Научная статья на тему 'Инновационно-индустриальная стратегия развития регионального АПК (на примере Кабардино-Балкарской Республики)'

Инновационно-индустриальная стратегия развития регионального АПК (на примере Кабардино-Балкарской Республики) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
455
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / РЕГИОН / REGION / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / СТРАТЕГИЯ / STRATEGY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / КРИЗИС / CRISIS / ИННОВАЦИОННО-ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDUSTRIAL INNOVATIVE PROGRAM / ЗАНЯТОСТЬ / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурфова С. А., Багова О. И., Маржохов З. С.

В настоящей работе региональный инновационный потенциал рассматривается как степень готовности или социально-экономической возможности региона к ведению инновационной деятельности в зависимости от его ресурсной, научной, кадровой, финансовой, материально-технической, технологической и интеллектуальной обеспеченности. В настоящее время экономические и институциональные преобразования в АПК Кабардино-Балкарской Республики могут послужить одним из факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве. В статье показано, что инновационно-индустриальная стратегия развития КБР должна быть направлена на создание благоприятных условий и оказания всемерной поддержки отраслям экономики в целях формирования конкурентоспособной и эффективной региональной экономики. При этом ключевая задача состоит в достижении устойчивого и стабильного развития республики путем развития диверсифицированных направлений в экономике. Важнейшими задачами инновационной стратегии развития АПК Кабардино-Балкарской Республики являются разработка и практическая реализация ведомственных инновационных и научно-технических программ, стимулирование инвестиционной активности населения, однако решение этих задач требует пересмотра существующей государственной системы управления инновационно-индустриального развития. Отмечено, что для эффективной реализации указанных мероприятий необходимо создание новых структур, а именно: инвестиционного фонда Кабардино-Балкарской Республики (КБИФ), Банка развития Кабардино-Балкарской Республики и регионального инновационного фонда. Авторами обосновано, что основная цель инновационно-индустриальной стратегии развития регионального АПК, в частности сельскохозяйственного производства Кабардино-Балкарской Республики это создание потенциально конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт продукции. При этом практическая реализация данной стратегии, помимо усилий со стороны государства, невозможна без вклада самих сельхозпроизводителей, а именно их финансового участия в соотношении 1:3. Проведенные в работе расчеты могут послужить мотивационным толчком для повышения реализации научно-технического потенциала на уровне отдельных хозяйств, и вследствие этого на уровне экономики региона в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гурфова С. А., Багова О. И., Маржохов З. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation and industrial strategy of regional agriculture development (the Kabardino-Balkar Republic case)

Our article considers the regional innovation potential as a degree of readiness or socio-economic potential of the region to perform innovation activities depending on its resources, research, personnel, financial, logistical, technological, and intellectual support. At the present time, economic and institutional transformation in agrarian and industrial complex of the Kabardino-Balkar Republic may serve as one of the factors to overcome local crises and stimulate investment and innovation in agricultural production. Our article says that the innovation and industrial development strategy of the Kabardino-Balkar Republic should aim at creating a supportive environment and ensuring the maximum support to the economic sectors to build a competitive and efficient regional economy. We underline that the primary objective is to achieve a sustainable and stable development of the country through the development of diversified economic areas. The development and implementation of institutional innovation and scientific and technical programs, stimulation of investment activity of the population constitute the major challenges of the innovation strategy of the agro-industrial complex development of Kabardino-Balkaria. However, addressing these challenges requires a revision of the existing public management system of innovation and industrial development. We emphasize that the effective implementation of such measures requires the creation of new structures, namely, the Investment Fund of the Kabardino-Balkar Republic (KBIF), the Development Bank of the Kabardino-Balkar Republic and a regional innovation fund. We substantiate that the main purpose of the innovation and industrial development strategy of the regional agribusiness, in particular, the agricultural production of the Kabardino-Balkar Republic, is the creation of potentially competitive industries, which are aimed at exports of products. At the same time, the practical implementation of this strategy, in addition to the efforts on the part of the State, is impossible without the contribution of agricultural producers, actually, without their financial participation in the ratio of 1: 3. The calculation, carried out in the article can serve as a motivational incentive to raise the scientific and technological potential at the level of individual enterprises, and due to this, at the level of the region's economy as a whole.

