Научная статья на тему 'Интеграция профессиональных стандартов в образовательную среду вуза физической культуры'

Интеграция профессиональных стандартов в образовательную среду вуза физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ЗАНЯТИЙ / MODERNIZATION OF VOCATIONAL EDUCATION / THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / THE ALL-RUSSIAN CLASSIFIER OF OCCUPATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солнцева А. С.

Статья посвящена теме модернизации профессионального образования в области физической культуры и спорта. Раскрываются понятия и назначение профессионального стандарта, федерального государственного образовательного стандарта, Общероссийского классификатора занятий. Обоснована актуальность взаимодействия разработчиков профессиональных и образовательных стандартов разработке таковых и возможность применения Общероссийского классификатора занятий при разработке образовательных программ вузов при отсутствии утвержденных профессиональных стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Солнцева А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of Professional Standards in the educational environment of Physical Education University

The paper concerns the modernization of vocational education in the field of physical culture and sports. The notion and the appointment of a professional standard, the Federal State Educational Standard, the All-Russian classifier training. The urgency of communication between developers of professional and educational standards in the development of such and the possibility of all-Russian classifier training in the development of educational programs of universities.

Текст научной работы на тему «Интеграция профессиональных стандартов в образовательную среду вуза физической культуры»

ИНТЕГРАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ ВУЗА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.С. СОЛНЦЕВА,

Московская государственная академия физической культуры (МГАФК),

Малаховка

Аннотация

Статья посвящена теме модернизации профессионального образования в области физической культуры и спорта. Раскрываются понятия и назначение профессионального стандарта, федерального государственного образовательного стандарта, Общероссийского классификатора занятий. Обоснована актуальность взаимодействия разработчиков профессиональных и образовательных стандартов разработке таковых и возможность применения Общероссийского классификатора занятий при разработке образовательных программ вузов при отсутствии утвержденных профессиональных стандартов.

Ключевые слова: модернизация профессионального образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, Общероссийский классификатор занятий.

Abstract

The paper concerns the modernization of vocational education in the field of physical culture and sports. The notion and the appointment of a professional standard, the Federal State Educational Standard, the All-Russian classifier training. The urgency of communication between developers of professional and educational standards in the development of such and the possibility of all-Russian classifier training in the development of educational programs of universities.

Keywords: modernization of vocational education, the Federal state educational standard, the All-Russian classifier of occupations.

Необходимость модернизации профессионального образования была осознана обществом в начале 90-х годов, в период перехода страны к рыночной экономике, что послужило отправной точкой для разработки нормативных документов, способных регулировать процесс подготовки профессиональных кадров в новых экономических условиях.

В настоящее время в научных публикациях, касающихся темы модернизации профессионального образования, часто происходит обращение к понятию «стандарт» и сопоставление (сравнение) таких понятий как «профессиональный стандарт» и «федеральный государственный образовательный стандарт». «Стандарт» -в широком смысле слова - рассматривается как эталон, модель, принимаемый за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. «Стандарт» как нормативно-технический документ устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации. Он разрабатывается как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования, в различных областях [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня в профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования

определяет область профессиональной деятельности, возможные объекты и виды профессиональной деятельности будущего специалиста; требования к результатам освоения образовательных программ (профессиональной компетенции); структуру образовательной программы и условия ее реализации в зависимости от уровня образования.

Основными пользователями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования являются:

- образовательные организации профессионального образования при осуществлении процесса образования;

- учебно-методические объединения вузов при разработке примерных основных профессиональных образовательных программ.

На примере вуза физической культуры, за период с 90-х годов по настоящее время, был принят ряд образовательных стандартов, регулирующих подготовку специалистов в области физической культуры и спорта: ГОС ВПО - 1994 г., ГОС ВПО (2) - 2000 г., ФГОС ВПО (3) - 2010 г., ФГОС ВО (3+) - 2014 г.

