ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Никитин Михаил Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор, начальник отдела естественных и технических наук ВАК Минобразования России, Советник Российской Федерации 1 -го класса
Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации решает задачи развития интеллектуальной части общества.
Систематическая, планомерная подготовка кадров в значительной мере способствует сохранению созидательного научного, культурного и духовного потенциала страны, обеспечивает преемственность традиций культурного наследия научных и педагогических школ, способствует формированию общественной элиты, осуществляющей в стране функции политического и экономического управления, развития науки, техники, культуры и искусства.
Последние годы характеризовались устойчивой тенденцией к росту числа аспирантов и докторантов в образовательных учреждениях Российской Федерации (табл. 1). Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре ведется в 1416 вузах России, в том числе в 13, подведомственных Министерству образования России, функционирует клиническая ординатура (срок обучения 2 года) и интернатура (срок обучения 1 год).
К научному руководству аспирантов привлечено 53 652 чел., в том числе 33 808 — докторов наук, что составляет 63 % от общего числа научных руководителей. В очной аспирантуре обучается 94 187 чел., и на 2003 год запланирована контрольная цифра приема в очную аспирантуру 17 500 чел. В ординатуру и интернатуру на 2003 год запланирован прием, соответственно, 600 и 900 чел.
Вузы, ранее не имевшие сложившейся системы послевузовского профессионального образования, значительно уступают традиционным учебно-научным центрам в вопросах подготовки научно-педагогических кадров. Например, в образовательных учреждениях Томска доля докторов наук в составе научных руководителей очень высока и составляет 71,7 %. В Оренбургской области этот показатель менее 50 %. Воспользоваться же помощью крупных вузов сравнительно молодые вузы не могут по финансовым соображениям. Преодолеть это обстоятельство помогает вве-
Подготовка научных и н<
денная практика приема в аспирантуру и докторантуру ведущих вузов в рамках соглашений и научно-технических программ.
При разработке предложений по формированию рационально действующей системы послевузовского профессионального образования прежде всего следует руководствоваться следующими принципами:
• концентрация ресурсов на обеспечение послевузовского профессионального образования исключительно в таких высших учебных заведениях и научных организациях, которые имеют авторитетные научные школы;
• соответствие содержания подготовки научно-педагогических и научных кадров, диссертационных исследований приоритетным направлениям науки и техники;
• разработка мер по усилению мотивации талантливой молодежи к научному труду;
• академическая самостоятельность высших учебных заведений и научных организаций по приему в аспирантуру и докторантуру не только за счет средств федерального бюджета, но и сверх установленных контрольных цифр за счет внебюджетных источников финансирования.
Общественно-государственная система аттестации научно-педагогических и научных кадров себя оправдывает.
Вопрос о подготовке научных и научно-педагогических кадров приобрел для России такую же актуальность, какую он имел в 20-е годы прошлого века. И это не преувеличение. На 2004 год приходится 70-летие новейшей истории Высшей аттестационной комиссии, и совещание можно считать одним из первых в череде мероприятий, посвященных этому событию. Хотелось бы обрисовать ряд проблем, которые представляют в общеполитическом отношении наибольший интерес. Это, прежде всего, создавшиеся условия для попыток разрушения государственной системы аттестации научных и научно-педагогических работников.
Рядом общественных академий образованы, так называемые, лже-ВАКи, за деньги выдающие фальшивые дипломы докторов и кандидатов наук, аттестаты
Таблица 1
чно-педагогических кадров
Показатели подготовки в аспирантуре и докторантуре Число обучающихся, чел.
в аспирантуре в докторантуре
Общая численность аспирантов и докторантов в России к августу 2003 г. 94187 4546
Выпуск в 2002 г., в том числе представили диссертации к защите 28101 7411 (26,5%) 1267 407 (32 %)
Прием в аспирантуру и докторантуру в 2002 г. 26141 10076
Прием в аспирантуру и докторантуру в 2003 г. 23700 1400
доцентов и профессоров, которые ничего общего, кроме похожего вида, с государственными не имеют.
Сейчас в России научную и научно-педагогическую деятельность ведет около миллиона человек. Из них примерно 100 тысяч имеют ученую степень кандидата наук и 25 тысяч — доктора. Эти степени присудил государственный ВАК. В то же время лже-ВАКи присудили ученых степеней не многим меньше. Их деятельность негативно отражается на имидже нашей страны как серьезного партнера на международной арене. В ВАК очень часто приходят запросы из разных стран мира с просьбой подтвердить, каким образом тот или иной наш соотечественник получил ученую степень или звание.
