УДК 378.0+796/799
ОТРАЖЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФСТАНДАРТА «ТРЕНЕР» В ПРОГРАММЕ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 49.03.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина
ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», Волгоград, Россия Для связи с авторами: е-mail: stetzenko.natalya@yandex.ru
Аннотация:
В статье рассматриваются принципы разработки профессиональных стандартов. Анализируется профессиональный стандарт «Тренер» с точки зрения содержания в нем требований в области информационных технологий и их синхронизации с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура. Отмечается актуальность разработанной учебной дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office» с целью уточнения и расширения знаний и умений работы с офисными программами для осуществления выпускниками трудовых функций.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, квалифицированные кадры, физическая культура и спорт, информационные технологии, высшее образование.
THE REFLECTION OF INFORMATION TECHNOLOGY REQUIREMENTS FOR "COACH" PROFESSIONAL STANDARD IN 49.03.01 PHYSICAL CULTURE BACHELOR'S PROGRAM N.V. Stetsenko, Е^. Shirobakina
Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd, Russia Abstract:
The article is focused on the principles of professional standards development. The "Coach" professional standard is analyzed from the point of view of information technology requirements contained in it and their compliance with the Federal State Educational Standard for the Bachelor's degree in 49.03.01 Physical culture program. The paper highlights relevance of the "Fundamentals of professional work in MS Office" course with a view to clarify and expand knowledge and skills of working with office applications for labor employability of graduates.
Keywords: professional standard, qualified personnel, physical culture and sport, information technologies, higher education.
ВВЕДЕНИЕ. Все области трудовой (профессиональной) деятельности в современном мире характеризуются быстрыми и частыми изменениями. Происходящие преобразования требуют постоянного мониторинга для последующего обновления профессиональных стандартов, которые по поручению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации с 1 июля 2016 г. стали обязательными для применения в бюджетных организациях (для коммерческих организаций этот срок продлен до 2020 г.) [1]. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучить государственные требования к знаниям и умениям
спортивного тренера в области информационных технологий (ИТ). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Анализ профессионального стандарта «Тренер» с точки зрения требований к знаниям и умениям в области ИТ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. В современной практике в основу разработки профессиональных стандартов положен метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определенной области профессиональной деятельности в процессе последовательного описания: ее цели, входящих в эту область
Принципы разработки профессионального стандарта
Учет особенности общества
Возрастание неопределенности и ускорения темпов технологических изменений
Быстрое изменение требований на рынке труда и потребителей Преобразования в организации труда, приводящие к необходимости постоянного обучения и самосовершенствования работников
Основа профессионального\ стандарта ?
Опыт успешных организаций
Ориентация на будущее и конкурентоспособность Качественное выполнение трудовых функций
Учет международных \ тенденций ? Ориентация на требования к трем группам компетенций работников
Измеримость требований N Единые критерии формулировки требований
Отражение минимальных \ требований / Указание в стандартах только основных трудовых функций по областям профессиональном деятельности
Рисунок 1 - Принципы разработки профессиональных стандартов
профессиональной деятельности видов трудовой деятельности и функций в каждом из видов трудовой деятельности. В связи с этим основной точкой формирования стандарта является анализ трудовой деятельности с целью определения функций и требований к качеству их выполнения (в терминах, знаниях, умениях и широких компетенциях, включающих ответственность и самостоятельность работников). Разработчики профессиональных стандартов придерживаются ряда принципов (рисунок 1).
В процессе разработки профессиональных стандартов у работников и работодателей происходит обновление и уточнение понимания содержания видов трудовой деятельности и необходимых для обеспечения эффективности их трудовых функций в конкретной области профессиональной деятельности. По сути, профессиональные стандарты становятся связующим звеном между вузами, выпускающими квалифицированные кадры, самими кадрами и нуждающимися в них работодателями (рисунок 2).
В настоящее время достаточно острым является вопрос о сертификации профессиональных квалификаций, разработке оценочных (диагностических) материалов в соответствии с профессиональными стандартами. Если работник не соответствует требованиям профессионального стандарта, то он должен пройти профессиональную подготовку или курсы повышения квалификации и т.д.
Что же касается сегодняшних выпускников, то они на момент окончания вуза в полной мере должны соответствовать требованиям профессионального стандарта. Данный нормативно-правовой акт является одним из механизмов, обеспечивающих согласованность требований рынка труда к квалификации специалиста и вузовской подготовке этого специалиста [2].
