2. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 295 [Электронный ресурс] // Консультант: [сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162182/ (дата обращения: 9.11.2017).
3. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие для студентов педагогических институтов. — Москва: Просвещение. 1980. - 158 с.
4. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н.. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Школа-Пресс. 1997. — 512 с.
5. Телегин М. В. Апологетика традиционного обучения. — Москва: ДеНово. 2011. - 382с.
УДК 378; 796.075.6
СОПРЯЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Гончарова Е.А., 2017 Московская государственная академия физической культуры, доцент кафедры управления, экономики и истории физической культуры, кандидат экономических наук, доцент, Москва
Аннотация: статья посвящена проблеме сопряжения образовательных стандартов с профессиональными при подготовке специалистов по профилю спортивного менеджмента является актуальной, поскольку официально профессия спортивного менеджера не существует, отсутствует согласованность российских вузов в обучении студентов. Проведенное исследование образовательного стандарта и профессионального стандарта руководителя спортивной отрасли показало, что существует необходимость разработки профессионального стандарта «Спортивный менеджер».
Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, спортивный менеджмент, спортивные менеджеры.
THE CONJUGATION OF THE EDUCATIONAL STANDARDS WITH THE PROFESSIONAL STANDARDS IN THE TRAINING OF SPORTS MANAGERS
E.A. Goncharova, 2017 Moscow State Academy of Physical Culture, docent of the Department of management, economy and history of physical culture, candidate of economics, associate professor, Moscow
Abstract: the article is devoted to the problem of conjugation of educational standards with the professional in the training of specialists in the field of sports management is relevant, because officially the sport management profession does not exist, there is no consistency of Russian universities in the training of students. Conducted research of the educational standard and professional standard of the head of the sports industry has shown that there is a need for the development of professional standard "Sports Manager". Key words: professional standards, educational standards, sports management, sports managers.
В Российской Федерации федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования 3++ (ФГОС ВО 3++) представляют собой ФГОС ВО с учетом профессиональных стандартов (ПС). Данный аспект в части «подготовки студентов к профессиональной деятельности и обеспечении их личностного развития» [10, с. 1] подтверждается содержанием лондонского коммюнике Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) - преемника Болонского процесса, полноправным членом которого Россия стала в 2003 году [17].
В коммюнике бельгийской конференции министров высшего образования [6, с. 3] отражено, что концепция социального измерения высшего образования (до 2020 года) и признания
квалификаций однозначно воспринимается как центральное место в европейской политике высшего образования. Конференции министров высшего образования проводятся каждые два-три года, следующая конференция состоится в Париже (Франция) в 2018 году [11]. Отметим следующее: Программа модернизации высшего образования Европейского Союза определила, что высшее образование в Европе должно эффективно адаптироваться к потребностям глобализации, включая, в том числе, более эффективную работу с бизнесом и работодателями [6, с. 17].
Таким образом, европейское образовательное профессиональное сообщество, включая российское, пришло к выводу о том, что высшее образование, построенное в Европе в предыдущие годы, не согласовывалось с потребностями рынка труда в отношении квалифицированности выпускников высшей школы - будущих специалистов, мобильность которых затруднена, качество образования не на должном уровне.
Реформирование российского высшего образования вызвано новыми веяниями времени, поэтому вступление России в Европейское пространство высшего образования обосновано тем, чтобы соответствовать европейским образовательным стандартам и, как следствие, это будет способствовать повышению эффективности высшего образования России, востребованности выпускников российских вузов не только в своей стране, но и за рубежом. В связи с этим были разработаны и приняты новые нормативные правовые акты в сфере высшего образования России, например, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года (ФЗ РФ N 273-ФЗ) [1], в который периодически вносятся изменения в соответствии с требованиями ЕПВО и быстроизменяющейся внешней среды; ФГОС ВПО, ФГОС ВПО 2, ФГОС ВПО 3, ФГОС ВО 3+, ФГОС ВО 3++.
Так, в новой редакции части 7 статьи 11 ФЗ РФ N 273-Ф3, вступившей в силу с 1 июля 2016 года, указано на то, что формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования (ООП ПО) в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии), и подлежат приведению в соответствие с указанными требованиями в течение одного года (до 1 июля 2017 года, изм.: до 1 декабря 2017 года).