В Законе об образовании четко прописано: вся функция по аттестации научных и научно-педагогических кадров отдана государственной структуре — Высшей аттестационной комиссии Министерства образования, которую утверждает Правительство Российской Федерации. Созданная общественно-государственная система аттестации научно-педагогических и научных кадров оправдывает себя, особенно если учесть огромное пространство нашей страны, различные не только научно-промышленный потенциал, но и национальный характер в регионах. Она доказала свою жизненность и необходимость.
В последние годы ВАК России была проведена огромная работа: создана новая Номенклатура специальностей научных работников, осуществлена самая масштабная реструктуризация сети диссертационных советов, проведена ротация более чем наполовину экспертных советов ВАК, впервые в истории ВАК созданы паспорта всех научных специальностей, разработаны и утверждены единые реестры ученых степеней и ученых званий, а также Положение о порядке присуждения ученых степеней. Разработан и утвержден перечень ведущих научных изданий, в которых необходимо опубликовать основные положения докторских диссертаций. Мы вернулись к публикации объявлений о защитах докторских диссертаций в Бюллетене ВАК Минобразования России. Уже второй год ВАК активно участвует в работе по грантам Президента Российской Федерации для лучших молодых кандидатов наук и их научных руководителей. Существенным образом обновлена и развивается информационно-аналитическая система. Все наши действия направлены на достижение одной цели — повысить качество диссертационных работ.
Внимание к работе диссертационных советов усилено.
Успешное функционирование системы аттестации обеспечивают диссертационные советы. В 2003 г. за счет хорошо отработавших в 2001 -2002 гг. советов расширена базовая сеть на 10 % (табл. 2). Сейчас в стране 2510 советов. В резервной сети 212 советов прекратили работу по разным причинам. Вместо них Президиум ВАК Минобразования России утвердил 290 новых советов со сроком полномочий до 31 декабря 2004 г. Оттого, насколько четко и слаженно работает диссертационный совет, зависит уровень диссертации и четкость работы всей системы в целом.
Президиумом ВАК вынесено решение о том, что замечания, которые высказываются в адрес того или иного диссертационного совета, рассматриваются на заседании Президиума, могут вноситься в протокол, или публикуются в Бюллетене ВАК. Более того, деятельность советов, допустивших наиболее грубые нарушения Положений о диссертационном совете и о присуждении ученых степеней, ВАК будет приостанавливать. Приостановлена деятельность диссертаци-
Таблица 2 Распределение сети диссертационных советов по регионам России
Регионы Количество
советов
Западно-Сибирский 294
Восточно-Сибирский 103
Дальневосточний 103
Московский более 1000
Поволжский 244
Северо-Западный 394
Северо-Кавказский 227
Уральский 235
Центрально-Черноземный 114
онных советов в Уральском научно-исследовательском сельскохозяйственном институте, в Башкирском государственном медицинском университете, Ярославском, Иркутском государственных университетах, Читинском, Саратовском, Красноярском государственных технических университетах, Байкальском государственном университете экономики и права, Петербургском государственном университете путей сообщения, ряде московских вузов. К сожалению, число таких советов растет, что свидетельствует о необходимости наших встреч с научной общественностью для обсуждения наболевших проблем.
Система аттестации на уровне диссертационных советов требует укрепления.
По отделу естественных и технических наук ВАК Минобразования России утверждается докторов и кандидатов наук меньше, чем в медико-биологическом отделе, и существенно меньше по сравнению с отделом общественных и гуманитарных наук. Это заставляет нас внимательно относиться к приему соискателей в аспирантуру и распределению их по научным специальностям (табл. 3).
Отмечается уменьшение числа защит докторских диссертаций по математике, науке в значительной степени определяющей интеллектуальный уровень страны. По сравнению с 2002 годом (88), в 2003 году уг-верждено докторов на, примерно, 30% меньше (66). Полагаем, что после этого не может не произойти «обвал» уровня научных исследований в областях естественных и технических наук, в том числе, в оборонных, ослабление уровня исследований по медико-биологическим и сельскохозяйственным наукам, хотя практически это выражается в том, что даже при сохранении общего интеграла («качество» умноженное на «количество»), уменьшение соискателями ученой степени уровня исследований перерастает в увеличение количества докторских диссертаций в этих областях наук (табл. 4).
Действительно, с каждым годом растет число областей технических наук, в которых отмечается уменьшение числа защит докторских диссертаций. Это при том условии, что отдел старается поддерживать «планку» качества докторских диссертаций на прежнем уровне, хотя понятно, что полностью сохранить этот уровень, по сравнению, например, с 10-летней давностью, при современной ситуации в стране практически невозможно.
