Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 3 (70)
в процессе осуществления экспертизы законодательных актов (законопроектов) [12]. В ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» был закреплен институт общественной экологической экспертизы. В ст. 9 закона указывается, что органы местного самоуправления принимают и реализуют решения по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений и заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений. Заслуживает поддержки предложение О. А. Коротковой о принятии федерального закона об экспертизе законодательства в Российской Федерации [13, с. 21]. В этом законе представляется необходимым закрепить право общественной экспертизы.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате» одной из задач палаты является проведение экспертизы федеральных законов и проектов законов субъектов РФ, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти РФ и проектов правовых актов органов местного самоуправления. Проекты федеральных законов после их внесения в Государственную Думу направляются в Общественную палату в порядке, установленном регламентом Государственной Думы. Заключения Общественной палаты по проектам федеральных законов подлежат обязательному рассмотрению на пленарных заседаниях палат Федерального Собрания.
Общественные объединения проводят значительную работу по гарантированию конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Литература
1. Нерсесянц В. С. Правовая политика и совершенствование законодательства: теоретико-методологические проблемы // Актуальные про-
блемы совершенствования российского законодательства на современном этапе. М., 2003.
2. Мазуренко А. П. Правотворческая политика: понятие и соотношение со смежными юридическими категориями // Государство и право. 2010. № 4.
3. Юмадилов В. Г. Об элементах правовой политики // Евразийский юридический журнал.
2009. № 9.
4. Протестная активность россиян: холодное лето 2009-го. URL // http: //wciom/ru/arkhiv/temat-icheskii- arkhiv/item/single/12094:html?no_cache= 1 &cHash=8bbef3b761
5. Козырева П. М. Правовое сознание и доверие // Социологические исследования. 2008. № 4.
6. Нерсесянц В. С. Процессы универсализации права и государства в глобализующемся мире // Государство и право. 2005. № 8.
7. Марченко М. Н. Об основных тенденциях развития права в условиях глобализации // Государство и право. 2009. № 6.
8. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1999.
9. Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991.
10. Шутько Д. В. Участие общественных объединений в законодательном процессе // Законодательный процесс: научно-практическое пособие / отв. ред. Р. Ф. Васильев. М., 2000.
11. Любимов А. П. Гражданский лоббизм в органах законодательной власти // Парламентское право России: учебник / под общ. ред. О. Н. Бу-лакова. М., 2006.
12. Короткова О. А. Общественная экспертиза как средство повышения качества правотворческой деятельности // Политика и общество. 2008. № 3.
13. Короткова О. А. Экспертиза законопроектов и законодательных актов: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.,
2010.
УДК 351.74 : 061.1 (100) ББК 67.99
© 2015 г. О. В. Лещенко
СОСТОЯНИЕ И ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА ОБВИНЯЕМЫХ, ОСУЖДЕННЫХ И ЛИЦ, ПРОПАВШИХ БЕЗ ВЕСТИ
Статья посвящена изучению состояния и динамики международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, по каналам Интерпола, разыскиваемых правоохранительными органами Российской Федерации. Проанализирована эффективность использования каналов Интерпола при установлении местонахождения скрывшихся лиц за период с 2011 по 2014 г.
Ключевые слова: международный розыск, Интерпол, правоохранительные органы.
STATE AND DYNAMICS OF THE INTERNATIONAL INVESTIGATION OF THE ACCUSED, CONVICTED PRISONERS AND MISSING PERSONS
The article deals the status and dynamics of the international search of the accused, convicted prisoners and missing persons on the Interpol wanted by law enforcement agencies of the Russian Federation. Analyzed the effectiveness of the use of the Interpol's channels during establishing the whereabouts of wanted persons in the period from 2011 to 2014.
Keywords: international search, ICPO Interpol, law enforcement agencies.
Правоохранительные органы Российской Федерации все чаще сталкиваются с необходимостью привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления на территории нашей страны и скрывающихся за рубежом.