Текст научной работы на тему «Инновационно-индустриальная стратегия развития регионального АПК (на примере Кабардино-Балкарской Республики)»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.436.33:321.1(470.64)

инновационно-индустриальная

стратегия развития регионального апк

(на примере кабардино-балкарской республики)

С. А. ГУРФОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры

финансов предприятий и инвестиций E-mail: gurf.sa@ mail.ru

О. И. БАГОВА,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов предприятий и инвестиций E-mail: [email protected]

З. С. МАРЖОХОВ,

аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: [email protected] Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, Нальчик

В настоящей работе региональный инновационный потенциал рассматривается как степень готовности или социально-экономической возможности региона к ведению инновационной деятельности в зависимости от его ресурсной, научной, кадровой, финансовой, материально-технической, технологической и интеллектуальной обеспеченности. В настоящее время экономические и институциональные преобразования в АПК Кабардино-Балкарской Республики могут послужить одним из факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве.

В статье показано, что инновационно-индустриальная стратегия развития КБР должна быть направлена на создание благоприятных условий и оказание всемерной поддержки отраслям экономики в целях формирования конкурентоспособной и

эффективной региональной экономики. При этом ключевая задача состоит в достижении устойчивого и стабильного развития республики путем развития диверсифицированных направлений в экономике.

Важнейшими задачами инновационной стратегии развития АПК Кабардино-Балкарской Республики являются разработка и практическая реализация ведомственных инновационных и научно-технических программ, стимулирование инвестиционной активности населения, однако решение этих задач требует пересмотра существующей государственной системы управления инновационно-индустриального развития. Отмечено, что для эффективной реализации указанных мероприятий необходимо создание новых структур, а именно: инвестиционного фонда Кабардино-Балкарской Республики (КБИФ), Банка развития Кабардино-Балкарской Республики и регионального инновационного фонда.

Авторами обосновано, что основная цель инновационно-индустриальной стратегии развития регионального АПК, в частности сельскохозяйственного производства Кабардино-Балкарской Республики, - это создание потенциально конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт продукции. При этом практическая реализация данной стратегии, помимо усилий со стороны государства, невозможна без вклада самих сельхозпроизводителей, а именно - их финансового участия в соотношении 1:3.

Проведенные в работе расчеты могут послужить мотивационным толчком для повышения реализации научно-технического потенциала на уровне отдельных хозяйств, и вследствие этого - на уровне экономики региона в целом.

Ключевые слова: потенциал, регион, инвестиции, стратегия, инновации, кризис, инновационно-индустриальная программа, занятость

Инновационный потенциал аграрных регионов рассматривается как один из основных источников экономического развития в контексте современной модели устойчивого развития. В настоящее время не выработан единый подход к определению понятия «инновационный потенциал». Значительный вклад в изучение и развитие как понятийного инструментария, так и методологических подходов в области оценки инновационного потенциала регионов внесли Д.С. Львов [4], Л.И. Абалкин [1], Е.А. Мо-настырный [7], И.В. Курцев [2, 3] и др.

Инновационный потенциал региона включает в себя: научный, материально-технический, кадровый, финансовый, производственно-технический, социально-экономический потенциалы региона. В условиях аграрного региона его важной составляющей является также природно-ресурсный потенциал территории [10]. Таким образом, можно сказать, что инновационный потенциал региона - это степень готовности или социально-экономической возможности региона к ведению инновационной деятельности, в зависимости от его ресурсной, научной, кадровой, финансовой, материально-технической, технологической и интеллектуальной обеспеченности.

Рассматривая проблему рынка научной продукции, очень важно определить, какие части сферы научных знаний и в каких масштабах могут быть подвергнуты коммерциализации, какие объективные требования могут быть предъявлены при оценке получаемой научно-технической продукции как товара. Развитие рыночных отношений является существенным импульсом инвестирования в науку,

сохранения ее научного и кадрового потенциалов. Чтобы выжить и нормально работать в кризисных условиях, научные учреждения должны активно встраиваться в сферу инновационного бизнеса. В этой связи важно изучение структуры и циклов инновационного процесса в отраслях и подотраслях применительно к законам рынка. В условиях реального функционирования рыночных отношений значительная часть ученых и организаторов отечественной науки продолжают считать, что результаты фундаментальных исследований являются главной движущей силой инновационных процессов, а это, в свою, очередь требует постоянного увеличения объемов государственных ассигнований на развитие таких исследований.

