УДК 371.3 ББК 74.202.4 З 45
Н.Ю. Звягинцева
Старший преподаватель кафедры общей и социальной педагогики Кубанского государственного университета; E-mail: zvyginceva@mail. ru
СОПРЯЖЁННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
СТАРШЕКЛАССНИКА В САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрываются возможности самообразовательной деятельности старшеклассника в процессе формирования инновационной компетентности в системе профильных (педагогических) классов. Самообразовательная деятельность рассматривается как средство формирования компетентности, которая приобретает особую значимость в аспекте профессионального становления старшеклассников.
Исследуя взаимосвязь инновационной и самообразовательной подготовки обучающихся через сопряжённость компонентов инновационной и самообразовательной деятельностей в системе образования, мы способствовали обогащению структурных компонентов образовательного процесса элементами личностной значимости и активизацией самообразовательной деятельности. Проектирование взаимосвязанного процесса позволило сделать вывод, что процесс подготовки представляет собой единую саморазвивающуюся систему конструктивно взаимосвязанных компонентов, реализующий синтез знаний, умений и навыков и создаёт условия для самосовершенствования индивида и готовности к инновационному саморазвитию.
Ключевые слова: профильное обучение, инновационная деятельность, самообразовательная деятельность, инновационная компетентность, взаимосвязь деятельностей.
N.Yu. Zvyagintseva
Senior Lecturer of the General and Social Pedagogy Department, the Kuban State University: Email: zvyginceva@mail. ru
FORMATION OF THE INNOVATION COMPETENCE IN A SENIOR SELF-EDUCATION
ACTIVITY
Abstract. The paper discloses the possibilities of self-educational activity of a senior in the course of formation of innovative competence in a system of profile (pedagogical) classes. Self-educational activity is conceived as the means of formation of competence which gains special importance in professional formation of seniors.
Investigating interrelation of innovative and self-educational training through the component associativity of innovative and self-educational activities in an education system, we promoted enrichment of structural components of the educational process in elements of the personal importance and intensified self-educational activity. Design of the interconnected process made it possible to draw a conclusion that the training process represents a uniform self-developing system of structurally interconnected components, realizing synthesis of knowledge and skills and creates conditions for self-improvement of the individual and readiness for innovative self-development.
Keywords: profile training, innovation activity, self-educational activity, innovation competence, interrelation of activities.
Переход к информационному обществу обозначил проблему становления новой парадигмы образования, характеризующейся перераспределением акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную, которая становится ведущим видом деятельности. Новые информационные и коммуникационные средства меняют принципы организации и функционирования самообразования. Компьютерные технологии не только
обеспечивают доступность и разнообразие информации, но и активизируют самообразовательные процессы, сопутствующие научной, образовательной, досуговой и любой другой деятельности. В информационном обществе происходит интегрирование всех доминировавших в ходе исторического развития видов самообразования и актуализация их потенциала в новых условиях. В условиях информационно-коммуникационной среды требуется постоянное (непрерывное) обновление знаний, что способствует не только формированию индивидуального стиля деятельности, но и совершенствованию индивидуального стиля самообразовательной деятельности, необходимого для интеллектуального формирования индивида. В данной статье раскрыты потенциальные возможности самообразовательной деятельности через реализацию идеи индивидуального подхода организации учебного процесса в системе образования.
Организация самообразования, взаимодополняющего процесс образования в общеобразовательной школе, способствует раскрытию индивидуальных особенностей и реализации интеллектуального потенциала обучающихся. Процесс познания в обучении и самообразования опирается на одни и те же закономерности формирования познавательных умений с той лишь разницей, что в процессе обучения познанием и восприятием обучающихся управляет педагог, а процесс самообразования осуществляется побудительными силами индивида. Поскольку самообразование позволяет учитывать особенности обучения старшеклассников, то обучение данной категории школьников в общеобразовательной школе должно быть направлено на вооружение их умениями и навыками самообразования. [2] А.В. Залецкий отмечает слабую подготовку выпускников школ к деятельности по самообразованию, а процесс перехода к самообразованию старшеклассников будет идти успешно при таких дидактических условиях, как развитие готовности старшеклассников к самообразованию в аспекте профессионального становления и жизнеутверждения в будущем. Средством образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования является профильное обучение, которое позволяет более полно учитывать их интересы, склонности и способности. Профильное обучение в педагогическом классе ориентировано на изучение обучающимися пропедевтических предметов психолого-педагогического блока, становлению их профессионально-педагогической ориентации, формированию устойчивого интереса, умений и навыков педагогической деятельности и подготовку к программам высшего профессионального образования. Профилирование обучения реализуется за счёт включения в учебный план психолого-педагогических дисциплин и гуманитарных спецкурсов и обеспечения деятельностного подхода в обучении на основе взаимодействия педагогических классов в системе образования, в том числе с учреждениями высшего профессионального образования.