Безусловно, существует острая необходимость в разработке современных ФГОС ВО, совместимых с профессиональными стандартами, поскольку требования разработанных профессиональных стандартов к выпускникам образовательных организаций высшего уровня профессионального образования (высших учебных заведений - вузов) довольно высокие.
Следует отметить, что на сегодняшний день профессиональным сообществом разработано немалое количество профессиональных стандартов, но, к сожалению, пока недостаточное. Вероятно, вузы работают на опережение запросов рынка труда, при этом, ориентируясь на международный опыт. Например, образование по спортивному менеджменту и маркетингу получают граждане в таких странах, как Англия, Германия, Ирландия, Финляндия, Канада, США и в других.
В России в настоящее время некоторые вузы реализуют программы обучения «Менеджмент в спортивной индустрии», «Менеджмент в спорте» и «Спортивный менеджмент». При этом, подразумевается, что специалисты данного профиля подготовки должны быть подготовлены не только в направлении менеджмента, но и должны быть компетентными специалистами в области индустрии разных видов спорта и физической культуры [7, с. 36]. Соответственно, необходима разработка профессионального стандарта спортивного менеджера, поскольку профессиональные компетенции такого специалиста должны быть отражены в ФГОС 3++. К сожалению, профессиональным сообществом и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации пока не разработан такой профессиональный стандарт спортивной отрасли экономики.
На что же можно ориентироваться при подготовке спортивных менеджеров? Какие квалификации им присущи, и какие трудовые функции они выполняют? Соответственно, каковы их компетенции? Для начала следует разобраться с тем, кто же такой менеджер? Затем, что собой должен представлять спортивный менеджер? Словно бы и вопросов таких не может быть - категорию «менеджер» давно все знают, понимают и трактуют как «управленец».
Этимологию термина «менеджер» трудно установить с предельной точностью, по мнению А.И. Кравченко [16, с. 14], исторические корни слова уходят в далекое прошлое, при этом, в разных языках слова похожие по звучанию, имеют совершенно разные, противоположные смысловые ряды, но никак не «умеющий руководить». Не станем удаляться в исторический экскурс, только отметим мнение А.И. Кравченко [16, с. 13], что менеджмент - это, прежде всего, философия и культура управления.
Рассмотрим современное словарное трактование категории «менеджер», которое имеет некоторые различия в разных изданиях (российских и зарубежных). Так, в отдельных российских изданиях менеджер - это управляющий [9; 18], в других менеджер представлен как наемный управляющий [15; 19] или как руководитель [5; 14]. В толковом словаре менеджер - организатор творческой, спортивной и т.п. деятельности какого-либо коллектива или отдельного лица [8].
В некоторых зарубежных изданиях менеджер - управляющий, руководитель, администратор [12], помощник и заместитель [20]. В издании Кембриджского Университета менеджер объединяет функции тренера и организатора выступлений спортсменов-профессионалов [13, 2012], и менеджер, в том числе руководитель местного спортивного клуба [13, 2017].
Приведем свои умозаключения, содержащие следующее. Например, такие английские слова, как «тинэйджер» (teenager - подросток) и «менеджер» (manager) широко используются мировой общественностью. По аналогии со словом «teenager», которое можно разбить на два слова «ten» и «age», что означает «десять лет» или «подростковый возраст», разделим слово «manager» на два слова «man» и «ager», что в буквальном переводе - «человек в возрасте» или «возрастной человек», другими словами можно обозначить как «зрелый человек» или «человек с опытом» (жизненным опытом; профессиональным опытом в силу своего возраста).
Таким образом, исходя из этимологии термина «менеджер», заимствованного англоязычными странами и активно используемого в настоящее время в других странах (Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Россия, Турция, Франция и др.) можно сделать вывод о том, что менеджер - это руководитель, обладающий профессиональным опытом, в частности в сфере спорта, то есть это также и «спортивный менеджер».
В ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» в области профессиональной деятельности выпускников - 05 «Физическая культура и спорт» указана одна из сфер профессиональной деятельности - сфера управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации [4, с. 3]. При этом, в п. 1.12 ФГОС ВО 3++ [4, с. 4] отражено, что в рамках освоения программы бакалавриата выпускники могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности, в том числе, организационно-управленческого типа.
Следует отметить, что в указанном ФГОС ВО 3++ отражено, что у выпускника должны быть сформированы компетенции, установленные в результате освоения программы бакалавриата (п. 3.13.3) [4, с. 7-9]. В частности, дисциплины (модули) и практики обязательной части программы бакалавриата обеспечивают формирование общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также профессиональных компетенций (ПК), установленных примерными основными образовательными программами (ПООП) в качестве обязательных компетенций (при наличии). Относительно универсальных компетенций (УК) указано на то, что их формирование обеспечивают дисциплины (модули) и практики, которые могут включаться и в обязательную часть программы бакалавриата, и в часть, формируемую участниками образовательных отношений (п. 2.9) [4, с. 7].
Универсальные и общепрофессиональные компетенции приводятся в ФГОС ВО 3++ 49.03.01 для применения по всем направленностям (профилям) программы бакалавриата. В отношении профессиональных компетенций, отражено, что они формируются на основе ПС, соответствующих профессиональной деятельности выпускников (при наличии), а также, при необходимости, на основе анализа требований к профессиональным компетенциям, предъявляемых к выпускникам на рынке труда, обобщения отечественного и зарубежного опыта, проведения консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой востребованы выпускники, иных источников. Кроме того, профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых ПК (одну или несколько), определяемых самостоятельно образовательной организацией, исходя из направленности (профиля) программы бакалавриата, на основе профессиональных стандартов. Из каждого выбранного профессионального стандарта
образовательная организация выделяет одну (несколько) обобщенную трудовую функцию (ОТФ), которая может быть выделена полностью или частично (п. 3.4-3.5) [4, с. 10].
В приложении к ФГОС ВО 3++ бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» - Перечне профессиональных стандартов (ПС), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01, приводится профессиональный стандарт - 05.008 «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта (ФКиС)» [4, с. 19], который в какой-то степени можно использовать при разработке профессиональных компетенций спортивного менеджера, поскольку ранее было определено, что спортивный менеджер в некоторых источниках представлен как руководитель.
Анализируя содержание профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [2], в разделе «Характеристика ОТФ» требование к образованию - высшее образование (бакалавриат, специалитет), требование к опыту практической работы - стаж работы в должности специалиста, а также на руководящих должностях в организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, или в других отраслях, не менее трех лет. Другими словами, выпускники профиля «спортивный менеджмент» после окончания вуза трудоустроиться не смогут, поскольку не имеют опыта работы. В связи с этим возникают некоторые вопросы, как например:
1. Для чего в ФГОС ВО отражена профессиональная деятельность в сфере управления деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации, а также отражены организационно-методический и управленческий типы задач, тем более научно-исследовательский?
2. Зачем в учебном процессе предусмотрены организационная и профессионально-ориентированная практики, кроме других типов практик, на которые в целом программой бакалавриата отводится порядка 30 з.е.?
3. Кем будут работать выпускники профиля «спортивный менеджмент»?
4. Зачем расходуются государственные бюджетные средства на подготовку таких специалистов, если работодатель не может принять их на работу в силу требований ПС, и от такого выпускника не будет никакой отдачи государству? В дополнение, через три года квалификация такого специалиста будет сомнительна, следовательно, вузы готовят специалистов для коммерческих структур (фитнес-клубов и пр.)?
Представленные вопросы можно считать риторическими, но при этом они актуальны. Именно, поэтому настаиваем на том, что необходима разработка профессионального стандарта «Спортивный менеджер» с тем, чтобы выпускники профиля «спортивный менеджмент» были востребованы на рынке труда в соответствии с требованиями к профессии и компетенциями, приобретенными в процессе обучения. Несмотря на трудности, поскольку нет опоры, основы, четкого ориентира, по нашему мнению, продолжать осуществление подготовки таких специалистов необходимо.
