УДК 378.091.398
САМООБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Т. Е. Климова, С. Н. Юревич
Аннотация. Модернизация системы повышения квалификации невозможна без активизации и стимулирования самообразовательной деятельности субъектов образования. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлексии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность. В статье представлены наиболее существенные характеристики самообразовательной деятельности, ее структура, уровни, а также исследована значимость самообразования в системе непрерывного повышения квалификации. Основой самообразования являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения, профессиональной подготовки или повышения квалификации специалиста. Самообразовательная деятельность развивается от внешне управляемой к деятельности взаимодействия, далее - к само-регулируемой деятельности. Исследователи указывают на необходимость формирования умений самообразовательной деятельности специалистов в процессе повышения квалификации для того, чтобы они могли с наименьшими затратами дополнительного труда и времени усваивать информацию, пополнять знания, расширять свой кругозор.
Modern system of qualification improvement is hardly possible without an active inducement of self-study activities. Self-education is a private process, but it is a rather complicated one. It is strongly connected with some individual activities of a person, such as self-reflexion, self-regulation, self-identification, etc. In the article we present essential characteristics of a self-study activities, its structure and stages, we as well examine the importance of a self-study activities in the process of life-long learning. A student is to be able to develop certain habits and acquire enough experience and knowledge in order to transform those into practical skills. Professional training of a stu-
dent is supervised by a trainer before that one has become a self-regulated process. The experts point out the importance of students’ ability to develop self-education skills.
Ключевые слова: самообразовательная деятельность, структура самообразовательной деятельности, уровни самообразовательной деятельности, характеристика самообразовательной деятельности.
Self-study activities, the structure and stages of self-study activities, the characteristics of a selfstudy activities.
В последние десятилетия во всем мире отмечается процесс модернизации системы повышения квалификации, поскольку именно это звено образовательной системы является одним из важнейших механизмов развития любого общества, основной формой подготовки высококвалифицированных специалистов, необходимых для всех сфер экономической и духовной жизни страны. Наиболее актуальными проблемами для современного этапа развития системы повышения квалификации педагогов являются, с одной стороны, постоянное расширение курсов и образовательных программ, с другой стороны, - активизация и стимулирование самообразовательной деятельности субъектов образования.
В современной науке разработаны положения о самообразовательной деятельности как виде деятельности (В. И. Андреев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков), определяющем стратегию построения личностной траектории жизни. Организационные аспекты самообразовательной деятельности изучали Т. Г. Браже, К. Я. Вазина, С. Г. Вершловский, Н. В. Кузьмина, И. Я. Лернер, В. Я. Ляудис, М. Н. Скаткин, И. Ф. Харламов, В. С. Шубинский.
Пониманию внутренних механизмов самообразовательной деятельности способствуют исследования Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, В. П. Зинченко, А. Ю. Козыревой, А. К. Марковой, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева, А. Э. Симановского, С. Д. Смирнова,
Ю. Б. Татанова, Г. Д. Чистяковой, Н. М. Яковлевой. Технологическим аспектам организации самообразовательной деятельности посвящены работы Г. С. Альтшуллера, В. П. Беспалько, И. М. Верткина, В. В. Лихолетова.
Анализ научных трудов демонстрирует неоднозначность трактовок самообразовательной деятельности. Авторы чаще всего определяют самообразование через категорию «деятельность», а именно: как целенаправленную систематическую познавательную деятельность, управляемую самим обучающимся (А. К. Гром-цева); как познавательную деятельность, осуществляемую в соответствии с внутренними побуждениями и отсутствием обязательности (Н. Д. Иванова, Н. Д. Хмель); как познавательную деятельность, основывающуюся на предшествующих формах обучения и являющуюся их следствием и диалектическим продолжением (Н. Ф. Голованова); как внутренне мотивированную деятельность (В. Павловский); как деятельность, осуществляемую по инициативе самой личности (Б. Ф. Райский); как добровольное, систематическое добывание знаний, основанное на познавательном интересе (Т. С. Лопатина).
Наиболее полная характеристика самообразовательной деятельности дана Е. А. Щукли-ной. Самообразование рассматривается уче-ным-социологом как «вид свободной деятельности личности (социальной группы), характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получение удовольствия и наслаждения. Самообразование - это по-настоящему свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности, поскольку связан с процедурами саморефлек-сии, самооценки, самоидентификации и выработкой умений и навыков самостоятельно обретать актуальные знания и трансформировать их в практическую деятельность» [6, с. 143].
