Научная статья на тему 'Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе'

Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1208
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ-ИНВАЛИДЫ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / DISABLED STUDENTS / ПРОЦЕСС СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОВЗ / STUDENTS WITH DISABILITIES / THE PROCESS OF ACCOMPANY STUDENTS WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буслаева Мария Евгеньевна, Столчнева Екатерина Александровна

В статье рассматриваются особенности организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буслаева Мария Евгеньевна, Столчнева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе»

пополнять ряды армии неравнодушных к чужим бедам людей, ведь общими усилиями можно

установить Мир во всем Мире.

Литература

1. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы / А. В. Сычева //Известия Тульского государственного университета. № 1, 2014. С. 255-262.

2. Международный опыт волонтерской деятельности / Данилова Е. В. // Вестник РМАТ. № 4, 2015. С. 10-15.

3. О роли организации объединенных наций в современных международных отношениях / П. Г. Зверев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 6, 2013. С. 273-275.

4. Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа / Е. В. Великанова, А. С. Тедорадзе // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 9. 3-2, 2013. С. 16-22.

5. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).

6. Шевырева Е. Г. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки волонтеров к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. [Текст] / Е. Г. Шевырева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 3 июля 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 2 (7). С. 267-269.

Support of learning process and social adaptation of disabled students and students

with disabilities at university Buslaeva M.1, Stolchneva E.2 (Russian Federation) Сопровождение процесса обучения и социальной адаптации

студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ в вузе Буслаева М. Е.1, Столчнева Е. А.2 (Российская Федерация)

'БуслаеваМария Евгеньевна / Buslaeva Mariya — преподаватель; 2Столчнева Екатерина Александровна /Stolchneva Ekaterina — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Abstract: the article discusses the features of organization of the complex social, psychological and pedagogical, educational accompany disabled students and students with disabilities.

Ключевые слова: студенты-инвалиды, студенты с ОВЗ, процесс сопровождения студентов с ОВЗ. Keywords: disabled students, students with disabilities, the process of accompany students with disabilities.

Обучаясь в высших учебных заведениях, студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ сталкивается с огромным количеством проблем, которые затрудняют процесс овладения ими профессионально -образовательной программы. Ведь современный процесс обучения в ВУЗе отличатся динамичностью, высокой требовательностью к усвоению знаний, при этом необходимо обработать, систематизировать и усвоить огромный объём информации. Эти и многие другие причины приводят к ухудшению общего состояния здоровья молодых людей, затрудняют процесс адаптации в социуме [3, с. 16].

В связи с этим своевременное оказание комплекса услуг по социальному, психолого-педагогическому и реабилитационному сопровождению указанной категории студентов значительно облегчит им учебный процесс, повысит успеваемость, а также познавательную мотивацию, предотвратит возможный психоэмоциональный срыв, позволит раскрыть творческий потенциал личности, получить полноценное и эффективное образование [3, с. 16].

Сопровождение студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ представляет собой целостную, системно -организованную деятельность, в процессе которой обеспечиваются необходимые условия для успешного обучения и развития обучающегося. Для чего в рамках образовательного процесса должна

быть создана атмосфера эмоционального комфорта, сформированы взаимоотношения в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, сформирована позитивная, социально-направленная учебная мотивация [4, с. 17].

Для организации комплекса социального, психолого-педагогического, образовательного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ требуется объединённая работа целой команды специалистов различного профиля [6].

Существует несколько направлений для организации сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ:

1. диагностическая работа - направленная на своевременное выявление особенностей студента и планирование комплекса коррекционных мероприятий;

2. индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа - обеспечивающая своевременную и качественную специализированную помощь специалистов различного профиля;

3. консультативная работа - позволяющая оказать необходимую помощь студентам-инвалидам и студентам с ОВЗ, их родителям, студенческому коллективу, в котором обучается «особенный» студент, а также преподавательскому составу, работающему с данной категорией студентов;

4. разработка программы комплексного сопровождения;

5. выбор формы сопровождения;

6. определение индивидуального образовательного маршрута;

7. организация мониторинга эффективности программы сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ с целью своевременной корректировки и внесения необходимых изменений в программу комплексного сопровождения;

8. разработка адаптивной образовательной программы [1].

