э
2012
11
Состояние физического развития и физической подготовленности юных каратистов на этапе формирующего эксперимента
Галимский В.А.
Кировоградская государственная летная академия
Аннотации:
Показано состояние физического развития и физической подготовленности детей 9-11 лет, занимающихся карате. В эксперименте принимали участие 68 юных спортсменов. Установлено, что морфофункциональное состояние спортсменов соответствует возрастным закономерностям. Отмечается, что показатели физической подготовленности отвечают требованиям для выполнения соревновательных заданий. По результатам исследований определены наиболее информативные показатели общей физической подготовки. На этапе констатирующего эксперимента при помощи корреляционного анализа определены наиболее информативные показатели физического развития и физической подготовленности. Установлена сильная корреляционная связь между показателями скоростно-силовой подготовки, что объясняется биомеханическим подобием структуры движений. Наличие достоверных корреляционных связей определяет избирательность их развития для овладения сложнокоординированными ударными движениями.
Ключевые слова:
каратэ, физическое, развитие, подготовленность, корреляционная, связь.
Галімський В.А. Стан фізичного розвитку і фізичної підготовленості юних каратистів на етапі формуючого експерименту. В статті наведено стан фізичного розвитку і фізичної підготовленості дітей 9-11 років, які займаються карате. Матеріали дослідження свідчать, що їх морфофункціональний стан відповідає їх віковим закономірностям, але їх показники значно не впливають на досягнення спортивних результатів. Показники фізичної підготовленості відповідають вимогам для виконання змагальних завдань. За показниками досліджень визначені найбільш інформативні показники загальної фізичної підготовки. На етапі констатуючого експерименту за допомогою кореляційного аналізу визначені найбільш інформативні показники фізичного розвитку і фізичної підготовленості. Встановлений сильний кореляційний зв'язок між показниками швидкісно-силової підготовки, що пояснюється біомеханічною подібністю структури рухів. Наявність достовірних кореляційних зв'язків визначає вибірковість їх розвитку для оволодіння важкокоординованими ударними рухами.
карате, фізичний розвиток, фізична підготовленість, кореляційний зв’язок.
Halimskyy V.A. Condition of physical development and physical fitness of young karate on stage forming experiment. In this article the status of physical education and physical fitness of children 9-11 years involved in karate. Materials research shows that their morphofunctional state corresponds to their age laws, but their performance does not significantly affect the achievement of athletic performance. Indicators of physical fitness conform to requirements of competitive challenges. In terms of research identified the most informative indicators of overall fitness. On the stage of establishing experiment through a cross-correlation analysis the most informing indexes of physical development and physical preparedness are certain. A closely-coupled crosscorrelation interface is set between the indexes of speed-power preparation, that explained by biomechanics similarity of structure of motions. The presence of reliable cross-correlation connections determines selectivity of their development for the capture of highly coordinated by shock motions.
karate, physical development, physical training, correlation.
Введение.
Анализ научных публикаций и практического опыта подготовки юных каратистов подымает ряд вопросов теории и практики спортивной тренировки, неизученных проблем взаимосвязи технической и физической подготовки, заимствование опыта подготовки из других видов спорта [11, 12]. Отсутствуют данные о возрастной динамике физических качеств, не установлены уровни владения техникотактическими действиями, не установлены критерии подготовленности юных каратистов для участия в соревнованиях без ухудшения состояния здоровья. Особенно вызывает тревогу «натаскивание» и неадекватная мобилизация адаптационных резервов детского организма при неквалифицированном проведении учебно-тренировочного процесса, что приводит к физическим и моральным травмам и, как правило, к прекращению занятий спортом.
Такое состояние в современном карате Украины вызывает необходимость детальных исследований взаимосвязи физического развития, физической и технической подготовленности у юных спортсменов.
В последнее время в Украине массово распространяются различные виды единоборств: японские, китайские, корейские, вьетнамские и другие.