Так, в 2003 году произошло уменьшение числа защит докторских диссертаций в значительно большем числе областей естественных и технических наук, чем в 2002:
• по физике - почти на 35 %,
• по управлению, вычислительной технике и информатике — почти в 2 раза,
Динамика рассмотрения аттестационных дел в отделе естественных и технических наук по годам
Таблица 3
Таблица 4
Динамика числа утвержденных дел в каждом экспертном совете отдела естественных и технических наук по годам
Утверждено диссертаций за год Докторских Кандидатских Профессоров Отклонено и снято с рассмотрения (Д+К) Возвращено (Д+К) Всего рассмотрено за год дел
За 2003 г. 889 5174 88 48+55=103 43+137=180 6434
2002 год 1236 4885 72 31 173 6397
2001 год 993 3940 102 173 5035
2000 год 1317 5913 109 158 7497
1999 год 1275 4633 90 106 6104
1998 год 1298 3831 88 14 5231
Экспертный совет Утверждено докторских диссертаций в 1998/99/00/01/02/03 Утверждено кандидатских диссертаций в 1998/99/00/01/02/03 (без декабря 2003) Присвоено ученое звание профессора в 1998/99/00/01/02/03
1. Математика 103/99/90/88/88/66 345/392/357/327/333/321 4/3/5/3/1/5
2. Физика 274/218/236/170/227/168 782/680/796/481/633/612 35/27/39/28/17/19
3. Электроника 62/73/81/60/65/70 200/237/324/217/288/336 7/3/7/4/2/2
4. Управление 143/157/131/114/166/76 427/625/913/493/762/825 3/6/9/9/6/6
5. Пауки о Земле 130/141/134/84/134/108 312/377/527/247/459/552 13/9/12/11/14/13
6. Нефть-газ 36/25/21/15/33/16 71/111/157/73/123/131 -/1/4/1/1/7
7. Горные разр. 59/59/76/41/43/49 124/146/227/105/159/146 1/3/-/2/4/2
8. Строительство 77/70/74/72/60/54 259/299/409/302/364/330 3/3/2/2/1/1
9. Транспорт 24/26/48/22/30/18 85/132/162/88/162/161 -/-/2/1/-/-
10. Энергетика 69/59/95/64/67/44 155/272/345/211/283/293 1/5/3/3/1/4
11. Машиностр. 116/116/98/76/93/63 362/362/446/334/312/377 1/1/1/3/1/-
12. Металлургия 38/38/25/53/26/24 103/103/140/122/138/144 3/3/1/2/-/3
13. Орг. химия 14. Неорг. химия 15. Хим. технологии 183/194/208/134/204/133 691/897/1110/940/869/946 18/26/24/33/23/26
ИТОГО по отделу 1298/1275/1317/993 /1236/889 3831/4633/5913/3940 /4885/5174 88/90/109/102 /72/88
• по проблемам нефти и газа — почти в 2 раза,
• по химии — почти на 50%,
• по транспорту — почти на 65%,
• по машиностроению — почти на 45%,
• по наукам о Земле — почти на 20%,
• по строительству и архитектуре — почти на 10%. Примерно на прежнем уровне осталось количество
утвержденных докторских диссертаций:
• по электронике (уменьшалось в прошлом году),
• по горным разработкам (уменьшалось в прошлом году),
• по энергетике,
• по металлургии (в прошлом году уменьшилось почти в 2 раза).
Ни в одном из 15 экспертных советов отдела естественных и инженерных наук в 2003 году не отмечено существенного увеличения числа утвержденных докторских диссертаций (табл. 5,6).
В целом по отделу за 2003 г. утверждено 889 докторских диссертаций, что, примерно, на 30% меньше, чем за 2002 г. - 1236.
Количество снятых с контроля кандидатских диссертаций в 2003 году осталось почти на прежнем (чуть больше) уровне, по сравнению с 2002 годом. Возмож-
Таблица 3
ДАННЫЕ о числе лиц (по отраслям наук), утвержденных ВАК Минобразования России в ученой степени доктора наук за 1993 - 2001 гг.