Ориентируясь на профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области ФКиС», попытаемся сформулировать, в качестве примера, одну из обобщенных трудовых функций (ОТФ) для спортивного менеджера с учетом компетенций, которые такой специалист может иметь по окончании обучения в высшей школе.
Изначально отметим, если трудовые функции (ТФ), выделяемые в ОТФ, относятся к нескольким уровням квалификации, то трудовые функции, относящейся к наименьшему уровню квалификации, присваивается номер 01 [2]. В связи с этим считаем, что ОТФ (код А, уровень квалификации 6) и ТФ с А/01.6 по А/04.6, указанные для профессионального стандарта «Руководитель структурного подразделения по спортивной (физкультурно-спортивной, спортивно-массовой) работе», под которой понимается должность «Руководитель (заведующий, начальник, директор, управляющий) управления (центра, отделения, сектора, базы, мастерской, лаборатории) организации или иного структурного подразделения организации», можно использовать для профессионального стандарта «Спортивный менеджер».
Действительно в профессиональном стандарте «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области ФКиС», учтены некоторые функции менеджера. Но реально руководитель данного уровня должен осуществлять руководство комплексной
деятельностью в области ФКиС и выполнять функции по стратегическому управлению спортивной организацией, а функции менеджера (например, спортивного) могут заключаться только в тактическом управлении, поэтому часть функций руководителя спортивной организации можно делегировать спортивному менеджеру [7, с. 38], без требований к опыту практической работы (три года), но с учетом того, что такой специалист имеет высшее образование (бакалавриат).
Итак, ОТФ (код А) «Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта» содержит следующие трудовые функции:
А/01.6 - Управление эксплуатацией спортивного инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях;
А/02.6 - Управление персоналом, задействованным в физкультурно-спортивной работе по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях;
А/03.6 - Руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях;
А/04.6 - Контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях.
Приведенные трудовые функции, по нашему мнению, вполне могут выполнять выпускники -специалисты с высшим образованием (бакалавриат), которое предусматривает в процессе обучения прохождение ими организационной и профессионально-ориентированной практик.
Воспользуемся правом, предоставленным ФГОС ВО, вузам самостоятельно определять профессиональные компетенции (ПК) (п. 3.5) [4, с. 10] и предложим ПК и индикаторы их достижения.
В разделе 2 «Характеристика профессиональной деятельности выпускников» в п. 2.2 есть ссылка на приложение 2 [3, с. 4, 10], где представлена таблица с примером ее заполнения. Используя приведенные выше данные предлагаемого профессионального стандарта «Спортивный менеджер», представим пример заполнения перечня обобщенных трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программ высшего образования по направлению подготовки (специальности) 49.03.01 «Физическая культура» (профиль «Спортивный менеджмент») в таблице 1.
Таблица 1 - Перечень обобщенных трудовых функций и трудовых функций, имеющих отношение к профессиональной деятельности выпускника программ высшего образования по направлению подготовки (специальности) 49.03.01 «Физическая культура» (профиль «Спортивный менеджмент»)
_Пример заполнения
Код и наименование профессионального стандарта
Обобщенные трудовые функции
Трудовые функции
код
Спортивный менеджер
А
наименование
Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта
уровень квалификации
наименование
6
Управление эксплуатацией спортивного инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях_
А/01.6
код
уровень (подуровень) квалификации
6
Далее в соответствии с п. 4.2 [3, с. 6] заполним таблицу 4.4, приведенную в Макете ПООП, несколько ее видоизменив, поскольку содержание отдельных столбцов определяется Федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО). Рекомендуемые профессиональные компетенции выпускников профиля «Спортивный менеджмент» и индикаторы их достижения представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Рекомендуемые профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения_
Код трудовых функций Содержание трудовых функций Код и наименование профессиональных компетенций (ПК) Индикаторы достижения рекомендуемых ПК вуз устанавливает самостоятельно Основание (профессиональный стандарт (ПС), анализ опыта)
1 2 3 4 5
Направленность (профиль), специализация: Спортивный менеджмент
Тип задач профессиональной деятельности: организационно-управленческий
А/01.6 Управление эксплуатацией спортивного инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях ПК-1. Способен осуществлять управление эксплуатацией спортивного инвентаря и оборудования Знает: правила эксплуатации спортивного инвентаря и оборудования. Умеет: выявлять неисправности спортивного инвентаря и оборудования. Владеет: навыками пользования спортивным инвентарем и оборудованием ПС «Спортивный менеджер», опыт реализации ФГОС ВО 3+
По аналогии с содержаниями профессиональной компетенции ПК-1 и индикаторов достижения рекомендуемой ПК-1 (знает, умеет, владеет), представленных в таблице 1, возможна разработка других профессиональных компетенций и индикаторов их достижения по другим трудовым функциям (А/02.6 по А/04.6) обобщенной трудовой функции А.