Исследователи практически единодушны в том, что самообразовательная деятельность близка по целям и содержанию к творческой деятельности, поскольку предполагает: 1) создание качественно новой системы знаний на основе переосмысления, переработки, комбинации и использования уже накопленных устоявшихся знаний; 2) способность принимать не-
стандартные, оригинальные решения, адекватные особенностям данной конкретной ситуации; 3) способность конструировать, создавать, вводить в оборот понятия, категории, отражающие новые грани естественных и социальных процессов на основании и с использованием старого знания; 4) способность видеть объект или явление во всей совокупности его сторон, в единстве негативного и позитивного; 5) умение использовать теоретический каркас, стержень данной науки как ключ к конкретному анализу конкретной ситуации (В. И. Андреев).
К собственно деятельностной характеристике самообразования относится ее общественный характер: 1) по содержанию -
направлена на усвоение всех богатств науки и культуры; 2) по смыслу - она общественно значима и общественно оцениваема, т. к. совершается в системе определенных социальных отношений и социальных условий; 3) формой самообразования выступает образование как общественно выработанная норма обучения.
Самообразовательная деятельность, как и любая другая, характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, структурностью, содержательностью .
Предметом самообразовательной деятельности, т. е. тем, на что она направлена, является овладение знаниями, приемами и способами, в том числе и обобщенными способами учебных действий.
Выбор содержания предмета самообразования осуществляется под значительным влиянием учебного процесса. Участвуя в учебном процессе, обучающиеся выражают свое отношение к нему. Усваивая определенное содержание обучения, они соотносят его со своими потребностями в самообразовании. В результате появляется конкретное мнение о роли и месте предмета самообразования, о его содержании. На этой основе у обучающихся складывается определенное представление о том, на что необходимо обратить дополнительное внимание, на чем сосредоточить свои усилия. Через педагога слушатели системы повышения квалификации могут получить информацию о дополнительных источниках, овладение которыми позволит углубить их знания о предмете самообразования, или рекомендации о способах приобретения определенных умений и навыков.
Своеобразной чертой самообразовательной деятельности является ее относительная независимость от учебной и обучающей деятельности, поскольку закономерности этих деятельностей нетождественны. В то же время исследователи подчеркивают определенную взаимообусловленность: как учебная деятельность подчиняется обучающей (описать ее в отрыве от обучения нельзя), так и самообразовательная деятельность зависима как от обучающей деятельности педагога, так и от собственной учебной деятельности субъекта. Таким образом, учебная деятельность является пространством зарождения самообразовательной деятельности. В ней имеют место саморефлексия, самооценка, самоидентификация, выработка умений самостоятельно обретать и «конструировать свои знания, трансформировать их в практическую деятельность» (А. М. Новиков).
Средствами самообразовательной деятельности выступают: 1) интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, лежащие в основе умственной деятельности); 2) знаковые, языковые и вербальные (словесные) средства, в форме которых усваиваются знания, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт; 3) знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт личности.
Способ самообразовательной деятельности -это ответ на вопрос: как, каким способом получать знания. Способами самообразовательной деятельности могут быть репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познава-тельные действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов).
Структура самообразовательной деятельности в соответствии с общей структурой деятельности (А. Н. Леонтьев) может быть представлена тремя основными компонентами: самообразовательная задача; самообразовательные действия и операции; действия самоконтроля и самооценки (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Д. Б. Эльконин и др.).
Таким образом, самообразовательная деятельность - это процесс и результат развития у обучающихся умений постановки самообразовательной задачи, реализации самообразовательных действий и операций по решению задачи, самоконтроля за ходом решения учебной задачи и самооценки результата.
Самообразовательная деятельность характеризуется определенным набором умений, овладение которыми позволяет освоить этот вид деятельности. Умения самообразовательной деятельности - это способность личности к осуществлению самообразовательной деятельности от целеполагания до результата и оценки. Структурными компонентами умений являются цель - содержание - действие - результат соответственно видам: получения и переработки информации, самоорганизации, самоконтроля. Умения целесообразно рассматривать не в узком, технологическом смысле, а как «сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности» (Д. Б. Эльконин).
Рассматривая самообразовательную деятельность как объект самоуправления, к умениям самообразовательной деятельности относят постановку целей самообучения; определение условий достижения поставленных целей; планирование собственной деятельности по решению учебной и предметной задачи; оценку степени готовности к данной деятельности; обоснование путей ее рациональной организации; выстраивание системы деятельности и своей роли в ней; обеспечение деятельности необходимыми средствами; контроль и оценивание результатов, коррекция при необходимости [4].