Отрасли наук Кол-во утвержденных дел за:
Код Название 1993 1994 1995 1996 1997 199В 1999 2000 2001
01 Физико-математические 558 431 345 351 383 439 402 391 329
02 Химические 188 144 101 115 119 112 131 128 99
03 Биологические 283 237 174 194 251 261 268 278 182
04 Геолого-минералогические 103 75 57 49 62 68 80 67 37
05 Технические 1062 787 690 732 799 871 953 1094 785
06 Сельскохозяйственные 122 102 92 106 132 133 148 129 120
07 Исторические 138 126 120 133 120 149 156 191 163
08 Экономические 240 186 155 176 203 226 234 365 328
09 Философские 132 102 85 91 103 106 133 163 134
10 Филологические 151 112 97 138 121 124 181 223 149
И Географические 41 26 22 29 22 28 30 33 26
12 Юридические 56 63 52 42 72 83 82 109 111
13 Педагогические 107 99 103 126 144 189 247 257 249
14 Медицинские 756 604 508 576 590 713 737 858 726
15 Фармацевтические 22 17 4 10 14 8 19 13 21
16 Ветеринарные 37 18 26 23 52 41 55 41 27
17 Искусствоведение 32 22 21 31 18 18 29 21 31
18 Архитектура 11 11 5 3 1 5 1 8 6
19 Психологические 24 32 31 27 22 35 47 65 42
20 Военные 19 12 21 21 26 25 27 27 28
22 Социологические 17 30 15 23 29 48 41 62 48
23 Политические 14 13 17 26 25 30 27 43 19
24 Культурология - - - - 4 4 16 26 2
ВСЕГО 4113 3249 2741 3022 3312 3716 4044 4592 3662
Таблица 6
ДАННЫЕ о числе лиц (по отраслям наук), утвержденных ВАК Минобразования России в ученой степени кандидата наук за 1997 - 2001 гг.
Отрасли наук Кол-во утвержденных дел за:
Код Название 1997 1998 1999 2000 2001
01 Физико-математические 1078 1208 1338 1349 952
02 Химические 460 451 541 664 636
03 Биологические 873 865 1106 1334 1009
04 Геолого-минералогические 162 160 175 255 122
05 Технические 2706 2881 3409 4784 3177
06 Сельскохозяйственные 413 406 51В 682 596
07 Исторические 549 597 60В 828 762
08 Экономические 1123 1336 2069 2717 2635
09 Философские 330 380 443 558 487
10 Филологические 637 673 991 1099 867
11 Географические 102 105 126 181 81
12 Юридические 407 575 715 1084 977
13 Педагогические 1063 1135 1662 2166 1938
14 Медицинские 2251 2664 2892 3433 3294
15 Фармацевтические 57 50 48 86 79
16 Ветеринарные 77 96 131 194 164
17 Искусствоведение 95 88 120 114 101
18 Архитектура 17 25 18 29 33
19 Психологические 213 275 416 512 349
20 Военные 239 213 233 227 220
22 Социологические 172 237 294 421 300
23 Политические 96 96 15В 203 163
24 Культурология 31 44 89 155 34
ВСЕГО: 13151 14560 18100 23075 18976
но, в некоторой степени это связано с уменьшением требований к качеству кандидатских диссертаций (рис. 1-3).
В отделе поддерживается высокий уровень требовательности к аттестационным делам соискателей: растет число отклоненных и снятых соискателями с рассмотрения диссертаций: за 2003 год (103), что почти в 3 раза больше, чем за 2002 год (31). Это свидетельствует, скорее, об увеличении числа слабых диссертаций, пропускаемых диссертационными советами.
С другой стороны, следует отметить продолжающийся низкий уровень подготовки и проведения
диссертационными советами защиты диссертаций и низкое качество оформления аттестационных дел. Так, за 2003 год отделом было возвращено в диссертационные советы за различные нарушения Положения и плохое качество оформления аттестационных материалов почти столько же аттестационных дел (180), сколько их было за 2002 год (173). По предложению отдела, деятельность трех диссертационных советов была приостановлена, чего в прошлые годы не наблюдалось.
Если аттестационные дела и диссертации возвращаются по внешним признакам невыполнения каких-
20000
15000
5000
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Рис. 1. Динамика числа докторских (1) и кандидатских (2) работ, утвержденных ВАК в 1995-2002 годах.
2001
2002
1вва ' ' ' 10Й7 ' 1959 2000
Обще<гвевно-^ума1»1гг4рн ые ' ; ^ /■^Ес*ес^вениаНа)Чные и инженерные ЧЬ« Медикф-б ива о гичес кн е , У , , ~Ц-*Обороняые '
Рис. 2. Динамика числа докторских работ, утвержденных ВАК в 1995-2002 годах.
1995 1986 1997
- Общественно-гуманитарные -Медико-биологические
1999
"Естественнонаучные и инженерные -Оборонные
Рис. 3. Динамика числа кандидатских работ, утвержденных ВАК в 1995-2002 годах.