Профессиональный стандарт, согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации, - это характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности и разработан для применения следующими категориями:

• работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом; при организации обучения и аттестации работников; разработке долж-

ностных инструкций; тарификации работ; присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

• образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

• при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Профессиональные стандарты получили свое развитие в 80-е годы в странах Европы как следствие наблюдавшегося кризиса профессионального университетского образования. Главенствующая роль профессиональных стандартов признана во многих странах [3]. В России профессиональные стандарты - документы нового типа, системно представляющие актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов трудовой деятельности. Они начали разрабатываться в середине 90-х годов прошлого века, а инициаторами выступили представители бизнес-сообщества.

Разработка профессиональных стандартов осуществляется внутри профессиональной среды с участием экспертов, представителей работодателей и специалистов в данной области, на основе следующих принципов:

- учета возросших требований к адаптивности и профессиональным компетенциям работников;

- соответствия указываемых требований выполняемым трудовым функциям;

- представления в стандарте основных трудовых функций по видам экономической деятельности (областям профессиональной деятельности);

- вертикальной интеграции всех квалификационных уровней в виде экономической деятельности (области профессиональной деятельности);

- учета образцов лучшей практики, опыта успешных компаний, являющихся лидерами в отрасли и ориентированных на будущее [6].

Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 49.03.01 «Физическая культура» (уровень бакалавриата) определены такие виды профессиональной деятельности выпускников, как педагогическая, тренерская, рекреационная, организационно-управленческая, культурно-просветительская. Таким образом, подготовка обучающихся должна осуществляться с учетом основных профессиональных стандартов, учитывая направленность образовательных программ.

На данный момент в интересующей нас области экономической деятельности утверждены следующие профессиональные стандарты: «Спортсмен», «Тренер», «Инструктор-методист». Продолжается обсуждение проектов профессиональных стандартов по разделам «Руководитель физкультурно-спортивной организации» и «Спортивный судья».

Сопоставляя требования федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 49.03.01 «Физическая культура» (уровень

бакалавриата) и профессионального стандарта «Тренер», определено, что ФГОС в рамках подготовки бакалавра к тренерской деятельности выпускник, освоивший программу бакалавриата в соответствии с видом профессиональной деятельности тренера, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

• способствовать формированию личности обучающегося в процессе занятий избранным видом спорта, ее приобщению к общечеловеческим ценностям, здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;

• проводить профессиональный отбор для занятий избранным видом спорта с использованием современных технологий определения способности к занятиям тем или иным видом спорта;

• осуществлять планирование тренировочного процесса с установкой на достижение высоких спортивных результатов;

• подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки, определять величину нагрузок, адекватную возможностям индивида с установкой на достижение спортивного результата;

• осуществлять управление тренировочным процессом на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня техники двигательных действий и работоспособности обучающихся, и внесения соответствующих корректив в тренировочный процесс;

• обеспечивать своевременное прохождение врачебного контроля и осуществлять педагогический контроль состояния обучающихся [4].

Профессиональный стандарт «Тренер» дает не только определение обобщенных трудовых функций (табл. 1), но также четкое толкование трудовых действий, которые будет выполнять специалист при поступлении на определенную должность. Данная информация необходима для разработчиков образовательных стандартов, примерных основных профессиональных образовательных программ и образовательных программ вузов по направлению «Физическая культура».

Одним из важнейших показателей эффективности профессионального образования является востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда. В этой связи логичным представляется следующее разрешение данной ситуации. Работодатель через профессиональный стандарт устанавливает в сфере образования соответствующие требования к уровню компетенций необходимых ему работников, а образовательные организации с учетом этих требований осуществляют подготовку специалистов [5].

На данный момент ФГОС 3+ еще не претерпели изменения, которые последуют в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального Закона "Об образовании в Российской Федерации"» № 122-ФЗ от 2 мая 2015 г. Этот Закон предписывает следующее: «Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598) следующие изменения:

Таблица 1

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция

Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства Осуществление отбора обучающихся в группы и секции этапа совершенствования спортивного мастерства (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование специальных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов

Развитие навыков соревновательной деятельности спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства

Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе совершенствования спортивного мастерства

Проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства Подготовка спортсменов к достижению результатов уровня сборных команд России

Совершенствование навыков соревновательной деятельности спортсменов

Планирование, учет и анализ результатов тренировочного процесса на этапе высшего спортивного мастерства

Подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине) Осуществление тренировочного процесса со спортсменами спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

Совершенствование навыков в соревновательной деятельности спортсменов спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине)

1) часть 7 статьи 11 изложить в следующей редакции: "Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии)"».

