Выскуб В.Г.,

руководитель Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования РФ

СОСТОЯНИЕ

И ПРОБЛЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Уважаемые коллеги!

15 мая 2002 г. были введены в действие новое Положение о порядке присуждения ученых степеней, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. №74, и новое Положение о порядке присвоения ученых званий, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2002 г. №194. Одновременно были введены в действие новое Положение о диссертационном совете, необходимые инструкции и формы документов. Эти документы пришли на смену соответствующим документам, введенным в 1995 г. Большинство диссертационных советов были подготовлены к такому переходу, ввиду этого серьезных сбоев в работе системы аттестации не произошло.

Можно сказать, что практически все новые механизмы, содержащиеся в упомянутых Положениях, запущены в действие.

В частности, отработана и опубликована в «Бюллетене Высшей аттестационной комиссии Минобразования России» процедура подачи объявлений о защитах докторских диссертаций.

График приема объявлений редакцией Бюллетеня:

№1 (январь) - до 1 декабря предыдущего года;

№2 (март) - до 1 февраля;

№3 (май) - до 1 апреля;

№4 (июль) - до 1 июня;

№5 (сентябрь) - до 1 августа;

№6 (ноябрь) - до 1 октября.

Заметно сократилось число защит диссертаций в виде научного доклада. Поступающие ходатай-

ства о защитах докторских диссертаций в виде научного доклада внимательно анализируются экспертными советами, при необходимости запрашиваются дополнительные материалы (оттиски опубликованных работ, развернутое обоснование целесообразности защиты диссертации в виде научного доклада). За прошедший период, после введения нового Положения, дано несколько десятков разрешений на защиту диссертации в виде научного доклада.

В ВАК Минобразования России начали поступать аттестационные дела по присвоению ученого звания доцента по специальности.

Президиум ВАК Минобразования России при рассмотрении аттестационных дел постоянно обращает внимание экспертных советов на повышение требовательности к качеству опубликованных соискателем научных работ, соответствие публикаций по докторским диссертациям утвержденному ВАК Минобразования России Перечню рецензируемых ведущих научных журналов и изданий, выпускаемых в Российской Федерации. Такой перечень опубликован в Бюллетене ВАК Минобразования России 2003 г. №2. В настоящее время он насчитывает 880 журналов и изданий.

Вместе с тем некоторые вопросы внедрения новых нормативных документов требуют своего решения или разъяснения. Среди них - утверждение порядка регистрации электронных изданий в Информрегистре Министерства Российской Федерации по связи и информатизации, установление порядка оплаты официальных оппонентов.

В 2002 г. году были положительно оценены более 4 тыс. докторских и 22 тыс. кандидатских

диссертаций, ученое звание профессора по специальности присвоено 261 специалисту, что в целом на 16% превышает количественные показатели 2001 года.

Число утвержденных кандидатов и докторов по естественным и техническим наукам в абсолютном исчислении по-прежнему меньше числа докторов и кандидатов наук по общественным и гуманитарным наукам. Средний возраст доктора наук составляет 49 лет, а кандидата наук - 35 лет.

Если сравнить показатели далекого 1989 г. и 2000 г., то доля докторских диссертаций по физико-математическим наукам среди всех защищенных докторских диссертаций снизилась с 15% до 8%, а кандидатских среди всех защищенных диссертаций - с 10% до 5,8%; по химическим наукам доля докторских снизилась с 5% до 2,7%, а по кандидатским - с 4,6% до 2,7%; по техническим наукам снизилась доля докторских диссертаций с 28% до 23%, а по кандидатским - с 32% до 20%.

Вместе с тем доля докторских диссертаций по экономике выросла с 5% до 8%, а кандидатских - с 7,8% до 11,7%; по юридическим наукам по докторским диссертациям выросла с 1% до 2,3%, а по кандидатским диссертациям - с 1,3% до 4,6%; по педагогическим наукам доля докторских диссертаций выросла с 1,4% до 5,5%, а по кандидатским - с 3,7% до 9,3%. Указанная тенденция преобладающего пополнения научных кадров высшей квалификации за счет общественных и гуманитарных наук вряд ли будет способствовать укреплению России в мире высоких технологий.

