вации достижения.
Библиографический список
1. Деркач, А. А. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А. А. Деркач, С. Гремлинг, С. Ауэрбах. - М.: Изд-во РАГС, 1998. -223 с.
2. Вайнер, А. В. Групповая готовность к риску как социально-психологический фактор эффективности управленческих команд / А. В. Вайнер // Вопросы психологии. - 2008. № 4. С. 45-55.
3. Левадняя, М. О. Оценка психологической готовности руководителя к управлению в условиях кризиса: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.13 / М. О. Левадняя. - М., 2003. - 28 с.
4. Корнилова, Т. В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. В. Корнилова. - М.: Академия, 1997. - С.67.
5. Ильин, Е. П. Психология риска / Е. П. Ильин. - С Пб: Питер: 2012. -С. 288.
6. Котов, С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый.- № 4.- 2012. -С. 360-362.
7. Кручинин, В. А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В. А. Кручинин, Е. А. Булатова. - Нижегород. гос. архит. строит. ун-т. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.
Состояние и дальнейшее развитие добровольной пожарной дружины в Воронежском институте ГПС МЧС России
Калач Е. В., Калач А. В., Грошев Е. Н.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Добровольная пожарная охрана в России имеет давние исторические традиции. Активная помощь профессиональной пожарной охране со стороны добровольцев стала оказываться с конца XIX века, когда было создано Российское пожарное общество (1892 г.) во главе с графом А. Д. Шереметьевым, которого в 1894 году сменил активный пропагандист пожарного дела князь А. Д. Львов. В 1898 году общество было переименовано в Императорское, что означало установление над ним августейшего покровительства. Главной задачей пожарного общества было заниматься вопросами совершенствования профилактики и организацией тушения пожаров, оказывать большое влияние на развитие дела страхования от огня, способствовать отечественному производству всех видов пожарной техники, осуществлять издание пожарно-технической литературы (журнал «Пожарное дело»). Общество просуществовало до тех пор, пока в 191 9 году
оно не было ликвидировано советской властью.
Как показал анализ деятельности пожарной охраны развитых стран мира, численность добровольной пожарной охраны в десятки раз превышает численность подразделений профессиональной пожарной охраны. То есть функция тушения пожаров в этих странах в большей степени осуществляется добровольцами. Это стало возможным за счет активной позиции государства и общества. Во многих странах Европы и США быть добровольцем почетно, эта миссия заслуживает уважение. И нет необходимости агитировать к вступлению в добровольные организации, — люди сами к этому стремятся.
В настоящее время в Российской Федерации более 32 тыс. населенных пунктов с численностью населения 37 млн. человек находятся за пределами нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны. Остро стоит вопрос организации тушения пожаров в сельской местности.
Создание и содержание подразделений профессиональной пожарной охраны с целью обеспечения противопожарной защиты данных населенных пунктов потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме свыше 18 млрд. руб.
Как показывают чрезвычайные ситуации, возникающие на территории нашей страны, участие граждан на добровольной основе в их ликвидации способно сыграть огромную роль. Кроме того, создание добровольной пожарной охраны - важный инструмент повышения общей культуры безопасности в обществе, патриотического воспитания граждан, прежде всего, молодежи.
Принятию Федерального закона «О добровольной пожарной охране» предшествовала двухлетняя работа над проектом, в процессе которого было проходило широкое его обсуждение с участием 7 профильных федеральных министерств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных структур, граждан и организаций. Как известно, при подготовке данного закона было рассмотрено несколько тысяч предложений по проекту. После принятия законопроекта в первом чтении и подготовке законопроекта ко второму чтению Комитетом Государственной Думы по безопасности подготовлено в общей сложности 140 поправок к законопроекту.
В первом полугодии 2013 года на территории Воронежской области добровольные пожарные участвовали в тушении 132 пожаров и 130 загораний. При этом 103 пожара были потушены добровольцами до прибытия других видов пожарной охраны. В настоящее время в Реестре добровольных пожарных Воронежской области зарегистрировано 20768 добровольных пожарных, 802 общественных объединений пожарной охраны, 100 добровольных пожарных команд и 781 добровольная пожарная дружина. На вооружении у добровольных пожарных команд находятся 47 пожарных автомобилей, 57 приспособленных для целей пожаротушения автомобилей, 28 авторазливочных станций АРС-14 и 71 мотопомпа. Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны осуществляется прикрытие 132 населенных пунктов с общей численностью населения 87637 человек.
Добровольная пожарная дружина Воронежского института ГПС МЧС Рос-
сии в 2013 году насчитывает 120 человек. В состав дружины входят студенты факультета платных услуг. Основная деятельность пожарной дружины посвящена пропаганде правил и требований пожарной безопасности среди населения.
С участием добровольцев в период с сентября по октябрь 2013 года проводится конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности. Конкурс несёт в себе вопросы гражданско-патриотического воспитания детей, молодежи, студентов и курсантов формирования культуры безопасности жизнедеятельности, физической культуры и спорта, творчества и молодежной политики в области пожарной безопасности.
Преподавание истории России и истории профессии как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса вуза
Калач Е. В.,
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Социально-гуманитарный блок занимает достаточно большое место в учебных планах вузов. В связи с этим приобретает большую значимость преподавание истории России в вузе - актуальной и в тоже время очень сложной проблемы. Ее актуальность обусловлена тем, что без знания истории сформировать и воспитать патриота, гражданина, какую бы профессиональную деятельность он для себя ни избрал. А сложность вытекает из многих социально-экономических и гуманитарных процессов, протекающих в нашем обществе на протяжении 20 лет. Назовем лишь некоторые из них, особенно проявляющихся в ходе общения с молодежью, приходящей учиться в вуз. Это:
1. Изначальная слабая школьная подготовка по истории, которую обнаруживают первокурсники. Здесь можно приводить множество буквально анекдотических примеров.
2. Противоречивость изложения материала в школьных и вузовских учебниках истории.
3. Неадекватное, а порой и антиисторическое отображение событий, фактов и личностей в средствах массовой информации, особенно в телевизионных передачах. Ярчайший пример этого - фильмы и передачи последнего времени о ВОВ.
Таким образом, преподавание истории в вузах России за последние пятнадцать лет претерпело такие изменения, каких не знала ни одна дисциплина в системе гуманитарного образования. Неоднократно менялись названия курсов, их программы, цели, задачи и место истории в гуманитарном цикле. Сегодня, в связи с переходом вузов на образовательные стандарты третьего поколения у некоторых профессиональных направлений были сокращены часы на изучение истории России. В частности курсанты Воронежского института ГПС МЧС России, обучающиеся по специальности «пожарная безопасность» изучают историю в течение одного семестра в количестве 36 часов (18 часов лекций и 18 часов семинаров). Между тем, программа по дисциплине «История России» включает довольно широкий перечень разделов: начиная с IX в. и заканчивая 2008 г. В ре-