УДК 37:027.8
ТРАНСФОРМАЦИЯ III КГ>ЛЬНО^ ПИПЛИОТРКИ R Г>ИГ,Л MOTF4HO-HH<DOPf/ АЦИОННМ Й l|FH_P
М. В. Маслакова1, II В. Бажутнна"
1'1 юхенский государственный институт культуры* г. Тюмень, Россия
" \1уни:р:нипьнче. тжюпншлнпк и(хри-аиичпкчыи»ку^ркм1)инпк
^Яилснетаедичская сродчяя общообразоват елъчая школа». Тюменская область, Россия
Аннотация - В статье раскрываются проблемы модернизации школьные библиотек на современном этапе, обусловленные внедрением новых государственных стандартов в образовательную среду общеобразовательных учреждении. Применённые методы (моделирование, SWOT-анализ, анкетирование) позволили рассмотреть процесс трансформации библиотеки МАОУ «Ншкистацдннская СОШ» d библио тепло информационный центр о мце модслп информационного пространства библиотстшо информационного центра МАО У «Ншкнетавдпнская СОШ» и программы развития школьной библиотеки. Для руководителей библиотек и общеобразовательных учреждений, преподавателей и студентов к\ «»к.
Kitoveetie слова: школьная библиотека, библиотечно-информацпонный центр, бнблнотека-медиатека, библнотечно-осразовательнын центр.
I ВВЕДЕНИЕ II П. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
D XXI веке в российской системе образования наметился курс на модернизацию . что незамедлительно ска-чалогк у. ни ]мчки1ии Гшплишгк обрж-сокиггльнмх уч]кгждгиий Нлцжшальним ниричиигпгльнни инипигммки «Наша новая школа ». предполагающая переход на новые образовательные стандарт , характеризует современную школу как доступную комфортную образовательную среду, способствующую созданию равных условии для обучающихся, формированию целостного соииально-срнентнрованного мировоззрения школьников и их творческих способностей, умешпо пользоваться любыми доступными и безопасными источниками получе 1шя информации. аккумулируя самостоятельно з:кшия.
Последний пункт напрямую относится к функциям школьных библиотек. т.к. именно школьные библиотеки язляются неотъемлемой частью государственной системы образования. Авторы статьи считают, что модернизация школы для успешного перевода образовательного процесса на новые образовательные стандарты должна 11]Х)ИГХ<»ЛИТк <\ЦНИКр(ГМГТНН<1 Г МС»,|^>НШИЦИГЙ Г)ии:|ии ГКИ Я пиПнИОГГЧНО-ИН^КфМНЦИИННЫЙ П.ГНф (ШЦ)
является наиболее функциональное моделью библиотеки для современной школы
Ш. 7ьол1Я
Бнблиотечно-информсшиснный пентр школы - это инновационная модель развития школьной библиотеки. позволяющая наиболее функиионгльио и дифференцированно запросам пользователей использовать инфодма-ционнмг о6]и:«>км1глкныг ргг.урсм , иргдплклгнныг- как н фидиционном тик и ь :члгкi|kihhiim фс:рм<п г[1]
Бнблногечно-икдормацнонные центры, возникшие в России еще в советский период в научных н научно-технических библиотеках . оправдали весьма затратный процесс компьютеризации и автоматизации библиотечного пбглужинанияг, рагптартга йпяможясути гправочно-биб.типграфнчегкгго обслуживания и решив ттро-йлгму дипупжч"! и ([х:нд;)и Уличнкй мьгигримгн г пп-скол ил iirjrHn iM -»urr пики jirc'jii лчкчлцин ни библиомгки других типов в различных регионах страны. D России школьные бнблпогечно-икформпцпонные центры стали создаваться сравнительно недавно, активнее всего - после принятая нашюнального просела об образовании.
Особенности ЫЦ. отличающие его от типичней учебной библиотеки :
- включенность в образовательную среду учреждения, с выделешгем d структурное подразделение: наличие хорошо организованного фонда . представленного в различных форматами позволяющего полис
удовлетворять запросы пользователей:
наличие достаточно современной матсрнатьно-тсхннчсскон базы и площадей для размещения структур-пых подразделений и возмоллюетн зошгроваш^я среда;
- более полпое и дкоферепцзцэовашюе ш1формащюшю библиографическое обслужшхнше всех участии KOD образовательного процесса :
- нспользоваине в библиотечной работе шформациопиых компьютерных технологий . разиообэазгллх технических средств, обеспечивающих доступ к локальной сети образовательного учреждения и ннгернет-ресуреам:
- веление целенаправленной работы по повышению информационной и компьютерной грамотности поль-íORare.rert;
- наличие в штате специалистов, нацеленных на повышение собственной квалификации, установление ягэимодейстниг с профеггиокалячым и педагогическим тюблтегтнпм гитя налаживания контактов и обмена опытом:
- создание комфортной среды для с амос io.*ie дьнош обучения и исаешшсжкиа работы обучающихся.
