СОСТАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Б.П. ВОЛОВИКОВ, О.Ю. КОЛУЩИНСКАЯ
Главной задачей диверсифицированной производственной компании при выборе инновационной стратегии развития является процесс отбора тех инновационных решений, которые приведут ее с минимальными затратами к достижению поставленных целей. Инновационный маркетинг позволяет предприятию решить следующие задачи: оценить привлекательность инновационного проекта с учетом результатов маркетинговых исследований рынка, определить степень рискованности инновационного проекта и составить структуру оптимального портфеля инноваций. В этом случае в качестве критерия привлекательности рассматриваются не только рентабельность проекта, но и привлекательность сегмента рынка, в котором планируется внедрять изобретение или патент. Для предприятия важно видеть перспективы дальнейшего развития: возможно более правильным будет решение о внедрении инновационного проекта с меньшей рентабельностью, но в более привлекательном сегменте. Предлагаемый метод позволяет скорректировать процесс инновационного развития предприятия с учетом требований рынка а, не исходя из ресурсной оценки внутри предприятия. Для формирования оптимального портфеля инновационного развития предприятия рекомендуется применять два критерия оценки: привлекательность инновационного проекта и степень риска, связанного с его внедрением.
Цель данной статьи - разработка новой методики формирования инновационного портфеля предприятия, сбалансированного с точки зрения инвестиционной привлекательности и степени риска.
Для оценки привлекательности рекомендуется применять комплексный критерий, определяемый количеством баллов и весовыми коэффициентами. Таблица 1 содержит перечень показателей, оцениваемых баллами, а таблица 2 - весовые коэффициенты, характеризующих значимость каждого показателя.
Таблица 1 - Оценка привлекательности инновационного проекта
Факторы привлекательности Значения фактора в баллах
СЕБ 1 СЕБ 2 СЕБ 3 СЕБ 4
Емкость рынка VI V2 Vз V4
Уровень производственных издержек * 22 2з 24
Рентабельность проекта Реп1 Реп2 Репз Реп4
Темпы роста АТ-, А —1 2 А —1 3 а—4
По результатам выполненных расчетов строим матрицу определения оптимального портфеля инноваций предприятия.
Таблица 2 - Значения весовых коэффициентов, определяющих значимость каждого фактора
Факторы Изменение показателя цели Значения весовых коэффициентов
Рентабельность проекта Аі а-
Емкость рынка Аі а2
Снижение производственных затрат Аі а3
Темпы роста сегмента Аі а4
Оценка
привлекате
льности
инновацио
нного
проекта
О
СУ
.ю о
----------------------------►
Степень
риска
Рисунок 1 - Матрица определения оптимального инновационного портфеля
В виде окружностей на рис. 1 показаны инновационные проекты, причем диаметр окружности пропорционален объему инвестиций. По оси абсцисс расположена степень риска, предполагается, что существует деление на три зоны риска: зона невысокого риска, среднего и высокого (повышенного) риска. По оси ординат находятся значения критерия привлекательности рассчитанного по формуле ( 1):
п
р, = Т.р,, о)
у=1,и
где р - суммарная оценка привлекательности по каждому і -тому проекту;
Р. - значение частного ] -того показателя привлекательности проекта;
п - количество частных показателей.
Цифрами отмечены номера инновационных проектов. Чем рискованнее проект, тем правее будет горизонтальная координата его позиционирования на матричном поле и чем привлекательнее для предприятия ожидаемый результат, тем выше квадрант в вертикальном направлении. Перед предприятием стоит задача составления сбалансированного по степени риска и привлекательности портфеля инновационных проектов. Основная идея заключается в том, что сумма инвестиций, направляемых на реализацию менее рискованных и привлекательных проектов должна покрывать сумму инвестиций, связанных с внедрением более рискованных проектов. Инновационная стратегия сводится к тому, чтобы наполнить портфель инновационных проектов такими решениями, которые обладали бы большей привлекательностью и были бы связаны с меньшей степенью риска. Но при выборе инновационного проекта чаще сталкиваемся с ситуацией, когда структура пакета инновационных предложений в большей степени определяется рынком инноваций и имеющихся предложений у самого предприятия, а эти предложения не всегда идеально соответствуют целям предприятия. Исходя из представленного матричного анализа, можно сформулировать стратегию инновационного развития по каждому проекту. В том случае, когда проект связан с высоким риском, необходимо дальнейшее развитие инновационного продукта направить на разработку и внедрение мероприятий по снижению риска. А при
недостаточной рентабельности проекта предусмотреть меры либо снижению затратной части, либо найти внедрение проекта в более перспективных сегментах рынка.
Методика оценки конкурентоспособности предприятия, включающая формирование инновационного портфеля была внедрена на одном из омских предприятий с ожидаемым экономическим эффектом 20 млн. руб.
В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
1) предлагаемая методика формирования инновационного портфеля, основанная на комплексе показателей позволяет более адекватно оценить инновационный потенциал предприятия;
2) применение инвестиционной привлекательности и степени риска в качестве критериев выбора инновационного проекта обеспечивает формирование наиболее эффективной инновационной стратегии предприятия.
Литература:
1. Воронин С.М. Применение портфельных матриц на Белорусских машиностроительных предприятиях. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008.-№ 2. - С. 19-28.
2. Ефремов В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - № 2.
3. Клейнер Г.Б. Механизмы принятия стратегических решений на промышленных предприятиях: (результаты эмпирического анализа). - М., 1998. - 82 с.