В связи с этим мы изучили профстандарт «Тренер» на предмет содержания требований, касающихся знаний и умений в области ИТ, с одной стороны, и утвержденный 19 сентября 2017 года приказом Минобрнауки Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура, с точки зрения формирования необходимых для осуществления трудовых функций выпускников, с другой стороны [3,
4].
Мы исследовали именно этот аспект проф-стандарта «Тренер», т.к. на современном этапе развития общества информатизация как системообразующее явление затрагивает все сферы жизни, в том числе физическую культуру и спорт. Спортивно-педагогическая наука среди составляющих деятельности физкультурно-спортивных кадров выделяет информационную [5]. Объективными причинами сложившейся ситуации являются: 1. Возрастающая потребность в разнообразной и объективной информации.
85
2. Необходимость понять и оценить все следствия тотальной информации (плюсы и минусы).
3. Новая проблема, связанная с поиском информации (нередко необоснованно закрытой).
4. В информационном пространстве происходит круговорот: от изобретенной горы ненужной информации к новому изобретению того же самого.
Проведенный анализ профессионального стандарта «Тренер» выявил наличие довольно широкого спектра требований, касающихся знаний и умений в области ИТ, в содержании трудовых функций (рисунок 3).
Стоит отметить, что из 16 трудовых функций профессионального стандарта «Тренер» не со-
держат требований к наличию у работника знаний и умений в области ИТ лишь 3 функции:
- руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной команды РФ (по виду спорта, спортивной дисциплине);
- обеспечение подготовки спортивных сборных команд РФ;
- реализация мер по развитию вида спорта в РФ, в субъекте РФ.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что знание возможностей и умение работать с программами офисного назначения - обязательное условие подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта. В связи с этим весьма актуальной является разработка пре-
Рисунок 2 - Профессиональный стандарт как основа для работодателя, работников и сферы образования
Рисунок 3 - Требования профессионального стандарта «Тренер» к знаниям и умениям в области ИТ
подавателями кафедры естественнонаучных дисциплин и информационных технологий ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры» рабочей программы и комплекта учебно-методического сопровождения учебной дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office» для направления подготовки 49.03.01 Физическая культура [6]. Целью изучения данной
дисциплины является уточнение и расширение знаний и умений работы с офисными программами. Анализ знаний и умений в области ИТ, необходимых спортивному тренеру, позволил спроектировать учебные задания, формирующие профессиональные компетенции, требуемые профстандартом «Тренер» (таблица 1).
Формируемые в процессе изучения дисци-
Таблица 1 - Учебные задания, формирующие требуемые профстандартом «Тренер» профессиональные компетенции в области ИТ
№ Вид работы Основные универсальные ИТ Учебные задания в рамках дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office»
1 Оформление документа Текстовый редактор - установка основных параметров документа (страниц, символов, абзацев) - создание автоматического содержания - создание формул с использованием Редактора формул - создание многоуровневых списков - построение сложных таблиц - построение диаграмм - построение схем с последующей группировкой всех ее элементов - нумерация и сортировка по алфавиту списка литературы
Табличный редактор - построение сложных таблиц - построение графиков, диаграмм - проведение расчетов основных статистических характеристик и анализ данных
2 Подготовка и демонстрация презентаций Презентационные ИТ - создание презентации на тему Олимпийских игр - разработка и создание компьютерной демонстрации по избранному виду спорта
3 Подготовка и создание документа Технология баз данных -создание базы данных спортивной организации с последующим созданием по ее данным запросов, форм, отчетов
4 Регистрация документов и контроль их исполнения
5 Хранение информации и организация доступа к ней
плины «Основы профессиональной работы в MS Office» знания, умения и навыки в области ИТ, на наш взгляд, в полной мере согласуются с требованиями профессионального стандарта «Тренер».
Формулировку профессиональных компетенций, согласно стандарту последнего поколения, образовательная организация должна осуществлять самостоятельно «на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников». Также в этом документе содержится указание о том, что «Профессиональные компетенции могут быть установлены ПООП в качестве обязательных и (или) рекомендуемых». «Из каждого профессионального стандарта Организация выделяет одну или несколько обобщенных трудовых функций (далее — ОТФ), соответствующих профессиональной деятельности выпускников, на основе установленных профстандар-том для ОТФ уровня квалификации и требований раздела «Требования к образованию и обучению». ОТФ может быть выделена полностью или частично»» [2]. С нашей точки зрения, такой подход самостоятельного выбора образовательной организацией одной или нескольких обобщенных трудовых функций и формирование на их основе профессиональных компетенций не способствует повышению трудового потенциала будущих работников в сфере
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Стеценко, Н. В. Анализ требований к высшему образованию с позиции профессиональных стандартов в области ФКиС / Н. В. Стеценко, Е. А. Ши-робакина, М. Н. Сандирова, И. В. Лущик // Теория и практика физической культуры. - 2017. - №8.