© Галимский В.А., 2012 doi: 10.6084/m9.figshare.97349
Несмотря на то, что некоторые виды единоборств (тхеквондо) получили Олимпийский статус, большой интерес среди молодежи получило каратэ [5, 6].
Популярность каратэ обусловлена определенным арсеналом технических элементов, которые по количеству и качеству не уступают, а в некоторых случаях и превосходят технику других восточных единоборств [3, 4, 7, 8].
Спарринг в единоборствах относится к конфликтным ситуациям, которые развиваются потому, что участвуют две противоборствующие стороны, отношения меду которыми характеризуются взаимоисключением один одного [4, 5]. В спортивным поединке действия спортсменов направлены на «выключение» противника из дальнейшей борьбы. В процессе поединка существует постоянная угроза нокаутирующего удара, который определяет результат поединка.
Актуальной проблемой подготовки юных каратистов является изучение возрастных закономерностей развития физических качеств [1, 2, 6, 8, 10]. Учитывая возрастные особенности развития физических качеств, необходимо определить методики тренировочных занятий в соответствии с допустимой нормой физических нагрузок.
В связи с омоложением спорта вообще, в ДЮСШ и спортивные секции привлекают детей 7-8 летнего возраста в зависимости от особенностей вида спорта.
Карте - вид спорта, характеризующийся сложно-координированной двигательной деятельностью. По-
та медико-біологічні проблеми фізичного
виховання і спорту ____________________________________________________________________________
Анализ литературных данных и практический опыт подготовки свидетельствуют, что антропометрические показатели спортсменов не имеют важного значения для достижения спортивного результата.
Имеются данные, где показано, что некоторые победители крупных международных соревнований не имеют «выразительных» антропометрических показателей. Поэтому, в наших исследованиях рассматривалась масса, длина тела и ЖЕЛ (табл. 1).
Полученные данные свидетельствуют об однородности физического развития, так как коэффициент вариации находится в пределах 4,04 - 9,6%. Показатель ЖЕЛ является комплексной характеристикой функции внешнего дыхания.
Для характеристики общей физической подготовленности применяли педагогическое тестирование (табл. 2), основу которого составляли общепринятые показатели, которые применяются в единоборствах для сдачи контрольных нормативов квалификационных поясов в карате [4, 12].
Анализ полученных результатов свидетельствует о низкой вариативности и достаточном уровне общей физической подготовленности для выполнения соревновательных задач, соответствующих 2 и 1 юношескому разряду.
Оценка показателей общей физической подготовленности по уровням стандартных отклонений определила, что показатели бега на 30м с высокого старта у 68% детей имеют средний уровень подготовленности, 20% - ниже среднего, 6% - выше среднего, 4%
- высокий и 2% - низкий.
Показатели скоростно-силовых качеств распределились в таком порядке: 70% спортсменов имеют средний уровень, 16% - ниже среднего, 14% - выше среднего уровня подготовленности. Анализ показате-
Таблица 1
Отдельные показатели физического развития юных каратистов в начале констатирующего эксперимента (п=68)
Показатели х с У% т
Длина тела (см) 142,68 4,45 4,04 0,7
Масса тела (кг) 30,26 3,17 9,62 0,19
ЖЕЛ (мл) 1998,13 11,3 5,91 11,1
Индекс Кетле (г/см) 210,3 6,52 4,77 0,73
Жизненный индекс (мл/кг) 66,95 4,51 6,68 0,23
Силовой индекс (%) 50,48 3,35 5,47 0,15
Таблица 2
Показатели общей физической подготовленности юных каратистов в начале эксперимента (п=68)
Показатели х с У% т
Бег 30м с высокого старта (с) 5.61 0,13 2,41 0,02
Прыжок в длину с места (см) 165.32 617 3,63 067
рыжок с места вверх (см) 38,21 4,31 10,03 0,35
оперечный шпагат (гр) 167,56 8,16 5,45 0,51
Продольный шпагат вправо (гр) 148 56 9,47 7,23 0,75
Продольный шпагат влево (гр) 153,31 1, 2 7,13 0,87
6-минутный бег (м) 1035,17 9,46 3,9 5,09
Челночный бег 4х9 (с) 1109 0,37 316 004
Бег на месте за 0с (кол) 37,12 2,15 6,32 0,12
Прыжок на месте за 10с (кол) 17,7 153 6,69 013
"рыжок с вращением вправо (гр) 318,7 39,1 1113 4 ,71
"рыжок с вращением влево (гр) 322,5 30,67 8,6 4 ,18
Кистевая динамометрия правой (кг) 17,72 117 81 016
Кистевая динамометрия левой (кг) 14,37 1,21 8,17 0,13
’ефлексометрия (с) 0,19 0,02 9,34 0,002
этому возраст 8-12 лет наиболее благоприятный для ее развития при занятиях карате [1, 6, 12].