Таким образом, проведенное исследование ФГОС ВО 3++ 49.03.01 «Физическая культура» и профессионального стандарта «Руководитель структурного подразделения по спортивной (физкультурно-спортивной, спортивно-массовой) работе» показало, что существует острая необходимость разработки профессионального стандарта «Спортивный менеджер», что будет способствовать определенности и конкретизации в обучении студентов данного профиля подготовки, и предоставления рынку труда компетентных специалистов - управленцев физкультурно-спортивной направленности.
Предложение по использованию обобщенной трудовой функции А (ОТФ А) и трудовых функций с А/01.6 по А/04.6, указанных для профессионального стандарта «Руководитель структурного подразделения по спортивной (физкультурно-спортивной, спортивно-массовой) работе», для профессионального стандарта «Спортивный менеджер» считаем обоснованным, поскольку спортивный менеджер осуществляет управление на тактическом уровне, что представлено в обобщенной трудовой функции А.
Список литературы:
1. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 29 дек. 2012 г. N 273-ФЗ; изм. от 2 мая 2015 г. N 122-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 апр. 2015 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 апр. 2015 г. [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/71001244/#block_2; http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 06.10.2017).
2. Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта: приказ Мин. труда и соц. защиты Рос. Федерации от 29 апр. 2013 г. N 170н. [Электронный ресурс]. URL: http:// legalacts.ru/doc/prikaz-mintruda-rossii-ot-29042013-n-170n (дата обращения: 14.10.2017).
3. О доработке проектов ФГОС и разработке ПООП: информац. письмо Мин. обр. и науки Рос. Федерации от 23 марта 2017 г. N 05-735. [Электронный ресурс]. URL: http:// fgosvo.ru/support/139/139/45 (дата обращения: 14.10.2017).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриата по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура»: приказ Мин. обр. и науки Рос. Федерации от 19 сент. 2017 г. N 940: зарег. Мин. юстиции Рос. Федерации 16 окт. 2017 г. N 48566. (2017). С. 1-19. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/ 142/141/16/99 (дата обращения: 16.10.2017).
5. Абрамов Н. Словарь русских синонимов. М.: Русские словари, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/synonym/Menedzher-132856.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
6. Болонья после 2010 года (до 2020 года): коммюнике конференции министров высшего образования. Левен/Лувен-ла-Нев (Бельгия, 28-29 апреля 2009 года. С. 3, 17) / Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) [офиц. сайт]. Разд. Программы работы на 2007-2009 годы. [Электронный ресурс]. URL: http://media.ehea.info/file/2009Leuven Louvain-la-Neuve/91/8/Beyond 2010 report FINAL 594918.pdf (дата обращения: 11.10.2017).
7. Гончарова Е.А. Актуальность разработки профессионального стандарта для спортивных менеджеров, функционирующих в условиях рыночной экономики России // Современные аспекты подготовки и профессиональной деятельности спортивного менеджера: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Московская государственная академия физической культуры. Малаховка, 2017. С. 36, 38.
8. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. М.: Издательство «АСТ», 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/Efremova/ Menedzher-45117.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
9. Исмаилов В.С. Современный толковый словарь / под ред. В.С. Исмаилова. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://0.librarus.ru/booki/ modtolk/1943.html; http://enc-dic.com/modern/Menedzher-angl-39421.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
10. К Европейскому пространству высшего образования, откликаясь на вызовы глобализированного мира: лондонское коммюнике (Лондон, 18 мая 2007 г.) / Координационный совет учебно-методических объединений советов высшей школы: (портал федеральных государственных образовательных стандартов). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/support/47/46/14 (дата обращения: 11.10.2017).