Требования к материально-технической базе . объему информационных ресурсов в электронном формате
для школьных БИЦ намеренно занижаются, т.к. образозательные учреждения с жесткой схемой бюджетного фшипепрогашм. ие могут сопершшатх с ЬИЦ учреждеслш высшей школы.
Прк реоргапнзашш школьной библиотеки в БИЦ берутся за основу пршщнпы оргашпацин пнфермацнэп ного пространства бнблиоте-ж с интеграцией в образовательную среду школы и использованием интернет-ресурсов.
Школьный БИЦ расширяет возможности библиотеки в информационном обслуживании читателей . формируй информационна образовательное иричранлио учреждения. де.шя ею более доступным и .^ивдгкя-тельным
Переход к новой модели школьной библиотеки сопряжён с трудностями, но Есе проблемы (недофинансирование. шпкая читательская детская активность н медиа и ипформаппогшая грамотность. отсталооп, норма пшной базы функционировали лпеольпых библиотек и и пр.} решаемы при участии руководства школы, под держке педагогического коллектива, понимании читателей и их родителей.
Появление в Едином квалификационном справочнике должностей новой должности «педагог-библиотекарь :•> не репти.го накопленных проблем Kav справедливо ^ат.тетил A R Спколон . чтобы специалигт rvor и\»енояать
Г.гПя 'I ЯК И М {TIKt-in «г-нным HVfHr-V, нужно Ч lOtlhl ПО НЛуЧИ.Ш ЭЮИ ('.НЩИИЛКНСКТГИ [?] Только Ц11ДИ «СОКрГМГН-
ная библиотека под руководством грамотного профессионально компетентного и мобильного специалиста, готового к переменам, с принципиально новой политикой формирования фондов . надежной локальной остью образовательного учреждения, е которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет зедущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов » станет «залогом модернизации образования» [3. с. 19].
Практика школ показывает, что модернизация библиотеки является весьма 'затратным в финансовом отношении проектом Для реялимпии пгех поставленных яадач, необходимо в рамках национально-« проекта •<Об1>ичоканиг» ]1и:<]мГкггн'1к и принч1ь |и-дг|;ллкнуи> иоднрофлиму но мод»*рни:-«яции iiikiuihhsix ГмГхиишг». < дейсмаше.-ьным целевым финансированием не образовахедьною учреждения, а конкреши cymcciBytouiciо и нём структурного подразделения школьной библиотеки . Необходимы дальнейшие наукометрические исследования феномсно школьного ЫЩ . с целью обоснования перспектив развития этой модели Библиотеки Выбор модели школьной библиотеки зависит от многих факторов. Специалистами-теоретиками выделяется множество моделей, из которых можно «...дифференцировать специальные модели библиотек . действую лдое в образовательных учреждениях, выделив 4 особенные типовые модели : библиотека-меднатека (библиотечный мулы имг.икицгнф), инфгрмнциоиноджблгммгчный пгн ф (ТТБТ1, голику.! tiypHK й (мулктикулктурный)
биСлжлечный urHjp. икбдиотечно-образоыиедькый цешу (БОИ)» [5].
И D. Бажутнной разработана модель информационного пространства БИЦ школы, где огражена ключевая особенность деятельности модернизированной библиотеки раслшрснне информационного обслуживания за счёт использования шгтериет ресурсов, электронных Раз данных других учр еждении (Рис. 1)
Возможности школ в осущестолегаш модерпнзашш школьных бнбшютек в настоящее время :ie равномерны. Исходя нз анализа результатов электронного мониторинга библиотек общеобразовательных учреждений [4].
можно сделать вывод, что 40-45 % окольных Библиотек от числа участвовавших в мониторинге имеют возможность перейти к новой модели функционирования окольной библиотеки к бнОлнотсчно-ннформаннонному центру, используя уже имеющиеся в своей библиотеке или школе шгфермацнопиые ресурсы и материально теашнческую базу Все сооп недостатки библиотеки могут компенсировать за слёт интеграции с 1шформацион нымн педагогическими ресурсами образовательного учреждения и гиперпроетракством Интернет.