Международный розыск обвиняемых и осужденных является одним из основных инструментов российской правоохранительной системы по установлению местонахождения скрывшихся от следствия лиц и их привлечения к уголовной ответственности, обеспечения принципа неотвратимости наказания.
По состоянию на первое января 2015 года в международном розыске по инициативе Российской Федерации находилось 2 290 обвиняемых и осужденных, 190 лиц, пропавших без вести [1].
Рис. 1
Наиболее существенный вклад в формирование количественных показателей объявленных в международный розыск обвиняемых и осужденных оказали подразделения Центрального федерального округа - 688, Северо-Кавказского федерального округа - 368 и Южного федерального округа - 296 (рис. 1).
Постатейный анализ показывает, что большинство лиц, разыскиваемых по каналам Интерпола, обвиняется в совершении преступлений экономической направленности (мошенничество -584), а также преступлений против жизни и здоровья (ст. 105-107 УК РФ - 407, ст. 111 УК РФ - 90). Значительно количество разыскиваемых за преступления, связанные с незаконным оборотом нар-
котических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, - 177, лиц, совершивших разбойные нападения, - 101. По линии противодействия организованной преступности в международном розыске за совершение преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества (преступной организации), или участие в нем (ней) находится 56 лиц, за бандитизм (ст. 209 УК РФ) разыскивается 49 фигурантов.
В 2014 году подразделениями транспортной полиции, региональными органами внутренних дел и иными правоохранительными органами Российской Федерации в международный розыск объявлено 493 обвиняемых и осужденных, 33 лица, пропавших без вести.
Анализ состояния международного розыска обвиняемых и осужденных показывает, что большинство фигурантов, объявленных в международный розыск территориальными органами внутренних дел и иными правоохранительными органами Российской Федерации, разыскивается за совершение преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (126 лиц). Вторую строчку «рейтинга» занимают лица, которым инкриминируются преступления против жизни и здоровья (ст. 105-107 УК РФ), - 77. Обвиняемых, совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ в 2014 году, объявлено 38, за организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ) разыскивается 34 человека.
Наибольшую активность в использовании возможностей Интерпола проявили правоохранительные органы ЦФО - 135, СКФО - 87 и СЗФО - 66. Подразделениями правоохранительных органов Крымского федерального округа в международный розыск в 2014 году объявлено 12 обвиняемых и осужденных, недостаточная активность обусловлена объективными причинами, связанными с переходным периодом интеграции входящих в округ субъектов Федерации в правовое поле России и созданием на его территории правоохранительных органов всех уровней (рис. 2).
Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 3 (70)
Рис. 2
Активное использование возможностей ино-
странных компетентных органов по установлению местонахождения скрывшихся лиц принесло положительные результаты, выразившиеся в установлении в 2014 году за рубежом 178 разыскиваемых обвиняемых и осужденных, скрывающихся от российского правосудия. Так, для органов ЦФО было установлено 72 фигуранта, СЗФО -37, для СКФО и ЮФО - по 17 (рис. 3).
ется с использованием каналов Интерпола, показывает ежегодное увеличение количества обвиняемых и осужденных, объявляемых российскими правоохранительными органами в международный розыск (рис. 4).
Количество лиц, объявленных правоохранительными органами Российской Федерации в международный розыск в 2011 2014 гг.
600 500 400
Н
100 —
2011 2012 2013 2014
Рис. 4
Вместе с тем и эффективность проводимых мероприятий по розыску лиц указанной категории по каналам Интерпола так же растет. С каждым годом местонахождение большего числа фигурантов уголовных дел, скрывающихся за рубежом, устанавливается на территории как ближнего, так и дальнего зарубежья (рис. 5).
Рис. 3
Следует отметить, что в 2014 году с использованием каналов Интерпола установлено примерно 7,8 % обвиняемых и осужденных от числа оставшихся в розыске, в то время как такой же показатель по лицам, пропавшим без вести, составил лишь 3,15 %.
