ное использование персональных данных пользователей социальных сетей;
- процесс усовершенствования защиты данных в самих социальных сетях. Сейчас все данные пользователей находятся в практически свободном доступе, хотя в некоторых социальных сетях пользователь и может определять круг лиц, имеющих доступ к информации, расположенной в его аккаунте. Однако такая практика не повсеместна и нуждается в серьезной доработке. Например, выкладывая ту или иную частную информацию в социальную сеть, пользователь должен предупреждаться о возможных последствиях опубликования подобной информации и уведомляться о том, что она находится в свободном доступе. Также требуется регулярное получение согласия пользователя на обработку его данных с тем, чтобы при опубликовании частной информации это лицо осознавало возможность использования своей частной информации третьими лицами;
- процесс упорядочивания данных, уже содержащихся в социальных сетях, а также вновь появляющихся. Так, важным направлением мы считаем усложнение процесса регистрации в социальной сети. Согласно статистике, незаконные обработка, копирование и распространение личных данных пользователей в большинстве случаев осуществляются с аккаунтов той же социальной сети с несуществующими данными. Следует проверять каждого вновь зарегистрировавшегося пользователя на существование человека с такими данными. Однако процесс проверки пользователей - довольно сложный и спорный, заслуживающий отдельного рассмотрения.
Указанные мероприятия помогут реализовать предлагаемые выше нормы, но это далеко не весь список. Необходимо повышать как уровень юридической грамотности населения в рассматриваемой области, так и профессиональный уровень сотрудников правоохранительных органов в целях противодействия данной категории преступлений.
© 2014 г. О. В. Лещенко, Т. И. Джелали
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК ОБВИНЯЕМЫХ И ОСУЖДЕННЫХ
В статье рассматриваются правовая основа сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении межгосударственного розыска лиц, некоторые проблемы и перспективы кооперации правоохранительных органов при установлении местонахождения разыскиваемых за рубежом в рамках международного розыска обвиняемых и осужденных по каналам Интерпола. Авторами предлагаются практические рекомендации по совершенствованию законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Ключевые слова: межгосударственный розыск, международный розыск, СНГ, МОУП Интерпола, правоохранительные органы.
Расширение и усложнение международных связей государств в различных сферах жизнедеятельности, процессы глобализации, бурный научно-технический прогресс стали причиной возникновения множества проблем как для отдельных стран, так и для всего мирового сообщества в целом. К их числу относится преступность, и особенно те ее виды и формы, которые мы называем транснациональной преступностью. В настоящее время возрастает роль международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Оказание содействия в розыске обвиняемых и осужденных, скрывшихся на территории других государств, является важным направлением такого сотрудничества.
Организованная преступность приобретает транснациональный характер, на международном
уровне увеличивается число преступлений, связанных с легализацией денежных средств, добытых преступным путем, контрабандой наркотиков и оружия. Зачастую связи преступников из России ведут за границу, в страны ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники правоохранительных органов все чаще сталкиваются с необходимостью организации межгосударственного и международного розыска лиц, скрывшихся от следствия, суда и уклоняющихся от отбывания наказания.
В ст. 2 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 03.02.2014) «О полиции» [1] закрепляется розыск лиц в качестве основного направления деятельности полиции, а в ст. 12 этого же нормативного правового акта на сотрудников органов внутренних дел возлагается обязанность
по осуществлению розыска лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении.
В этой связи особую значимость приобретает правовая основа, на которой должно базироваться осуществление оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов Российской Федерации при реализации своих полномочий по розыску лиц как на территории государства, так и за его пределами, в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Государства - участники Содружества Независимых Государств 10 декабря 2010 года в г. Москве подписали договор о межгосударственном розыске лиц. Договор направлен на создание правовой основы для сотрудничества государств -участников СНГ в межгосударственном розыске лиц, скрывающихся от отбывания уголовного наказания, исполнения решений судов по искам, лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками, для сотрудничества по вопросам установления личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, а также в случаях обнаружения неопознанных трупов.