то пунктов положении о диссертационном совете или о порядке присуждения ученых степеней, то отклонения и снятия с рассмотрения, а их число увеличивается из года в год, свидетельствуют о том, что система аттестации на уровне диссертационных советов требует укрепления. Ответственность за качество диссертаций ложится на диссертационные советы, и мы неустанно повторяем, что все вопросы приема диссертаций к защите и проведение защиты полностью находятся в компетенции диссертационного совета. Что касается кандидатских диссертаций, то ВАК осуществляет лишь контрольные функции.
Растет число защит диссертаций в виде научного доклада и монографий. Как известно, защиты в виде научного доклада проводятся только на соискание ученой степени доктора наук, по ходатайству диссертационного совета и решению экспертного совета ВАК. В 2002 г. поступило 21 ходатайство на защиты докторских диссертаций в виде научного доклада по естественным и техническим наукам, из них отклонено экспертными советами 5. За 2003 год примерно такие же цифры.
Активно противодействовать размыванию научного сообщества.
о
о >
о
В целом, анализируя сложившуюся ситуацию, мы приходим к необходимости более активно противодействовать попыткам разрушения сложившейся (и оправдавшей себя в нашей огромной стране) общественно-государственной системы подготовки и аттестации научно-педагогических и научных кадров, к необходимости дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы системы аттестации, развития информационно-аналитического обеспечения систем подготовки и аттестации научных кадров для наиболее рационального использования материальных ресурсов страны в тех или иных областях наук и регионах страны, к необходимости дальнейшего
совершенствования Номенклатуры специальностей научных работников, к усилению работы, направленной на закрепление молодежи в науке и поддержание престижа научно-педагогических работников, рекомендовать сочетание исторического опыта подготовки кадров с изучением существа проведенных исследований в связи с жизненными потребностями общества.
Представляется целесообразным проведение таких совещаний, которые будут способствовать совершенствованию системы аттестации и повышению уровня диссертационных работ.
Спасибо за внимание.
О РАЗВИТИИ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА АТТЕСТАЦИИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
Строганов Владимир Иванович, консультант ВАК Минобразования России
Уважаемые участники совещания!
Вопросы обеспечения системы подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров приобретают большое значение для совершенствования системы аттестации и не случайно входят в повестку ближайшего пленума ВАК Минобразования России, который состоится 22 октября. Главный ученый секретарь Неволин В.Н. поручил ознакомить руководителей диссертационных советов вашего региона с состоянием дел в этой области и познакомить с планами по развитию информационной системы.
Информационные потоки
Система аттестации научных и научно-педагогических кадров включает значительный объем информации как о деятельности органов аттестации кадров высшей квалификации, так и о научном потенциале страны в целом. Эта информация содержится в аттестационных делах соискателей ученых степеней и ученых званий, диссертациях и авторефератах, которые, помимо того что поступают в ВАК, поступают в информационные центры и библиотеки, в заключениях экспертных советов. В организации информационных потоков участвуют диссертационные, научно-технические советы организаций и учреждений, подразделения Департамента государственной аттестации научных и научно-педагогических работников, экспертные советы и президиум ВАК Минобразования РФ.
В Высшую аттестационную комиссию ежегодно поступает свыше 4 тысяч докторских и 23 тысяч аттестационных дел на соискание ученых степеней, а
также около 100 дел на присвоение ученого звания профессора по специальности. Увеличивается и поток аттестационных дел на присвоение ученого звания доцента по специальности. Как вам хорошо известно, в документах аттестационных дел представлены научные результаты соискателей, проходившие несколько этапов экспертизы, сначала на кафедрах и в лабораториях, в советах, затем в экспертных советах ВАК. При этом помимо данных о соискателях и их научных достижениях в ВАК накапливаются сведения о специалистах, принимавших участие в экспертизе .диссертаций, например, об официальных оппонентах, научных руководителях, различных организациях, высказавших мнение по конкретным диссертациям. Указанная информация очень важна для анализа накопленных сведений по тематике диссертационных исследований, их специализации, практической ценности в целях повышения эффективности подготовки кадров, информационного обеспечения для прогнозирования приоритетных научных исследований, мониторинга подготовки научных кадров.
ВАК уже второй год участвует в работе по грантам Президента Российской Федерации для поддержки молодых российских ученых и их научных руководителей. Положение было утверждено постановлением правительства РФ 24 июля 2002 года. Постоянное накопление и систематизация этой информации позволяет проводить анализ и оценку деятельности научных школ в конкретном регионе, оценивать потребности в подготовке кадров, специализациях определенных отраслей наук в регионе. Обработка большого массива информации, непрерывно поступающего в ВАК, заставляет ставить вопрос об использовании современных автоматизированных систем.