Задача создания системы профессионального становления старшеклассников в процессе их организации самообразовательной деятельности, направленной на формирование необходимых компетенций, была нами реализована в педагогических классах общеобразовательных школ через сопряжённость деятельностей. Сущность сопряжения (взаимосвязи) состоит во взаимосвязи компонентов деятельностей. Для рассмотрения сущности и содержания этого процесса рассмотрим понятия «инновационная деятельность», «самообразовательная деятельность».
Сегодня особенно актуальным вопросом становится подготовка конкурентноспособной личности в том числе в сфере образования. Инновационная деятельность педагога, активно работающего по совершенствованию учебновоспитательного процесса - это прямой путь к личностному росту, к творческой активности, поскольку именно «высокий уровень развития ряда профессиональных умений дает мастерство» (В.Л. Сластенин). В педагогической науке понятие «инновационная деятельность» имеет широкий смысловой диапазон. Оно рассматривается как вид педагогической деятельности, как творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования, как
социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога. Инновационную деятельность мы представили в виде структурной модели, целью которой является развитие инновационного потенциала личности. Изучив компоненты инновационной деятельности педагога (мотивационный, когнитивный, процессуальный, рефлексивный) в системе образования и проанализировав возможности использования компонентного состава в организации образовательного процесса, мы предположили, что одним из возможных средств обеспечения оптимизации процесса формирования готовности старшеклассников профильных классов к инновационной деятельности может стать активизация их самообразовательной деятельности учебном процессе.
В педагогической литературе самообразованию даются различные определения этого вида деятельности. С одной стороны, самообразование - это «целенаправленная систематическая познавательная деятельность, управляемая самой личностью, служащая для совершенствования её образования» [3], оно является непрерывным продолжением общего и профессионального образования, благодаря которому актуализируются и расширяются знания, восполняются пробелы в духовном развитии человека.
С другой стороны, самообразование рассматривается как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения. Самообразование - это, по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность» [4].
Педагогические словари трактуют понятие «самообразование» несколько шире: «Самообразование - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники культуры и т.п. Наметив цель самообразования, личность выбирает средства для ее осуществления».
Самообразование может выступать как цель (самоцель) и как средство для самореализации каких-либо целей. В нашем случае самообразовательная деятельность рассматривается как средство формирования компетентности. Поскольку самообразование выступает как средство овладения профессиональными навыками, имеет место совпадение в нем индивидуально-личностного и социально-значимого. Обе эти стороны самообразования
- «самоценная» и «инструментальная» - имеют важное значение для человека. При определенных условиях выдвигается на передний план та или иная сторона самообразования.
Важнейшая задача современного общего образования не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей. Поэтому компетентностный подход к общему образованию оперирует такими «общими для всех» результатами образования, как ключевые и иные компетентности (А.В. Хуторской). При формировании у обучающихся учебной самостоятельности необходимо иметь в виду две стороны проблемы. Первая заключается в том, чтобы развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить обучающихся самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая - в том, чтобы научить применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности. Поэтому на современном этапе формирование компетентностей у школьников становится объектом внимания педагогов, проводивших как фундаментальные, так и прикладные исследования в области методологии педагогики, теории воспитания, дидактики. Но, несмотря на широту и многоаспектность изучения проблемы формирования компетентностей у старшеклассника, малоизученными остаются вопросы о возможностях самообразовательной деятельности старшеклассника в процессе их формирования
инновационной компетентности, которая приобретает особую значимость в аспекте профессионального становления старшеклассников.
Исходя из целей нашего исследования, в системе инновационной и самообразовательной подготовки наиболее значимым представляется процесс взаимосвязи инновационных и самообразовательных компетенций. Актуальность данного процесса обуславливают следующие объективные закономерности:
- гуманистический характер системы образования, направленный на удовлетворение образовательных потребностей обучающихся;
- потребность в формировании у обучающихся готовности в совершенствовании самообразовательной подготовки, ориентированной на актуализацию личностного потенциала, творчества и инновационной деятельности;
- потребностью старшеклассника в овладении инновационной компетентностью как средством саморазвития и сохранением в большинстве случаев традиционных методов обучения;
- значимостью формирования инновационной компетентности старшеклассника для образовательной практики школы и опыта самостоятельной инновационной деятельности старшеклассника в педагогической теории.
