Научная статья на тему 'Региональная инновационная система: модель, структура, особенности'

Региональная инновационная система: модель, структура, особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1831
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / инновационная деятельность / инновационное развитие / инновационный потенциал региона / модель инновационной системы / направления развития / региональная инновационная система. / innovations / innovative activity / innovative development / innovative capacity of the region / model of innovative system / direction of development / regional innovative system.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональная инновационная система: модель, структура, особенности»

Кандрокова М.М.

к.э.н., в.н.с. Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского НЦ РАН

Kandrokova-marina@mail. ru

Туменова С.А.

к.э.н., с.н.с. Института информатики и проблем регионального управления Кабардино-Балкарского НЦ РАН

[email protected]

РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА: МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА,

ОСОБЕННОСТИ

Ключевые слова инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационный потенциал региона, модель инновационной системы, направления развития, региональная инновационная система.

Keywords: innovations, innovative activity, innovative development, innovative capacity of the région, model of innovative system, direction of development, regional innovative system.

В современной экономике активизация инновационных процессов во многом связана с проводимой государственной политикой. Для ускорения инновационной деятельности необходимо формирование национальной инновационной системы (НИС), т.е. создание системы отношений между элементами национального экономического комплекса, обеспечивающих хозяйственное развитие и рост качества жизни на базе нововведений. Суть системы состоит в создании инновационного равноправного партнерства государственной власти и бизнеса. При этом государство поддерживает научно-технический сектор и систему образования, обеспечивает свободный доступ к результатам научных исследований в государственном секторе, создает условия для их коммерческого использования, необходимую инновационную инфраструктуру, систему подготовки квалифицированного персонала и нормативно-правовую базу для стимулирования инновационного предпринимательства. Бизнес берет на себя коммерческий риск работы на рынке инновационной продукции. Важными факторами такого партнерства являются взаимное доверие и надежные гарантии, которые должны быть подкреплены законодательно. Целью национальной инновационной системы является обеспечение устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и реализации новых знаний1.

НИС имеет определенную инфраструктуру, которая обеспечивает функционирование системы. К инфраструктуре относятся инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки. Они предназначены для ускоренной передачи разработок в производство, освоения высокотехнологичных и конкурентоспособных видов продукции2.

Предпосылками формирования национальной инновационной системы являются обмен результатами инновационной деятельности; инновационные интересы, состоящие из стремлений к улучшению, социально-экономического статуса за счет инноваций и тяги к новизне, разнообразию; инновационные ценности, находящие практическое воплощение в инновационных стратегиях фирм, регионов, государства и т.д.

Инновационная система формируется под влиянием множества объективных для данной страны факторов, включая ее размеры, наличие природных и трудовых ресурсов, особенности исторического развития институтов государства и форм предпринимательской деятельности. Эти факторы являются долгосрочными детерминантами направления и скорости эволюции инновационной активности. Кроме того, каждая НИС характеризуется определенной структурой и некоторой степенью упорядоченностью, предполагающая достаточную стабильность институционального взаимодействия (при этом в каждой стране складывается своя конфигурация институциональных элементов).

Наиболее простая модель, описывающая взаимодействие элементов НИС, показывает, что роль частного сектора заключается в разработке технологий на основе собственных исследований и рыночном освоении инноваций, роль государства - в содействии производству фундаментальных знаний и комплекса технологий стратегического (военного) характера, а также в создании инфраструктуры и благоприятных институциональных условий для инновационной деятельности. В рамках этой общей модели формируются национальные особенности НИС: большая или меньшая роль государства и частного сектора в выполнении указанных функций; относительное значение крупного и мелкого бизнеса; соотношение фундаментальных и прикладных исследований и разработок; динамика развития и отраслевая структура инновационной деятельности.

1 Санду И., Рыженкова Н. Проблемы и стратегии формирования региональных инновационных систем. - www.vniiesh.ru/ documents/document_9531

2 Там же.

Таким образом, национальная инновационная система определяет стратегию развития инновационной деятельности в стране, но при этом учитывается, что страна состоит из регионов, которые и определяют уровень ее (страны) развития. Исходя из этого, можно утверждать, что формирование региональных инновационных систем в рамках НИС является важным аспектом социально-экономического развития региона.

Региональная инновационная система (РИС) относится к классу сложных организационных динамических структур открытого типа, поведение которых трудно формализовать и прогнозировать. Поэтому проблема создания эффективного механизма управления требует особого внимания.