Следует, однако, подчеркнуть, что опыт зарубежных стран и существующая практика коммерциализации отечественной науки не согласуются с такими утверждениями. В частности, увеличение инвестиций в фундаментальные и крупные долговременные прикладные исследования и рост научных знаний далеко не всегда связаны с практическими результатами, не являются активным фактором процессов внедрения в производство технических и технологических нововведений. Они лишь создают для этого потенциальные возможности, тогда как реальным побудительным мотивом должен служить спрос конкретных производств на научно-технические новшества.

Практика показывает, что главными причинами снижения эффективности научных исследований являются все возрастающая оторванность от потребителя, слабое понимание его нужд и потребностей, недостаточная нацеленность на решение конкретных проблем развития региональных экономик. Отсюда и низкий уровень практического использования получаемой отечественной научно-технической продукции. В зарубежных странах в среднем из 100 новаторских идей успешно реализуются лишь 5-10 (а по некоторым оценкам, всего 2). В то же время из 100 успешно внедряемых нововведений более 75 возникает в ответ на нужды потребителя [5].

В современных условиях первостепенное значение приобретает проблема формирования рынка научно-технической продукции. По мере становления рыночных отношений в соответствии с обновленной научно-технологической политикой постепенно стали возникать и развиваться научно-технологический и внедренческий бизнес, научно-техническое и внедренческое предпринимательство. В развитых странах государственная инновацион-

ная политика выступает в качестве связующего звена между производством и наукой в «чистом» виде (академической). На макроуровне основная задача государства - это создание благоприятных экономических условий для реализации инновационных процессов. Эти условия могут выражаться в форме всевозможного содействия развитию науки и прикладных исследований; разработки и реализации программ, направленных на инновационное развитие бизнеса; формировании государственных заказов, контрактов на проведение НИОКР; создании налоговых преференций для участников инновационного процесса и др.

Роль государственного регулирования инвестиционной сферы неизбежно будет возрастать в соответствии с формирующимися тенденциями мирового развития. На данном этапе она заключается в необходимости разработки новой инвестиционной политики, адаптированной к современной модели конкурентоспособной экономики [9]. Региональные органы власти обладают, безусловно, более ограниченным набором инструментов, для эффективного воздействия на свою экономику, однако, несмотря на это, они не должны абстрагироваться от современных тенденций.

Например, Кабардино-Балкарская Республика -это небольшой регион с открытой экономикой, который никак не может повлиять на уровень общероссийских, и тем более на уровень мировых, цен. В связи с этим для республики более актуальным является создание высокотехнологичных производств, в том числе в АПК, для того чтобы защитить региональную экономику от влияния внешних негативных факторов. На сегодняшний день имеется острая необходимость институциональных преобразований в региональном АПК как в одном из факторов преодоления локального кризиса и стимулирования инвестиций и инноваций в сельскохозяйственном производстве [6].

Инновационно-индустриальная стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики должна быть направлена на создание благоприятных условий и оказание всемерной поддержки отраслям экономики в целях формирования конкурентоспособной и эффективной региональной экономики. При этом ключевая задача состоит в достижении устойчивого и стабильного развития республики путем развития диверсифицированных направлений в экономике. Эти мероприятия должны способствовать бюджетной самостоятельности региона, а также созданию условий для перехода в долго-

срочной перспективе к производству товаров АПК, способных конкурировать на рынках за пределами республики.

Кроме того, инновационно-индустриальная стратегия должна предусматривать создание центра маркетинговых и аналитических исследований. Необходимость в таком центре вызвана тем, что частный производственный сектор испытывает острую необходимость в аналитических исследованиях агропромышленного рынка, осуществляемых по мировым стандартам. Опять же возникновение и становление регионального рынка консультационных услуг в сфере маркетинга агропромышленного комплекса находятся на начальной стадии, а затраты на аналитические исследования в данном направлении весьма высоки.