По оценке экспертов экономистов ~ 25% лиц, утвержденных в ученой степени доктора экономических наук в последние годы, работали во внена-учной сфере, среди кандидатов доля лиц, работавших во вненаучной сфере, составила 30%, т. е. размывается понятие научного сообщества, ухудшается его качество. В целом по месту выполнения диссертаций 57% докторских и 52% кандидатских выполнялись в 2000 году лицами, работавшими в системе высшего образования, в отраслевых НИИ и КБ - 13% докторских и 7% кандидатских; в системе РАН и отраслевых академий - 13% докторских и 6,6% кандидатских.

Политика ВАК Минобразования России в отношении сети диссертационных советов заключается в создании стабильно работающей сети советов на период действия Номенклатуры специальностей научных работников. Учитывая, что сроки действия Номенклатуры истекают в 2004 году,

предполагается где-то в конце 2004 - начале 2005 г. начать очередной пересмотр сети диссертационных советов.

К сожалению, на заседаниях президиума мы фиксируем большое количество недостатков в работе диссертационных и ученых советов, включая и грубые нарушения установленного порядка аттестации. В 2002 году отклонено, снято с рассмотрения и возвращено в диссертационные и ученые советы 127 докторских, 322 кандидатских и 39 профессорских аттестационных дел. Основные причины принятия отрицательных заключений по диссертациям в ВАК Минобразования России - непродуманный выбор темы, отсутствие новизны, незавершенность работы, ее описательность, низкий научный уровень. Бывает слабой методическая сторона исследования, обнаруживаются ошибки в математическом аппарате, необоснованность выводов и научных положений.

Появились случаи, когда мы вынуждены рассматривать вопросы о лишении ученых степеней и ученых званий. Сама по себе система аттестации построена так, что основана на доверии оценкам, отзывам известных ученых, вузов, НИИ, определенных диссертационных советов. Надо сказать, что последние годы пошатнули идею абсолютного доверия к диссертационным советам, которая внедрялась особенно интенсивно с 1989 г. Мы привыкли верить подписям и печатям ответственных лиц. Однако зачастую имеем ситуации, когда получаем документы, в которых руководитель - ректор, директор подписал справку о членах совета, а при проверке эти сведения оказываются недостоверными.

К числу серьезных недостатков в работе советов следует отнести, во-первых, некачественную предварительную экспертизу, формальный подход к подбору официальных оппонентов и ведущих организаций, недостаточную требовательность членов диссертационных советов при проведении защиты диссертаций.

Оппонентами нередко утверждаются ученые, не являющиеся ведущими специалистами по проблематике диссертаций. Необоснованно сужен круг ученых, привлекаемых в качестве официальных оппонентов, имеет место «перекрестное» оппонирование между членами совета - научными руководителями. В ряде случаев диссертационные советы принимают отзывы, не соответствующие в той или иной мере п. 24 Положения о порядке присуждения ученых степеней, отзывы описательного ха-

Региональный семинар-совещание »Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров»

рактера, не содержащие убедительной оценки новизны и практической значимости результатов исследования, в которых не дается конкретного анализа качества диссертаций и аргументированного вывода о решении актуальной научной проблемы или задачи.

В качестве ведущих организаций не всегда привлекаются вузы и НИИ, широко известные своими достижениями в соответствующей отрасли науки. Нередко отзывы и заключения полны общих фраз, из них трудно определить действительную ценность исследования, его новизну и основные научные результаты.