Наиболее успешно модернизация библиотек проходит в тех образовательных учреждениях, где инновационные начинания библиотекарей находят поддержку н понимание не только директора школы, но н у педагогическою киллекдива и родителей, т.е. всех без исключении участников педагогическою процесса, включая. разумеется. и самих учащихся.
Первым этапом модернизации школьной Библиотеки в БИЦ является разработка «Проекта модернизации». Наиболее затратным является подготовительный этап проекта, требующий расширения плсшадей, смены обо рудования и переоспашеппя компьютерной техникой, приобретения программного обеспечения. Анализ пуб лнкацни показывает, что большинство школьных библиотек, успешно модернизировавшихся в БИЦ, решили вопрос финансового обеспечения своего проекта за счет участия в профессиональных конкурсах федерального и регионального масштаба и выигранных в этих конкурсах грантов.
Самыми проблемными допросами я осуществлении проектов модернизации стачгвтгггя разработка пакета нормативной управленческой и технологической документации и вопрос повышения квалификационного уровня специалистов библиотек. В этой связи опыт передовых школ, успешно модернизировавших свое информационное библиотечное пространство, должен быть рассмотрен теоретиками от бнблнотскозсдсння. доступен для исследования и изучения. Такую возможность можно получить, активно участвуя в научно практических конференциях, библиотечных форумах н съездах Необходимо также на региональном уровне возобновить программу курсов повышения квалификации, причем проводить такие курсы многие библиотекари и даже методисты районных отделов управлении образованием советуют на базе действующих ВИЦ и ИБЦ пткол . лицеев гимназий
ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО
Рис.1. Модель информационного пространства БИЦ МАОУ :<Ннжнетавджская СОШ»
IV. 1*ЗУШЛАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И V. ОБСУЖДЕНИЕ ГЕЗУЛЬТАТОС Школьная библиотека МАОУ хПижкетаздинская СОШ» имеет все возможности начать преобразовательный ИрОИГСС 11(1ДГОГ11КИК ДЛИ НПII НОрМЛГИКНО-улраКЛГНЧП КИЙ aillia]MI йиблиелгчи, улучши* мшгриямьнп-
техннчеекую базу, что. несомненно. приведет к автоматизации библиотечных технологии н позволш школьным библиотекарям больше внимания удслята массовой работе и повышению информационной грамотности учеников школы.
H;i начальной :+iaur iммнщюкани* мроичнгдгни оценка ргсургпк школьной библисчгки MAOV «Нианплн-дннская СОШ» посредством метода SWOT-аналн-а (табл. 1).
ТАБЛИЦА. 1
SWOT-АНАЛИЗ РЕСУРСОВ БИБЛИОТЕКИ МАОУ <<Ш1ЖНЕТАВДИКСКАЯ СОЛЬ
$ - сильные стороны внутренних ресурсов W - слабые стороны, внутренние проблемы
1 Наличие в штате двух библиотекарей. ?. Хо|Х)шо оформигнный читикнын мил г компь-КПГрНОЙ ЧОНОИ ич шггги кочшннигрон 3 Наличие отдела обслуживания в начальной школе. 4 Сформированный пакет норматив но-управл си-ЧсТКОИ ;Ц)КуМГН1ИЦИИ ГшПлистггки 5 Величина ебщего фонда 233^0 экз. 6 Работа библиотеки ю текущем году по виут рншкольным проектам: «Уроки информационной грамотности с Учёным котом*. «Бьётся в тесной печурке огонь» (землянка). «Классная книжная полка»>. 7 Участие школы о мелшедсмсгьешюм проекте «АгропиЕнлн зацвя». что гарантирует подключение шкопьнмй Пипиишгки к информационным 1»*:'У1»-сам электронной Президентской библиотеки. 8 Наличие у школы своего сайта. 1. Отсутствие в библиотеке каталогов (как традиционного, гак и :«лгн|ронно1о) л 0|гуи*гкиг к iiuair Пийлишгки нг.наюга-бнблиотекаря. 3. Отсутствие в библиотеке МФУ. проектора, звуковых колонок, б отделе начальной школы компьютера 4. Недостаточная площадь для хранения. 5. Большой процент изношенности общего фонда. 6. Локальная сеть недоступна для компьютеров библиотеки и классных кабинетов. 7. Недостаточный уровень информационной грамотности у большинства педагогов и школьников. S. Классы в заречной школе и па Горького, 1 не схва чены библиотечным обслуживанием
