И.Н. БАРАННИК
Состояние и эффективность борьбы с коррупцией в таможенных органах
Криминологическая оценка состояния и эффективности борьбы с коррупцией в таможенных органах — как результат опроса работников различных структурных подразделений Дальневосточного таможенного управления.
Ключевые слова: коррупция, профилактика, противодействие, латентная преступность.
О необходимости борьбы с коррупцией, и о том, что коррупция угрожает не только национальным интересам государства, разрушает рынки, сдерживает экономический рост и отталкивает иностранных инвесторов, но и ослабляет государственные службы, снижает доверие к чиновникам, отмечают социологи, политологи, экономисты, юристы разных стран, а также представители известных международных организаций [4]. По данным ООН, ежегодно в результате коррупционных злоупотреблений расхищается либо растрачивается около триллиона долларов. Развивающиеся страны теряют от 20 до 40 млрд долл. США в год [6].
В докладе международной организации Transparency International1 отмечено, что в 2010 г. Россия по уровню восприятия коррупции оказалась на 154-ом месте из 178 возможных с индексом 2,1 балла, что приблизило ее к рейтингу таких стан, как Папуа-Новая Гвинея, Кения, Лаос и Таджикистан. Индекс восприятия коррупции оценивался по десятибалльной шкале, где 0 — это максимальный «уровень» коррупции в стране, а 10 — обозначает, что коррупции в государстве нет [5].
1 Transparency International — неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, была основана в 1993 г. в Берлине.
БАРАННИК Игорь Николаевич — кандидат юридических наук, председатель комитета по безопасности предпринимательской деятельности и противодействию коррупции Приморской торгово-промышленной палаты, директор автономной некоммерческой образовательной организации дополнительного профессионального образования (АНООДПО) «Дальневосточный центр „Патриот"», член Российской криминологической ассоциации, г. Владивосток.
Можно по-разному относиться к подобным экспертным заключениям, однако необходимо отметить, что в «Национальной стратегии противодействия коррупции» руководство страны было вынуждено признать неэффективность предпринимаемых государством и обществом мер: «Коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации» [2].
На встрече 11 октября 2010 г. с американскими предпринимателями в Сколково Президент России Д. Медведев вынужден был заявить, что, в отличие от других стран, проблема коррупции в России заключается в том, что «у нас коррупция не считается постыдной, а является обыденной» [1].
В этой связи уместно напомнить, что вышеназванным нормативным актом перед общественными объединениями, перед Торгово-промышленной палатой РФ и органами государственной власти страны была поставлена задача содействия в работе по формированию в обществе нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.
В Дальневосточном таможенном управлении (ДВТУ) в рамках профессиональной учебы в соответствии с федеральной программой «Основы организации противодействия коррупции в органах государственного управления» был проведен курс лекций. В ходе занятий с использованием интерактивных методов и мультимедийного оборудования работники таможенных органов изучали историю коррупции в России, условия и причины порождающие ее, виды и формы этого явления, особенности современной российской коррупции в государственной власти и в правоохранительных органах, ознакомились с современным российским законодательством по противодействию коррупции, а также международным опытом борьбы с ней. В рамках деловой игры участники курсов провели импровизированные «теледебаты», во время которых «сторонники», «центристы», «активная оппозиция», «сомневающиеся» продемонстрировали знание Национальной стратегии противодействия коррупции и Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 гг. Помимо этого, слушатели приняли участие в исследовании, путем анкетирования, оценки состояния и эффективности борьбы с коррупцией в таможенных органах. В исследовании приняли участие 77 чел., из них около 87 % составили лица в возрасте от 31 года и старше; 86 % имели стаж работы в правоохранительных органах свыше 5 лет (табл. 1), что свидетельствует о достаточном жизненном и профессиональном опыте респондентов. Около 42 % опрошенных указали, что в соответствии с профилем работы имеют отношение к профилактике коррупционных правонарушений, а 30 % принимают непосредственное участие в таможенном оформлении товаров и транспортных средств.
