2011 История №3(15)
VIII. ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев
СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ (УНИВЕРСИТЕТ ГУМБОЛЬДТА)*
Рассматривается решение проблемы сопровождения студентов-инвалидов на примере университета Гумбольдта в Германии. Одновременно затрагиваются проблемы реформы высшего образования в Германии в целом и ее ближайшие последствия.
Ключевые слова: социальная адаптация, сопровождение студентов-инвалидов, университет Гумбольдта.
Современное высшее образование не только выполняет задачу социализации молодого поколения, но и выступает фактором накопления человеческого капитала и формирования среднего класса. В связи с этим особое значение приобретает его доступность для социально уязвимых групп населения; мигрантов, малообеспеченных, инвалидов. С решением этой проблемы связаны реализация идей прав человека, социальной справедливости и достижение благосостояния всего общества. Проблемы получения инвалидами высшего образования, их адаптации и интеграции в вузовскую систему в последнее время находятся в фокусе внимания ряда авторов [1—3]. В российских вузах происходят изменения, связанные с созданием специальных служб и центров психологопедагогической поддержки студентов с ограниченными возможностями здоровья, специализированных подготовительных отделений. Но если в странах западного общества доля инвалидов, обучающихся в высшей школе, составляет 5% от числа обучающихся, то в России она не достигает и 1% [4]. В этих условиях имеет значение знакомство с опытом лучших европейских вузов, в число которых входит Университет Гумбольдта.
Напомним об основных особенностях высшего образования в Германии. Для того, чтобы обучаться в университете, студент должен закончить АЫШг - немецкий аналог старшего школьного звена. На основании полученного диплома он может записаться на учебу в вуз. Это происходит через Интернет или компьютер в вузе. Для этого он должен заполнить короткий формуляр. С 2005 г. университеты Германии начали переходить на двухуровневую систему образования. В бакалавриате студенты обучаются 3 года, в маги стратуре - 2. В настоящий момент у педагогов
высшей школы Германии существуют претензии к этой системе. Хотя педагоги соглашаются, что Болонская система дисциплинирует студентов (короткие по времени курсы, которые надо посещать, чтобы получить оценку, сокращенный срок обучения, который не дает студентам расслабиться -ведь до введения этой системы некоторые студенты могли обучаться по 10-15 лет), но вместе с тем перестройка требовала больших человеческих ресурсов и средств, первые выпуски бакалавров были на рынке труда неконкурентоспособны, и им приходилось поступать в магистратуру. Кроме того, студенты перестали изучать первоисточники, читают только то, что им дают преподаватели, ведут себя рецептивно. Некоторые страны не признают учебных степеней Германии, что разрушает основной принцип Болонского процесса - взаимо-признание дипломов специалистов в разных странах. Отдельные земли, например Саксония, отказались от двухуровневой системы и вернулись к традиционному обучению. По окончании обучения бакалавры должны писать выпускные работы. Парадоксально, но из-за сжатых сроков обучения они пишут только теоретические работы, результаты практической работы в них не включаются. У студентов просто не хватает времени для осмысления своего опыта (на написание выпускной работы отводится всего 6 недель).
Высшее образование в Германии имеет несколько иные организационные формы, нежели в России. Так, например, не существует кафедр в нашем понимании. В немецких вузах в рамках факультетов действуют отделения, например отделение жестовой речи и аудиопедагогики. Отделение формируется вокруг профессора, и если он по какой-либо причине уходит из вуза, отделение перестает существовать.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта ФЦП «Кадры».
В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев
В германских вузах сформировалась и действует система социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья. В настоящий момент в трех университетах Берлина обучается 128 человек с инвалидностью, 52 - в Университете Гумбольдта, 43 - в Свободном университете и 9 - в Техническом университете. Среди них 43 - с трудностями в передвижении, 31 -слепые и слабовидящие, 38 - с ограничениями слуха. Все эти студенты получают необходимую помощь для успешного завершения своего образования от самодеятельной студенческой организации «Штудентенверк». Это общество было создано в Германии еще в послевоенный период под влиянием движения студентов в защиту своих прав. В каждой земле Германии и в каждом университете есть его представители. Они занимаются социальной работой со всеми группами студентов. Кроме того, многие, включая преподавателей, на добровольных началах осуществляют помощь студентам-инвалидам. Так, в институте философии Университета работают г-н Гауптнер, единственный в Германии слепой педагог, который, будучи слепым, защитил диссертацию по философии, и его супруга, имеющая степень по той же специальности. Оба они, параллельно с основной работой, занимаются проблемами реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Супруги Гауптнер знакомят студентов-инвалидов с новейшими приборами (электронная лупа для слабовидящих, записная книжка по системе Брайля и т.п.) и обучают ими пользоваться. Техническое обеспечение учебного процесса является проблемой в Германии из-за высокой стоимости, и приборы получить сложно. По медицинской страховке полагается их предоставление инвалидам на время обучения и при дальнейшей работе после окончания учебного заведения, но на практике существует множество бюрократических препятствий. Официальный представитель «Штудентен-верк» в высшем учебном заведении возглавляет службу сопровождения студентов с инвалидностью вуза и имеет помощников (1-2 чел.). Эта организация получает финансы от местных органов управления, которые, в свою очередь, специально выделяются на данные нужды из федерального бюджета. Кроме того, каждый студент платит взнос в организацию по 24 евро два раза в год.