Показатели тренировочных нагрузок зависят от избирательности занятий и сенситивных периодов [7, 9, 11, 13, 15, 16]. Установлено, что переходные (критические) периоды могут способствовать или препятствовать развитию физических возможностей [14]. Необходимо определить оптимальное воздействие физических нагрузок в каждом периоде.
Таким образом, знание сенситивных и критических периодов развития физических качеств необходимо для успешного избирательного развития необходимых физических качеств для юных каратистов.
Работа выполнена по плану НИР Кировоградской государственной летной академии.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель работы: установить взаимосвязь физического развития и физической подготовленности у юных каратистов на этапе предварительной базовой подготовки.
Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научнометодической литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогические тестирования, антропометрия, тонометрия, динамометрия, методы математической статистики.
Результаты исследования.
Анализ материалов исследования подготовки спортсменов в различных видах единоборств показал, что для достижения высоких спортивных результатов необходима количественная оценка уровня развития физических качеств. Поэтому среди главных задач тренировочного процесса развитие физических качеств и функциональных возможностей организма являются первоначальными и постоянными на всех этапах многолетнего процесса.
І ПЕДАГОГІКА I
ПСИХОЛОГІЯ
а2012 11
лей гибкости свидетельствует о том, что 68% спортсменов имеют средний уровень подготовленности, 14% - ниже среднего, 18% - выше среднего.
Показатели координационных способностей распределились таким образом: 60% - средний уровень, 16% - ниже среднего, 12% - выше среднего и 6% -высокий уровень.
Анализ результатов тестирования выносливости показал, что 63% спортсменов имеют средний уровень, 17% - ниже среднего, 17% - выше среднего и 3% - высокий.
Показатели тестов в беге и прыжках на месте имеют такое распределение: 72% имеют средний уровень, 9%
- ниже среднего, 13% - выше среднего и 7% - высокий уровень. Показатели силовых качеств имеют такую динамику: 65% - средний уровень, 16% - ниже среднего, 12% - выше среднего и 7% - высокий уровень.
Значительное рассеивание показателей наблюдается при тестировании латентного времени зрительномоторной реакции: 47% спортсменов имеют средний уровень, 7% - ниже среднего, 20% - низкий, 18% -выше среднего и 8% - высокий уровень.
Таким образом, в процессе констатирующего педагогического эксперимента выявлено в большинстве случаев средний уровень развития физических качеств, который обеспечивает соревновательную деятельность юных спортсменов. Выявление взаимосвязи между отдельными показателями физических качеств, уровень связи между показателями физического развития и физической подготовленности, а также их роли в формировании сложнокоординационных элементов техники карате - одна из основных задач настоящего исследования.
Информативность взаимосвязи физического развития и физической подготовленности определялись методом корреляционного анализа [1], оценка которого проводилась по трем уровням: высокий - г>0,70; средний - г=0,50 - 0,69; низкий - г<0,40.