Таблица 1
Некоторые характеристики участников исследования
Характеристики Количество участников, %
Возрастные до 30 лет 12,9
от 31 до 40 лет 33,8
от 41 до 50 лет 33,8
свыше 50 лет 19,5
Профессиональные (стаж работы в таможенных органах) до 2 лет 1,3
от 2 до 5 лет 12,9
от 5 до 10 лет 14,3
свыше 10 лет 71,4
Большинство участников исследования (свыше 83 %) в полной мере согласны с тезисом, что коррупция в настоящее время является угрозой национальной безопасности России. В числе наиболее распространенных видов коррупционных проявлений в таможенных органах, по оценке респондентов, являются: злоупотребление служебным положением, получение взятки, халатность, служебный подлог и незаконное участие в предпринимательской деятельности, что, в основном, подтверждают материалы официальной статистики и иные экспертные исследования.
Для работников правоохранительных, в том числе таможенных, органов не секрет, что значительная часть коррупционных преступлений находится в сфере латентной преступности; 79 % респондентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что сведения официальной российской статистики отражают реальное количество преступлений коррупционной направленности в таможенных органах не более, чем на 50 %; 31 % опрошенных считают, что показывается не более 10 % случаев коррупции (табл. 2).
Таблица 2
Уровень латентности коррупционных преступлений в таможенных органах в оценках участников исследования
Вопрос исследователя Ответ респондентов Всего, %
В какой мере, на Ваш взгляд, сведения официальной российской статистики отражают реальное количество коррупционных преступлении в таможенных органах? Свыше 50 % 5,2
От 25 до 50 % 26,0
От 10 до 25 % 22,1
Менее 10 % 31,2
Затрудняюсь ответить 12,9
Наиболее сложным для участников исследования был вопрос, связанный с прогнозированием роста/снижения коррупционной преступности. Затруднились ответить на этот вопрос около 40 % опрошенных. При этом,
по оценке 12 % респондентов, коррупционная преступность будет в ближайшей перспективе оставаться на одном уровне, по оценке 20 % опрошенных, рост будет составлять менее 25 %, а 16 % считают, что рост этого вида преступности составит от 25 до 50 % (табл. 3).
Таблица 3
Прогноз роста коррупционной преступности в таможенных органах в ближайшие годы в оценках участников исследования
Вопрос исследователя Ответ респондентов Всего, %
Каков, на Ваш взгляд, прогноз роста коррупционной преступности в таможенных органах в ближайшие годы Свыше 200 % 3,9
От 100 до 200 % 3,9
От 50 до 100 % 5,2
От 25 до 50 % 15,6
Менее 25 % 19,5
Не будет 11,7
Затрудняюсь ответить 40,3
В последние годы во исполнение Национального плана противодействия коррупции в таможенных органах принято немало ведомственных нормативных актов, направленных на противодействие этому негативному явлению. В 2009 г. ФТС России разработаны и утверждены: перспективный план по противодействию коррупции в таможенных органах на период 2010-2012 гг., порядок уведомления должностными лицами таможенных органов руководителей своих подразделений о фактах склонения их к совершению коррупционных правонарушений, порядок организации проверок поступающих уведомлений, а также порядок представления должностными лицами ФТС России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. До каждого работника доведены требования Кодекса корпоративной этики, на сайтах таможенных органов и в иных СМИ даются отчеты о деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, а также отчеты о количестве возбужденных уголовных дел в отношении коррумпированных сотрудников этого ведомства. Так, за девять месяцев 2010 г., по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов Российской Федерации, в отношении 151 должностного лица таможенных органов возбуждено 447 уголовных дел по преступлениям против интересов государственной службы или совершенных с использованием служебного положения, из них 269 уголовных дел в отношении 135 должностных лиц по преступлениям коррупционной направленности и 41 уголовное дело в отношении 42 взяткодателей [3].
В Национальной стратегии противодействия коррупции называются свыше 20 причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Участники исследования в числе основных причин, обуславливающих совершение коррупционных преступлений в таможенной сфере, выделили следующие:
— непродуманная экономическая политика (не всегда оправданно высокие ставки таможенных платежей, необоснованные льготы) (71,2 %);
— высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, в том числе в системе документооборота, учета и контроля (71,1 %);
— недостаточная оплата труда работника таможни (67,7 %);
— противоречивость и неточность норм, в том числе таможенного законодательства (67,2 %);
— отсутствие четкой регламентации действий таможенника (66,7 %);
— кадровый протекционизм (родственный, национальный, приятельский, и пр.) (62,3 %);
— недостаточный уровень социальной защищенности работника таможни (61,9 %);
— недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров (49,1 %);
— недостаточный личный пример (в том числе коррумпированность) руководителей таможенных органов (47,9 %);
— низкий уровень организации ведомственного контроля в таможенных органах (39,2 %);
— низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней (33,9 %);
— недостаточная эффективность вневедомственного контроля (прокуратуры, МВД, ФСБ и др.) за работой таможенных органов (31,0 %);
— низкий уровень правосознания и нравственного климата в обществе, потеря нравственных ориентиров (66,1 %).
