УДК 796.8:796.015
ДОБРОТНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ВОСТОЧНЫХ ЕДИНОБОРСТВАХ
В.Г. Никитушкин, Д.С. Алхасов
Представлены информативные и надёжные тесты для определения уровня общей и специальной физической подготовленности спортсменов по восточным видам единоборств, отобранные по результатам математической обработки.
Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, восточные единоборства, добротные тесты.
Разработанная в стране система спортивного отбора включает в себя организацию отдельных мероприятий, тесно связанных с этапами многолетней спортивной подготовки. Единая система отбора предполагает разработку и опытную проверку эффективности различных моделей отбора в рамках рассматриваемых организационных мероприятий. В тренировке юных спортсменов на ведущее место в системе мероприятий спортивного отбора выходит педагогическое тестирование, показывающее развитие общих физических качеств и способностей, а также специальных двигательных способностей, присущих конкретному виду спорта [6, 7].
При выборе тестов, специалисты ориентируются на адекватность тренирующего свойства и оценку результатов его выполнения. Также при выборе средств контроля учитывают положения математической теории тестов, предполагающей их предварительную проверку на соответствие критериям стандартизации. Результаты многочисленных исследований позволили сформулировать основные требования к контрольным тестам
[5, 8, 11]:
1. Надёжность, предполагающая стабильность (воспроизводимость результатов испытаний при повторении их через определённые промежутки времени в одинаковых условиях) и согласованность (независимость результатов тестирования от личностных качеств, проводящего тестирование).
2. Стандартность, под которой понимается такая регламентация процедуры и условий тестирования, которая исключает влияющие на результаты различия в организации испытаний.
3. Наличие систем оценок.
Обработка экспериментальных данных традиционно осуществляется математико-статистическими методами, основными из которых являются: метод максимального корреляционного пути и разновидности факторного анализа, позволяющие моделировать структуру подготовленности
испытуемых. Несмотря на то, что абсолютные данные, полученные в результате тестирования, зависят от исходных характеристик, преимуществом этих методов является возможность определения направленности сдвигов в структуре подготовленности [2, 9].
Анализ литературных источников, посвящённых организации тренировочного процесса в восточных единоборствах позволил предложить следующие показатели общей и специальной физической подготовленности в восточных видах единоборств [1, 3, 4, 10].
Показатели, характеризующие преимущественно двигательно-координационные способности: «челночный бег» 3*10 м.; точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток (прямой удар рукой в голову, боковой удар ногой в туловище); фиксация прямых ударов ногами в средний уровень и боковых ударов ногами в верхний уровень.
Показатели, характеризующие преимущественно быстроту: быстрота двигательной реакции (педагогическая оценка); скоростной бег 30 м с высокого старта; частота (темп) элементарных движений.
Показатели, характеризующие преимущественно скоростно-силовые способности: прыжок в длину с места; тройной прыжок в длину; прыжок вверх; метание набивного мяча одной рукой от груди; бросок набивного мяча двумя руками из-за головы; поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с; лазание по канату (5 м) на время.
Показатели, характеризующие преимущественно собственно силовые способности: приседание с партнёром на плечах: вес партнёра равен весу испытуемого; жим штанги лёжа: вес штанги - 70-80 % от веса испытуемого (юноши); кистевая динамометрия.
Показатели, характеризующие преимущественно силовую выносливость: подтягивание на перекладине; сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.
Показатели, характеризующие преимущественно скоростную выносливость: максимальное количество боковых ударов одной ногой по мешку в средний уровень на время; максимальное количество ударов руками по мешку на время.
Показатели, характеризующие преимущественно общую выносливость: бег 1000 м, бег 2000 м, тест Купера.
Показатели, характеризующие преимущественно гибкость: мост из положения стоя; наклон вперёд из положения сидя; шпагат поперечный.
Все показатели, которые были получены в процессе тестирования спортсменов-единоборцев, были подвергнуты двум математическим процедурам: определению стабильности с помощью расчётов коэффициентов между показателями 1еБ1;-ге1ев1 и структуризации полученных данных методом факторного анализа с вращением ортогональных плоскостей по варимакс-критерию по значениям: 0,95-0,99 -отличная надёжность; 0,90-0,94 - хорошая; 0,80-0,89 - приемлемая;
0,70-0,79 - плохая; 0,60-0,69 - тест пригоден лишь для характеристики одной группы испытуемых. Для диагностики рекомендуется информативность не менее 0,6. В исследованиях были исключены тесты, имеющие стабильность не ниже 0,80 и информативность не ниже 0,60.