- С. 12-14.
2. Рудова, Ю. В. Профессиональные стандарты в образовании: необходимость соотнесения компетенций и трудовых функций / Ю. В. Рудова, С. А. Крайникова // Современные тенденции в образовании: новые педагогические технологии и электронные средства обучения : материалы
I Международной научно-практической конференции, 31 октября 2017 г. - Екатеринбург, 2017.
- С. 141-148.
3. Профессиональный стандарт «Тренер» от 07.04.2014 № 193н [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ profstandart/05.003.pdf (дата обращения 22.02.2018).
ФКиС. В то же время и в дипломе выпускника физкультурного вуза не найдут свое отражение результаты освоения учебной программы, выраженные компетенциями, соответствующими лишь отдельной и (или) отдельным обобщенным трудовым функциям. В этом случае работодателю будет сложно определить соответствие претендента на должность. Мы считаем, что образовательная организация при формировании профессиональных компетенций на основе проф-стандарта должна учитывать все требуемые знания и умения.
ВЫВОДЫ. Профессиональный стандарт «Тренер», определяющий синхронизацию рынка труда и системы образования, четко регламентирует знания и умения в области ИТ работника в рамках своей профессиональной сферы. Утвержденный ФГОС ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура нового поколения позволяет образовательным организациям, ориентируясь на указанный профстандарт, дополнять учебные программы профессиональными компетенциями. Включение в образовательные программы вузов компетенций в области ИТ и их формирование в процессе изучения новых разработанных учебных курсов позволит выпускникам физкультурных вузов квалифицированно выполнять трудовые функции с учетом специфики своей деятельности.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 49.03.01
- Физическая культура (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 сентября 2017г. №940) [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ FG0S%20V0%203++/Bak/490301_B_3_30102017. pdf (дата обращения 22.02.2018).
5. Хованская, Т. В. Спортивно-информационная компетентность будущего тренера : монография / Т. В. Хованская, Н. В. Стеценко, Ю. Н. Москвичев, А. А. Сучилин. - Волгоград : ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016. - 164 с.
6. Широбакина, Е. А. Основы профессиональной работы в Microsoft Office: методические рекомендации по выполнению практических работ для обучающихся по направлению подготовки 49.03.01 - Физическая культура / Е. А. Широ-бакина, Н. В. Стеценко, Е. С. Сивашова. - 2016. -Волгоград : ФГБОУ ВО «ВГАФК». - 203 с.
LIST OF REFERENCES
1. Stetsenko, N. V. Analysis of requirements for higher education from a position of professional standards in the field of physical culture and sports / N. V. Stetsenko, E. A. Shirabakina, M. N. Sandyrova, I. V. Lushyk // Theory and practice of physical culture. - 2017. - № 8. - P. 12-14.
2. Rudova, Y. V. Professional standards in education: need for mapping competencies and job functions / Y. V. Rudova, S. A. Krainykova // Current trends in education: new pedagogical technologies and e-learning : materials of I International conference on science and practice, 31 October 2017. - Ekaterinburg, 2017. - P. 141-148.
3. «Coach» professional standard dated 07.04.2014 № 193n [Electronic resource]. - Access mode: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/05.003.pdf (accessed 22.02.2018).
4. Federal State Educational Standard of higher education - Bachelor's degree in 49.03.01 Physical culture program (adopted by the Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, September 19, 2017 №940) [Electronic resource]. -Access mode: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20 V0%203++/Bak/490301_ B_3_30102017.pdf (accessed 22.02.2018).
5. Khovanskaya, T. V. Sport and information competency of a future coach : monograph / T. V. Khovanskaya, N. V. Stetsenko, Y. N. Moskvichev, A. A. Suchilin. - Volgograd : FGBOU VO "VGAFK", 2016. - 164 p.
6. Shirobakina, E. A. The fundamentals of professional work in Microsoft Office: guidelines for carrying out practical works for students of 49.03.01 - Physical culture program / E. A. Shirobakina, N. V. Stetsenko, E. S. Sivashova. - 2016. - Volgograd : FGBOU VO "VGAFK". - 203 p.