Важнейшими задачами инновационной стратегии развития АПК Кабардино-Балкарской Республики являются разработка и практическая реализация ведомственных инновационных и научно-технических программ, стимулирование инвестиционной активности населения. Решение этих задач требует пересмотра существующей государственной системы управления инновационно-индустриального развития. Для эффективной реализации указанных мероприятий необходимо создание новых структур, а именно: инвестиционного фонда Кабардино-Балкарской Республики (КБИФ), Банка развития Кабардино-Балкарской Республики и регионального инновационного фонда. Данные институты необходимы для того, чтобы создать единую систему, стабильное функционирование которой будет базироваться на принципах здоровой конкуренции и специализации.

Основная задача КБИФ состоит в оказании финансовой поддержки частным предпринимателям в сельскохозяйственной и других отраслях путем долевого участия в первоначальном капитале предприятий как в самой республике, так и за рубежом. При этом КБИФ должен работать в кооперации с Банком развития Кабардино-Балкарской Республики. Эти две структуры призваны взаимодействовать как в работе по размещению первоначального капитала, так и по финансированию проектов путем их кредитования. Инновационно-индустриальная стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики предполагает оказание финансовой поддержки субъектам сельского хозяйства, в частности АПК. Формы такой поддержки предусматривают создание новых ключевых производств с сокращенными сроками окупаемости для реализации экспортно

ориентированных проектов. Данное направление может стать «локомотивом» индустриально-инновационной программы, предусмотренной в ключевых позициях республиканской целевой программы «Развитие АПК Кабардино-Балкарской Республики на 2013-2015 гг.» [8] (табл. 1). Эти позиции являются главными критериями применения индустриально-инновационной программы, которая может быть реализована посредством соответствующего развития АПК региона. В связи с этим аграрная политика Кабардино-Балкарской Республики должна быть нацелена на создание условий для развития здоровой конкуренции как основного инструмента саморегулирования рыночной экономики.

Реализация государственной политики в области инновационно-индустриального развития требует определения источников финансирования, а также механизмов развития и привлечения инвестиций в те направления аграрного производства, которые сельхозпроизводители не в силах активизировать без государственного вмешательства. Госу-

дарственная инвестиционная политика такого рода будет направлена на стимулирование производства несырьевых товаров.

Для обеспечения равномерного развития регионального АПК за счет увеличения объемов как отечественных, так и иностранных инвестиций в приоритетные виды деятельности необходима разработка программы привлечения прямых инвестиций в Кабардино-Балкарскую Республику на период до 2017 г. Одним из ключевых направлений этой программы должно стать развитие АПК, а также обрабатывающей и пищевой промышленности. В этой связи задача государства заключается в создании благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в АПК, причем в целях стимулирования инвестиционной активности частного сектора для них должна быть разработана адекватная система налоговых льгот и преференций.

В разрабатываемой стратегии республики важное место должно быть отведено факторам производства, поскольку именно они способны повысить

Таблица 1

Объемы и источники финансирования основных направлений стимулирования инновационного развития АПК Кабардино-Балкарской Республики, млн руб.

Направление финансирования Федеральный бюджет* Бюджет Кабардино-Балкарской Республики Консолидированный бюджет

Поддержка инновационной деятельности союзов (ассоциа- 1,7 3,5 5,2

ций) сельхозпроизводителей

Реализация приоритетного национального проекта «Разви- 374,8 157,1 4 918,1

тие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животно-

водства»

Строительство и модернизация животноводческих комплек- - - 3 228,5

сов за счет привлеченных инвестиционных кредитов

Субсидирование процентных ставок по инвестиционным 297,8 123,0 420,8

кредитам на срок до 8 лет на модернизацию животноводчес-

ких комплексов

Техническое оснащение и перевооружение АПК 74,0 37,0 1 218,0

Приобретение сельскохозяйственной техники** - - 1 107,0

Субсидирование процентных ставок по инвестиционным 120,2 59,7 179,9

кредитам на срок до 5 лет на приобретение сельскохозяйс-

твенной техники и племенного скота, закладку многолетних

насаждений, строительство и реконструкцию животновод-

ческих помещений

Инновационное, информационное и кадровое обеспечение 4,0 15,1 25,3

АПК

Проведение НИОКР в области организации и технологии - - 5,0

сельскохозяйственного производства, мониторинг иннова-

ционных и перспективных разработок в АПК**

Всего... 2 758,8 1 477,5 21 667,1

* Субсидирование на безвозвратной основе.

