УДК 371.016:51] :376-056.45 АВДЕЕВ Ф.С.
доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате по педагогическому образованию, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:[email protected] АВДЕЕВ И.Ф.
кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра математики и информационных технологий имени Н.А. Ильиной, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail:[email protected] АВДЕЕВА Т.К.
доктор педагогических наук, профессор кафедры геометрии и методики преподавания математики Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева E-mail:[email protected]
UDC 371.016:51]:376-056.45 AVDEEV F.S.
Doctor of Education, Professor, Advisor to the rector's office on pedagogical education, Orel State University E-mail:[email protected] AVDEEV I.F.
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Department of Mathematics and Information Technologies named after N.A. I'lina E-mail:[email protected] AVDEEVA T.K.
Doctor of Education, Professor, Department of Geometry and Methods of Teaching Mathematics E-mail:[email protected]
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ SUPPORTING GIFTED CHILDREN WHILE TEACHING MATHEMATICS: THEORETICAL ASPECT
В статье рассматривается проблема выявления одаренных детей, различные подходы к определению этого понятия. Выявлены характерные черты одаренного школьника.
Ключевые слова: одаренность, способности, интеллект, креативность, признаки одаренности.
This article describes the problem of identifying of gifted children and various approaches to definition of this concept. Characteristic peculiarities of the gifted pupil are revealed.
Keywords: giftedness, abilities, intelligence, creativity, signs of giftedness.
Одним из важных условий успешной работы университета является качественный уровень знаний абитуриентов, которые поступают учиться на первый курс. Как показывает практика обучения учащихся общеобразовательных школ, качество знаний школьников по основным школьным дисциплинам оставляет желать лучшего. Оставляя в стороне проблему совершенствования обучения в общеобразовательных школах, зададимся вопросом: как может повлиять на эту ситуацию университет? На сегодняшний день ситуация выглядит так. Подводим итоги приемной кампании: увы..., как правило, ситуация далека от идеальной, а точнее сказать аховая, засучаем рукава и за работу. Адаптационные курсы призваны латать пробелы в знаниях наших первокурсников, однако эта работа мало эффективна - невозможно за один семестр восполнить пробелы, которые копились не один год. Здесь же выявляется и вторая проблема: многие, как говориться, ошиблись дверью, переоценив свои возможности, они просто не представляли задач выбранной ими специальности, и, имея за плечами полупустой багаж знаний, вряд ли осилят профессиональную подготовку. Какой же вывод? Абитуриентов нужно готовить себе заранее, и взор следует обратить не на одиннадцатиклассников, это, на наш взгляд, поздно, а скорее всего на восьмиклассников, которым нужно помочь определиться с выбором, прежде все-
го, профиля обучения, и обратить внимание на качество знаний по профильным предметам. Итак, первое, университету следует включиться в работу по профориентации учащихся общеобразовательных школ, не позднее 8 класса. Как это сделать? Можно поручить это учителям школ, а можно использовать потенциал преподавателей университета. Чтобы, придя в школу, не дублировать работу учителя, прежде всего, следует обратить внимание на детей, которых мы называем одаренными. Так как в третьем тысячелетии перед российским образованием на первый план встала проблема обучения и воспитания креативной личности, способной решать нестандартные профессиональные задачи, ставить новые проблемы, находить творческие подходы к их разрешению. В связи с этим особенно остро встает проблема выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей. Следует отметить, что работа с учащимися, обладающими выдающимися способностями возведена в ранг государственной политики, о чем свидетельствует Закон РФ «Об образовании». Более того, в 1989 г. была утверждена концепция «Одаренные дети», в которой приведены отдельные положения, необходимые разработчикам дидактических конструкций обучения, развития, формирования одаренных учащихся. Именно обучение и развитие одаренных детей составляет идеальную модель творческого развития личности. В стране накоплен
© Авдеев Ф.С., Авдеев И.Ф., Авдеева Т.К. © Avdeev F.S., Avdeev I.F., Avdeeva T.K.
немалый опыт работы с одаренными детьми: работа предметных кружков и факультативов; создание специальных школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов; создание научных школ на базе ведущих вузов страны; проведение различного уровня олимпиад и конкурсов и др. Как решается эта проблема в Орловской области? Учителя школ организуют работу со школьниками, проявляющим интерес к тому или иному школьному предмету: это кружки, факультативы, за редким исключением (в последние 5-6 лет) является проектная деятельность, в которую, как правило, включено большинство учеников класса. На базе областного института усовершенствования учителей функционирует школа одаренных детей, которая работает, в основном, с участниками предметных олимпиад. В последние годы на занятиях школы рассматриваются наиболее трудные варианты заданий ОГЭ и ЕГЭ. Дома творчества и другие учреждения дополнительного образования организуют работу с одаренными детьми в разных направлениях искусства.
В настоящее время Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева начал систематически и целенаправленно заниматься проблемой обучения одаренных детей. Имея статус опорного вуза, университет единственный в регионе осуществляет подготовку специалистов по фундаментальным направлениям естественных наук, в частности, математики. Заметим, что становление творчества происходит во всевозможных условиях и видах деятельности, при использовании различного теоретического материала. Однако, наиболее действенно, как показывают исследования, это становление творчества осуществляется при применении математики. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно разработать программу развития одаренных детей при обучении математике, реализуемую на базе Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева. Данная программа должна учитывать следующие теоретические положения.
1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «одаренные дети».
Французские психологи Фр. Бине и Т. Симон признавали влияние окружающей среды и особенности познавательного развития и впервые связали его с возрастными особенностями, установив понятие «умственного возраста» [5, с.93].