В соответствии с договором предусматривает-
В соответствии с договором под межгосударственным розыском лиц понимается комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий, направленных на обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания; установление местонахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решения судов по искам; установление местонахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками; установление личности человека, неспособного сообщить о себе установочные данные; установление личности человека по неопознанному трупу, а также предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства - инициатора розыска, но на территории государств - участников СНГ.
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации понятие «межгосударственный розыск» отсутствует, так же как разъяснение значения используемого в нем термина «международ-
ся организация сотрудничества посредством испол- ный розыск». В то же время ч. 5 ст. 108 УПК РФ нения компетентными органами участвующих сто- предусматривает единственную возможность рон запросов о розыске, обмена оперативной, разы- вынесения судебного решения об избрании меры скной, оперативно-справочной, криминалистическошресечения в виде заключения под стражу в от-
и иной информацией о разыскиваемых лицах, проведения скоординированных оперативно-справочных мероприятий и других взаимоприемлемых действий. Договор содержит только правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Вместе с тем предметом договора являются основные права и свободы человека и гражданина, в связи с чем он подлежит ратификации.
сутствие обвиняемого, а именно «только в случае объявления обвиняемого в международный розыск» [2].
Разработанное И. В. Путовой, долгое время возглавлявшей отдел международного розыска НЦБ Интерпола МВД России, определение международного розыска как комплекса оперативно-разыскных, информационно-справочных и
Законопроект о ратификации договора рассмот- иных мероприятий компетентных органов госу-
рен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 26 декабря 2013 года. Президентом Российской Федерации в январе 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона № 429434-6 «О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц».
Определение Межгосударственного розыска лиц сформулировано в указанном договоре, а также в Инструкции о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц - основном документе, который определяет порядок взаимодействия министерств внутренних дел (полиции) государств - участников Содружества Независимых Государств при осуществлении мероприятий по установлению местонахождения всех категорий разыскиваемых лиц.
дарства - инициатора розыска и зарубежных стран, направленных на обнаружение, арест и выдачу (экстрадицию) разыскиваемых преступников представляется наиболее полно отражающим сущность этого термина [ 3, с. 47].
В соответствии с п. 116 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/ 971, международный розыск лиц не подменяет собой межгосударственный розыск в пределах государств - участников СНГ и может осуществляться параллельно с ним. При этом обязательным условием является предварительное или одновременное объявление межгосударственного розыска. Каналы Интерпола для осу-
ществления межгосударственного розыска на территории государств - участников СНГ не за-действуются [4, с. 29].
Позиция Генеральной прокуратуры Российской Федерации состоит в том, чтобы в международный розыск объявлялись все обвиняемые и осужденные, разыскиваемые правоохранительными органами Российской Федерации, в отношении которых получена информация об их выезде за пределы страны. Эта точка зрения обусловлена необходимыми и достаточными основаниями, перечисленными в п. 114 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, где не содержится упоминания о странах СНГ и необходимости использования возможностей межгосударственного розыска для установления местонахождения лиц указанной категории на территории содружества.
Складывающаяся ситуация ставит НЦБ Интерпола МВД России и его структурные подразделения в затруднительное положение, поскольку количество лиц, объявленных в международный розыск по каналам Интерпола, существенно отличается от числа объявленных в межгосударственный розыск.
Количественное соотношение объявленных в
В международный розыск в 2010 году по инициативе правоохранительных органов Ростовской области объявлено 7 лиц, в 2011 году - 18, а в 2012 и 2013 годах - 13 и 11, соответственно.
Как видно из приведенных выше графиков, более чем двукратное увеличение общего числа лиц, объявляемых в розыск компетентными органами Ростовской области в 2012-2013 годах, по сравнению с 2010-2011 годами не привело к увеличению количества лиц, объявленных регионом в международный розыск по линии Интерпола, что свидетельствует об отсутствии прямой зависимости этих показателей, отличающихся в количественном выражении более чем на два порядка, за исключением данных 2012 года.