Поскольку самообразовательная деятельность носит творческий характер, в ней также выделяют творческие умения: самостоятельно формулировать учебную задачу (проблему) на основе приобретенной информации или видеть проблему в обычной ситуации; выдвигать гипотезу, находить или изобретать способ ее проверки, не применяя ранее известные аналогичные методы; синтезировать (собирать) данные, анализировать их, предлагать методику их обработки, а также интегрировать (комбинировать) новые методы из известных методов; формулировать выводы и видеть возможности практического применения полученных результатов; оценивать результаты своей работы и обоснованно доказывать их правильность (В. И. Андреев).
В общей структуре самообразовательной деятельности важное место отводится действиям самоконтроля и самооценки. Это обусловлено многими факторами, в том числе тем, что в этих компонентах фокусируется связь деятель-
ностного и личностного, именно в них предметное процессуальное действие переходит в личностное, субъективное качество.
Как особый вид деятельности, самообразование, по мнению А. К. Громцевой, Н. В. Косенко, Ю. Н. Кулюткина, А. М. Матюшкина, Г. Н. Серикова, Г. С. Сухобской и др., предполагает не только сформированность познавательных, управленческих, творческих и рефлексивных умений, наличия адекватного уровня самооценки, но и положительной мотивационной активности; проявления значительных волевых усилий; целеустремленности и самоорганизованности.
К основным методам самообразовательной деятельности относится решение самообразовательных задач, которые субъект ставит перед собой самостоятельно, опираясь на потребность и готовность к их решению. Доказано, что использование такого приема в обучении, в процессе повышения квалификации, оптимизирует данные процессы по времени (В. И. Крупич).
Продуктами, результатами самообразовательной деятельности являются: 1) структурированное и актуализированное знание, лежащее в основе умения решать задачи в разных областях науки и практики; 2) внутреннее новообразование психики и деятельности субъекта в мотивационном, ценностном и смысловом планах; 3) структурная организация, системность, глубина и прочность индивидуального опыта, в том числе умений, от которых во многом зависит успешность дальнейшей деятельности человека; 4) формирование позитивного поведения, потребности, в том числе интереса, позитивных эмоций.
Классификация этапов и уровней самообразовательной деятельности обучающихся обоснована в диссертационных исследованиях А. П. Авдеева, А. К. Громцевой, Л. С. Колесник и др. По мнению А. К. Громцевой [1], процесс развития самообразовательной деятельности проходит три этапа, каждому из которых соответствуют степени интеллектуального развития, осознанности цели, выраженности познавательных потребностей и интересов.
А. К. Громцева, взяв за основу целенаправленность самообразования, обусловленную соответствующей мотивационной сферой; уровень познавательных умений, обеспечивающих процесс самостоятельного познания; уровень
умений, обеспечивающих организационную сторону протекания самообразования, выделила три уровня самообразовательной деятельности. Первый уровень характеризуется стихийной деятельностью, второй уровень - целенаправленной деятельностью, третий уровень -большей целенаправленностью деятельности, высоким уровнем умений, обеспечивающих самостоятельное познание, рациональную организацию работы. Выделенным А. К. Громцевой уровням соответствуют три этапа становления самообразовательной деятельности.
Первый этап определяется недостаточно дифференцированным познавательным интересом. Второй этап характеризуется самостоятельной познавательной деятельностью, которая сконцентрирована на узком круге тем, однако источники и форма ее организации намного разнообразнее. Третий этап характеризуется формированием организационных умений, сознательным отбором рациональных источников самообразования и форм его организации. «На этом этапе самообразование и учение сливаются в один процесс, в котором обучающийся выступает в роли достаточно самостоятельного организатора всей своей познавательной деятельности как учебной, так и собственно самостоятельной» [1].
В соответствии с предметно-функциональной классификацией видов деятельности, предложенной В. Б. Ежеленко, развитие самообразовательной деятельности можно представить в виде последовательно сменяющих друг друга уровней: взаимодействия, самоутверждения, преобразования, познания, самовыражения, служения [4].
На уровне взаимодействия самообразовательная деятельность становится внутренне мотивированной и побуждается желанием участвовать в групповой работе, команде, желание стать интересным собеседником, достичь общей эрудированности. На данном уровне самообразовательная деятельность нередко приобретает коллективные формы, но участие в таких объединениях диктуется, главным образом, желанием общаться и взаимодействовать друг с другом.
На уровне самоутверждения самообразовательная деятельность мотивируется репутацией, осуществляется из желания занять более высокое положение среди коллег, заслужить общественное признание.