В процесс организации сопровождения студента-инвалида или студента с ОВЗ можно включать:

- контроль за посещаемостью занятий в ходе учебных семинаров;

- помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

- организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов;

- контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, защиты курсовых работ, ликвидации академических задолженностей;

- документальное оформление академических отпусков;

- помощь в организации учебных практик и контроль за их прохождением;

- помощь в подготовке дипломных работ;

- коррекцию взаимодействия преподаватель - студент (инвалид или с ОВЗ) в учебном процессе;

- консультирование преподавателей и сотрудников по особенностям физического и нервного состояния студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, коррекцию ситуаций затруднений;

- периодические инструктажи и семинары преподавателей, методистов и т. д.;

- привлечение студентов-волонтеров;

- содействие персональному обеспечению студентов учебно-методическими материалами по дисциплинам госстандарта;

- перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители [1].

Для комплексного сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ возможно привлечение специалистов, которые будут работать со студентом постоянно (педагог-психолог, куратор студенческой группы, преподаватель), а также специалистов, которые будут привлекаться эпизодически (социальный педагог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, психоневролог, валеолог и др.). Помимо указных специалистов возможно привлечение, как уже было сказано выше, студентов-волонтёров [3].

При организации волонтёрской работы необходимо учитывать индивидуальный образовательный маршрут «особенного» студента, а также его индивидуальные особенности и потребности.

Волонтёры должны учитывать в своей работе то, что работоспособность студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ имеет ряд особенностей, связанных с их психофизиологическим статусом.

В зависимости от состояния здоровья они могут медленнее воспринимать и хуже усваивать учебный материал; при незначительной перегрузке у них может происходить потеря интереса, рассеивание внимания, прекращение учебной деятельности; они быстрее и лучше усваивают материал, преподносимый в форме визуализации операций, действий, алгоритмов или разделенный на минидозы, включающие один содержательный элемент. Также таким студентам может требоваться повторение, дополнительное пояснение и разъяснение учебного материала, специальные технические средства обучения или специализированные (с учетом нарушения развития) учебные материалы (например, «книги Брайля»), особый график учебного процесса, предполагающий дополнительный отдых между занятиями, реабилитационные процедуры, меры комплексной (медико-социальной и психолого-педагогической) поддержки, сопровождение специалистов [2, с. 135].

85

Волонтёры, работая в одной команде с сопровождающими специалистами, должны стремиться к тому, чтобы студенты-инвалиды и студенты с ОВЗ не попали в число отстающих. Для решения этой проблемы волонтёры должны брать шефство над «особенными» студентами, способствовать организации комфортного процесса обучения.

Для организации комфортного процесса обучения необходимо:

- проведение дополнительных сессий (микросессий);

- дополнительные занятия индивидуально и в группах;

- приоритетное обеспечение методическими материалами;

- особый режим контроля знаний - сдача по темам, экзамены преимущественно в устной или письменной форме и т. д.;

- дополнительные часы работы на компьютерах [1].

Волонтёры могут на основе индивидуального графика обучения студента-инвалида или студента с ОВЗ оказывать ему помощь в подготовке занятий, поиску необходимых материалов, литературы для подготовки, обработке лекционных, семинарских и лабораторных занятий и др.

Также волонтёры могут способствовать решению проблемы общения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Это возможно решать через вовлечение указанной категории студентов в общественную деятельность, университетский и факультетский социум; предоставление и поощрение возможности на равных участвовать в конференциях, праздниках, различных мероприятиях. При этом решается задача по созданию условий для самореализации, раскрытия внутреннего потенциала. С этой целью имеет место равная требовательность, равная для всех оценка знаний, а щадящий режим должен обеспечиваться благодаря созданию условий для спокойной реализации своих возможностей.

Студенты-волонтёры могут оказывать при необходимости помощь по сопровождению студента-инвалида или студента с ОВЗ от дома к месту учёбы и назад, в библиотеку, поликлинику и др., а также помогать передвигаться в зданиях ВУЗа.

При организации сопровождения студента-инвалида или студента с ОВЗ в условиях ВУЗа необходимо учесть следующие принципы:

1) деятельность сопровождающего (в том числе и волонтёра) должна носить рекомендательный характер;

2) приоритет интересов должен быть на стороне сопровождаемого (на стороне студента-инвалида или студента ОВЗ);

3) сопровождение должно быть непрерывным;

4) сопровождение должно быть комплексным;

5) в процессе сопровождения необходимо стремиться к самостоятельности, автономности в работе студента [5].

При организации сопровождения нужно понимать, что этот процесс не просто сумма современных технологий, методов, приемов, форм работы с обучающимися, а особая культура поддержки, способствующая решению задач развития, обучения, социализации студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Профессионально организованное сопровождение в пространстве высшего учебного заведения -это залог повышения эффективности высшего профессионального образования людей с ограниченными возможностями здоровья, успешной реализации их личностного потенциала [7].