** С привлечением иных источников финансирования.

конкурентоспособность регионального АПК. К ним относятся трудовые и финансовые ресурсы, развитие технологий, инфраструктуры и др. Успешная реализация стратегических задач во многом зависит от обеспеченности высококвалифицированными и профессиональными кадрами, в частности научными, инженерными и управленческими.

Другой важной проблемой социально-экономического характера, которая должна быть отражена в инновационно-индустриальной стратегии АПК Кабардино-Балкарской Республики, является обеспечение занятости трудоспособного населения и повышение доходов населения, работающего в сельском хозяйстве (табл. 2).

В настоящее время для аграрного сектора республики характерна такая негативная тенденция, как ежегодное сокращение числа занятых в сельском хозяйстве. При этом среднемесячная заработная плата работников АПК немногим отличается от величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В современных условиях экономический рост неразрывно связан с научно-техническим прогрессом, а также с профессиональным уровнем трудовых ресурсов. В связи с этим обязательным условием успешной реализации инновационно-индустриальной стратегии является наличие профессионально подготовленных кадров. Решение этой задачи определяется государственной политикой в области образования и обучения таких кадров, профессиональная подготовка которых отвечает

требованиям инновационного развития регионального АПК и экономики республики в целом.

В стратегическом плане в системе экономических взаимоотношений в Кабардино-Балкарской Республике ключевая роль должна отводиться региональной инновационной деятельности, поскольку ее конечными результатами определяется экономическая состоятельность региона. В связи с этим актуальными стратегическими задачами в АПК республики становятся:

• развитие в регионе наукоемких производств;

• разработка и применение информационных технологий, способствующих получению конкурентоспособной продукции;

• соблюдение интересов региональной экономической безопасности за счет сохранения и преумножения агропромышленного и научно-технического потенциалов региона. Конкурентоспособность агропромышленной

и других отраслей экономики находится в прямой зависимости от состояния и развития производственной и социальной инфраструктур. В условиях всемирной глобализации экономики и возрастающей конкуренции умение предпринимателей быстро и оперативно реагировать на изменения внешней среды является основой высокоэффективной деятельности.

По мнению авторов, инновационно-индустриальная стратегия развития АПК Кабардино-Балкарской Республики может быть реализована в три этапа.

Таблица 2

Основные социально-экономические показатели Кабардино-Балкарской Республики в 2000-2012 гг.

Показатель 2000 2009 2010 2011 2012

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 321,9 310,1 309,9 308,8 308,1

Численность безработных, тыс. чел. 68,1 56,5 48,1 39,8 34,0

Уровень безработицы, % 16,9 14,4 12,7 10,8 8,9

Число незанятых граждан, обратившихся в поисках работы 7,5 19,0 12,0 9,6 8,9

в учреждения службы занятости населения (на конец года),

тыс. чел.

Среднедушевой денежный доход, руб./мес. 1 057,1 9 985,6 11 290,0 12 636,2 13 681,1

Реальные доходы населения в денежном выражении, % к 110,7 98,5 104,2 101,3 101,7

предыдущему году

Потребительские расходы в среднем на душу населения, руб./мес. 762,0 6 729,4 7 763,7 9 052,7 9 963,8

Среднемесячная номинальная начисленная заработная 1 180,6 10 777,4 11 663,2 13 011,5 16 314,4

плата работников организаций, руб.

Удельный вес численности населения с денежными дохо- 57,5 15,4 15,7 15,3 14,3

дами ниже величины прожиточного минимума в общей

численности населения, %

Примечание. Таблица составлена авторами по данным Росстата.

■42 (279) - 2014

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

Первый этап (2014-2015 гг.) можно обозначить как предварительный, связанный со следующими мероприятиями подготовительного характера: выработкой новых законов и внесением изменений и дополнений в существующие; созданием новых государственных структур, которые должны быть задействованы в инвестиционных и инновационных проектах, предполагающих участие государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй этап (2016-2018 гг.) - это фаза активной реализации намеченных мероприятий инновационной стратегии во всех отраслях экономики. На данном этапе ключевой задачей является создание высокотехнологичных современных производственных мощностей, соответствующих международным стандартам. Другим важным моментом в этот период является вопрос подготовки профессиональных специалистов. Стратегическая задача - сформировать научно-инновационную инфраструктуру, а также принять меры по увеличению валового регионального продукта за счет опережающих темпов развития «локомотивных» отраслей экономики.