Одним из острых вопросов является качество заключений диссертационных советов по диссертациям, которые принимаются советами по результатам защиты. Данный документ характеризует не только существо диссертации, ее ценность и значимость, но и уровень работы самого совета. В ряде случаев заключения диссертационных советов по диссертациям составляются формально, в них не раскрываются новизна и достоверность научных результатов, личный вклад соискателя в решение проблемы, как это предусмотрено п. 31 Положения о порядке присуждения ученых степеней. Заключения советов по диссертациям носят поверхностный характер, степень обоснованности и достоверности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, представляются слабо доказуемыми. В заключениях диссертационных советов иногда говорится не о научных результатах, а о вопросах, которым посвящена диссертация. Неконкретные и несодержательные формулировки заключений являются причиной их возврата в диссертационные советы для доработки, приглашения соискателей на заседания экспертных советов. Это удлиняет сроки прохождения аттестационных дел, а иногда служит источником конфликтных ситуаций.

Некоторые докторские диссертации представляются на защиту без достаточной апробации основных научных результатов в ведущих научных журналах и изданиях. Нередко в перечне опубликованных работ по теме диссертации указываются статьи и материалы конференций, далекие от темы проведенного исследования. Низка требовательность отдельных диссертационных советов к стилю изложения диссертационных работ и авторефератов.

Часто новизна темы и содержания диссертации завуалирована сложной научной фразеологи-

ей. В результате есть случаи, когда соискатели ученых степеней, приглашенные на заседание экспертного совета, затрудняются дать простую формулировку полученных научных результатов и ответить на вопросы по своей работе.

Гипертрофированные размеры приняло неоправданное назначение научных консультантов по докторским работам. Следует напомнить, что порядок назначения научных руководителей и консультантов установлен Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. №814, которым необходимо пользоваться при рассмотрении этого вопроса.

Участились случаи, когда соискатель уходит от экспертизы своей диссертации в той организации, где она выполнялась. В диссертационный совет представляется заключение о некоторой апробации из другой организации, которое не отвечает на главные вопросы о личном творческом вкладе соискателя и достоверности полученных результатов.

Грубым нарушением установленного порядка аттестации является защита диссертаций не по специальности или неточное определение специальности. Сегодня это совершенно недопустимо, так как вопросы содержания той или иной специальности регулируют паспорта специальностей Номенклатуры специальностей научных работников, доступ к которым можно получить на сайте ВАК Минобразования России (http://vak.ed.gov.ru).

Отмеченные недостатки приводят к необходимости отмены принятых советами решений, возврату аттестационных дел на доработку, направлению диссертаций на дополнительные заключения и т. д.

Разнообразные нарушения имеют место при оформлении аттестационных дел, направляемых в ВАК Минобразования России, что приводит к необходимости переписки с диссертационными советами для уточнения приводимых в документах сведений. Участились случаи, когда оформление аттестационных дел возлагается на соискателей, что является недопустимым.

В ряде случаев затягиваются сроки выполнения диссертационными советами поручений ВАК Минобразования России (дополнительные заключения, доработка заключений и др.), что приводит к необходимости многократного продления сроков

рассмотрения аттестационных дел в ВАК Минобразования России.

Наличие подобных нарушений свидетельствует о недостаточном внимании, которое руководители диссертационных советов уделяют выполнению нормативных требований аттестации. Детальный разбор недостатков в работе диссертационных советов соответствующего профиля дан в статье председателя экспертного совета по проблемам флота и кораблестроению А.А. Саркисова (Бюллетень ВАК 2003 г. №1), докладе председателя экспертного совета по педагогике и психологии Д.И. Фельдштейна (Бюллетень ВАК 2003 г., №1).

В соответствии с Положением о выделении грантов Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №554 «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук и их научных руководителей», на ВАК Минобразования России возложена подготовка предложений по кандидатурам на получение грантов. Такая работа стала для ВАК Минобразования России ежегодной.

Поскольку в Положении записано, что перечень кандидатских экзаменов устанавливает ВАК Минобразования России, то еще в октябре 2001 г., ориентируясь только на проект нового Положения, пленум ВАК Минобразования России одобрил работу комиссии под председательством академика В.Н. Кудрявцева. Комиссия предложила три кандидатских экзамена: по специальной дисциплине, иностранному языку, истории и философии науки. Экспертным советам было предложено развернуть работу по подготовке программ кандидатских экзаменов. Подготовка таких программ близится к завершению и в четвертом квартале этого года все программы должны быть внесены на утверждение Минобразования России. Программа экзамена по истории и философии науки содержит три раздела: общие проблемы философии науки; философские проблемы конкретных наук (философия математики, физики, техники, общественно-гуманитарные науки и др.) и, наконец, собственно историю науки (история механики, история информатики и др.). Порядок и сроки введения программ кандидатских экзаменов будут установлены специальным приказом министра образования Российской Федерации.