Взаимосвязь компонентов инновационной и самообразовательной деятельностей представляет собой единую систему совместных конструктивно упорядоченных и согласованных функций организационной, содержательной и процессуальной сторон. Реализация данной взаимосвязи даёт начало новому взаимодействию, результатом которого является педагогическая поддержка, обеспечивающая веру обучающегося в свои силы и готовность к инновационному саморазвитию.
Исследуя взаимосвязь инновационной и самообразовательной подготовки обучающихся в системе формирования инновационной компетентности, мы выделили следующие условия эффективной взаимосвязи:
- содержание инновационной и самообразовательной подготовки следует рассматривать с позиции компетентностного подхода, ориентирующего на формирование взаимосвязанных компетенций в инновационной и самообразовательной деятельностей;
- процесс формирования инновационной компетентности на основе взаимосвязи инновационной и самообразовательной подготовки реализуется в логике идентичных этапов и на общих принципах;
- результатом взаимосвязанной подготовки является формирование не только инновационной компетентности, но и развитие творческой индивидуальности и готовности к инновационному самосовершенствованию.
Процесс взаимосвязи инновационной и самообразовательной подготовки старшеклассника представлен на рис. 1. Он протекает в условиях взаимодействия мотивационных, когнитивных, процессуальных и рефлексивных аспектов.
На рисунке показано, что компоненты не только взаимосвязаны, но и взаимно дополняют друг друга. Формирование инновационной компетентности, реализующейся средствами самообразовательной деятельности и складывающегося в этом процессе инновационного мировоззрения, позволяет говорить об инновационной культуре обучающегося как о многоаспектном феномене, формирование и развитие которого становится необходимым условием результативной самообразовательной деятельности.
Процесс взаимосвязи инновационной и самообразовательной подготовки старшеклассников в системе образования носит динамический характер и включает в себя следующие стадии:
- агрегирование связанных функционально учебных элементов подготовки, формирования и самообразования;
- выявление связей и зависимостей элементов, направления развития на основе анализа и синтеза;
- обеспечение нового качества инновационной компетентности на основе
самообразовательной деятельности.
Под способом взаимосвязи мы понимаем совокупность педагогических действий, ориентированных на развитие той или иной формы взаимосвязанных элементов.
Социальный заказ
Инновационная деятельность (ИД)
Формирование инновационной компетентности (готовность к деятельности)
Мотивационная готовность к ИД
К*
< Мотивационный компонент
К>>
Самообразовательная
деятельность
(СД)
Теоретическая Когнитивный компонент
готовность к ИД _______(система знаний)
Ж
Процессуальная готовность к ИД
Процессуальный компонент (система умений, навыков)
А
Рефлексия в ИД
Рефлексивный компонент (творческая рефлексия)
❖
<►
ж
Мотивационная готовность к СД
Ж
Теоретическая готовность к СДЖ
Процессуальная готовность к СД
Ж
Рефлексия в СД
а Уро
Диагностика уровня готовности
Сформированная компетентность
Рисунок 1 Взаимосвязь инновационной и самообразовательной подготовки старшеклассника при формировании инновационной компетентности
В нашей работе мы рассмотрели следующие способы взаимосвязи: взаимосвязь мотивационного аспекта деятельностей (подготовка обучающихся к мотивированному осмыслению образовательных проблем и стимулирование перспективы совершенствования образовательного процесса); взаимосвязь содержательного аспекта видов деятельностей (сопряжение инновационной и самообразовательной деятельностей на реализуемой педагогом технологии, приводящей в некоторую систему знаний); взаимосвязь процессуального аспекта видов деятельностей (формирование у обучающихся к соотнесению имеющихся у них самообразовательных умений и личностных качеств с необходимыми в инновационной деятельности. На этой основе строится индивидуальная образовательная траектория саморазвития и самосовершенствования обучающихся); взаимосвязь рефлексивного аспекта деятельностей (достигается путём регулирования саморазвития обучающихся в многогранных условиях педагогической реальности).
Средства взаимосвязи - это способы включения обучаемых в процесс овладения взаимосвязанной деятельностью. Основными средствами, органически связывающими инновационную и самообразовательную подготовку обучающихся и активизирующими
личностное инновационное саморазвитие в системе образования, являются: решение заданий с практико-ориентированным содержанием, требующих системного анализа и мыслительных операций; выполнение комплексных заданий (творческих проектов); проектирование индивидуально образовательной траектории, реализующей потенциальные возможности личности; проведение деловых игр, направленных на развитие творческого потенциала обучающегося.
Процесс взаимосвязи инновационной и самообразовательной подготовки в системе образования обогащает структурные компоненты образовательного процесса элементами личностной значимости и активизацией самообразовательной деятельности.