11. Как же болонский процесс работает? / Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) [офиц. сайт]. Разд. Конференции Министров. (2017). [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehea.info/pid34247/how-does-the-bologna-process-work.html (дата обращения: 11.10.2017).
12. Кацнер K. Англо-Русско-Английский словарь общей лексики (сборник из лучших словарей). Нью-Йорк (США): Уайли и сыновья, 1994, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-vocab.com/english-russian-english/best-collection-vocab/manager-4882846.html (дата обращения: 12.10.2017).
13. Кембриджский англо-русский словарь. Кембридж (Великобритания): Издательство Кембриджского Университета. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-vocab.com/english-russian/britain-vocab/manager-6180529.html (2012); http://dictionary.cambridge.org/dictionary/ english-russian/manager (2017) (дата обращения: 12.10.2017).
14. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: Эксмо, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/fwords/Menedzher-22054.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
15. Коноплицкий В.А., Филина А.И. Экономический словарь. Толково-терминологический. Киев: КНТ, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/economic/Menedzher-7949.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
16. Кравченко А.И. История менеджмента. М.: Академический Проект, 2000; КНОРУС, 2010. С. 1319. [Электронный ресурс]. URL: http://www.knorus.ru/upload/ pdfZ259266.pdf (дата обращения: 12.10.2017).
17. Национальный доклад Российской Федерации о реализации Болонского процесса в 2012-2015 гг. / Европейское пространство высшего образования (Болонский процесс) [офиц. сайт]. Разд. Члены Болонского процесса и Европейского пространства высшего образования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ehea.info/cid101592/russian-federation.html (дата обращения: 11.10.2017).
18. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь / ред. А. М. Прохоров . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/enc_big/Menedzhery-36363.html [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
19. Райзберг Б.А. Современный социо-экономический словарь. М.: Инфра-М, 2010/2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/Cons doc LAW 67315/ [Коллекция энциклопедий и словарей] (дата обращения: 12.10.2017).
20. Уилер М., Унбенгаун Б., Фаллья П. Краткий Оксфордский русский словарь (русско-английский, англо-русский). Оксфорд (Великобритания): Издательство Оксфордского университета, 2000, 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://slovar-vocab.com/english/oxford-collocations-dictionary/ manager-6332024.html (дата обращения: 12.10.2017).
УДК 159.9316.4
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭМПАТИИ КАК ВАЖНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПСИХОЛОГИЯ» В ТВЕРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Евдокимова А.А., 2017
Тверской государственный университет, студентка 4 курса кафедры психологии труда и
клинической психологии, г. Тверь Короткина Е.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и
клинической психологии, г. Тверь
Аннотация: в данной статье рассмотрены характеристики эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете. Был изучен уровень эмпатии у студентов 3 и 4 курса и выделен доминирующий канал эмпатии. Проанализированы результаты эмпирического исследования, направленного на изучение характеристик эмпатии как важного профессионального качества у студентов, обучающихся по направлению «Психология» в Тверском государственном университете
Ключевые слова: характеристики эмпатии, студенты, обучающиеся по направлению «Психология», важное профессиональное качество
CHARACTERISTICS OF EMPATIA AS AN IMPORTANT PROFESSIONAL QUALITY OF STUDENTS STUDYING AT THE DIRECTION OF "PSYCHOLOGY" AT THE TVER STATE
UNIVERSITY
Evdokimova A.A., 2017 Tver State University, 4th year student of the Department of Labor Psychology and Clinical
Psychology, Tver
Korotkina E.D, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor Department of Labor
Psychology and Clinical Psychology, Tver
Annotation: in this article, the characteristics of empathy as an important professional quality for students studying in the direction of "Psychology" at Tver State University are considered. The level of empathy in the students of the 3rd and 4th year was studied and the dominant channel of empathy was identified. The results of an empirical study aimed at studying the characteristics of empathy as an important professional quality in students enrolled in the direction of "Psychology" at the Tver State University
Key words: characteristics of empathy, students studying in the direction of "Psychology", an important professional quality