Взаимосвязь показателей выявлялась в видах подготовленности и при сопоставлении их между собой.
На этапе констатирующего эксперимента корреляционный анализ определил наиболее информативные показатели физического развития и физической подготовленности для организации спортивного отбора.
Установлено, что наиболее информативным показателем являются прыжки на месте за 10с, где достоверность коэффициентов была на уровне р<0,05
- р<0,001 (от г = 0,40 до г = 0,87).
Сильная статистическая связь (г = 0,91 - 0,70) выявлена между показателями теста прыжков на месте за 10с, бега на месте за 10с и челночного бега 4х9м (г = 0,82 и г = -0,71), отражающими частоту движений и уровень координационных способностей юных каратистов. Наличие высокого уровня корреляционной связи объясняется биомеханическим подобием структуры движений.
Показатели скоростно-силовой подготовленности (прыжки на месте за 10с) имеют достоверные связи с такими тестами: динамометрия правой рукой (г = 0,61), бег на 30м (г = -0,51), прыжок с места вверх (г =
0,45), прыжками с поворотом вправо и влево (г = 0,43; г = 0,48), рефлексометрия (г = -0,49).
Информативным показателем является челночный бег 4х9м, который имеет восемь достоверных корреляционных связей с показателями физических тестов: прыжками на месте за 10с (г = -0,71), 6-ти минутным бегом (г = -0,70), бегом на 300м с высокого старта, бегом на месте за 10с (г = -0,60), прыжками с вращением вправо и влево (г = -0,58 и г = -0,51), динамометрией правой кисти (г = -0,58), рефлексометрией (г = 0,48).
Статистически достоверная связь установлена между показателями прыжка с вращением влево и такими тестовыми упражнениями: прыжок с вращением вправо (г = 0,81), бег на 3000м с высокого старта (г = -0,44), челночным бегом 4х9м (г = -0,51), бег и прыжки на месте за 10с (г = 0,43 и г = 0,48), динамометрия правой рукой (г = 0,54) и рефлексометрией (г = -0,46).
Показатель выносливости юных спортсменов (6-ти минутный бег) имеет достоверную связь с показателями челночного бега 4х9м (г = -0,70), показателями рефлексометрии и бега на 30м с высокого старта (г = -0,49 и г = -0,48), а также с показателем прыжка на месте за 10с (г = 0,45), прыжками с вращением вправо и влево (г = -0,44 и г = -0,44).
Информативным показателем является бег на 3000м с высокого старта, который имеет восемь достоверных связей с показателями тестов: прыжок с места вверх (г = -0,56), 6-ти минутным бегом (г = -0,48), бегом и прыжком на месте за 10с (г = -0,97 и г = -0,51), прыжками с вращением вправо и влево (г = -0,44 и г = -0,44), челночным бегом 4х9м (г = 0,58) и рефлексометрией (г = 0,54).
Статистически достоверный уровень связи установлен между результатом тестирования динамометрии правой руки и такими показателями: прыжки на месте за 10с (г = 0,61), бег на месте за 10с (г = 0,51), прыжки с вращением вправо и влево (г = 0,47 и г = 0,54), динамометрия левой руки (г = 0,47), челночным бегом 4х9м (г = -0,58).
Показатель координационных способностей имеет достоверную связь с такими показателями: бег на 30м (г = -0,44), прыжок в длину с места (г = 0,45), челночным бегом 4х9м (г = -0,58), прыжками на месте за 10с (г = 0,43), динамометрией правой и левой руки (г = 0,47 и г = 0,48).
Показатель рефлексометрии имеет семь достоверных связей с такими показателями: бег на 30м с высокого старта (г = -0,54), прыжком с места вверх (г = -0,52), челночным бегом 4х9м (г = 0,48), бегом прыжками за 10с (г = -0,49), прыжком с вращением влево (г = -0,46).