Реализация взаимосвязи инновационной и самообразовательной подготовки старшеклассников делает необходимым включение в структуру подготовки учебной дисциплины «Инновации в образовании», содержащей темы интегративного характера, систему практико-ориентированных заданий, основанную на саморазвитие старшеклассника. В этих условиях возрастает роль педагога в организации внеаудиторной работы обучающихся (участие в работе кружков, выполнение проектов и т.д.), а также в организации педагогической поддержки определения их индивидуальной образовательной траектории. Обучающиеся зачастую сами не в состоянии оценить свои способности, не знают, как можно их проявить, поэтому своевременно отмеченные педагогом умения и / или качества и получившие положительную оценку в процессе образования, являются основой формирования инновационной компетентности в самообразовательной деятельности старшеклассников.
Организационные характеристики взаимосвязанной подготовки определяют основные условия её осуществления: определение целей как результата сформированности
инновационной компетентности; отбор содержания, сориентированного на компетентностный подход; внедрение компетентностно-ориентированных технологий, способствующих реализации совместной интерактивной деятельности обучающегося и педагога и обеспечивающих взаимосвязанные процессы; целенаправленная организация самообразовательной деятельности обучающихся, ориентированная на последовательное саморазвитие обучающегося; включение мониторинга качества образовательного процесса; обеспечение готовности к переосмыслению роли педагога к организации совместной деятельности по формированию компетенций.
Целью и результатом взаимосвязанной инновационной и самообразовательной подготовки в системе образования является сформированность у обучающихся инновационной компетентности, обеспечивающей готовность к данному виду деятельности, а также развитие качеств: уверенность в себе, преодоление психологических барьеров в моделируемой инновационной деятельности, опыт самообразовательной деятельности в решении образовательных задач. Взаимосвязанный процесс мы рассматриваем как один из ведущих принципов управления процессом формирования у обучающихся знаний, умений, качеств, призванный обеспечить раскрытие индивидуальных особенностей учащегося и его готовность к самосовершенствованию в системе образования. Опытно-экспериментальная работа, проводимая в профильных (педагогических) классах общеобразовательных школ г. Краснодара (№ 4, 8, 12), подтвердила эффективность взаимосвязи инновационной и самообразовательной деятельности старшеклассников при формировании инновационной компетентности, достоверность полученных результатов, что подтвердило выдвинутую гипотезу. В ходе педагогического эксперимента выявлена возможность переноса разработанной системы на подготовку будущих педагогов (бакалавров) в условиях вуза.
Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: на современном этапе развития системы образования ведущей тенденцией является взаимосвязь элементов функциональной и дидактической систем как фактора совершенствования организации и управления образовательным процессом. Взаимосвязанный процесс инновационной и самообразовательной подготовки представляет собой единую саморазвивающуюся систему конструктивно взаимосвязанных компонентов, реализующую синтез знаний, умений и
навыков, и создаёт условия для самосовершенствования индивида.
Примечания:
1. Дорохов Д.В. Принцип инвариантного саморегулирования как методологическое основание концепции профессионального саморазвития будущего специалиста // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. № 2. С. 61-65.
2. Залецкий А.В. Дидактические условия самообразования интеллектуально развитых старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005.
3. Калинникова Н.Г. Организационно-педагогические условия модернизации непрерывного педагогического образования в России // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61).
4. Лобанов И.В. Технологическое обеспечение трансляции инновационного продукта в образовании // Образование в XXI веке: эксперимент и инновации: сб. науч.-практ. материалов / сост. и науч. ред. А.С. Сиденко. М., 2004.
5. Райский Б.Ф., Скаткин М.Н. Руководство самообразованием школьников. М.: Просвещение,
1983.
References:
1. Dorokhov D.V. Principle of invariant self-regulation as the methodological basis of the conception of professional self-development of a future expert // Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU publishing house, 2011. No. 2. P. 61-65.
2. Zaletsky A.V. Didactic conditions of self-education of intellectually developed senior pupils: Dissertation for the Candidate of Pedagogy degree. Yekaterinburg, 2005.
3. Kalinnikova N.G. Organizational and pedagogical conditions of modernization of continuous pedagogical education in Russia // The TGPU Bulletin. Series «Pedagogy». 2006. Iss. 10 (61).
4. Lobanov I.V. Technological support of transmission of the innovation product in education // Education in the XXI century: experiment and innovations: coll. of scient. - pract. materials / comp. and scient. ed. by A.S. Sidenko. M., 2004.
5. Raisky B.F., Skatkin M.N. Control of schoolchildren’s self-education. M.: Prosveshchenie, 1983.