Как отмечает И. Санду, в методологическом плане инновационная система представляет собой целостную систему. Социальное значение имеют не разрозненные попытки использовать конкретные разработки в конкретном производстве, не частичные меры по отлаживанию тех или иных звеньев инфраструктуры инновационного процесса, а формирование целостной гибкой и динамичной инновационной системы, способной решать проблему изменения или модернизации технологического базиса общества. Поэтому методология системного подхода приобретает здесь принципиальное значение не только в теоретическом, но и практическом плане1. А в целом, методологические подходы определяются целями, которые ставятся перед инновационной системой, а таковыми могут быть: создание дополнительных рабочих мест, развитие прогрессивных технологий, создание новых продуктов и услуг, повышение конкурентоспособности региональной экономической системы и т. д.

А.М. Мухамедьяров и Э.А. Диваева определяют региональную инновационную систему «как комплекс (совокупность) организаций, инициирующих и осуществляющих процесс производства знаний, их распространение и использование. Эти организации способствуют финансово-экономическому, правовому, информационному обеспечению инновационных процессов и функционируют в едином социокультурном пространстве, взаимосвязаны между собой и имеют устойчивые взаимоотношения»2.

К. А. Задумкин, под РИС понимает, комплекс учреждений и организаций различных форм собственности, находящихся на территории региона и осуществляющих создание и распространение новых технологий. Данный комплекс осуществляет свое функционирование с учетом и под воздействием национальной инновационной системы и социально-экономической политики региона3.

По мнению М.К. Файзуллоева, «региональная инновационная система (РИС), представляет собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, материально-финансового, информационного и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни на региональном уровне»4.

Проанализировав различные определения региональной инновационной системы, которые встречаются в экономической литературе, Е.Ерохина выделяет следующие общие черты РИС:

- система представляет собой совокупность институтов, инициирующих, создающих и распространяющих инновации в виде новых видов продукций, технологий и т.д.;

- работоспособность в подсистемах определяют знания и их носитель - человек;

- система выполняет основные и специфические функции. К основным функциям относятся прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование и контроль. Специфические функции системы - производство, генерация, распространение и использование знаний;

- необходимое условие существование системы - наличие связей и сложившихся типов отношений между элементами и подсистемами.

Понятно, что перечисленные черты являются общими, но при формировании РИС в регионах необходимо учитывать особенности субъектов хозяйствования региона, основные «источники» инноваций, потребителей новых продуктов и технологий, реальные возможности коммерциализаций.

В системе РИС, как правило, выделяют следующие подсистемы:

- региональная социально-экономическая политика;

- производство знаний;

- поддержка знаний (регулирование, финансово-экономическое и нормативно-правовое обеспечение);

- распространение знаний;

- использование знаний и реализация их результатов;

- система производства наукоёмкой продукции и услуг;

- подготовка и обеспечение инновационной восприимчивости;

- система региональной инновационной инфраструктуры;

- система образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

- оценка и защита результатов интеллектуальной собственности;

- информационное обеспечение и подготовка научно-методической базы;

1 Санду И., Рыженкова Н. Проблемы и стратегии формирования региональных инновационных систем. - www.vniiesh.ru/ (1оситеп18/(1оситеп1;_9531Там же.

2 Диваева Э.А., Мухамедьяров А.М. Региональные инновационные системы: развитие, функционирование, оценка, эффективность. - Уфа: АН РБ; Гилем, 2010.

3 Задумкин К.А. Региональные инновационные системы: теория и практика формирования. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2008.

4 Файзуллоев М. К. Формирование РИС и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы. -http://refdb.ru/look/1211235.h1ml

- инновационное и научно-техническое региональное законодательство1.

В этой совокупности подсистем, Н.Е Егоров предлагает обратить особое внимание на три подсистемы РИС: подсистема генерации знаний, подсистема трансфера и инкубации технологий, подсистема наукоемкого бизнеса. Такое выделение составляющих РИС, по его мнению, позволит осуществлять целенаправленное воздействие на региональный инновационный процесс на трех основных его этапах: генерации нового знания, его передачи и превращения в инновацию. Кроме того, совокупное присутствие в регионе этих трех элементов является необходимым условием формирования модели РИС и инновационного развития территории2.