Литература

1. Бондаренко Е. Н. Социально-педагогическая диагностика как основа сопровождения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья //Современные научные исследования и инновации, 2016. № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62485/ (дата обращения: 07.11.2016).

2. Зайцев Д. В. В центре внимания - студент-инвалид // Высшее образование в России. № 5, 2009. С. 134-140.

3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С. В. Алехиной. М.: МИШУ, 2015. 528 с.

4. Методические рекомендации по обучению студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ /под ред. О. А. Козыревой: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В. П. Астафьева, работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. КГПУ, 2015. 93 с.

5. Организационно-методические аспекты сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессионального образования. / Ю. В. Селиванова, Д. В. Зайцев // Вестник Челябинского государственного университета. № 1, 2015. С. 97-102.

6. Психолого-педагогические основы обучения студентов с ОВЗ в вузе / под ред. Б. Б. Айсмонтаса: учеб. пособие для преподавателей сферы высшего профессионального образования, работающих со студентами с ОВЗ. М.: МГППУ, 2013. 196 с.

7. Тавтилова Н. Н. Личностный потенциал как фактор успешной реализации кадровой стратегии. [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). СПб: Реноме, 2013. С. 98-103.

How should work volunteers to help students with disabilities to adapt

in the university Buslaeva M.1, Klishenko I.2 (Russian Federation)

Как должны работать волонтеры, чтобы помочь адаптироваться студенту с ограниченными возможностями в университете Буслаева М. Е.1, Клищенко И. В.2 (Российская Федерация)

'БуслаеваМария Евгеньевна / Buslaeva Mariya — преподаватель;

2Клищенко Игорь Николаевич /Klishenko Igor' — студент, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга

Аннотация: волонтерское движение направлено на формирование и развитие социальной активности, повышение уровня ответственности, воспитание верности, честности, справедливости, терпимости, дружбы, добра и трудолюбия. Развитие волонтерского движения направлено на повышение уровня социальной активности студентов с ОВЗ и является одной из приоритетных задач учебно-воспитательной работы в вузе.

Abstract: volunteering is aimed at the formation and development of social activity, increasing levels of responsibility and raise loyalty, honesty, justice, tolerance, friendship, kindness and diligence. The development of the volunteer movement aimed at increasing the level of social activity of students with disabilities and is one of the priorities of educational work at the university.

Ключевые слова: сопровождения студента с ОВЗ, волонтерская работа, адаптационный этап, формы волонтерской работы.

Keywords: support of the student with disabilities, volunteer work, the adaptation stage, forms of volunteer work.

Представьте себе ситуацию, что вы летели учиться в Минский университет по программе «Студенты по обмену», но из-за некоторых обстоятельств оказались в университете Улан-Батора (Монголия) и вам придется учиться в нём несколько месяцев. Стрессовое состояние, неудовлетворенность условиями, нет знакомых, сложный для понимания язык, социокультурные отличия, и вы для всех студентов необычны. Задача продолжать образовательный процесс кажется невыполнимой. Вам нужна помощь. Какая? Конечно, профессиональная, квалифицированная и безболезненная для вашей психофизической особенности.

Специалисты (переводчик, психолог, гид) для вас появятся через месяц, но кто поможет на этом, первом, адаптационном этапе? Лучшим помощником для вас, как студента в этом варианте событий, станет человек, практически осваивающий образовательный процесс на данный момент, в том же месте где вы. Монгольский студент имеет внешние и культурологические отличия, но и сходства, объединяющие вас, найдутся. Вдруг, среди монголоидной и одинаковой для ваших сенсорных восприятий массе студентов, появились сверкающие узкие глазки. Вы на секунду испугались мгновенного приближения этого прищуренного взгляда на лице низкорослого студента, но прочитав его доброжелательное, эмоциональное состояние и видя его попытку что-то сказать вам, поняли, что он желает помочь. Первое для вас общение, скорее попытка заговорить, будет сложной, но станет началом, ведущим к дальнейшей адаптации в незнакомом для вас образовательном процессе. Заметим то, что весь процесс адаптации будет происходить через ваши зоны ближайших возможностей (жест, рисунок, эмоции, чувства). Вы подружитесь, и будете вспоминать эту важную для вас помощь, рассказывая своим друзьям и детям.

Работа волонтера

Интеллектуально сформированный индивид, увидев или услышав о проблеме других индивидов, получит мысленный сигнал сочувствия и, уточнив детали ситуации, совершит поступок. Поступок — это эмоционально-волевое решение о действии или бездействии интеллектуально обработанное индивидом. Периодически мы совершаем добрые поступки, и поэтому мир ещё не разрушен, но когда

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.