Отечественный и зарубежный опыт
УДК 351.74 : 061.1 (100) ББК 67.73
© 2015 г. О. В. Лещенко, Т. И. Джелали
РОЛЬ НЦБ ИНТЕРПОЛА МВД РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ В КООРДИНАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО РОЗЫСКА ОБВИНЯЕМЫХ
И ОСУЖДЕННЫХ
Статья посвящена изучению роли НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений в координации взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации при организации международного розыска обвиняемых и осужденных.
Ключевые слова: НЦБ Интерпола МВД России, международный розыск, МОУП Интерпол, правоохранительные органы.
ROLE OF THE NATIONAL BUREAU OF INTERPOL, THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY AND ITS TERRITORIAL UNITS TO COORDINATE THE INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION TO THE INTERNATIONAL INVESTIGATION OF ACCUSED AND CONVICTED
The article deals the role of National Central Bureau of Interpol Russian Interior Ministry and its territorial units to coordinate cooperation between law enforcement authorities of the Russian Federation to the international search of accused and convicted persons.
Keywords: international search, ICPO Interpol, law enforcement agencies, National Central Bureau.
За время существования Международной организации уголовной полиции (Интерпола) действие таковой распространилось практически на все страны мира в результате вступления в ее ряды новых членов. В 1946 году их было 19, в 1960 году - 65, в 1970 году - 111, в 1980 году - 130, в 1990 году -150, в 2000 году - 178, в настоящее время Интерпол - вторая после ООН по количеству государств-участников международная организация, насчитывающая 190 членов [1].
Высшим органом Интерпола является генеральная ассамблея, которая ежегодно собирается для проведения сессий. Контроль за выполнением решений генеральной ассамблеи осуществляет исполнительный комитет во главе с президентом. Постоянно действующим административно-исполнительным органом Международной организации уголовной полиции является генеральный секретариат. Руководит его работой генеральный секретарь. Генеральный секретариат проводит в жизнь решения генеральной ассамблеи и исполни-
тельного комитета, выступает в качестве международного центра по борьбе с преступностью, действует как специализированный и информационный центр. Еще одной постоянно действующей структурой являются национальные центральные бюро Интерпола, они служат национальными центрами осуществления международного полицейского сотрудничества в рамках Интерпола.
Национальные центральные бюро выступают структурным звеном сразу двух систем:
- международной организации уголовной полиции - Интерпола;
- национальной правоохранительной структуры страны - члена организации.
Таким образом, НЦБ можно рассматривать как уникальный сегмент правоохранительной системы в практике международных отношений государств. Оно обычно действует в составе органа, которому государство делегировало полномочия представлять в Интерполе свои интересы [2, с. 22].
Статья 32 устава Интерпола наделяет нацио-
нальные центральные бюро функциями по установлению и поддержанию связей с генеральным секретариатом, НЦБ других стран, правоохранительными органами и иными учреждениями внутри страны. Во взаимодействии с НЦБ сотрудничество с Интерполом могут осуществлять все национальные органы государства - члена организации, перед которыми стоят задачи по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений и розыску преступников. Для Интерпола национальные центральные бюро являются связующими звеньями с правоохранительными органами государств-членов. Координирующая и связующая роль генерального секретариата проявляется в том, что он регулярно подготавливает и рассылает информацию через НЦБ для полицейских органов стран - участниц Интерпола. Вместе с генеральным секретариатом национальные центральные бюро составляют стабильно действующий рабочий механизм Интерпола, базу повседневного международного сотрудничества полиции разных стран.
Именно такая система взаимодействия в рамках Интерпола позволила решить возникающие между государствами в ходе сотрудничества проблемы, связанные с особенностями национального законодательства и спецификой структурного построения правоохранительных и правоприменительных органов в каждом из государств, а также преодолеть языковый барьер. Рабочими языками Международной организации уголовной полиции являются: английский, французский, испанский и арабский.
В сентябре 1990 года Союз Советских Социалистических Республик влился в ряды государств - участников Интерпола, в январе 1992 года правопреемником национального бюро Интерпола СССР стало российское бюро Интерпола.
Российское центральное бюро Интерпола входит в состав МВД России, но обеспечивает информационное взаимодействие всех правоохранительных органов нашей страны с генеральным секретариатом Интерпола и национальными бюро Интерпола иностранных государств по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, за исключением преступлений политического, военного, религиозного или расового характера.
В настоящее время Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола регламентирует взаимодействие НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений с органами прокуратуры Российской Федерации, внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы
безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы, Государственной противопожарной службы, Федеральной службы судебных приставов.
НЦБ Интерпола МВД России осуществляет свою деятельность в том числе по организации международного розыска обвиняемых и осужденных на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, устава, а также нормативных документов и рекомендаций Интерпола, Указа Президента Российской Федерации об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола - от 30 июля 1996 года № 1113, Положения о НЦБ Интерпола МВД России, утвержденного приказом МВД России от 31 марта 2012 года № 305, а также Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.