0 - внешние возможности лля развития Т - внешние угрозы
1 Организация стопроцентной сдачи учебников в мае-нюне текущего учебного года. 2 Планомерная работа с родителями и учениками по дарению учебников и книг. ^ Поиск сионсорок нч 1грри1ории мунии.ииалкно-го образования. 4 Запуск нового проекта с образовательными целями. ^ Учапиг Гшшшшгки к каком-ли(>м оЛлис.! ном конкурсе проектов с целью получения гранта. 1. Возможные срывы в выполнении заявки го учебной литературе па 2015—2С16 учебный год в УО. 2. Учебники для 1-х классов к часта фонда библиотеки школы-интерната находятся в ненадлежащем для хранения помещении по адресу Горького, 1— существует угроза утраты и частичной порчи фонда. 3. Закрытие отдела обслуживания в начальной лпеоле из-за перевода всей параллели 2-х классов в здание на Горького. 1. 4. Недостаток финансирования не позволит лпеоле приобрести программу «1С Школьная библиотека» 5. Ухудшение финансирования и проблемы с обеспе-чгннопмо учгпниками ускорю укольнгниг одною и.ч библиотекарей по собственному желанию.
Этот метод позволил определить существующие внутренние проблемы, выявить имеющиеся ресурсы и возможности определить лалкнейптие наги и партнеров для совместного решения прпблем прогнозировать внешние угрозы н риски.
Результаты SWOT ana ли за ресурсов библиотеки МАОУ «НижпегаЕдикская СОШ>» (Табл. Г; свидетель ствуют. что ресурсные возможности библиотеки позволяют уже сейчас на данном этапе без особых фннанес-
HKIX .-Ut lJlHI [)П1И1Ъ IIO.ICKHHy (КХМНЛМГИНМХ H]HlTurM. МаДГИСТКОКаК КИуфГННИГ ргчгрны Пн1)ЛИ01ГКИ и школы
Приоритетной и безотлагательной задачей на дг-нный момент для администрации школы является обеспечение школьников учес нон литературой. Решение этой проблемы за счет средств школы вынуждает администрацию отодвигать меры по улучшению материально-технической сазы библиотеки на ближайшую перспективу.
Только участие библиотеки в проектах к конкурсах позволит самостоятельно заработать средства для приобретения столь необходимого библиотеке программного обеспечения (АНИС «1С Школьная библиотека»).
Для привлечения внимания к существующим проблемам и для успешного проведения транс формации школьной Сибднохекк в бдСлиохечно-информациохихдш центр нужно убедихь в целесообразности перехода к нивой моде.хи библиотеки лдмшшсхрашхю. оххределихь ишрсбьосш иользовахелей . хюдхиховихь к иеременам обучающихся. педагогов . £дя этого было проведено анкетирование, целью которого являлось выяснение поль-з о ва х е.' _ьс ких млений и 6иб.хио1еке. схеххешх удшихехворенносхи библнихечньаш у еду хами Также аакетнрова-ниг иргдзкммггию :иогй цгпьк: ¡^трмирокл I у идминиг 1]миии шконм мнгниг о нгоЬходммопи иланпмг-римх и ожидаемых недах их ами и шки.д>ш1ками изменений в хххко.хьной бибдисчеке.
Стиж:н1) модели информационного м|хн-|]ин(-гк1 БИЦ иIконы (риг. 1 ) для пгрконач-шьно: о анкг1и]х1кини» были выделены те кого напрямую могут коснуться реформистские изменения в птко.тчной библиотеке администрация. педагоги, ученики школы, разумеется, родители, а также публичные библиотеки
Для исследований внутренней среды было разработано четыре вариан-а анкет* для администрации тпко.лы для педагогов школы, для старшеклассников школы и для сотрудников НижнегавдинскоЯ Центральной районной библиотеки (Ннжнетавджской ЦРБ}. т.к. школьная библиотека свою работу ведет в сотрудничестве 2 муниципальной библиотекой . и планируемые и-менения могут в какой-то мере отразиться на деятельности данной библиотеки.