Анализ показывает, что в 2014 году большинство установленных за рубежом лиц находится в розыске за совершение преступлений против собственности (ст. 159 УК РФ - 36 лиц, ст. 162 УК РФ - 7 лиц, ст. 161 УК РФ - 4 лица), против жизни и здоровья (ст. 105-107 УК РФ - 19 лиц, ст. 111 УК РФ - 6 лиц), а также преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, для российских правоохранительных органов установлено 9 лиц указанной категории.
Динамика статистических показателей розыска лиц, местонахождение которых устанавлива-
Рис. 5
Повышающаяся эффективность наглядно демонстрирует необходимость более интенсивного использования каналов Международной организации уголовной полиции (Интерпол) российскими правоохранительными органами для решения стоящих перед ними задач по розыску обвиняемых и осужденных, скрывающихся от следствия и суда.
Пунктом 114 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971, определены основания объявления лиц в международный розыск на территории иностранных государств -членов Интерпола, а именно: если в результате проведенных следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий:
1) получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;
2) достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;
3) получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.
Вместе с тем в соответствии с п. 116 вышеуказанного НПА международный розыск лиц не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств - участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним. При этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осуществления межгосударственного розыска на территории государств - участников СНГ не задействуются.
Тем не менее, как показывает статистика, количество лиц, разыскиваемых российскими правоохранителями, местонахождение которых установлено на территории государств - участников СНГ с использованием каналов Интерпола, ежегодно растет (рис. 6).
Рис. 6
Эти данные, безусловно, коррелириуются с интеграционными процессами, происходящими между государствами содружества, теми миграционными потоками, которые обусловлены вовлеченностью населения государств СНГ в экономические и социальные преобразования на постсоветском пространстве. Анализ показывает возрастающую эффективность использования каналов Интерпола даже при решении задач межгосударственного розыска лиц.
Эффективность поисковых мероприятий на территории государств дальнего зарубежья, отраженная в статистических массивах территориальных подразделений НЦБ Интерпола МВД России, показывает, что количество лиц, установленных по каналам Интерпола на территории указанных стран, в разы превышает эти показатели по СНГ, что в полной мере отражает специфику оперативно-служебной деятельности подразделений Интерпола (рис. 7).
Следует констатировать, что для многих сотрудников правоохранительных органов не суще-
ствует разграничения понятий межгосударственный и международный применительно к термину «розыск лиц», тем не менее это два хотя и смежных, но, безусловно, самостоятельных института правоохранительной деятельности. Кроме того, необходимо отметить, что имеющаяся в УПК РФ норма, регламентирующая избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого, а именно ч. 5 ст. 108, существенно снижает возможности правоохранительных органов РФ в рамках осуществления межгосударственного розыска скрывшихся лиц.
Количество лиц, разыскиваемых российскими правоохранительными органами по каналам Интерпола, местонахождение которых установлено на территории стран дальнего зарубежья в 2011-2014гг.
110 _
120
108
98
88
2011 2012 2013 2014
Рис. 7
Мы считаем, что изменение вышеуказанной нормы УПК РФ в части добавления межгосударственного розыска как обязательного критерия возможности избрания соответствующей меры пресечения обвиняемому, скрывшемуся от следствия, позволит более успешно решать задачи по установлению местонахождения разыскиваемых российскими компетентными органами лиц, скрывающихся на территории государств СНГ.
Анализ состояния и динамики международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести, показывает, что правоохранительные органы Российской Федерации все интенсивнее используют возможности Интерпола по установлению местонахождения лиц всех категорий на территории 190 государств [3]. Интенсификация этого направления оперативно-служебной деятельности дает положительные результаты, что наглядно демонстрирует ежегодно увеличивающееся количество установленных в ближнем и дальнем зарубежье разыскиваемых обвиняемых и осужденных.
Таким образом, мы полагаем, что повышение уровня взаимодействия компетентных органов Российской Федерации с зарубежными партнерами с использованием возможностей Интерпола положительно скажется на решении задач по борьбе с преступностью, стоящих перед российской правоохранительной системой.
Литература
1. URL // http://10.5.0.16/csi/
2. URL // http://www.interpol.int