В соответствии с этапностью многолетней спортивной подготовки, испытуемые были разделены на группы; также учитывались возрастно-половые и квалификационные характеристики. В группу «А» вошли спортсмены 13-14 лет (п=25); в группу «Б» - 15-16 лет (п=25); в группу «С» - 17-18 лет (п=20).
Спортсмены группы «А» 13-14 лет продемонстрировали высокий коэффициент надёжности - выше 0,9 балла в «прыжке в длину с места» -0,912 и в тесте «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» - 0,910 и «поперечный шпагат» - 0,926; минимальный же коэффициент был обнаружен в тесте «мост из положения стоя» - 0,830.
В группе «Б», спортсменов 15-16 лет, коэффициент надёжности выше 0,9 баллов отмечается в «прыжке в длину с места» - 0,914 в «сгибании и разгибании рук в упоре лёжа» - 0,931, «поднимании туловища из положения лёжа на спине» - 0,904, в «беге на 1000 м» - 0,916.
В группе спортсменов «С», 17-18-летнего возраста высокие показатели надёжности отмечаются в упражнениях: «прыжок в длину с места» - 0,923, «поднимание туловища из положения лёжа» - 0,912, «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа» - 0,944, «бег 3000м» - 0,910, «бросок набивного мяча одной рукой от плеча» - 0,911 и «быстрота двигательной реакции» - 0,903.36.
В таблице показаны добротные тесты, отобранные по результатам математической обработки.
Добротные тесты для педагогического контроля спортсменов
в восточных единоборствах
Показатели Стабиль- Информа-
ность тивность
13- 14лет
Тесты по общей физической подготовке
Челночный бег 3*10 м (с) 0,843 0,634
Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,885 0,607
Прыжок в длину с места (см) 0,912 0,647
Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,882 0,657
Приседание с партнёром на плечах (раз) 0,820 0,614
Подтягивание на перекладине (раз) 0,868 0,684
Сгибание - разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,910 0,591
Бег 1000 м (с) 0,894 0,631
Мост из положения стоя (балл) 0,830 0,614
Наклон вперёд из положения сидя (см) 0,859 0,629
Окончание табл.
Тесты по специальной физической подготовке
Быстрота двигательной реакции (мс) 0,846 0,640
Шпагат поперечный (балл) 0,826 0,658
15-16 лет
Тесты по общей физической подготовке
Челночный бег 3*10 м (с) 0,840 0,628
Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,873 0,612
Прыжок в длину с места (см) 0,914 0,652
Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,904 0,680
Подтягивание на перекладине (раз) 0,821 0,618
Сгибание- разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,931 0,610
Бег 1000 м (с) 0,916 0,637
Наклон вперёд из положения сидя (см) 0,835 0,603
Тесты по специальной физической подготовке
Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,819 0,612
прямой удар рукой в голову (раз)
Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,810 0,607
боковой удар ногой в туловище (раз)
Бросок набивного мяча одной рукой от плеча (см) 0,847 0,619
Быстрота двигательной реакции (мс) 0,881 0,673
17-18 лет
Тесты по общей физической подготовке
Челночный бег 3*10 м (с) 0,868 0,632
Скоростной бег 30 м с высокого старта (с) 0,889 0,620
Прыжок в длину с места (см) 0,923 0,657
Поднимание туловища из положения лёжа на спине за 30 с (раз) 0,912 0,664
Подтягивание на перекладине (раз) 0,826 0,620
Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа за 15 с (раз) 0,944 0,627
Бег 1000 м (с) 0,910 0,631
Наклон вперёд из положения сидя 0,844 0,612
Тесты по специальной физической подготовке
Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,824 0,614
прямой удар рукой в голову (раз)
Точность нанесения ударов по неподвижной цели из 10 попыток: 0,810 0,607
боковой удар ногой в туловище (раз)
Бросок набивного мяча одной рукой от плеча (см) 0,911 0,628
Быстрота двигательной реакции (мс) 0,903 0,681
Из 29 тестов, по которым проводились измерения в группе 13-14-летних спортсменов, было отобрано 12, остальные же имели коэффициент надёжности ниже 0,8: общая физическая подготовка (10 тестов) и специальная физическая подготовка (2 теста).
В группе спортсменов 15-16 лет были отобраны 12 тестов. При этом, по сравнению с тестированием спортсменов 13-14 лет, не отобран тест «мост из положения стоя» и «шпагат поперечный». Вместе с тем, были отобраны тесты «бросок набивного мяча одной рукой от плеча», «точность
нанесения прямого удара рукой» и «точность нанесения бокового удара ногой», которые характеризуют специальную физическую подготовку (СФП). Таким образом, для спортсменов 15-16 лет были отобраны 12 тестов, 8 из которых отражают общую физическую подготовку (ОФП), а 4 теста - специальную физическую подготовку.