В числе наиболее эффективных мер по снижению в таможенных органах проявлений коррупции участники исследования указали:
— введение обязательного уведомления работодателя о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений (63,7 %);
— установка спецтехники для видеонаблюдения в пунктах пропуска через границу и внутренних таможнях (68,9 %);
— внедрение электронного декларирования (70,2 %);
— регулярная ротация сотрудников таможенных органов (71,6 %);
— опубликование в СМИ информации о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений сотрудниками таможенных органов (75,3 %);
— введение обязательного полиграфологического обследования кандидатов при приеме на службу в таможенные органы и при выдвижении работников в кадровый резерв (57,2 %);
— улучшение жилищных условий (81,7 %).
В числе неэффективных мер названы такие, как:
— введение обязательного предоставления работодателю сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, а также их опубликования (36,4 %);
— введение запрета на последующее трудоустройство в частные компании, находившиеся в ведении госслужащего при исполнении служебных обязанностей (41,6 %);
— введение в органах таможни Кодекса этики и служебного поведения должностных лиц (39,0 %);
— обязательное согласование с подразделениями собственной безопасности проектов правовых актов в сфере таможенного дела (31,2 %).
Одним из важнейших направлений деятельности государства по снижению уровня коррумпированности, по результатам анкетирования, является повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Интересно, что 92 % опрошенных работников таможни указали, что проживают в собственной квартире или в квартире родственников, и 49 % респондентов — имеют транспортное средство в собственности. Однако на вопрос, «удовлетворяет ли вас размер денежного содержания», 87 % опрошенных работников ДВТУ ответили, что размер денежного содержания их не удовлетворяет, либо удовлетворяет не в полной мере (табл. 4).
Таблица 4
Характеристика социальной защищенности работников таможенных органов в оценках участников исследования
Вопрос исследователя Ответ респондента Количество ответов, %
Удовлетворяет ли Вас размер денежного содержания Да 12,9
Нет 23,4
Не в полной мере 63,6
Каковы у Вас условия проживания В собственной квартире 66,2
В квартире родственников, родителей, супруга (супруги) 26,0
В общежитии 1,3
Снимаю квартиру 6,5
Имеете ли Вы транспортное средство в собственности Да 49,4
Нет 45,5
В ходе дискуссий практически все участники высказали мнение о необходимости поддержания среднего уровня достатка госслужащих, при этом показателем достатка могут стать не только наличие в собственности квартиры, автомашины, но и возможность ежегодно выезжать за рубеж. Также
активно обсуждался вопрос, связанный с распространением нигилизма относительно ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции. Практически все высказались за необходимость искоренения нигилизма на всех уровнях, независимо от занимаемых государственных должностей.
В заключение хотелось бы отметить, что коррупция, как и преступность в целом, сопровождают общество в течение всего исторического развития, независимо от различных формаций. Однако общество может снизить уровень коррупции при условии, что все граждане будут нетерпимы к ее проявлениям.
Список литературы
1. Медведев В.А. Коррупция — проблема универсальная, коррупция есть везде [Электронный ресурс]. URL: http://www.news.argumenti.ru/politics/2010/ 10/79962
2. О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы: указ Президента РФ от 13.04.2010 № 460 [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin. ru/ref_notes/518
3. О результатах деятельности подразделений собственной безопасности таможенных органов по противодействию коррупции за 9 месяцев 2010 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru/ru/corruption/usb/printable. php?id286=8245&i286=1&print=1
4. Пан Ги Мун. 9 декабря — международный день борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]. URL: http://www.com-cor.ru/ru/ban-ki-moon-anticor-ruption-9-december
5. Рейтинг восприятия коррупции в странах мира [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: http://www.rian.ru/infografika/20101027/289524140.html
6. Федотов Ю. Коррупция ежегодно «съедает» триллион долларов [Электронный ресурс]. URL: http://www.com-cor.ru/ru/corruption-trillion-fedotov