Основная цель создания РИС заключается в том, чтобы повысить уровень функционирования социально-экономической системы, каковым является регион, за счет использования инноваций. Инновационная система, таким образом, предполагает, во-первых, создание производственных и научных компаний нового типа, ориентированных на создание и освоение экономических и социально эффективных нововведений, во-вторых, развитие инфраструктуры, обслуживающей процесс освоения и коммерциализации разработок, и, в-третьих, повышение роли государства в координации и финансировании фундаментальной науки, образования и инновационной инфраструктуры3.

Для создания эффективной РИС необходимо учесть следующие обстоятельства:

- необходимо повысить спрос на инновации со стороны большей части отраслей региональной экономики, поскольку в настоящее время инновационная активность сконцентрирована в узком числе секторов, а технологическое обновление производства опирается преимущественно на импорт технологий, а не на отечественные разработки;

- повысить эффективность сектора генерации знаний (фундаментальной и прикладной науки), так как происходит постепенная утрата созданных в предыдущие годы заделов, старение кадров, имеет место снижение уровня исследований, слабая интеграция в мировой рынок инноваций и отсутствует ориентация на потребности региональной экономики;

- преодолеть фрагментарность созданной региональной инновационной инфраструктуры, поскольку многие его элементы созданы, но не поддерживают инновационный процесс на протяжении всего хода генерации, коммерциализации и внедрения инноваций на уровне регионов;

- создание при региональных администрациях специального отдела или центра, отвечающего за поиск и внедрение инноваций, поиск инноваций как внутри региона, так и за его пределами;

- совершенствование системы организованного и нормативного правового сопровождения разработки, принятия и реализации программ инновационного развития региона;

Решение этих проблем создаст реальную основу для формирования региональных инновационных систем как определенной части национальной инновационной системы.

Как отмечает Е. Ерохина, в мировой экономике выработан и апробирован на практике ряд организационно-экономических мер, способствующих интенсификации процесса регионального инновационного развития, таких как:

- осуществление специальных целевых программ на общегосударственном, региональном и местном уровнях;

- прямые государственные субсидии и целевые ассигнования региональных (местных) органов власти;

- местные налоговые льготы, направленные на стимулирование инновационной деятельности предприятий;

- формирование научных парков и региональных центров передовых технологий и создание инкубаторов малого бизнеса;

- привлечение венчурного капитала и мобилизация ресурсов частного сектора для решения задач регионального развития;

- формирование предпринимательских сетей и кластеров;

- совершенствование информационной, коммуникационной и финансовой инфраструктуры;

- организация управленческого консультирования предпринимателей и другие меры .

Суммируя изложенное выше, хотим предложить свое видение РИС. По нашему мнению, региональная инновационная система представляет собой элемент в социально-экономической системе региона, основными функциями которого являются обеспечение эффективных и отлаженных взаимосвязей между всеми участниками инновационного процесса, консолидация науки, образования, бизнеса и государства на взаимовыгодной основе, генерация знаний и распространение новых знаний, производство и внедрение новшеств в производственный процесс, развитие инфраструктурного и информационного обеспечения инновационной деятельности, разработка стратегии управления инновационным развитием, интеграция в национальную инновационную систему. Конечным предназначением инновационной системы является создание условий для достижения высокого уровня социально-экономического развития региона.

По мнению В.В. Монастырского, в качестве параметров для качественной оценки региональной инновационной системы можно признать производство высокотехнологичной продукции в регионе, информационное обеспечение инновационной системы, инновационные связки: наука - производство-рынок, инновационные консультационные услуги, внутрироссийское и международное сотрудничество в инновационной сфере, замкнутые территории инновационного развития, благоприятный инновационный климат, кадровое обеспечение инновационного процесса, под-

1 Ерохина Е. Структура и особенности региональной инновационной системы // Проблемы теории и практики управления. -М., 2013. - № 2.

2 Егоров Н.Е. Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2010. -С. 27.

3 Батов Г.Х., Кандрокова М.М. Развитие инновационных процессов в АПК региона / ИИПРУ КБНЦ РАН. 2010.

4 Ерохина Е. Управление инновационной деятельностью: опыт зарубежных стран // Проблемы теории и практики управления. - М., 2012. - № 7-8.

держка создания и развития инновационной структуры, целевое финансирование инновационных систем (программ) за счет бюджета Федерации1.

Рассмотрим состояние и особенности функционирования региональной инновационной системы в КБР. Но предварительно уточним состояние инновационной деятельности и инновационного развития в республике.