Это свидетельствует о том, что генетически унаследованная скорость реакции обеспечивает проявление скоростно-силовых качеств, координации движений, частоты движений в соревновательной деятельности.
Установлена высокая корреляционная связь между показателями бега на месте за 10с и прыжками на месте за 10с (г = 0,82), а также средний уровень связи с такими показателями: челночным бегом 4х9м (г = -0,60), бегом на 30м (г = -0,57), прыжком с вращением
І ПЕДАГОГІКА I
ПСИХОЛОГІЯ
та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту
влево (r = 0,4б), динамометрией правой руки (r = 0,51) и рефлексометрией (r = 0,58).
Между показателями прыжка с места вверх установлены такие корреляционные связи: прыжком с места в длину (r = 0,б4), бегом на 30м (r = -0,5б), прыжками на месте за 10с (r = 0,48), рефлексометрией (r = -0,5б).
Показатели теста прыжка в длину с места имеют две достоверные связи: с прыжком с места вверх (r = 0,б4) и прыжком с вращением вправо (r = 0,45).
Показатели гибкости имеют средний уровень связи между собой: поперечный шпагат с продольным влево (r = 0,б5), с продольным вправо (r = 0,б4) и продольный влево и вправо (r = 0,58).
Аналогичные взаимосвязи установлены между показателями физического развития: длина тела имеет достоверную с показателями ЖЕЛ (r = 0,87).
Выводы.
Показатели ОФП имеют в основном средние и низкие значения вариативности. Неоднородность показателей относится к показателям координации движений, что указывает на недостаточный уровень развития ее на предыдущем этапе.
По результатам предварительных исследований определены наиболее информативные показатели ОФП (прыжки на месте за 10с, бег на месте за 10с, челночный бег 4х9м и прыжки с вращением). На основании этих данных определена методика, подготовка и разработаны модельные характеристики.
Перспектива дальнейших исследований заключается в установлении приоритетного индивидуального развития специальных физических качеств, на основании которых строится индивидуальная техника ударных движений.
Литература:
1. Ашанін В.С., Пятисоцька С.С. Синергетичний підхід до побудови моделі змагальної діяльності. Молода спортивна наука України, 2005. вип..9, Т1., С. 43-47.
2. Басик ТВ. Способ оценки специальной выносливости таэквондистов. Теория и практика физической культуры, 2000, №1. С. 28.
3. Горбенко В.П. Развитие специальных двигательных способностей юных тхэквондистов на начальных этапах многолетнего спортивного совершенствования. Актуальні проблеми юнацького спорту, 2003. С. 47-51.
4. Голованов В.Ю. Сравнительный анализ уровня специальной подготовленности спортсменов в таэквондо. Теория и практика физической культуры, 1998. №1. С. 34-37.
5. Дащинский В.Э. Киокушинкай каратэ. 1997. 32 с.
6. Дащинский В.Э. Секреты каратэ-до. М.: ФАИР. 2008. 474 с.
7. Ким С.Х. Растяжка, сила, ловкость в боевой практике. Ростов н/Д.: «Феникс». 2003. 272 с.
8. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности. М. 2004. 192 с.
9. Литвиненко А.Н. Общая теория единоборств. Спортивные единоборства: теория, практика и перспективы развития, 2004. С. 39-41.
10. Литвиненко А.М. Методика вдосконалення силових якостей в Окінавському Годзю-рю каратэ-до. Х.: Компанія СМІТ, 2007. 28 с.
11. Лукіна О.В. Оцінка взаємозв’язку та взаємодії показників загальної та спеціальної підготовленості юних тхеквондистів. Спортивний вісник Придніпров’я. 2008. № 3-4. С. 183-187.
12. Лукіна О.В. Структура та провідні компоненти рухової підготовленості юних тхеквондистів. Молода спортивна наука України. 2006. Вип. 10. С. 81-83.