На уровне преобразования основными мотивами осуществления самообразовательная деятельность становятся мотивы совершенствования профессиональной деятельности, желание стать хорошим специалистом, получить более выгодную и высоко оплачиваемую работу, стать конкурентоспособным на рынке труда.
На уровне познания самообразовательная деятельность побуждается, прежде всего, познавательной потребностью и познавательным интересом. Такой познавательный интерес отличается устойчивостью и глубиной. Познавательная потребность является ненасыщаемой; человек ставит вопросы, находит на них ответы, и каждый найденный ответ порождает все новые вопросы. Деятельность познания при этом сопровождается положительными эмоциями.
На уровне самовыражения самообразовательная деятельность отличается творческим характером, нередко приобретает черты научной деятельности. Участие в творческой работе на данном уровне мотивируется не столько желанием проявить себя и приобрести хорошую репутацию, сколько стремлением реализовать свой личностный потенциал, потребностью в самореализации.
На уровне служения самообразовательная деятельность побуждают мотивы служения, связанные с желанием приносить пользу своему ближайшему окружению и обществу в целом, желанием усовершенствовать, улучшить положение дел посредством своей деятельности. Такая деятельность руководствуется высшими ценностями и посвящена служению обществу или поиску истины.
В диссертационном исследовании М. А. Петровой выделены следующие этапы развития самообразовательной деятельности на основе логически взаимосвязанных действий:
1. Адаптационный. Осознание личностью потребности в знаниях, определение цели самообразования.
2. Накопление субъективного опыта. Деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний, направленная на удовлетворение познавательной потребности:
а) планирование процесса самообразования;
б) определение средств и способов самообразования;
в) непосредственная деятельность личности по самостоятельному приобретению знаний;
г) оценивание результатов деятельности, самоконтроль;
д) определение новых целей [4].
3. Самообразовательный. Возникновение новой познавательной потребности, имея в виду удовлетворение ее путем самообразовательной деятельности.
Каковы пути становления самообразовательной деятельности? На этот вопрос в науке нет однозначного ответа. К примеру, Г. И. Щукина доказывала, что студента обучить самообразовательной деятельности невозможно. Умение самообразовательной деятельности он приобретает сам, найдя и апробировав различные модели поведения в конкретной предметной области, отобрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его индивидуальному стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ценностям. Самообразовательная деятельность, подчеркивала Г. И. Щукина, выступает как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта, ее нельзя сформировать, предложив обучающемуся учебное задание или включив его «в деятельность», он должен пройти через последовательность ситуаций, близких к реальности и требующих от него все более компетентных действий, оценок, рефлексии приобретаемого опыта. Данную позицию разделяют и другие исследователи (Е. В. Брылева, В. Н. Гришин и др.), полагая, что формирование самообразовательной деятельности в процессе обучения неизбежно и не требует акцентирования.
Вместе с тем ученые и практики приходят к выводу, что самообразование не может осуществляться само по себе. Основой самообразования являются знания, приобретенные в процессе организованного обучения. Чтобы непрерывно учиться в течение всей своей жизни, равно как и осуществлять самообразовательную деятельность, каждому человеку, во-первых, необходим позитивный опыт приобретения знаний в молодом возрасте, во-вторых, сильные моральные или материальные стимулы и, в-третьих, практические возможности для учебы - свободное время, информационные ресурсы и пр. Личная мотивация к учению и разнообразные образовательные ресурсы рассматриваются ключевыми факторами самообразовательной деятельности.
Исследователи (Б. Г. Матюнин, Т. В. Борисова, И. А. Редковец, Л. Н. Павлова и др.) указывают на необходимость формирования умений самообразовательной деятельности в вузе. Однако пути решения данной проблемы четко не обозначены. Ряд ученых, таких как А. А. Семенов, Г. Н. Сериков, Н. Ф. Федорова, Т. Я. Яко-вец, рассматривают в своих работах формирование готовности к самообразованию студентов. Исследователи самообразовательной деятельности взрослых (С. Г. Вершловский, Ю. Н. Кулюткин, Е. П. Тонконогая и др.) говорят о том, что вузы обязаны вооружить будущих специалистов определенным опытом и методами научного познания для того, чтобы они могли с наименьшими затратами дополнительного труду и времени усваивать информацию, пополнять знания, расширять свой кругозор.