В группе спортсменов 17-18 лет были отобраны 12, из которых 4 теста характеризуют СФП, а 8 - ОФП, также как и в группе 15-16-летних спортсменов. При этом по сравнению с тестированием спортсменов 15-16 лет, не был отобраны тест «приседание с партнёром на плечах».
Анализируя полученные результаты можно констатировать, что по мере становления спортивного мастерства, количество отобранных тесов по ОФП снижается от 10 в группе «А» до 8 в группе «В», а количество тестов по СФП увеличивается от 2 в группе «А», до 4 в группе «В и С». Это свидетельствует о постепенной специализации спортсменов, переходе тренировочного процесса от фундаментальной подготовки к узконаправленной.
Выявлено, что некоторые тесты, отражающие ОФП и являющиеся информативными для юных спортсменов: «приседание с партнёром на плечах», «мост, из положения стоя» становятся не информативными для квалифицированных спортсменов. В целом, по мере повышения квалификации спортсменов, показанная ими стабильность повышается.
Также следует отметить достаточно большое количество «сквозных» тестов: «челночный бег», «скоростной бег 30 м», «прыжок в длину с места», «подтягивание на перекладине», «поднимание туловища из положения лёжа», «сгибание и разгибание рук в упоре лёжа», «бег 1000 м», «наклон вперёд из положения сидя», «быстрота двигательной реакции». Это свидетельствует о том что, несмотря на различие этапов, в течение всей многолетней подготовки сохраняется направленность на достижение и сохранение специфики ОФП и СФП в восточных единоборствах: скоростно-силовая подготовка, быстрота, гибкость и выносливость.
Список литературы
1. Алхасов Д.С., Филюшкин А.Г. Стилевое каратэ. Программа подготовки спортивного резерва. М.: Физическая культура, 2012. 135 с.
2. Бондаревский Е.А. Надёжность тестов, используемых для характеристики моторики человека // Теория и практика физической культуры. 1970. № 5. С. 15-18.
3. Иванов А.В., Корзинкин Г.А. Каратэ. Программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, детско-юношеских клубов физической подготовки. М., 2007. 93 с.
4. Моисеев С.Е. Учебная программа по контактному каратэ для спортивных школ, клубов, секций. М., 1991. 10 с.
5. Начинская С.В. Спортивная метрология: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2005. 240 с.
6. Никитушкин В.Г. Управление подготовкой юных спортсменов // Актуальные проблемы подготовки спортивного резерва: матер. ХУП Всерос. науч.-практ. конф. М.: ВНИИФК, 2011. С. 84-85.
7. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
8. Основы управления подготовкой юных спортсменов / под общ. ред. М.Я. Набатниковой. М.: Физкультура и спорт, 1982. 280 с.
9. Подольский Е.Б. Тесты для отбора в спортивных единоборствах // Спортивная борьба: ежегодник. М., 1983. С. 47-49.
10. Прокудин К.Б. Технология построения тренировочного процесса юных каратистов на этапе предварительной подготовки: дис. ...канд. пед. наук. Коломна, 2000. 186 с.
11. Рузиев А. А. Научно-методические основы многолетней подготовки высококвалифицированных юных борцов: дис. .д-ра пед. наук. М., 1999. 270 с.
Никитушкин Виктор Григорьевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский городской педагогический университет,
Алхасов Дмитрий Сергеевич, канд. пед. наук, руководитель, [email protected], Россия, Московская область, Ногинск, Ногинский филиал государственного образовательного учреждения высшего образования Московского государственного областного университета
Q-FACTOR TEST FOR DETERMINING THE LEVEL OF PHYSICKAL FITNESS ATHLETES
IN MARTIAL ARTS
V.G. Nikitushkin, D.S. Alkhasov
The informative and reliable tests for determination of level of the general and special physical fitness of athletes by east types of single combats selected by results of mathematical processing are submitted.
Key words: long-term sports training, martial arts, sturdy tests.
Nikitushkin Victor Grigoryevich, doctor of pedagogical Sciences, professor, chair, vnikitushkin@,mail.ru, Russia, Moscow, Moscow City Pedagogical University,
Alkhasov Dmitry Sergeyevich, candidate of pedagogical Sciences, head of physical education, 6 7ads@ mail. ru, Russia, Moscow region, Noginsk, Noginsk branch of the State educational institutions of higher education Moscow State Regional University