В соответствии с пунктом 3 межведомственного приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971 взаимодействующие с НЦБ Интерпола органы в целях защиты интересов Российской Федерации и граждан от преступных посягательств, действуя в рамках своей компетенции, используют возможности Интерпола в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам, оперативным проверочным материалам и делам оперативного учета [3, с. 29].
Согласно пункту 4 вышеуказанного НПА информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола, генеральным секретариатом осуществляет Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ.
Деятельность НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации строится в соответствии с требованиями служебных стандартов, рекомендуемых генеральной ассамблеей Интерпола. Служебные стандарты национальных центральных бюро Интерпола утверждены на 73 сессии гене-
ральной ассамблеи Интерпола в г. Канкун (Мексика) 5-8 октября 2004 года и регламентируют положение и статус национальных бюро, обеспечение круглосуточного обмена информацией, языковые возможности и пр.
Учитывая российскую специфику, все большую роль в качественном информационном обеспечении международного розыска лиц приобретает деятельность территориальных подразделений НЦБ Интерпола в субъектах Российской Федерации, сотрудники которых осуществляют первичное взаимодействие с региональными правоохранительными органами по всем вопросам, связанным с организацией международного розыска лиц, скрывшихся за рубежом, а также исполнением запросов НЦБ Интерпола иностранных государств. В 2001 году филиалы НЦБ Интерпола были созданы в 66 субъектах, в 2013 году их насчитывалось уже 78, по состоянию на 1 января 2015 года отделы, отделения и группы НЦБ Интерпола функционируют в 80 субъектах Федерации.
□ Территориальные подразделения НЦБ Интерпола МВД России
80 4 Л 4
60 ✓
40 /
20 0 / 1 1 \
2001
2013
2015
Рис. 1
Общий информационный обмен территориальных подразделений НЦБ Интерпола в 2014 году составил свыше 250 тысяч документов, основная часть из которых подготовлена на одном из рабочих языков Интерпола.
НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения осуществляют информационное обеспечение сотрудничества правоохранительных органов Российской Федерации с зарубежными партнерами по целому ряду направлений оперативно-служебной деятельности: борьба с организованной преступностью; международной террористической деятельностью; преступлениями в сфере экономики и фальшивомонетничеством; преступлениями, связанными с автомото-транспортными средствами; посягательствами на предметы, имеющие культурную ценность; преступностью в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ; незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ; преступлениями в области высоких технологий; преступлениями, связанны-
ми с подделкой документов; идентификацией и проверкой лиц по учетам генерального секретариата и национальным учетам иностранных государств, банку данных НЦБ Интерпола.
Однако следует отметить, что информационное обеспечение международного розыска лиц по каналам Интерпола является основополагающим и безусловно приоритетным направлением деятельности НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений. По состоянию на первое января 2015 года в международном розыске по инициативе Российской Федерации находилось 2 290 [3] обвиняемых и осужденных, разыскиваемых по каналам Интерпола по инициативе правоохранительных органов Российской Федерации. Из них с целью ареста и экстрадиции разыскивается 2 154 фигуранта, установления местонахождения - 64 обвиняемых.
Число лиц, объявляемых в международный розыск по инициативе правоохранительных органов Российской Федерации из года в год растет. НЦБ Интерпола МВД России проводится колоссальная работа не только по контролю качества и полноты предоставляемых материалов, необходимых для организации международного розыска лиц, скрывшихся за рубежом, но и по координации взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации при организации розыска иностранных граждан, скрывающихся на территории нашей страны. Важнейшее значение имеет взаимодействие НЦБ Интерпола МВД России с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, без согласования с которой объявить лицо в международный розыск с целью ареста и экстрадиции не представляется возможным.
Рис. 2
Важнейшим аспектом деятельности НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений в информационном обеспечении международного розыска лиц является работа по подготовке к изданию международных уведомлений с «красным углом» в отношении разыскиваемых с целью ареста и экстрадиции, с «синим
углом» (разыскиваемых с целью установления местонахождения) и «желтым углом» (в отношении без вести пропавших лиц). Согласно рекомендациям генерального секретариата Интерпола НЦБ Интерпола должны в кратчайшие сроки, после издания циркулярных сообщений о розыске лиц с целью их ареста и выдачи принимать меры, необходимые для публикации генеральным секретариатом уведомлений с «красным углом» (Red Notices) в отношении разыскиваемых. Следует отметить, что в ряде стран - членов Интерпола наличие указанного уведомления позволяет осуществлять предварительный арест разыскиваемого по каналам Интерпола обвиняемого либо осужденного, установленного на их территории.
Однако в соответствии с пунктом 142 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола ходатайство об издании международного уведомления о розыске с красным углом направляется НЦБ Интерпола МВД России в генеральный секретариат через два года после направления во все государства - члены Интерпола запроса о розыске обвиняемого или осужденного, в том случае если принятыми мерами установить местонахождение разыскиваемого не удалось, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 144 указанной инструкции, а именно:
1) если разыскиваемым совершено особо тяжкое преступление;
2) если совершенным преступлением нанесен ущерб в крупном или особо крупном размере;
3) если имел место рецидив преступлений.
