The problem of higher professional education of students with disabilities and ways of its realization Buslaeva E. , Buslaeva М. (Russian Federation)
Проблема получения высшего профессионального образования студентами с ограниченными возможностями и пути ее реализации Буслаева Е. Н. , Буслаева М. Е. (Российская Федерация)
Цуслаева Елена Николаевна /Buslaeva Elena - кандидат педагогических наук, доцент;
2Буслаева Мария Евгеньевна /Buslaeva Marija - преподаватель, кафедра социальной адаптации и организации работы с молодежью, факультет «Институт социальных отношений»,
Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, г. Калуга
Аннотация: обеспечение реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на получение ими высшего профессионального образования рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области социально-экономического развития Российской Федерации. В статье представлены проблемы и пути решения адаптации студентов-инвалидов в образовательном пространстве высшего учебного заведения на примере КГУ им. К. Э. Циолковского.
Abstract: ensuring the implementation of rights of people with disabilities to receive by them higher professional education is regarded as one of the most important public policy objectives not only in education but also in social-economic development of the Russian Federation. The article presents the problems and solutions of adaptation of students with disabilities in the educational space of the higher education institution on the example of Sh. K. E Tsiolkovsky.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, адаптация, безбарьерная среда, социально-психолого-педагогическое сопровождение.
Keywords: students with disabilities, adapted, barrier-free environment, social-psihologo-pedagogical
accompaniment.
Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов - одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [6].
В высшем учебном заведении при получении профессионального образования основой общности студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются федеральные государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать на то, что после окончания вуза они смогут быть конкурентоспособны на рынке труда, как профессионалы.
Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты и многое другое, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют у него вторичные изменения - личностные, а именно: особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации и т. д. Эти изменения часто становятся непреодолимой преградой на пути к обучению и самореализации студента с ОВЗ.
В то же время знание особенностей развития личности студентов с ограниченными физическими возможностями является для преподавателей необходимым условием формирования активной, гармонически развитой социализированной личности.
Создание безбарьерной среды в высшей школе, профессиональная подготовка студентов с ограниченными возможностями к дальнейшей трудовой деятельности подразумевает как техническое оснащение вузов, так и разработку специальных учебных курсов для преподавателей и обычно развивающихся студентов, направленных на формирование у них умения понимать, принимать и взаимодействовать со студентами-инвалидами [4].
Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации студентов с ограниченными возможностями в вузе.
В России в настоящее время имеется уже определенный опыт внедрения инклюзии в российское дошкольное и школьное образование, следующей его ступенью должно стать распространение инклюзивности на высшее профессиональное образование.
Современные вузы ведут активный поиск путей наиболее актуального, современного и оптимального использования накопленного опыта в этой области.
В Калужской области в КГУ им. К. Э. Циолковского в рамках реализации проекта «Университет -открытая среда» в рамках инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) «Города, доброжелательные к
детям» и во исполнение Стратегии действий в интересах детей в Калужской области на 2012-2017 годы был создан Научно-исследовательский коррекционно-реабилитационный Центр комплексной социальнопедагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (далее Центр) [2].
Одним из направлений деятельности Центра является обеспечение в КГУ им. К. Э. Циолковского условий доступности получения высшего профессионального образования студентами с ОВЗ в процессе интеграции их в образовательную среду вуза наравне со студентами, не имеющими ограничений здоровья [1].
Основными задачами данного направления деятельности Центра являются следующие:
• изучение контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья, выявление актуальных проблем;
• предоставление конкретных видов и форм социальных услуг студентам с ОВЗ;
• создание условий для получения высшего профессионального образования студентами-инвалидами, имеющими показания для обучения в высшем учебном заведении;
• профессиональная и социальная интеграция студентов-инвалидов в общество.
Центр работает со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья, родителями студентов-инвалидов, студентами и преподавателями КГУ им. К. Э. Циолковского, различными общественными организациями, в частности, с Калужской областной организацией Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых», Калужским областным правлением Всероссийского общества глухих, библиотекой слепых им. Н. А. Островского.
Данное направление деятельности Центра включает в себя социально-психолого-педагогическое сопровождение обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Социально-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в Центре в виде социально-педагогической поддержки в процессе индивидуальной или групповой работы, направленной на активизацию внутренних сил человека и его потенциальных возможностей для поддержания или восстановления равновесия с окружающим миром и определения своего места в нем [1].
