2010 История №3(11)
V. ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВУЗОВ
УДК 364(62,65)
В.И. Зиновьева, М.В. Берсенев
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ БЕЛЬГИИ (СВОБОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ БРЮССЕЛЯ, ВЫСШАЯ ШКОЛА БРЮССЕЛЯ)*
Освещается опыт высших учебных заведений Бельгии - Свободного университета Брюсселя и Высшей школы Брюсселя - по сопровождению студентов-инвалидов. Рассматриваются принципы и методы деятельности служб помощи студентам-инвалидам, взаимодействие с административными службами, преподавательским составом, общественными организациями. Службы помощи являются некоммерческими организациями, сочетают помощь инвалидам с исследовательской деятельностью, изучают отношения среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью.
В основе деятельности служб помощи лежат потребности самого студента. Главный принцип состоит в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.
Ключевые слова: помощь студентам-инвалидам, высшая школа, успешное обучение.
В связи с подготовкой и подписанием нашей страной Конвенции ООН «О правах инвалидов» в сентябре 2008 г., тема их интеграции в общественную жизнь и образовательную среду начинает привлекать внимание отечественных исследователей [1—3]. В западном обществе идеи инклюзивного образования получили развитие с середины 60-х гг. XX в. К этому времени в европейских странах сложились профессиональная социальная работа, система оказания психологической помощи, социальное проектирование. В системе высшего образования наряду с развитием образовательной деятельности происходило формирование служб социального сопровождения.
В Свободном университете Брюсселя (СУБ), одном из старейших университетов Бельгии, в середине 50-х гг. был создан Институт труда. В нем идет обучение бакалавров (3 года) и магистров (2 года), действуют вечерние курсы. С 2006-07 гг. он фактически включен в факультет экономических и социальных работ с сохранением многопрофильности специальностей. Подготовка бакалавров социальной работы в Бельгии осуществляется как в университетах, так и в высших школах. Если в университетах готовят бакалавров «переходного типа» как будущих исследователей, то в высших школах готовят кадры в основном профессионалов социальной работы, и, соответственно, программа их подготовки имеет несколько видов практик.
* Статья подготовлена в рамках выполнения проекта «Сопровождение социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в техническом вузе. (ТУСУР). Программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010)».
Так, к примеру, в Высшей школе Брюсселя студенты получают знания по экономике, юриспруденции, социологии, в области здравоохранения и физкультуры, а также по методологии и техникам профессии. Большое внимание уделяется практическому обучению. В первый год обучения практика составляет 1 месяц, во второй - 3 месяца, в третий - 6 месяцев в году. Задача обучения - соединить практические навыки с теоретическими знаниями. При этом они могут продолжать учебу в университетах по магистерским программам.
Для организации работы таких служб сопровождения студентов -нивалидов используется два варианта: во-первых, социальная служба помощи студентам-инвалидам СУБ является некоммерческой организацией, созданной при факультете психологии 10 лет назад. Часть должностей — психолог, секретарь, библиотекарь - входят в штат факультета, а остальные (президент, помощник, два психолога, исследователи) финансируются за счет исследовательских контрактов. Большинство сотрудников сочетают организацию помощи студентам-инвалидам СУБ с исследовательской деятельностью по проблемам инвалидности. Изучается, в частности, влияние официального признания человека инвалидом на его психологическое состояние. Кроме того, изучается отношение среды к студентам-инвалидам в разных вузах, влияние непрерывного профессионального образования на специалистов с инвалидностью. Одновременно служба ведет прием клиентов из гражданского населения и оказывает услуги по работе с взрослыми, имеющими отсталость в умственном развитии, в частности, при помощи тематических функциональных тетрадей, разработанных совместно с логопедами, их учат самостоятельно пользоваться чеками, деньгами и т. д.
В Свободном университете Брюсселя нет вступительных экзаменов из-за высокой конкуренции среди вузов. Служба начинает работу с будущим сту-дентом-инвалидом со встречи с его родителями. Сотрудники сообщают, как университет подготовлен к принятию инвалидов, рекомендуют те или иные специальности. Студент-инвалид свободен в выборе. Если он не обращается за помощью, то ее ему не навязывают. Даже если обучение в вузе будет угрожать состоянию его здоровья или жизни, свободный выбор студентом своего будущего не ограничивается. Один из ведущих принципов деятельности службы заключается в том, чтобы инвалидность студентов не вставала на пути их успехов.
Наиболее распространенной формой работы с инвалидами в вузе является психосоциальный подход, главное в котором - понимание личности студента и его взаимодействия с миром, который его окружает. Для этого подхода характерны две черты - приверженность традиционным приемам в обеспечении клиентов услугами и готовность к переменам по мере появления новых идей. Цель подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, которые влияют на его жизнедеятельность. В соответствии с этим подходом организуется сопровождение студентов-инвалидов. В основе его - потребности самого студента. Так, в частности, если у студента существуют проблемы с записью, то ему предлагается помощник-сопроводитель. Если сту-
дент имеет слабое зрение или слеп, то предоставляется услуга по переводу текстов в азбуку Брайля. Эта услуга очень трудозатратна, иногда студенты месяцами ждут выпуска таких текстов. Предоставляются аппараты для слабослышащих. Служба помощи студентам-инвалидам СУБ имеет широкие налаженные связи с общественными организациями Бельгии, занимающимися благотворительной помощью инвалидам, в частности с Валлонским агентством интеграции инвалидов и Франкофонным брюссельским сервисом, которые компенсируют студенту-инвалиду приобретение компьютера или специальных компьютерных программ. Сопроводители студентов-инвалидов специально обучаются, один раз в три месяца проходит обмен опытом между всеми, кто работает с инвалидами, таким образом, в вузе существует своеобразная сеть. Студентов из академических групп приглашают стать сопроводителями студентов-инвалидов, они получают плату - три евро в час. Центральное место в деятельности службы занимает посредническая функция. Служба помощи связывается с внутренними службами университета, внешними службами (Лига слепых и т. д.) и расширяют спектр возможных услуг. В соответствии с социальнопсихологическим подходом [4] традицией являются контакты с каждым преподавателем по поводу конкретных студентов-инвалидов, во время которых заключаются договоренности, которые представляют собой компромисс между требованиями преподавателя и возможностями студента-инвалида.