Третий этап (2019-2021 гг.) в отношении реализации данной стратегии должен стать самым результативным, поскольку в этот период необходимо освоить введенные мощности, на основе которых повысится эффективность производства, темпы роста производства и экспорта продукции станут опережать рост импорта.

В планах мероприятий по выполнению обозначенной стратегии на каждом этапе должны учитываться региональные особенности инновационного развития Кабардино-Балкарской Республики и предусматриваться конкретные мероприятия по ее реализации. При этом имеется в виду, что для главных направлений индустриального развития необходимо разработать свои отраслевые программы, где будут определены сроки их реализации и исполнители, а также предлагаемые объемы и источники финансирования программных мероприятий.

Механизм реализации данной стратегии предполагает участие в разработке программ не только организаций, занимающихся научной и исследовательской деятельностью, но и других структур, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. В рамках предлагаемой программы следует рассчитать необходимый объем финансовых ресурсов, а также определить их источники. По предварительным оценкам, затраты инвестиционного характера на реализацию научно-технических мероприятий составят более 1 200 млн руб. Точка

зрения авторов сводится к тому, что основная часть финансовой нагрузки ляжет на самих сельхозпроизводителей. Соотношение участия государственного и частного капиталов, предположительно, должно составлять 1:3. Кроме того, развитие научно-технического потенциала отрасли невозможно без активного вовлечения в инвестиционную деятельность сельхозпроизводителей.

Следует отметить, что разрабатываемые органами государственной власти мероприятия как на федеральном, так и на региональном уровнях, в рамках обозначенной стратегии инновационного развития, пока еще не находят поддержки на уровне сельхозпроизводителей. Основная проблема заключается в том, что зачастую предприятия не заинтересованы в нововведениях вследствие нехватки финансовых ресурсов, профессиональных качеств, или просто уже привыкнув работать «по старинке». Чтобы изменить ситуацию, необходима мотивация со стороны органов государственной власти (в форме льгот и преференций), а также демонстрация положительного опыта предприятий, которые пошли по инновационному пути развития своего производства. Рассмотрим подробнее подобные примеры.

В настоящее время не существует четкой системы показателей, позволяющих количественно оценить научно-технический потенциал региона и эффективность инновационной деятельности сельхозпроизводителей. Имеются только всевозможные авторские методики, одну из которых авторы хотели бы рассмотреть применительно к Кабардино-Балкарской Республике.

Так, академик И.В. Курцев в качестве показателя, характеризующего научно-технический потенциал аграрных территорий, рассматривает отношение суммы материальных затрат на растениеводство и (или) животноводство, а также амортизацию машин и оборудования к числу работников, занятых в сельскохозяйственном производстве [2]. Представим данное отношение в виде формулы, характеризующей научно-технический потенциал (НТП) аграрного региона:

НТП = МЗР + МЗЖ + АТ ЧР '

где МЗР - материальные затраты на растениеводство;

МЗЖ - материальные затраты на животноводство;

АТ - расходы на амортизацию техники; ЧР - среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве региона.

Таблица 3

Группы сельхозпроизводителей Кабардино-Балкарской Республики по показателям инновационной активности в 2012 г.

Группа Количество хозяйств Расчетное значение показателя научно-технического потенциала Выручка от реализации, тыс. руб.

На 1 га пашни На 1 работника

I 19 Менее 100 3,4 134

II 28 100-170 3,4 137

III 15 170-240 6,6 232

IV 13 Свыше 240 18,1 520

Птицефабрики 8 Свыше 420 - 574

По мнению авторов, данный показатель является информативным и обоснованным по следующим причинам.

Во-первых, в сельском хозяйстве уровень материальных затрат во многом определяется технологическим процессом производства:

- в растениеводстве - используемые сорта семян, удобрений, средств защиты растений и т.д.;

- в животноводстве - породы животных, сорта кормов и добавок к ним, ветеринарных препаратов и т.д.

К материальным затратам также относятся расходы, связанные с защитой окружающей среды и пр. Если по данной статье затрат наблюдается увеличение показателя, то можно сделать вывод об инновационной направленности технологического процесса агропромышленного производства.