Таблица 1

Основные параметры инновационного развития региона (КБР)

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, ед. 14 14 14 14

Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, чел. 727 677 704 695

Выдано патентов на изобретения и полезные модели, ед. 65 78 61 73

Число патентов на изобретения, выданных на 100 исследователей, 23 21 19 17

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, млн. руб. 393,1 436,2 484,6 453,8

Внутренние затраты на научные исследования и разработки, в процентах от ВРП, % 0,62 0,59 0,57 0,52

Инновационная активность организаций, % 6,2 8,3 9,9 9,6

Число используемых передовых производственных технологий, ед. 79 192 263 307

Совокупный уровень инновационной активности организаций, % 3,8 3,3 3,6 3,4

Созданные производственные технологии, ед. 1 3 4 1

Удельный вес организаций осуществляющих инновации, в общем числе организаций (технологические) % 6,6 6,8 4,2 4,9

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн. руб. 233,1 281,4 255,9 264,8

Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 3,7 7,4 6,7 3,0

Уровень инновационности региона (субъекта), % 1,1 2,6 2,2 --

Обеспеченность персональными компьютерами в организациях, в расчете на 100 работников, ед. 28 30 32 38

Источник: Стат. сб. «Регионы России. Социально-экономические показатели». - М., 2013.

Как показывает табл. 1, на инновационное развитие КБР оказывают влияние различные факторы, которые в совокупности не имеют должного эффекта. В республике 14 организаций, выполняющих научные исследования и разработки, в них работают около 700 чел. Результативность деятельности этих организаций выражается количеством выданных патентов и их числом на 100 исследователей. Эти показатели характеризуются низкими значениями.

Как известно, эффективность функционирования экономики зависит от объема финансирования, то же самое относится и к научной деятельности. По объему и степени финансирования науки можно косвенно определить ее состояние. Что касается КБР, внутренние затраты на научные исследования и разработки находятся на низком уровне и составляют менее одного процента от валового регионального продукта (ВРП). В 2011 году они составили 0,57% от ВРП, 2012 - 0,52%. (по РФ они равны 1,3-1,4% ВВП). Данный аспект оказывает непосредственное влияние на создание и использование новых производственных технологии и выпуск инновационных товаров и услуг. В КБР в 2012 году создана только одна производственная технология, хотя предприятиями республики используются 307 технологий.

Низкий уровень создаваемых производственных технологий обусловливает малую степень их применения. Так, в Дагестане количество используемых производственных технологий составляет 437 единиц, в Ингушетии их нет, в Кабардино-Балкарии - 307, Карачаево-Черкесии - 76, Северной Осетии-Алании - 19, Чечне - 194, Ставропольском крае - 819. По поводу предоставленных показателей встает вопрос, высоки ли они или низки, как их оценить? На наш взгляд, их надо сопоставить с количеством производственных предприятий в экономике субъекта. Например, в экономике Кабардино-Балкарской Республике число производственных предприятий составляет 4968 единиц, из них 307 используют современную технологию, что соответствует 6,1%, то есть, очевидно, низкий уровень применения новых технологий. Аналогичная ситуация и в других субъектах округа.

На поставленный вопрос хорошо «отвечает» и другой показатель - инновационная активность организаций. По СКФО он составляет - 6,4%, в Кабардино-Балкарской Республике - 9,9%. Среднероссийский показатель инновационной активности организаций составляет 10,3%.

С обозначенными индикаторами хорошо коррелирует показатель удельного веса инновационных товаров в общем объеме отгруженной продукции, который составил в 2010 году 7,4%, 2011 - 6,7%, 2012 году 3,0%. Имеет место тенденция к уменьшению инновационной доли в общем объеме производства. В аналогичном положении находится и уровень инновационности экономики (УИЭ), которая определяется как отношение объема инновационной продукции к валовому региональному продукту, выраженный в процентах. Уровень инновационности экономики КБР ниже, чем по СКФО, по округу УИЭ за исследуемый период составил 2,8%, а в КБР - 2,0%.

Все перечисленные проблемы связаны с низким уровнем инновационной деятельности, под которым понимается вид деятельности, связанный с внедрением в производство технологически новых продуктов или услуг. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей совокупности они приводят к инновациям.