В Свободном университете Брюсселя студенту-инвалиду разрешается пройти годовой курс обучения за два года. В первый год он платит за обучение полностью (837 евро), во второй - всего 60 евро. В Бельгии налажена помощь сурдопереводчиками, в роли которых могут выступать в том числе и преподаватели вуза. Прием экзаменов у студентов-инвалидов оговаривается отдельно, сессия продлевается или остается открытой в каждом конкретном случае. В Дни открытых дверей для привлечения абитуриентов вывешивается реклама услуг студентам-инвалидам. В настоящее время (ноябрь 2009 г.) на попечении Службы инвалидов СУБ находятся 28 сту-дентов-инвалидов. Информация об окончивших вуз студентах-инвалидах, их трудоустройстве и их самочувствии, проблемах также накапливается в архиве службы помощи.
Работа службы помощи студентам-инвалидам в Высшей школе Брюсселя (ВШБ) также осуществляется на основе социально-психологического метода. Психосоциальный подход как система предусматривает более полное понимание людей в контексте существующей действительности и использование этих знаний для того, чтобы помочь им развивать и усиливать свой потенциал. Цель психосоциальной терапии - способствовать психосоциальной стабилизации личности. При этом большое внимание уделяется структуре личности, путям работы с ней, а не предоставлению материальной помощи, жилья и т. п. В Школе есть инструкция, в которой сформулированы правила, способствующие интеграции инвалидов в образовательную среду. В начале каждого семестра эта инструкция рассылается по всем подразделениям ВШБ. По мере необходимости служба сопровождения обращается с
теми или иными просьбами к преподавателям, секретарям, напоминает о тех или иных принципах отношения к инвалидам. Так же, как и в СУБ, при оказании конкретной помощи служба сопровождения ВШБ исходит из того, что нужно самому студенту. Очень часто возникают трудности во взаимоотношениях с преподавательским составом. Преподаватели часто забывают о том, что в их аудиториях присутствуют лица с особыми потребностями, не хотят идти на уступки, так как это является для них дополнительной работой. В таких случаях представители службы работают индивидуально с каждым преподавателем, находя компромисс.
Сопровождение студентов-инвалидов в ВШБ базируется на практике конкретных случаев. Так, профессор Ф. Жилле рассказал о ситуации, которая сложилась в школе в предыдущем семестре. В школу был принят слепой преподаватель, и одна из студенток решила написать курсовую работу на тему помощи этому преподавателю. Однако он сказал, что не нуждается в помощи. Одновременно к ним поступила просьба от службы сопровождения Свободного университета Брюсселя (СЕФЕС). В СУБ поступила глухая студентка из Румынии, которая хотела получить профессию преподавателя начальной школы. В ходе консультаций между СЕФЕС и службой сопровождения ВШБ было решено, что ее обучение будет успешнее проходить в ВШБ, чем в СУБ. Большинство преподавателей реагировали на появление этой студентки настороженно, не хотели адаптироваться к этим изменениям. Представитель службы сопровождения ВШБ рекомендовал студентке, которая хотела писать о помощи слепому преподавателю, обратить внимание также на адаптацию румынской студентки. Таким образом, адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья началась с простых действий: поиска сурдопереводчика, организации контактов, планирования работы. Понимание целей складывалось постепенно, в ходе совместной работы, по мере укрепления их взаимоотношений. В результате была написана хорошая работа и состоялась интеграция студентки и преподавателя с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс и систему коммуникаций Высшей школы Брюсселя. Таким образом, возникла новая система отношений, в которой все участники были заинтересованы друг в друге.
Таким образом, исходя из внутренних возможностей, ресурсов самого вуза, без привлечения масштабной финансовой помощи наладить работу службы сопровождения студентов-инвалидов в техническом вузе можно, но только при содействии администрации и ректората. В частности, может быть применен опыт по привлечению сопроводителей из числа студентов-волонтеров, а также можно использовать возможности конкурсов, грантов, исследовательских программ, разработать технологию работы с преподавателями и родителями студентов-инвалидов, создать своеобразную систему взаимоотношений и взаимодействия с внешними факторами.
Литература
1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха: основные стратегические подходы в работе в интегративном классе. М.: Прометей, 2005. 88 с.
2. Грозная Н. Включающее образование: история и международный опыт // Фонд «Поддержка гуманитарных программ» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://www.fpgp.ru/inclusive/index.php?area=2, свободный
3. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы: Материалы регионального семинара. Минск: Четыре Четверти, 2004. 208 с.
4. Пэйн М. Социальная работа: современная теория: Учебное пособие / Под ред. Дж. Кам-плинга; Пер. с англ. О.В. Бойко и Б.Н. Мотенко; Науч. ред. рус. текста докт. филос. наук, проф. И.В. Наместникова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. С. 195-196.