Результаты анкетирования:
1. В анкетировании старшеклассников приняло участие 79,5 % от числа обучающихся в 9-11-х классах. В качестве основного источника получения информации для этой группы респондентов предпочтительны электронные информационные ресурсы, при этом школьная библиотека для большинства пользователей -старшеклассников является местом получения новей информации или уточнения уже обретённых знаний. Зместе с тем старшеклассники предъявляют требования к состоянию фондов а техническому оснащению' школьной библиотеки, указывая на отсутствие в библиотеке современных электронных технологий обелужн-эашея и предоставления 1шформащш в элемрошюм формате
2. В анкетировании респондентов педагогов пршшло ^астие 8-1.9 % от числа работающих в школе Неда гогн школы по мере надобности обращаются к ресурсам школьной библиотеки . как правило, за учебной н ме топической литературой, при этом рекомендуют евсим учеппкам о качеств? дспошпггельпого нсточгшка ш: форматщи ресурсы школьной библиотеки К сожалению, ресурсы и услуги школьной библиотеки не в полной мере удовлетворяв текущие потребности педагогов, н для полоогшы респопдехгтов онблиотечио информационный центр является наиболее функциональным н приемлемым для школы, способным решить проблему с комплектованием п повысшъ стату с библиотеки среди обучающихся
3. Вышеизложенные результаты доведены до руководства школы, что позволило сформировать у администрации положительное восприятие биелнэтечно-инфермацнонного центра как кннсвацноннсй модели современной школьной библиотеки . Результаты анкетирования, в котором приняли участие 100 % от административного состава образовательного учреждения, показали, что административный персонал школы отводит значимую ри.д> хнкодьной библнихеке в учебно-воехшхахем д>ном ирицессе . храддкионно зыде.хяи основные функции библиотекаря : выдача учебников, проведение массовой работы и вовлечение учеников п педагогов школы в конкурсную и проектную деятельность. Респонденты согласны с необходимыми преобразованиями в библиотеке. но риски в виде снижения чихахелх>ский активноеш. наличия дисхуиа к Интернет у би.хыхшнехва но.хьзо-вагелей . устаревшего библиотечного фонла на фене недостаточного финансирования приводят руководство шхо;хьх к решению отдожкхь нреибразовання и_ко.хьной бибдиохекл на отдалённую нереххекхиву.
4 Я инкпирокинии ШКЦШЛИСПЖ Нкжнг акдингкий НРБ приняло уЧИС1ИГ 54,8 % III ЧИГ.М ТыГю I .-1ЮП1.ИХ н библиотеке больптине~во ич которых вогпринимяют школьную библиотеку как перспективного партнера го-гокм к }Б«:|11И]М*НИК) пар! нгргких юшишж и «ок местной дгпгльжмпи н решении оГхцих ирмГыг« и оОмгчу опытом Опенивяя ресургы школьной библиотеки сотрудника Нижнетавдингкой ЦРБ я лерву-о очередь отмечают несоответствие уровня материально-технической базы и профессионального уровня школьных библиотекарей требованиям предъявляемы.« к БИТ"
Из представленного выше следует, что ад\шнкстрация школы проявляет осторожность при принятии стратегического решения преобразования школьной библиотеки, несмотря на то что ее пользователи отмечают назревшую потребность в инновационных переменах относительно устройства информационного пространства школьной библиотеки и готовность персонала библиотеки к реализации программы по модернизации согласно разработанному стратегическому плану развития школьной библиотеки МАОУ «Ннжнетавдинская СОШ» в взде проекта программы развития школьной библиотеки МАОУ <Ннжкетаздинская СОШ» как библиотечно-¡шформашюшюго цехпра на 2015—2(720 гг. (табд 2).
ТАБЛИЦА 2
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РА ЗВИТИЯ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ МАОУ «НИЖНЫ АФИНСКАЯ СОШ»
1. Паспорт программы; Название программы Нирма гикноч районам Гвпирт^иГмиън щкираммы Заказчик программы Разработчик програэдмы Стратегическая цель программы Тактическая цель программы Задачи Основные направления программы Ожидаемые результаты реализации программы Источники финансирования программы Сроки и этапы реализации программы Система контроля за исполнением проекта
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
3. Информационная скроена о библиотеке: Месторасположение Режим работы Штатное расписание Повышение квалификации Техническое оснапгение Hiipua гикног 1!бгхигчг!ниг ВнуфиПибниогкчнам /ижумгыяпи» Библиотечный фонд Контингент пользователей С г атн с тнч ее кне данные Деятельность библнотекн по пропаганде пения Выставочная деятельность по пропаганде чтения Пропаганда бнслнстечно-библиографнчсскнх знаний
4. 5. Анализ ресурсов и библиотечной деятельности Концепция крозрахсмы развития библиотеки
6. Цепь v задачи программы развития библиотеки
7. Основные направления программы развития библиотеки:
7. i. Стпаник единого иы]юр \ипршнни:<и прштгтнгтии 7.2. Кооперация и интеграция деятельности библиотеки с различными партнерами
8. План мероприятии по реализации программы развития библиотеки на 2015-2020 гг.