В соответствии с планом международной деятельности ВАК проводит аттестацию научных и научно-педагогических работников в Таджикистане по межправительственному договору 1997 г., а также граждан других стран, защитивших диссертации в России. Одновременно проводится переаттестация специалистов - наших соотечественников, защитивших диссертации за рубежом. В прошлом году было подписано соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также подписано аналогичное российско-французское соглашение. Последнее устанавливает, что диплом кандидата наук, выдаваемый в России, и диплом доктора, выдаваемый во Франции, признаются документами, подтверждающими наличие у их обладателей компетенции одного уровня. Следует отметить, что по постановлению Правительства Российской Федерации от 12 августа 2003 г. №490 в Положение о порядке присуждения ученых степеней (п. 40) внесено изменение: слова «российских граждан» заменены на слово «лиц». Это открывает возможность иностранным гражданам, имеющим ученые степени, пройти при необходимости переаттестацию в России и получить российский диплом.

Система аттестации научных кадров обеспечивает концентрацию в ВАК Минобразования России высокоинформативных материалов. В материалах аттестационных дел диссертационные советы представляют научные достижения соискателей. Этот материал проходил предварительную экспертизу на кафедрах, в лабораториях, диссертационных и экспертных советах. При этом помимо сведений о соискателях в ВАК Минобразования России накапливаются сведения об официальных оппонентах, научных руководителях, членах диссертационных советов, а также информация о структуре сети диссертационных советов и их полномочиях.

Постоянно накапливаемая информация позволит решать задачи анализа и оценки деятельности научных школ, направлений развития науки в конкретном регионе, потребности в подготовке кадров конкретной специализации и др.

В этой связи ВАК Минобразования России ставит своей задачей создание единой системы ВАК Минобразования России, связывающей диссертационные советы, аспирантуры, докторантуры, образовательные учреждения и региональные научные центры.

Региональный семинар-совещание «Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров»

Для достижения этой цели предполагается осуществить распределенную обработку данных (подготовку материалов в диссертационных советах) с последующей передачей их по интернет-каналам в центральные базы данных Информационной системы ВАК.

При подготовке данных на рабочих местах (в диссертационных советах) появляется возможность существенно расширить множество обрабатываемых и передаваемых данных, например, увеличить объем аннотации на диссертационную работу, включить список основных публикаций соискателя и другие данные.

Предполагается связать в единой системе базы данных ВАК Минобразования России о защите кандидатских и докторских диссертаций, их тематике, о научных руководителях и оппонентах, об организациях, имеющих диссертационные советы, с материалами аспирантур (докторантур) об аспирантах (докторантах), выбранной тематике диссертационных работ и процессе их выполнения. Все это позволит принципиально по-новому управлять работой аспирантур (докторантур) и существенно облегчит решение вопросов оценки

качества работы конкретных диссертационных советов.

Таким образом, идет речь о создании основы многоуровневого автоматизированного информационно-аналитического комплекса ВАК Минобразования России.

Помимо расширения информационных возможностей нормативного, справочного и методического обслуживания вузов, НИИ, научной общественности, оперативности в контроле за работой диссертационных советов появляется возможность совершенствования экспертизы диссертационных работ.

Содержательная экспертиза диссертаций сопряжена с рядом проблем. В отдельных случаях трактовка диссертаций является неоднозначной, возникают трудности с их объективной оценкой. Поэтому приобретает большое значение включение в технологию экспертизы методик экспертных оценок, формальных методов экспертизы с последующей математической обработкой экспертных оценок. Для реализации этих идей необходимо создание автоматизированных экспертных систем с большим объемом информации по определенным областям знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.