Научная статья на тему 'Состояние и перспективы инновационного развития АПК Кабардино-Балкарии'

Состояние и перспективы инновационного развития АПК Кабардино-Балкарии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
355
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Модебадзе Н. П., Уянаев Б. Б., Асланова Ф. А.

В статье дан анализ состояния инновационного потенциала АПК Кабардино-Балкарии, сформулированы предложения по повышению инновационной активности его хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы инновационного развития АПК Кабардино-Балкарии»

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

АПК КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

Модебадзе Н.П. - заведующий кафедрой экономической теории КабардиноБалкарской государственной сельскохозяйственной академии Уянаев Б.Б - профессор кафедры «Менеджмент организации» Асланова Ф.А. - аспирант Кабардино-Балкарской государственной сельскохозяйственной академии

Аннотация. В статье дан анализ состояния инновационного потенциала АПК Кабардино-Балкарии, сформулированы предложения по повышению инновационной активности его хозяйствующих субъектов.

Annotation. This article provides an analysis of the innovative capacity of the agroindustrial complex of Kabardino-Balkaria, proposals to improve the innovation activity of its businesses.

Ключевые слова: инновации, инновационный потенциал, инновационная активность, государственная инновационная политика.

Keywords: innovation potential, innovation activity, innovative public policy.

Усиление наукоемкости производимой продукции представляет господствующую современную тенденцию в развитии мирового сельского хозяйства и, прежде всего, сельского хозяйства развитых стран. Акцент на инновационное развитие позволяет развитым странам поддерживать баланс внутреннего рынка продовольствия по спросу и предложению, легко проникать на ведущие мировые рынки, завоевывать новые позиции на национальных рынках других стран. Данное обстоятельство ставит под угрозу само существование национальных производителей сельскохозяйственной продукции, а также обеспечение продовольственной безопасности их госу-

дарств. В такой ситуации особую актуальность приобретает оперативное решение задач инновационного развития АПК Российской Федерации и его системообразующих территориальных звеньев.

В настоящее время наука и инновационная деятельность в сельском хозяйстве России остается практически невостребованными, что выражается в сокращении числа образцов вновь создаваемых машин, оборудования, приборов, средств автоматизации. Неизменно уменьшается количество освоенных производством образцов инновационной техники и др.

Анализ состояния и оценка инновационной деятельности в АПК Кабардино-Балкарии свидетельствует, что этот процесс характеризуется низким уровнем инновационной активности при значительном научном потенциале. В республике функционирует 12 научных учреждений, 9 государственных и негосударственных вузов и филиалов, 3 государственных учреждения высшего профессионального образования, 2 филиала государственных вузов. В этих учреждениях научной деятельностью занимаются более 2500 человек, в том числе 1 академик, 2 члена-корреспондента РАН и РАО, 350 докторов наук, 1070 кандидатов наук. В вузах реализуются образовательные программы высшего профессионального образования по всем востребованным специальностям. Профессорсго-преподавательский корпус составляет более 4400 человек. В республике среднее профессиональное образование представляет 8 колледжей - структурных подразделений государственных вузов и 4 республиканских колледжей. В республике созданы и функционируют такие важные звенья инновационной инфраструктуры как инновационный бизнес-инкубатор, центр трансфера технологий, центр коллективного пользования технологическим оборудованием.

Непосредственно исследованиями в сфере сельскохозяйственных наук в республике занимается «Кабардино-Балкарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства» Россельхозакадемии, «Северо-Кавказский научно-исследовательский институт горного и предгорного садоводства», «Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия им.

В.М. Кокова». В указанных организациях работают 93 докторов наук и 337 кандидата наук.

Несмотря на внушительный инновационный потенциал инновационная активность остается на низком уровне (таблица 1).

Таблица 1

Инновационная активность в регионе и государственная поддержка

инновационной деятельности

2009 г. 2010 г.

1. Количество организаций, осуществляющих технологические инновации 2 2

2. Количество субъектов инновационной деятельности, получивших господдержку в той или иной форме (кредиты, финансирование, налоговые льготы и т.п.) 1 1

3. Количество инновационных проектов, получивших господдержку в инновационной программе региона 1 6

4. Количество инновационных технологий, полученных и внедренных в производство через технопарки, инновационные бизнес-инкубаторы и т.д. - -

Отмеченное состояние инновационной активности связано прежде всего с резким снижением платежеспособного спроса на научно-техническую и наукоемкую продукцию в связи с тяжелым финансовым состоянием организаций, снижением бюджетных источников финансирования, недоступностью кредитов. За последние два года доля убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей повысилась и составила 39%. Не преодолены негативные тенденции в научно-технической сфере. Это прежде всего продолжающееся уменьшение объемов научно-исследовательских работ и численность исследователей. До настоящего времени из научной среды происходит отток