Анализ нормативной базы показывает, что для сотрудников разыскных подразделений органов внутренних дел Российской Федерации базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим их сотрудничество с коллегами из стран - участниц Содружества Независимых Государств при осуществлении межгосударственного розыска лиц, является Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, определяющая единый порядок взаимодействия министерств внутренних дел (полиции) госу-
международный и межгосударственный розыск мож-дарств - участников СНГ. Основным актом, оп-но продемонстрировать на примере Ростовской об- ределяющим взаимодействие соответствующих ласти посредством приведенных ниже диаграмм подразделений МВД России, Минюста России, (рис. 1, 2), отражающих динамику изменений указан-ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС ных показателей за последние четыре года. Так, в России с партнерами из стран дальнего зарубе-2010 году в межгосударственный розыск по инициа- жья при организации международного розыска тиве правоохранительных органов Ростовской обласлиц является Инструкция по организации инфор-ти объявлено 1 094 лица, в 2011 году - 1 096 лиц, а в мационного обеспечения сотрудничества по ли-2012 и 2013 годах - 2613 и 2148, соответственно. нии Интерпола.
Рис. 1
Рис. 2
Учитывая складывающуюся политическую обстановку на территории Украины - участницы Содружества Независимых Государств, принимая во внимание заявления ее фактического руководства о выходе из состава содружества, перед сотрудниками правоохранительных органов России стоит непростая задача по эффективному осуществлению своей оперативно-служебной деятельности, в том числе и по розыску лиц, скрывающихся в сопредельном государстве. Следует отметить, что российская правоохранительная система оказалась в подобной ситуации в 2008 году, когда власти Грузии заявили о выходе из состава СНГ и не осуществляли взаимодействие с компетентными органами Российской Федерации в рамках действовавших в тот период межгосударственных соглашений. Это привело к необходимости использования возможностей международной организации уголовной полиции Интерпола, членами которой являются оба государства. Осуществление розыска обвиняемых и осужденных по каналам Интерпола, безусловно, имеет как ряд серьезных преимуществ перед межгосударственным розыском лиц данной категории, так и существенные недостатки. Во-первых, следует отметить, что служебная переписка правоохранительных органов государств - участников СНГ осуществляется в соответствии со ст. 17 Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» [5] на русском языке, что существенно повышает оперативность взаимодействия правоохранительных органов на постсоветском пространстве. Взаимодействие по каналам Интерпола осуще-
ствляется на четырех официальных языках организации - английском, французском, испанском и арабском. При этом количество сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации и уровень владения указанных сотрудников иностранными языками остаются достаточно низкими, что сказывается на оперативности реагирования на запросы и подготовки ответов правоохранительным органам иностранных государств. Однако в качестве позитивного фактора следует признать возможность проводить по каналам Интерпола мероприятия по установлению местонахождения лиц на территории многих государств мирового сообщества, поскольку Интерпол выступает второй международной организацией после Организации Объединенных Наций по количеству стран-участниц. Членами ООН являются 193 [6] государства, международная организация уголовной полиции Интерпола насчитывает 190 участников [7], в состав Содружества Независимых Государств входят 11 стран [8].
Учитывая, что подавляющее большинство скрывшихся от следствия и суда обвиняемых и осужденных объявляется российскими правоохранительными органами именно в межгосударственный розыск, реализация договора о межгосударственном розыске лиц представляется чрезвычайно важным этапом в укреплении сотрудничества государств - участников СНГ в правоохранительной сфере.
Безусловно, межгосударственный розыск является значимым инструментом в борьбе с преступностью, и его эффективность позволяет реализовывать принцип неотвратимости на-
Рис. 3
казания. Однако следует признать, что комплекс мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемых и осужденных на территории стран Содружества Независимых Государств, является quasi международным розыском, обладающим всеми чертами последнего, но существенно уступающим по возможностям использования ресурсов правоохранительным органам 179 государств - участников МОУП Интерпола.
На наш взгляд, для решения вышеперечисленных проблем необходимо:
- скорейшее принятие проекта федерального закона № 429434-6 «О ратификации Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц»;
- внесение в Инструкцию по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола изменений в части оснований для объявления обвиняемых и осужденных в международный розыск с целью исключения подмены понятий «международный» и «межгосударственный розыск»;
- создание единого подзаконного нормативно-правового акта, регламентирующего взаимодействие правоохранительных органов Российской Федерации при осуществлении международного розыска обвиняемых и осужденных.