Во-вторых, включение в расчет амортизационных отчислений свидетельствует о применении машин и оборудования в агропромышленном производстве, а, как известно, инновационная деятельность неразрывно связана с использованием техники, т.е. с максимальной механизацией производственного процесса.

В-третьих, использование при расчете научно-технического потенциала АПК показателя численности работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, также является, по мнению авторов, обоснованным, поскольку любой инновационный процесс обязательно связан с заменой ручного труда машинным и, как следствие, сокращением количества людей, занятых в производстве.

Рассмотрим приведенное соотношение для оценки научно-технического потенциала АПК Кабардино-Балкарской Республики. В качестве исследовательской базы использовались показатели сельскохозяйственных предприятий всех районов республики. В зависимости от рассчитанного по формуле (1) показателя инновационной активности сельхозпроизводителей они были поделены на четыре группы. В качестве факторов, характеризующих

эффективность деятельности рассматриваемых, хозяйств, были приняты выручка в расчете на 1 га пашни и выручка в расчете на 1 работника (табл. 3).

Данные табл. 3 отражают прямую зависимость величины показателя научно-технического потенциала от эффективности деятельности сельскохозяйственных организаций. Отдельной строкой выделены птицефабрики, поскольку данная категория хозяйств является самой инновационно активной в регионе, что также подтверждается проведенными расчетами. Таким образом, опыт инновационно активных организаций АПК республики показывает, что нововведения в технологическом процессе значительно повышают эффективность сельскохозяйственного производства.

Проведенное исследование позволяет сделать некоторые выводы. Основная цель инновационно-индустриальной стратегии развития регионального АПК, в частности сельскохозяйственного производства Кабардино-Балкарской Республики, - это создание потенциально конкурентоспособных производств, ориентированных на экспорт продукции. При этом практическая реализация данной стратегии, помимо усилий со стороны государства, невозможна без вклада самих сельхозпроизводителей, а именно - их финансового участия (как было определено программой, в соотношении 1 : 3). В результате, продемонстрированный расчет может послужить мотивационным толчком для повышения реализации научно-технического потенциала на уровне отдельных хозяйств, и вследствие этого -на уровне экономики региона в целом.

Список литературы

1. Абалкин Е.И. Россия: поиск самоопределения. М.: Наука, 2002. 428 с.

2. Курцев И.В. Пути инновационного развития АПК Сибири // АПК: экономика, управление. 2010. № 9. С. 27-32.

3. Курцев И.В. Системные принципы устойчивого развития сельского хозяйства // АПК: экономика, управление. 2008. № 6. С. 8-10.

4. ЛьвовД.С. Экономика развития. М.: Экзамен, 2002. 512 с.

5. Маржохова М.А., Алакаев А.Л. Потенциал развития регионального АПК: методические подходы к управлению реализацией. URL: http://elibrary. ru/item.asp?id=13532828.

6. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахма-нов Д.И. Инновационный менеджмент в АПК. М.: Изд-во МСХА, 2005. 432 с.

7. Монастырный Е.А. Термины и определения в инновационной сфере // Инновации. 2008. № 2.

8. Республиканская целевая программа «Раз-

витие агропромышленного комплекса КБР на 2013-2015 гг.». URL: http://parlament-kbr.ru/index. php?Page=page_716.

9. Созаева Т.Х., Жантудуева Х.М. Формирование эффективного механизма инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 14. С. 43-50.

10. Хлыстун В.Н. Структурная политика и развитие земельных отношений в сельском хозяйстве // Экономика сельского хозяйства России. 2005. № 7. С.10-13.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

INNOVATION AND INDUSTRIAL STRATEGY OF REGIONAL AGRICULTURE DEVELOPMENT (THE KABARDINO-BALKAR REPUBLIC CASE)

