Научная статья на тему 'Составление инновационного портфеля промышленного предприятия'

Составление инновационного портфеля промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
83
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составление инновационного портфеля промышленного предприятия»

СОСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Б.П. ВОЛОВИКОВ, О.Ю. КОЛУЩИНСКАЯ

Главной задачей диверсифицированной производственной компании при выборе инновационной стратегии развития является процесс отбора тех инновационных решений, которые приведут ее с минимальными затратами к достижению поставленных целей. Инновационный маркетинг позволяет предприятию решить следующие задачи: оценить привлекательность инновационного проекта с учетом результатов маркетинговых исследований рынка, определить степень рискованности инновационного проекта и составить структуру оптимального портфеля инноваций. В этом случае в качестве критерия привлекательности рассматриваются не только рентабельность проекта, но и привлекательность сегмента рынка, в котором планируется внедрять изобретение или патент. Для предприятия важно видеть перспективы дальнейшего развития: возможно более правильным будет решение о внедрении инновационного проекта с меньшей рентабельностью, но в более привлекательном сегменте. Предлагаемый метод позволяет скорректировать процесс инновационного развития предприятия с учетом требований рынка а, не исходя из ресурсной оценки внутри предприятия. Для формирования оптимального портфеля инновационного развития предприятия рекомендуется применять два критерия оценки: привлекательность инновационного проекта и степень риска, связанного с его внедрением.

Цель данной статьи - разработка новой методики формирования инновационного портфеля предприятия, сбалансированного с точки зрения инвестиционной привлекательности и степени риска.

Для оценки привлекательности рекомендуется применять комплексный критерий, определяемый количеством баллов и весовыми коэффициентами. Таблица 1 содержит перечень показателей, оцениваемых баллами, а таблица 2 - весовые коэффициенты, характеризующих значимость каждого показателя.

Таблица 1 - Оценка привлекательности инновационного проекта

Факторы привлекательности Значения фактора в баллах

СЕБ 1 СЕБ 2 СЕБ 3 СЕБ 4

Емкость рынка VI V2 Vз V4

Уровень производственных издержек * 22 2з 24

Рентабельность проекта Реп1 Реп2 Репз Реп4

Темпы роста АТ-, А —1 2 А —1 3 а—4

По результатам выполненных расчетов строим матрицу определения оптимального портфеля инноваций предприятия.

Таблица 2 - Значения весовых коэффициентов, определяющих значимость каждого фактора

Факторы Изменение показателя цели Значения весовых коэффициентов

Рентабельность проекта Аі а-

Емкость рынка Аі а2

Снижение производственных затрат Аі а3

Темпы роста сегмента Аі а4

Оценка

привлекате

льности

инновацио

нного

проекта

О

СУ

.ю о

----------------------------►

Степень

риска

Рисунок 1 - Матрица определения оптимального инновационного портфеля

В виде окружностей на рис. 1 показаны инновационные проекты, причем диаметр окружности пропорционален объему инвестиций. По оси абсцисс расположена степень риска, предполагается, что существует деление на три зоны риска: зона невысокого риска, среднего и высокого (повышенного) риска. По оси ординат находятся значения критерия привлекательности рассчитанного по формуле ( 1):

п

р, = Т.р,, о)

у=1,и

где р - суммарная оценка привлекательности по каждому і -тому проекту;

Р. - значение частного ] -того показателя привлекательности проекта;

п - количество частных показателей.

Цифрами отмечены номера инновационных проектов. Чем рискованнее проект, тем правее будет горизонтальная координата его позиционирования на матричном поле и чем привлекательнее для предприятия ожидаемый результат, тем выше квадрант в вертикальном направлении. Перед предприятием стоит задача составления сбалансированного по степени риска и привлекательности портфеля инновационных проектов. Основная идея заключается в том, что сумма инвестиций, направляемых на реализацию менее рискованных и привлекательных проектов должна покрывать сумму инвестиций, связанных с внедрением более рискованных проектов. Инновационная стратегия сводится к тому, чтобы наполнить портфель инновационных проектов такими решениями, которые обладали бы большей привлекательностью и были бы связаны с меньшей степенью риска. Но при выборе инновационного проекта чаще сталкиваемся с ситуацией, когда структура пакета инновационных предложений в большей степени определяется рынком инноваций и имеющихся предложений у самого предприятия, а эти предложения не всегда идеально соответствуют целям предприятия. Исходя из представленного матричного анализа, можно сформулировать стратегию инновационного развития по каждому проекту. В том случае, когда проект связан с высоким риском, необходимо дальнейшее развитие инновационного продукта направить на разработку и внедрение мероприятий по снижению риска. А при

недостаточной рентабельности проекта предусмотреть меры либо снижению затратной части, либо найти внедрение проекта в более перспективных сегментах рынка.

Методика оценки конкурентоспособности предприятия, включающая формирование инновационного портфеля была внедрена на одном из омских предприятий с ожидаемым экономическим эффектом 20 млн. руб.

В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:

1) предлагаемая методика формирования инновационного портфеля, основанная на комплексе показателей позволяет более адекватно оценить инновационный потенциал предприятия;

2) применение инвестиционной привлекательности и степени риска в качестве критериев выбора инновационного проекта обеспечивает формирование наиболее эффективной инновационной стратегии предприятия.

Литература:

1. Воронин С.М. Применение портфельных матриц на Белорусских машиностроительных предприятиях. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008.-№ 2. - С. 19-28.

2. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 2.

3. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях: (результаты эмпирического анализа). - М., 1998. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.