«Штудентенверк» получила при своем учреждении широкий круг полномочий, в частности, возможность нанимать на работу сотрудников для административной работы, социальных работников, психологов, дефектологов. Всего сегодня там работают 900 человек. Организация «Штудентен-
верк» занимается разными вопросами, в том числе жилищными проблемами студентов, предоставляет в общежитиях специально оборудованные комнаты для студентов-инвалидов, оказывает помощь в оформлении документов при поступлении студентов на работу (т.к. все студенты, в том числе и инвалиды, должны платить за обучение), устройством яслей и детсадов для детей студентов. Эта организация занимается также устройством общественного питания для студентов. «Штудентен-верк», содержит сеть студенческих столовых с дешевыми обедами и на доходы от прибыли оказывает помощь студентам-инвалидам, в том числе в приобретении для них приборов и компьютеров.
В вузах Берлина еще в послевоенный период, когда шло восстановление зданий, было начато создание безбарьерной архитектурной среды, и в настоящее время обеспечена физическая доступность корпусов для инвалидов, кроме лифтов, есть пандусы, специальные места в аудиториях. Только в главном корпусе Университета Гумбольдта 3 лифта, первый появился там еще в 1950-е гг. Во всех вузах осуществляется организационнометодическое и психолого-педагогическое сопровождение инвалидов в учебном процессе, есть оплачиваемые специально подготовленные сопроводители из числа студентов. Таким образом, в начале учебного года создаются рабочие места для студентов. Эта работа заключается в том, чтобы помогать инвалиду в передвижении по учебным корпусам, записывать лекции, пояснять задания, полученные на занятиях, и пр. У одного студента-инвалида, в зависимости от заболевания, может быть несколько таких ассистентов-сопро-водителей. Оплата таких сопроводителей составляет 10 евро в час. Сопроводители регистрируют свои услуги в специальных формулярах.
Кроме того, преподаватели, читая лекцию в группах, где имеются инвалиды, обязаны через каждые 15 мин проверить, успевают ли они или их сопроводители записывать конспект. Если у сту-дентов-инвалидов возникают проблемы, то они обращаются к официальному представителю «Штудентенверк» в вузе, и он решает их в рамках своих полномочий. Таким образом, инвалиды реализуют свое право на образование.
Студенты Университета Гумбольдта, обучающиеся на специальных педагогов, выбирают как минимум два направления подготовки, по двум видам нарушений здоровья — например, для глухих и слепых. Кроме того, они изучают тот предмет, который собираются преподавать в школах. Обучение глухих студентов в университете организовано таким образом, чтобы они приобретали
Сопровождение студентов с ограниченными возможностями в вузах Германии
три специальности: одна - сурдопедагогика, вторая связана с нарушениями здоровья другого рода и третья - предмет по выбору. Первая специальность помогает овладеть грамотной жестовой речью для общения, а вторая и третья - занять достойное место на рынке труда и в обществе.
Таким образом, в системе высшего образования в Германии, так же как и в России, идут реформы, связанные с внедрением двухуровневой системы обучения. У этих реформ, помимо сторонников, есть значительная группа преподавателей, которая настроена по отношению к ним критически. Вместе с тем сохраняется традиция сопровождения студентов с инвалидностью в Германии, которая базируется на общественной инициативе и имеет устойчивые организационные формы. Работа самодеятельной организации «Штудентенверк» способствует созданию условий
для успешного завершения образования многими «проблемными» группами студентов, в том числе и с ограничениями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авцинова Г.И., Фурцов С.А. Международный и российский опыт интеграции в общество людей с инвалидностью // Ученые записки. РГСУ. 2009. № 2. С. 116-124.
2. Зайцев Д.В. В центре внимания - студент-инвалид. 2009. №5. С. 134-140.
3. Лебедева С.С. Исследование социальной группы инвалидов как субъекта деятельности в системе базового и постба-зового образования // Ученые записки Санкт-Петербургского ин-та психологии и социальной работы. 2009. Вып. 1, т. 11.
С. 61-65.
4. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? Высшее образование в России. 2009. № 11. С. 130.