13. Пятисоцкая С.С. Проблема индивидуального похода подготовки в спортивных единоборствах (каратэ). Слобожанський науково-спортивний вісник. 2009. №3. С. 168-171.
14. Пятисоцкая С.С. Исследование роли координационных способностей в подготовке юных каратистов. Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. 2007. С. 89-91.
15. Пятисоцкая С.С. Оптимизация психологической подготовки юных спортсменов в восточных єдиноборствах (на примере каратэ). Актуальные проблемы современных наук. 2007. С. 134-137.
16. Харченко С.С. Антропометричні особливості юних каратистів 7-9 років та дітей того ж віку, які не займаються спортом. Слобожанський науково-спортивний вісник. 2004. № 7. С. 53-55.
17. Харченко С.С. Індивідуалізація тренувального процесу юних каратистів. Молода спортивна наука України, 2004. Вип.8. Т.1. С.401-405.
Информация об авторе: Галимский Владимир Александрович
[email protected] Кировоградская летная академия Национального авиационного университета ул. Добровольского, 1, г. Кировоград, 25005, Украина.
Поступила в редакцию 07.09.2012г.
References:
1. Ashanin V.S., Piatisoc’ka S.S. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2005, vol. 9(1), pp. 43-47.
2. Basik T.V. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2000, vol. 1, p. 28.
3. Gorbenko V.P. Aktual’ni problemi iunac’kogo sportu [Real problems of young sportsman], 2003, pp. 47-51.
4. Golovanov V.Iu. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 1998, vol. 1, pp. 34-37.
5. Dashchinskij V.E. Kiokushinkaj karate [Kiokushinkay karate], 1997, 32 p.
6. Dashchinskij V.E. Sekrety karate-do [Secrets of karate-do], Moscow, FAIR Publ., 2008, 474 p.
7. Kim S.Kh. Rastiazhka, sila, lovkost’ v boevojpraktike [Stretch, force, deftness in fight practice], Rostov on Don, Phenix, 2003, 272 p.
8. Landa B.Kh. Metodika kompleksnoj ocenki fizicheskogo razvitiia i fizicheskoj podgotovlennosti [Method of complex evaluation of physical development and physical training], Moscow, 2004, 192 p.
9. Litvinenko A.N. Sportivnye edinoborstva: teoriia, praktika i perspektivy razvitiia [Sport fight: theory, practice and perspective of development], 2004, pp. 39-41.
10. Litvinenko A.M. Metodika vdoskonalennia silovikh iakostej v Okinavs’komu Godziu-riu karate-do [Method of perfection of force qualities in Okinavsk Godzju-rju karate-do], Kharkiv, Company SMIT Publ., 2007, 28 p.
11. Lukina O.V. Sportivnij visnik Pridniprov’ia [Dnipro Sports Bulletin], 2008, vol. 3-4, pp. 183-187.
12. Lukina O.V. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2006, vol. 10, pp. 81-83.
13. Piatisockaia S.S. Slobozhans’kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2009, vol. 3, pp. 168171.
14. Piatisockaia S.S. Fizicheskoe vospitanie i sport v vysshikh uchebnykh zavedeniiakh [Physical education and sport in higher educational establishment], 2007, pp. 89-91.
15. Piatisockaia S.S. Aktual’nye problemy sovremennykh nauk [Real problems of modern science], 2007, pp. 134-137.
16. Kharchenko S.S. Slobozhans’kij naukovo-sportivnij visnik [Slobozhansky scientific and sport bulletin], 2004, vol. 7, pp. 53-55.
17. Kharchenko S.S. Moloda sportivna nauka Ukrayini [Young sport science of Ukraine], 2004, vol. 8(1), pp. 401-405.
Information about the author: Galimskiy V.A.
[email protected] Kirovograd Flight Academy of the National Aviation University Dobrovolskiy str. 1, Kirovograd, 25005, Ukraine.
Came to edition 07.09.2012.