Таким образом, сложившееся в КБР положение в сфере инновационной деятельности не обеспечивает создание базы для технологического прорыва и, соответственно, кардинального ускорения экономического развития. В связи с этим важно правильно определить стратегический вектор инновационной деятельности, направленный на поддержку

1 Монастырский В.В. Состояние и перспективы развития инновационной системы Карачаево-Черкесской Республики // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2008. - №2(13).

преобразований в наукоемких отраслях и переход к эффективной и быстро растущей экономике знаний, наукоемких производств, высоких технологий и интенсивных инноваций. Как показывает опыт передовых в инновационном развитии регионов РФ, при должном управлении, инновационные стратегии могут выступать в роли катализатора регионального развития и, в качестве инструмента по реализации такой стратегии может выступить региональная инновационная система.

На наш взгляд, каждый регион должен иметь свою региональную инновационную систему, которая создается и формируется с учетом особенностей данного региона, его слабых и сильных сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что касается КБР, то ключевыми являются следующие проблемы:

- низкий уровень управления научно-технической и инновационной деятельностью в республике;

- недостаточное число конкурентоспособных разработок и технологий высокой степени готовности;

- низкий уровень развития инновационной и информационной инфраструктур;

- низкий уровень финансово-экономического обеспечения инновационной деятельности;

- слабая поддержка производственно-технологической инновационной деятельности;

- недостаток высококвалифицированных кадров для новой экономики, основанной на знаниях;

- низкий уровень социокультурной среды, которая не отвечает требованиям экономики знаний.

Для КБР наиболее результативным может быть создание трехблочной инновационной системы, которая включает в себя основную, обеспечивающую и управленческую, деятельность.1

Основная деятельность предполагает выделение главных участников, формирующих профиль научно-технического задела, обеспечивающих основной объем инновационной наукоемкой продукции в ВРП. На основе выделения основной деятельности определяется специфика республиканской инновационной системы.

Кроме того, в рамках основной деятельности выделяются два сегмента: продукты и услуги, что позволяет определить ещё один уровень специфики республики. Дело в том, что различного рода научно-технические услуги могут занимать высокую долю в ВРП, что является признаком наличия инновационного процесса на территории.

Обеспечивающая деятельность способствует функционированию инновационного процесса в республике. В состав блока входят: образование - как источник квалифицированных кадров для удовлетворения потребности в трудовых ресурсах региональной инновационной системы; сфера фундаментальной науки, которая служит генератором идей для инновационной деятельности; инновационная инфраструктура, которая обеспечивает продвижение на рынок результатов научной деятельности.

Управленческая деятельность обеспечивает координацию и стимулирование инновационной деятельности в рамках республики (региона), а также формирует стратегическую инновационную политику.

Отдельно, на наш взгляд необходимо отметить наличие в системе такого элемента как рынок, который может являться как внутренним сегментом, так и внешним по отношению к самой системе. Причем необходимым условием эффективности функционирования инновационной системы региона является наличие институциональных связей данного элемента со всеми другими компонентами системы.

В целом, региональная инновационная система должна стать связующим звеном между социально-экономической политикой региона, наукой, образованием, наукоемкой промышленностью и рынком и обладать достаточной устойчивостью, позволяющей ей нормально функционировать в условиях возможной дестабилизации экономической ситуации. Кроме того, от РИС требуется способность интегрироваться в инновационные системы более высокого уровня2.

Региональная инновационная система должна стать частью социально-экономической системы, в рамках которой она функционирует, откуда и поступает основной поток ресурсов: трудовых, материальных, информационных, финансовых. Основное предназначение РИС - обеспечение эффективной жизнедеятельности инновационной системы, которая будет способствовать активному экономическому росту, а значит, изменению качественных характеристик социально-экономического положения населения. Она должна входит в национальную инновационную систему, которая не только формирует вектор дальнейшего развития инновационных систем региона, но и всей страны.

Важным шагом, показывающим важность развития инновационной деятельности и заинтересованность в ней власти, может стать выделение инновационной тематики в отдельный блок, который будет курировать специальный административный орган. Аналогичные структуры целесообразно создать и на уровне муниципальных образований.

Практика поддержки инновационной деятельности в различных регионах России показывает, что указанный орган может функционировать в одной из следующих организационно-правовых форм:3

- департамент в структуре областной исполнительной власти;

- государственное учреждение (агентство);

- государственное унитарное предприятие;

- некоммерческое партнерство;

- автономная некоммерческая организация,

- подразделение ведущего высшего учебного заведения.