Считаем возможным использование образовательными организациями при разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса, как утвержденных профессиональных стандартов, так и Общероссийского классификатора занятий при отсутствии таковых.

Общероссийский классификатор занятий (ОК 010-2014 (МСКЗ-08) введен в действие 01.07.2015) используется при решении таких задач, как анализ и прогноз показателей в сфере занятости и профессионального образования и регулирование спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Они определяют в качестве признаков классификации работника уровень его квалификации и специализацию, требуемые для определенного занятия, под которыми понимаются виды трудовой деятельности, осуществляемые на рабочем месте с относительно устойчивым составом трудовых функций. В частности, стандарт устанавливает, что тренеры и инструкторы-методисты по физической культуре и спорту работают со спортсменами в области высоких спортивных достижений для улучшения их результатов, с кандидатами в мастера спорта - в целях подготовки спортивного резерва. Они проводят работу по выявлению и привлечению в спорт талантливой молодежи, а также организуют и исполняют обязанности при проведении

спортивных мероприятий в соответствии с установленными правилами.

В обязанности тренера входит: планирование, разработка и реализация учебных и практических занятий; разработка, планирование и координация соревновательных графиков и программ; мотивация и подготовка спортсменов или команд для соревнований или игр; разработка конкурентной стратегии, планов игры и действий спортсменов и игроков во время игры или проведения спортивных мероприятий; анализ и оценка выступлений спортсменов или команд и изменение программ подготовки; отслеживание и анализ техники и выступлений спортсменов. Сюда относятся также формирование состава спортсменов для участия в спортивных мероприятиях или спортивных соревнованиях с соблюдением игровых стандартов и для обеспечения соблюдения правил игры и предписаний по технике безопасности, анализ выступлений конкурентов, практика присуждения очков, наложения штрафов за правонарушения и определение результатов состязаний.

Выводы

1. В период совершенствования образовательных стандартов при разработке учебно-методического обеспечения образовательного процесса целесообразно использование образовательными организациями как утвержденных профессиональных стандартов, так и Общероссийского классификатора занятий.

2. Поскольку профессиональный и образовательный стандарты отличаются своей целевой направленностью: первый ориентирован на решение экономических задач, второй - на развитие творческого потенциала

человека, в этой связи должно быть определено более тесное взаимодействие разработчиков профессиональных и образовательных стандартов. Представители учебно-

методических объединений вузов и представители профессиональных сообществ должны принимать участие в разработке профессиональных стандартов.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь (Электронный ресурс) // http://www.vedu.ru

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г. (Электронный ресурс) // www.pravo.gov.ru

3. Поповичева Н.Е., Базарнова О.А. Взаимосвязь образовательного и профессионального стандартов в рамках реализации современных требований в области высшего образования // Журнал «Среднерусский вестник общественных наук». Научно-образовательное издание. 2014. - № 6 (36). С. 202-209, ISSN 2071-2367

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата) (Электронный ресурс) // www.consultant.ru

5. Пак Ю.Н., Алпысбаева Н.А. Инновационные аспекты сопряжения образовательных программ высшего образования с профессиональными стандартами // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2014. - № 8-4. - С. 124-127.

References

1. Great Encyclopedic Dictionary (Electronic resource) // http://www.vedu.ru

2. Federal Law "On education in Russian Federation" No 273-FZ dated 29.12.2012 (Electronic resource) // www. pravo.gov.ru

3. Popovicheva N.E., Basanova O.A. The links between the educational and professional standards in the framework of implementation of modern requirements in the field of higher education// The Middle-Russian Bulletin of Social Sciences. Scientific-educational edition. - 2014. -No 6 (36). P. 202-209, ISSN 2071-2367.

4. Federal state educational standard of higher education in the field of training 49.03.01 Physical education (bachelor level) (Electronic resource) // www.consultant.ru

5. Pak Yu. N., Alpysbayev N.A. Innovative aspects of pairing educational programs of higher education with professional standards of practice // International journal of applied and fundamental research. - 2014. - No 8-4. -P. 124-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.