Правоохранительные органы Российской Федерации все чаще прибегают к использованию института «красных углов», в 2012 году на основании запросов НЦБ Интерпола МВД России генеральным секретариатом Интерпола издано 183 уведомления с «красным углом», в 2013 году -270, в 2014 году уже 481 такое уведомление.
] Издано уведомлений с "красным углом"
Рис. 3
В структуре НЦБ Интерпола с момента его создания функционировало отделение, основной
задачей которого являлось обеспечение взаимодействия российских и зарубежных правоохранительных органов в ходе осуществления ими розыска скрывшихся от привлечения к уголовной ответственности и от отбывания наказания лиц. Учитывая все возрастающее количество лиц, объявляемых в международный розыск по инициативе российских правоохранительных органов, а также количество запросов иностранных НЦБ о розыске на территории нашей страны обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести в структуре НЦБ Интерпола, в настоящее время действует отдел международного розыска лиц, в состав которого входят два отделения: отделение международного розыска лиц на территории зарубежных стран и отделение международного розыска лиц на территории Российской Федерации.
Анализ состояния и динамики международного розыска обвиняемых и осужденных показывает, что роль НЦБ Интерпола МВД России и его территориальных подразделений в координации взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации при организации международного розыска лиц указанной категории с каждым годом возрастает.
Качественная подготовка материалов, необходимых для организации розыска лиц по каналам Интерпола, активизация работы по изданию международных уведомлений с «красным углом» (Red notices) приносит свои результаты, выражающиеся в ежегодном увеличении количества лиц, разыскиваемых российскими правоохранительными органами, установленных и задержанных за рубежом. Вместе с тем до настоящего времени не во всех субъектах Российской Федерации созданы территориальные подразделения НЦБ Интерпола, что не в полной мере позволяет использовать как возможности МОУП Интерпола по розыску лиц, а также качественно обеспечивать исполнение запросов иностранных правоохранительных органов.
Таким образом, полагаем, что увеличение количества территориальных подразделений НЦБ Интерпола в субъектах Российской Федерации, построение их деятельности в соответствии с требованиями служебных стандартов, рекомендуемых генеральной ассамблеей Интерпола, более активное использование института Red notices положительно скажется на задачах по установлению местонахождения скрывшихся от правосудия лиц, стоящих перед российскими правоохранительными органами.
0
Литература
1. Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006, № 786/310/470/454/333/971 (в ред. приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 22.09.2009 № 727/302/480/570/425/1739 // СПС Гарант.
2. Путова И. В. Международный розыск преступников (правовые, организационные, оперативно-тактические аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
3. Шр://10.5.0Л6/ся/
4. http://www.interpol.int
Bibliography
1. «Instructions for the organization of information security cooperation through Interpol», approved by the joint order of the Russian Interior Ministry, the Justice Ministry of Russia, the Federal Security Service of Russia, Russian Federal Security Service, FDCS, FCS of Russia from 06.10.2006, № 786/310/ 470/454/333/971, as amended by the order of the Russian Interior Ministry, the Justice Ministry of Russia, the FSS of Russia, Russian FSS, FDCS, FCS of Russia from 22.09.2009 № 727/302/480/570/425/1739.
2. Putova I. V. «International wanted criminals (legal, organizational, operational and tactical aspects)», thesis for the degree of Candidate of Legal Sciences. Moscow, 2001.
3. http://10.5.0.16/csi/
4. http://www.interpol.int
УДК 342.52 ББК 67.99
© 2015 г. А. А. Кваша,
E. А. Кравцова, A. H. Меняйло
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В статье рассматриваются отдельные проблемы, возникающие при осуществлении выборов органов законодательной власти субъектов, которые вытекают из формулировок Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Ключевые слова: законодательные органы, система органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборы, конституционное право.
PROBLEMS OF FORMATION OF LEGISLATIVE BODIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION IN MODERN RUSSIA
The authors discuss the main problems of elections of the subjects that follow from the wording of the norms the Federal law ««On General principles of organization of legislative (representative) and Executive bodies of state power of subjects of the Russian Federation».
Key words: legislative bodies, the organization of the legislative authorities of subjects of Federation, the system of bodies of state power of subjects of the Russian Federation, elections to bodies of state power.
Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации свободные выборы наряду с референдумом являются высшим непосредственным выражением власти народа. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления является неотъемлемым правом каждого гражданина Российской Федерации и законодательно закреплено в ст. 32 Конституции.
Действующее законодательство допускает два способа формирования органов государственной власти: путем назначения или избрания. Однако именно выборы придают высшую легитимность всей структуре органов государственной власти. Представляя собой форму прямого народного волеизъявления, выборы выступают одним из основных признаков демократического государ-