1 Чистякова Н.О. Региональная инновационная система: модель, структура, специфика // Инновации. - СПб., 2007. - № 4.

2 Файзуллоев М.К. Формирование РИС и развитие региональной инновационной системы: состояние и проблемы. -http://refdb.ru/look/1211235.html

3 Абаев А. Л. Региональная инновационная система как элемент организационно-экономического механизма инновационной политики // Проблемы управления здравоохранением. 2008. - № 3. - С. 15.

ФАКТОРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

ВХОД:

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

МАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ

Управленческая деятельность

Основная деятельность

Региональная инновационная система

С X

3

р-

ВЫХОД: >

УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬ. ИНИЦИАТИВЫ

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

ОБЕСПЕЧИВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СПЕЦИАЛИСТЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

ПАТЕНТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ОПЫТ

ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ, УСЛУГИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПАТЕНТЫ, ЛИЦЕНЗИИ

РАЗРАБОТКИ, НОУ-ХАУ

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Рисунок 1.

Общая модель региональной инновационной системы КБР

Работа этого органа должна включать в себя два основных блока: создание общего благоприятного климата для ведения инновационной деятельности и целенаправленная поддержка приоритетных для региона направлений инновационного развития.

В целом создание региональных инновационных систем (РИС) в рамках национальной инновационной системы является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование эффективного экономического механизма инновационной политики. Организация региональной инновационной системы позволит на уровне региона решать приоритетные задачи в области развития научно-технической и инновационной деятельности и участия в национальной инновационной системе. Региональная инновационная система позволит создать благоприятную внешнюю среду и формировать внутренние стимулы для роста социального капитала, технологической модернизации производств и развития отраслей новой экономики. Создание региональной инновационной системы должно обеспечить повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, создать экономические, правовые и организационные условия для перехода на инновационный путь развития, построение инновационной экономики.

Важной проблемой, требующей решения в системе республиканской инновационной системы, является опережающее создание в республике эффективного механизма информационного обеспечения инновационной деятельности. Результативность этого механизма в значительной мере зависит от качества непрерывного социально-экономического мониторинга республики. Подобный мониторинг должен охватить наблюдение, анализ, оценку и прогноз экономической, социальной, экологической, научной и инновационной обстановки в республике с целью подготовки управленческих решений и рекомендаций, направленных на улучшение и развитие инновационной деятельности. Мониторинг как инновационных процессов, так и более общих процессов структурных преобразований экономики нацеливает республику на эффективное управление этими процессами. Поэтому одной из основных функций в области информационного обеспечения инновационной экономики должна стать, функция автоматизированного мониторинга структурных преобразований. Роль, которая отводится данной функций, заключается в постоянном поддержании, обновлении и эксплуатации инновационных банков данных и знаний. При этом надо исходить из того, что субъектам инновационной деятельности нужна в первую очередь информация, которая содержала бы упорядоченную соответствующим образом технико-экономическую, конъюнктурно-коммерческую, статистическую информацию, сведения о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, типов услуг

и т.п. Создание на уровне республики (региона) отраслей и предприятий подобной принципиально новой информационной структуры - автоматизированной интегрированной информационной системы, ориентированной на комплексное информационное обеспечение инновационной экономики, будет способствовать успешному решению важнейших задач по обеспечению конкурентоспособности предприятий республики.

Стратегическая цель, которая стоит перед экономикой РФ, заключается в необходимости перехода на новый путь развития. Понятно, что альтернативой может быть только создание инновационной экономики. Инновационная экономика - это экономика, основанная на знаниях, инновациях, на доброжелательном восприятии новых идей, новых машин, систем и технологий, на готовности их практической реализации в различных сферах человеческой деятельности. Она выделяет особую роль знаний и инноваций, прежде всего, знаний научных. В инновационной экономике под влиянием научных и технологических знаний традиционные сферы материального производства трансформируются и радикально меняют свою технологическую основу, ибо производство, не опирающееся на новые знания и инновации, в инновационной экономике оказывается нежизнеспособным.

Таким образом, предложенная модель РИС может стать важным инструментом для анализа инновационных процессов, происходящих в регионе, позволит оценить происхождение и структуру ресурсных потоков, ориентировать предприятия региона на использование инноваций, спрогнозировать риски и эффекты, связанные с внедрением новшеств, обеспечить перевод региона на принципы стратегического управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.