Svetlana A. GURFOVA, Oksana I. BAGOVA, Zamudin S. MARZHOKHOV

Abstract

Our article considers the regional innovation potential as a degree of readiness or socio-economic potential of the region to perform innovation activities depending on its resources, research, personnel, financial, logistical, technological, and intellectual support. At the present time, economic and institutional transformation in agrarian and industrial complex of the Kabardino-Balkar Republic may serve as one of the factors to overcome local crises and stimulate investment and innovation in agricultural production. Our article says that the innovation and industrial development strategy of the Kabardino-Balkar Republic should aim at creating a supportive environment and ensuring the maximum support to the economic sectors to build a competitive and efficient regional economy. We underline that the primary objective is to achieve a sustainable and stable development of the country through the development of diversified economic areas. The development and implementation of institutional innovation and scientific and technical programs, stimulation of investment activity of the population constitute the major challenges of the innovation strategy of the agro-industrial complex development of Kabardino-Balkaria. However, addressing these challenges requires a revision of the

existing public management system of innovation and industrial development. We emphasize that the effective implementation of such measures requires the creation of new structures, namely, the Investment Fund of the Kabardino-Balkar Republic (KBIF), the Development Bank of the Kabardino-Balkar Republic and a regional innovation fund. We substantiate that the main purpose of the innovation and industrial development strategy of the regional agribusiness, in particular, the agricultural production of the Kabardino-Balkar Republic, is the creation of potentially competitive industries, which are aimed at exports of products. At the same time, the practical implementation of this strategy, in addition to the efforts on the part of the State, is impossible without the contribution of agricultural producers, actually, without their financial participation in the ratio of 1:3. The calculation, carried out in the article can serve as a motivational incentive to raise the scientific and technological potential at the level of individual enterprises, and due to this, at the level of the region's economy as a whole.

Keywords: potential, region, investment, strategy, innovation, crisis, industrial innovative program, employment

References

1. Abalkin E.I. Rossiya: poisk samoopredeleniya [Russia: a search for self-determination]. Moscow, Nauka Publ., 2002, 428 p.

2. Kurtsev I.V. Puti innovatsionnogo razvitiya APK Sibiri [The ways of innovation development of the Siberian agro-industrial complex]. APK: ekonomika, upravlenie - Agribusiness: economy, management, 2010, no. 9, pp. 27-32.

3. Kurtsev I.V. Sistemnye printsipy ustoichivogo razvitiya sel'skogo khozyaistva [The system principles of sustainable agriculture development]. APK: ekonomika, upravlenie - Agribusiness: economy, management, 2008, no. 6, pp. 8-10.

4. L'vov D.S. Ekonomika razvitiya [Economics of development]. Moscow, Ekzamen Publ., 2002, 512 p.

5. Marzhokhova M.A., Alakaev A.L. Potentsial razvitiyaregional'nogoAPK: metodicheskiepodkhody k upravleniyu realizatsiei [Potential of the regional agribusiness development: methodological approaches to the implementation management]. Available at: http:// elibrary.ru/item.asp?id=13532828. (In Russ.)

6. Minnikhanov R.N., Alekseev V.V., Faizra-khmanov D.I. Innovatsionnyi menedzhment v APK [Innovation management in agribusiness]. Moscow, MAA Publ., 2005, 432 p.

7. Monastyrnyi E.A. Terminy i opredeleniya v in-novatsionnoi sfere [Terms and definitions in the field of innovation]. Innovatsii - Innovation, 2008, no. 2.

8. Republican target program "Development of management of the agribusiness of the Kabardino-Balkar Republic for the period of 2013-2015". Available at: http://parlament-kbr.ru/index.php?Page=page_ 716. (In Russ.)

9. Sozaeva T.Kh., Zhantudueva Kh.M. Formi-rovanie effektivnogo mekhanizma investitsionnoi privlekatel'nosti Kabardino-Balkarskoi Respubliki [Forming an effective mechanism of the investment attractiveness of the Kabardino-Balkar Republic]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost '- National interests: priorities and security, 2009, no. 14, pp.43-50.

10. Khlystun V.N. Strukturnaya politika i raz-vitie zemel'nykh otnoshenii v sel'skom khozyaistve [Structural policy and the land relations development in agriculture]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Ros-sii - Economics of Russian agriculture, 2005, no. 7, pp.10-13.

Svetlana A. GURFOVA

Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation gurf.sa@ mail.ru

Oksana I. BAGOVA

Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation [email protected]

Zamudin S. MARZHOKHOV

Kabardino-Balkaria State Agrarian University named after V.M. Kokov, Nalchik, Kabardino-Balkar Republic, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.