кадров среднего возраста. За последние десять лет доля исследователей в возрасте 30-39 лет составляет 1,4% от их общей численности. Такая возрастная структура научного потенциала опасна потерей преемственности, необходимой для воспроизводства научных школ. Приток молодых специалистов не компенсирует естественной убыли исследователей. Во многом это обусловлено низким социальным статусом, непрестижностью научного труда. В связи с этим не происходит позитивного перелома в миграции специалистов высшей квалификации. Продолжает устаревать материально-техническая база научных организаций. Более 60% научных приборов имеют средний возраст свыше 15 лет, очень низок удельный вес оборудования и приборов нового поколения. Имеются серьезные трудности в поддержании в работоспособном состоянии действующих уникальных экспериментальных комплексов. Следует отметить, что наиболее слабым звеном НИС является предпринимательский сектор, и значительные усилия по развитию НИС должны быть направлены именно на становление этого сектора, так как он является «наполнителем» для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды в республике не создаются предприятия инновационного сервиса. Недостаточно распространены современные механизмы коммерциализации технологических нововведений и выведения их на рынок, а сам рынок инновационной продукции формируется очень медленно. В выработке и реализации научно-инновационной политики преобладает отраслевой подход. Региональный аспект, пока недостаточно прорабатывается в рамках государственной политики в научной, научно-технической и инновационной сферах, особенно в части преодоления неравномерного распределения научного и научнотехнического потенциалов по республике. Таким образом, несмотря на наличие в структуре народного хозяйства КБР отдельных потенциально значимых и перспективных для формирования НИС элементов, они пока не выполняют своей важнейшей функции как частей целостной системы по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике.

В целом, можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие инновационного потенциала:

• отсутствие системной, четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, а также мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.д.) механизмы, а также нормативно-правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры;

• ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные - с точки зрения их коммерческого применения - результаты научно-технической деятельности, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;

• неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов, а именно фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированных оценщиков фирм и интеллектуальной собственности, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования и приборов, фондового рынка для наукоемких компаний, торговых домов и др.;

• отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки и технологий, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки.

• слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;

• неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений (посредством рынка научно-технической продукции);

• низкая инновационная активность агропромышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются низкий инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;

• низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также сведений для частных инвесторов и кредитных организаций об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;

• низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства;

• низкая инновационная культура населения и предпринимателей.

Эти барьеры и проблемы инновационного развития в совокупности определяют главную системную проблему: темп развития, структура и научнотехнический уровень исследований и разработок научной сферы республики не отвечает потребностям развития национальной экономики, ее структурной перестройки и повышения конкурентоспособности; при этом предлагаемые разработки и проекты не находят спроса на инновационном рынке и практического применения в экономике из-за дисбаланса звеньев научноинновационного комплекса и низкой восприимчивости к инновациям республиканских предприятий и организаций. Решение этой системной проблемы, как показывает опыт, возможно лишь посредством формирования и раз-

вития современной национальной инновационной системы КБР рыночного типа.

Активизацию инновационной деятельности в экономике КабардиноБалкарской республики и в ее ведущем звене - аграрно-промышленном комплексе - предлагается осуществлять по следующим направлениям:

• создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды;

• перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС (научного сектора, сферы образования, производственных комплексов), повышения их интегрированности и эффективности в рыночных условиях;

• формирование инновационной инфраструктуры;

• развитие инновационного предпринимательства;

• развитие финансовой инфраструктуры;

• создание мотивационного механизма инновационной деятельности;

• развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности, системы государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

• подготовка кадров для инновационной деятельности;

• государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС.

Эффективной реализации каждого из сформулированного направления повышения инновационной активности должна способствовать конкретная система мер по их практическому воплощению в жизнь.

По мере развития рыночных отношений, перехода от административных к экономическим методам регулирования экономики, возрастает роль мотивации творческого труда и стимулирование высокотехнологичных, конкурентоспособных ИР и инновационной активности. Для создания механизма эффективной мотивации необходимы следующее меры:

- совершенствование системы оплаты труда работников бюджетных научных учреждений, включая предоставление права руководителям госу-

дарственных научных организаций устанавливать работникам, внесшим значительный вклад в развитие науки, разработку и освоение наукоемких технологий и техники, оплату труда без ограничения максимального размера;

- пересмотр систем вознаграждения участников инновационного процесса, включая разработку нового порядка премирования за достижения установленных показателей обновления продукции, расширения экспорта (доли рынка) высокотехнологичной продукции; разработку механизма участия в прибыли работников, обеспечивающих ее прирост за счет инновационной деятельности. Для этого необходимо разработать и утвердить методику долевого участия субъектов хозяйствования в интегральном экономическом эффекте от исследований и разработок и использования инновационных проектов;

- внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, направленные на повышение социального статуса и уровня мотивации научных работников, деятельность которых связала с созданием новых объектов авторского права и права промышленной собственности.

Сформулированные предложения будут способствовать реализации амбициозной Программы Правительства КБР по доведению до 80% доли инновационной продукции в промышленности КБР к 2016 году. Затраты на выполнение этой Программы составят 31,9 млрд. руб. Из общего объема финансирования средства федерального бюджета составят 1455 млн. рублей; республиканского бюджета - 156 млн. рублей; внебюджетные средства -30265 млн. рублей.

Резюме. Масштабы инновационной деятельности в АПК Кабардино-Балкарии не соответствуют имеющемуся инновационному потенциалу. Необходимые координационные действия государственных структур и предпринимательского сектора по оживлению инновационной деятельности.

The Executive Summary. The extent of innovation in the agroindustrial complex o Kabardino-Balkaria does not match an existing innovation potential. Requires coordinated actions of State structures and the business sector to enhance innovation.

Литература:

1. Глазьев С.Ю. Развитие российской экономики в условиях глобальных технологических сдвигов. Науч. доклад. - М.: ЦЭМИ РАН, 2007.

2. Дынкин А.А., Иванова Н.И. Инновационная экономика. 2-е изд. -М.: Наука, 2004.

3. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями /Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2010.

4. Лукичева Л.И. Управление интеллектуальным капиталом: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2007.

5. Мильнер Б.З. Управление знаниями в современной экономике. - М.: ИЭ РАН, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.