Представляется, что критическое осмысление указанных проблем правового регулирования и приведение системы законодательных установлений в соответствие с практическими реалиями, в том числе с учетом изложенных выше предложений, будут способствовать эффективному осуществлению межгосударственного и между-
народного розыска лиц, а также повышению показателей оперативно-служебной деятельности соответствующих подразделений правоохранительных органов Российской Федерации.
Литература
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) «О полиции» [Электронный ресурс] // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован: Российская газета. 2011. 8 февраля. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
2. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (УПК РФ) от 18.12.2001 № 174-ФЗ (в ред. от 15.02.2014) [Электронный ресурс] // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован: Парламентская газета. 2001. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3. Илларионов В. П., Путова И. В. Правовые и организационно-методические аспекты международного розыска преступников. М., 1999.
4. Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 06.10.2006 № 786/310/470/454/333/971, в ред. приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 22.09.2009 № 727/302/480/570/425/1739.
5. Конвенция о правовой помощи и правовым отношениям по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 года)
(с изменениями, внесенными протоколом от виде документ опубликован не был. Доступ из СПС
28.03.1997). Ратифицирована Федеральным Соб- КонсультантПлюс.
ранием Российской Федерации (Федеральный 6. http://www.un.org
закон от 4 августа 1994 года № 16-ФЗ // Собра- 7. http://www.interpol.int
ние законодательства Российской Федерации. 1994. 8. http://www.cis .т1шк.Ьу
№ 15. Ст. 1684) [Электронный ресурс] // В данном
© 2014 г. Н. В. Петрашева
К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕСТУПНОГО СООБЩЕСТВА В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
В статье исследуется вопрос терминологического аспекта определения преступного сообщества в уголовном праве. Отмечается, что точное, единообразное понимание всех признаков преступного сообщества позволит правоприменителю осуществлять процесс квалификации в соответствии с законом, в ходе которого будут учтены все особенности групповой формы преступной деятельности.
Ключевые слова: преступное сообщество, уголовное право, процесс квалификации, правоприменитель.
Основанием уголовной ответственности согласно статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного этим кодексом. Возможность применения наказания к лицу, преступившему закон, появляется с правовой точки зрения уже с момента совершения преступления. Однако для назначения справедливого наказания необходимо правильно выбрать уголовно-правовую норму, подлежащую применению в конкретном случае совершения преступления. Значение верной квалификации преступления трудно переоценить. Это гарантирует соблюдение всех принципов уголовного права, получивших отражение в Уголовном кодексе Российской Федерации, способствует обоснованному применению многих институтов уголовного права.
Следует отметить, что несмотря на достаточно длительный срок действия уголовного закона, в правоприменительной практике органов предварительного расследования и судов до сих пор не выработано единой концепции по определению признаков преступного сообщества, позволяющих отграничить данную форму соучастия от организованной группы.
Социально-политические, экономические реформы, проводимые в последние годы на территории Российской Федерации, требуют от государства и его правоохранительных органов активных мер по борьбе с преступностью. В связи с этим достаточно актуальным в этих условиях становится вопрос об исследовании конкретных правовых про-
блем современной российской уголовной политики, которая на протяжении многих лет, с одной стороны, воспринималась лишь как совокупность решений власти, направленных на борьбу с преступностью, а с другой стороны, отличалась волюнтаризмом в законодательстве [ 1, с. 3]
Федеральный закон от 3 ноября 2009 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» кардинальным образом изменил уголовно-правовое регулирование в сфере борьбы с проявлениями организованной преступности. Новые редакции ст. 35 и 210 УК РФ, раскрывающие содержание понятия «преступное сообщество» и предусматривающие ответственность за создание, руководство и участие в нем, были направлены на индивидуализацию признаков преступного сообщества, что должно было способствовать упрощению разграничения смежных форм соучастия - преступного сообщества и организованной группы. Однако признаки, отраженные в законе, истолковывались практиками и теоретиками неоднозначно, что привело к новым проблемам и вызвало необходимость официального толкования закона. Попытка разрешить существующую проблему при помощи официального разъяснения признаков преступного сообщества в постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации предпринималась дважды, причем с относительно небольшим временным промежутком, однако ясности эти разъяснения в обозначенную проблему не внесли [2, с. 8-12].