Консультативная работа рассчитана не только на самих студентов-инвалидов, но и при необходимости на членов их семей, однокурсников, профессорско-преподавательский состав вуза и других людей, с целью оптимизации учебного процесса и налаживания контактов людей с ограниченными возможностями здоровья с окружающими.
В рамках социально-педагогического сопровождения процесса обучения студентов-инвалидов сотрудниками Центра осуществляется организационная и консультативная помощь в решении вопросов с деканатами, в оформлении отчетной документации, курсовых и выпускных квалификационных работ; методическое оснащение учебного процесса, тиражирование и предоставление в индивидуальное пользование учебных и методических материалов, программ и пособий, подготовленных в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями, помощь студентам в работе в сети Internet при подготовке к учебным занятиям и при выполнении научно-исследовательских работ.
Социальное сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья проводится, главным образом, в рамках программы социальной поддержки обучающихся в КГУ им. К. Э. Циолковского; патронаж и вовлечение студентов-инвалидов в общеуниверситетский социум, проведение внеучебных культурных и досуговых мероприятий; изучение рынка труда и содействие инвалидам-выпускникам КГУ им. К. Э. Циолковского в трудоустройстве [3].
В целом, основные направления работы Центра отражают не только взаимодействие со студентами-инвалидами разных категорий, но и с выпускниками образовательных учреждений, абитуриентами, имеющими группу инвалидности или категорию «ребенок-инвалид» и изъявившими желание поступать в КГУ им. К. Э. Циолковского; с членами их семей, с профессорско-преподавательским составом вуза, со студентами и другими людьми или организациями, занимающимися проблемами инвалидов, их правовой защитой или заинтересованные в помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.
Вся коррекционно-реабилитационная работа Центра постоянно подвергается корректировке с учетом индивидуальных особенностей студентов с ОВЗ, коллектива их группы. Педагоги-консультанты Центра и студенты-волонтеры кафедры Социальной адаптации и организации работы с молодежью осуществляют индивидуальную работу с каждым студентом, ориентированную на интеллектуальное и профессиональное развитие студентов с ОВЗ.
Большим потенциалом с точки зрения интеграции обладает внеаудиторная воспитательная деятельность в КГУ им. К. Э. Циолковского - это взаимодействие студентов с ОВЗ и обычных при подготовке и проведении различных конкурсов, концертов, совместное участие в экскурсионных программах, занятиях в студенческих научных обществах.
Чтобы интеграция первокурсников с ОВЗ прошла успешно, в КГУ им. К. Э. Циолковского создаются условия для их адаптации к учебному процессу, интеграции с обычными студентами.
Кураторами групп проводится целенаправленная работа по формированию личностных контактов студентов, построению в студенческой группе толерантных отношений, создающих благоприятные условий для адаптивной образовательной и развивающей среды.
Всестороннее развитие и становление личности студента с ОВЗ, которое должно частично или полностью компенсировать ограничения его жизнедеятельности, обеспечит ему в дальнейшем определенную конкурентоспособность на рынке труда.
В соответствии с комплексной Программой реабилитации и социальной адаптации студентов с ОВЗ в КГУ им. К. Э. Циолковского, педагогическим коллективом Центра, педагогами-помощниками и студентами-волонтерами проводится персональное консультирование, коррекционная работа, направленная на сохранение здоровья, функциональную адаптацию, личностно -ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социокультурную реабилитацию студентов с ОВЗ [4].
Литература
1. Буслаева Е. Н. Сопровождение детей с нарушениями в развитии - от раннего вмешательства к инклюзивному образованию / Е. Н. Буслаева // Научные труды КГУ им. К. Э. Циолковского / Серия Гуманитарные науки. - Калуга: Издательство КГУ им. К. Э. Циолковского, 2014. - С. 541-545.
2. Конвенция о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года.
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008 № АФ-150 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
4. Постановление Правительства Калужской области от 22 декабря 2010 г. N 522 об утверждении долгосрочной целевой программы «Доступная среда в Калужской области (2011-2015 годы)».
5. Распоряжение Губернатора Калужской области от 03.10.2012 N 101-р «О создании Координационного совета при Губернаторе Калужской области по разработке региональной стратегии и плана действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
6. Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».