Возможность развития самообразовательных умений обучающихся в учебном процессе показана в исследовании И. А. Редковец [5]. По результатам исследования автор делает вывод: самообразовательная деятельность развивается от внешне управляемой, побуждаемой требованиями учителя (преподавателя) и необходимостью выполнения программы (мотив избегания неудачи), к деятельности взаимодействия, далее - самоутверждения и преобразования (мотив достижения: приобретение высокого статуса или профессиональное становление). Показателем, который характеризует переход самообразовательной деятельности от одного уровня к другому, является мотивация. Если в начале своего развития цель самообразования определяется, главным образом, утилитарнопрактическими мотивами, то дальше в своем развитии самообразовательная активность трансформируется в управляемую субъектом деятельность, побуждаемую стремлением к постоянному самосовершенствованию, самореализации. Задачей образовательного процесса как общеобразовательной, так и профессиональной школы, отмечает И. А. Редковец, является содействие прогрессивному развитию самообразовательной деятельности обучающегося. По нашему мнению, данное утверждение справедливо и в отношении системы повышения квалификации специалистов.
Для развития самообразовательной деятельности, отмечают ученые, необходима система планирования и организации учебной
деятельности с учетом потребности обучающихся в самообучении, самоконтроле и самооценке.
В. А. Корвяков [2] рассматривает формирование самообразовательной деятельности в процессе многоуровневого высшего образования как подсистему учебной деятельности, в которой студент, оставаясь объектом управления со стороны преподавателя, действует как субъект, реализующий самостоятельную деятельность в процессе самообучения на основе усложняющихся видов самостоятельной работы. В своем исследовании самообразовательной деятельностью автор называет цель и способ образовательной деятельности компетентного субъекта, обеспечивающей самодеятельную систематическую деятельность, направленную на достижение определенных личностно и (или) общественно значимых образовательных целей, удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов, качественное изменение личности (базовые и специальные умения самообразовательной деятельности, мотивация и самооценка) в процессе самостоятельного получения субъективно и объективно новых знаний в условиях многоуровневого высшего образования, которая ориентирует его на проектирование личностных достижений и повышение профессиональной компетентности.
В условиях повышения квалификации как личностно-ориентированного образования самообразование следует рассматривать как специфический компонент взаимодействия педагога и обучающегося (Г. Н. Сериков). Анализируя различные педагогические парадигмы, Н. И. Никитина и Т. Э. Галкина относят парадигму самообразовательной деятельности к тем парадигмам, которые составляют базис учебного процесса системы повышения квалификации специалистов. Профессиональное образование, утверждают авторы, имеет «не только социальную, но и глубоко личностную природу. В этом смысле профессиональное образование выступает, прежде всего, как профессиональное самообразование, готовность конкретного человека освоить и «присвоить» мир профессии, сделать его своим индивидуальным достоянием» [3].
Эффективный способ управления самообразованием, по мнению ученых, связан с необходимостью поиска рационального распределения
управленческих функций, в принципиальном изменении подхода к самому себе как субъекту образования, замене внешней регулировки на саморегуляцию действий и поведения (В. Прокопюк).
В современных условиях понятие «самообразование» приобретает обновленный смысл, оно тесно связано с характерными чертами общественного развития (глобализацией, информатизацией, терциализацией), становится общественной потребностью, от удовлетворения которой во многом зависит дальнейший научно-технический и социальный прогресс нашего общества, является условием сохранения и совершенствования общекультурной и профессиональной компетентности специалиста, рассматривается как средство социального восхождения личности, жизненно необходимый элемент профессионального труда, всей жизнедеятельности человека.
Литература
1. Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию / А. К. Громцева. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
2. Ильясов, Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического
образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 1.- С. 64-69.
3. Корвяков, В. А. Теоретические основы формирования самообразовательной деятельности студентов в условиях многоуровневого высшего образования : монография / В. А. Кор-вяков. - Актобе : М-стиль, 2008. - 201 с.
4. Никитина, Н. И. Педагогические парадигмы системы повышения квалификации специалистов социальной сферы / Н. И. Никитина, Т. Э. Галкина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - Челябинск : Фотохудожник, 2011. - № 1(6). - С. 18-23.
5. Петрова, М. А. Развитие самообразовательной деятельности студента вуза на основе модульной технологии обучения : дис. ... канд. пед. наук / М. А. Петрова. - Новосибирск, 2007. - 202 с.
6. Редковец, И. А. Формирование у учащихся общественно ценной мотивации самообразования / И. А. Редковец. - Волгоград : Изд-во ВГПИ, 1986. - 88 с.
7. Щуклина, Е. А. Теория самообразования: социологический аспект / Е. А. Щуклина // Общественные науки и современность. - 1999. - № 5. - С. 140-151.