9. Ниийтдчяшм рю.урггл // т.тччникп фпнписирпкикнн
10. И. Texyupi ft контроль v сценка резу льтатов Возможные трудности и виски
12. Ожидаемые результаты программы развития библиотеки
УТ Выводы и ядтлткчч^нир Таким образом, модернизация школьного образования требует изменения ннформацнонно-бнблнотечных услуг. расширенна н усложнения фмпоцш школьник библиотек Школьная библиотека и? только обесиечива ст учебно-образовательный процесс и организует чтение школьников, но и является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для учителей. Библиотекарь выступает как посредник между пользователем и информацией, направляя пользователя и подсказывая пути и способы поиска необходимых информационных источников в информационном пространстве. Школьная библиотека должна входить в единое библиогечно-информгционное пространство . потому многие школьные библиотеки выбирают для себя инновационную модель развития - библнотечно-пнформацнонкын центр . Переход к этой модели организации 1шформадношюго пространства школьной библиотеки происходил э передовых российских школах э качестое мсспергагептх Эксперимент дал свои пололлпельиые результаты к совпал с модернизацией школ, осуществляемой е рамках национального проекте «Образование*■.
Проведенным исследованием доказана необходимость перевода школьных библиотек на инноЕанионную модель библиотеки - библиотечно-ннформапиоиный иентр. в которой можно кооперировать бибилиотечное информа шонног I р1К1])г1Н(1 кп ( информационными рггурел м и других ущгждгннй сфгры •.«¡р.щ'клним и куль-
туры, интегрировать педагогические ресурсы . библиографические базы данных Интернета и собственных информационных баз. создаваемых при участии педагогов и учеников.
В школьной библиотеке МАОУ <(Ннжнетавдинская СОШ» процесс модернизации библиотеки находится на начальном этапе, несмотря на то что уже много сделано в порядке компьютеризации и формировании нормативно-управленческой документной базы школьной библиотеки . Однако без федерального финансирования в рамках специально разработанной программы по модернизации школьных библиотек общеобразовательному учреждению сложно продолжать внедрение Программы развития школьной библиотеки .
Стоит отметить, что теоретические библиотековедческие представления о функционировании школьных библиотек , существующих как бнблиотечно-ннформационный центр . недостаточно подтверждены данными научных исследований и требуют дальнейших разработок. Поэтому данная работа позволяет обобщить теоретические знания о функционировании школьных БИЦ, доказать практическую значимость модернизации школьной библиотеки .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Носырева М. В Роль образовательных сетевых ресурсов в формировании информационной культуры пользователей И Науки о культуре - шаг в XXI век: сб. материалов ежегод. конф.-семинара молодых ученых / Федеральное агентство по культуре н кинематографии, Рос. нн-т культурологии. Науч. Совет РАН по изучению и охране культур, н природа наследия. Театральный ин-т нм. Б. Щукина: отв. ред. И. М. Быховская. М.: Изд-во РИК. 2007'Т. 7. С. 555-559.
2. Соколов А. В Педагог-бнблиотекарь и библиотечная педагогика // Школьная библиотека. 2013. № 9—10. С. 39-45
3. Полякова Т. И. Модернизация школьных библиотек в условиях ФГОС // Школьная библиотека. 2013. № 5. С. 17-19.
4. Зуева Е. М. Научное моделирование школьных библиотек Kai; важный этап формирования информационно-образовательного пространства. М : РГЪ. 1999—2016. URL: hllji //суЫяХетппки iu/a.rtnJf./ii/nHHrlirKxv modri^jvmue-iilikolnyh-bibliotek-kLik-va^ -obrazovateliiogo-pro stranstva (дата обращения: 31.05.2016).
5. Информационный портал школьных библиотек России. М.: РШБА. 2007. URL: http://wwwjrosLajTi'rsbi. а s soc iation/paojetts-'portal.php (дата обращения: 31.05.2016).