Дж. Рензулли: «одаренность это относительное понятие. Абсолютное - это «одаренность есть либо ее нет». Относительное: одаренность - результат взаимодействия определенных характеристик в конкретной области интересов или даже в пределах какой-то темы.
В. Штерн: умственная одаренность есть общая способность сознательно направлять свое мышление на новые требования, способность приспособления к новым задачам и условиям жизни» [5, с.114].
В исследованиях по проблеме одаренности можно выделить следующие подходы:
Многофакторная теория интеллекта: выделяется 10 групповых факторов, семь из которых названы «первичными умственными способностями»: «пространственный» «восприятие» «вычислительный» «вербальное понимание»
«беглость речи» «память»
«логическое рассуждение»
Когнитивная теория Дж. Гилфорда - активная роль учащихся как исследователя окружающего мира.
Теория множественности видов интеллекта
Г. Гарднера, которая рассматривает взаимодействие таких видов как
Лингвистиче ский
Логико-математический
Пространственный
Музыкальный
Мышечно-двигательный
Межличностный, в сущности определяющих и вид одаренности [5]
Выделяются виды одаренности: интеллектуальная, академическая, творческая. Так как мы рассматриваем проблему одаренных детей, то для нас представляют интерес последние два вида одаренности, приведем их характеристики.
Академическая одаренность, ее выделяли и исследовали Б. Кларк, В. Майкл, Жж. Стенли, К. Тейлор, предполагает:
- необыкновенный интерес к предмету;
- концентрированное внимание к деятельности, связанной с определением академической области;
- динамичный темп обучения;
- склонность к систематизации;
- способность конструктивного оперирования понятиями, терминологией по выбранному предмету;
- полная отдача сил, энергии, времени в области своего научного интереса;
- стремление к соперничеству;
- опережающее возраст понимание причинно-следственных связей, тяга к логическим умозаключениям и абстрактным понятиям;
- высокий уровень мотивации.
Как отмечает В.С. Юркевич, академическая одаренность - это «умение блестяще усваивать, то есть учиться» [7, с.54].
Исследователи творческой одаренности (Р. Стернберг, Т. Любарт) доказали, что для нее необходимо 6 специфических, но взаимосвязанных источников:
- интеллектуальных способностей;
- знаний;
- стилей мышления;
- личностных характеристик;
- мотивации;
- окружения [5, с.136].
Отметим русских ученых, которые внесли существенный вклад в изучение одаренности, это Л.И. Булыгин, Л. С. Выготский Ф. С. Матвеев, А. И. Острогорский, Р.И. Россолимо, А.Н. Соколов, В.М. Экземплярский.
Л.С. Выготский определял одаренность как генетически обусловленный компонент синтеза способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии [1, с.47]. Из этого следует, что заложенный талант от природы может быть развит либо безвозвратно утерян, что еще раз подчеркивает актуальность проблемы выявления и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Рассматривая проблему одаренных старшеклассников, определим одаренность как высокий уровень развития способностей человека, позволяющих ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
Выделяется общая и специальная одаренность, общая проявляется во владении всеми видами деятельности, для успешного осуществления которых необходимы определенные умственные качества, а специальная связана с различными видами деятельности, в которых она более всего раскрывается.
Основные признаки одаренности:
- раннее проявление способностей;
- быстрый темп усвоения знаний;
- формирование умений и навыков в какой-либо деятельности;
- склонность и интерес к ней;
- элементы оригинальности, творчества в деятельности.
В практике обучения наряду с понятием «одаренность» часто используется понятие «способность».
Возникает необходимость определить способности и их признаки, для выявления одаренных старшеклассников.
Б.Н. Теплов выделил 3 основных признака способностей:
- индивидуально-психологические особенности субъекта;
- индивидуально-психологические особенности, имеющие непосредственное отношение к успешности в некоторой (или нескольких) определенной деятельности;
- способности, которые не сводятся к уже выработанным знаниям и навыкам, но именно ими можно объяснить быстроту и легкость приобретения этих знаний, умений и навыков [3, с.82].
Способность к творчеству и созиданию в первую очередь считается атрибутом одаренности.
Педагогический аспект работы с одаренными детьми заключается в решении взаимосвязанных задач:
- стимулирование развития творческих способностей;
- формирование учебной мотивации и мотивации успеха;
- создание оптимальных дидактических конструкций, обеспечивающих развитие того или иного вида одаренных школьников.
Важной характерной чертой организации работы с одаренными школьниками является ее перспективный характер [2,с.21].
2. Развитие одаренных старшеклассников.
Как было отмечено ранее, понятие одаренности имеет возрастные особенности, подробно остановимся на развитии старшеклассников. Этот возрастной период становится сензитивным периодом для активизации процесса саморазвития.
Центральные новообразования в период старшего школьного возраста:
- формирование Я-концепции и развитие самосознания, становление идентичности;
- осознанное стремление к самореализации и готовность к самоопределению, самопроекция в будущее, формирование основных личностных позиций, выработка жизненных стратегий и планов, качественные изменения
в системе личных отношений, развитие саморефлексии, повышение уровня самоконтроля и саморегуляции, надстройка социального сознания как регулятор поведения.
Старшеклассники демонстрируют сохранение или повышение уровня интеллектуальных способностей, это отличительная черта одаренных детей старшего школьного возраста.
В обыденной жизни мы порой слышим: талант, гений, как бы подчеркивая уровень одаренности и это действительно так. Например, Е.И. Шебланова выделила условные уровни интеллектуальной одаренности:
- умеренный;
- высокий и исключительный;
- уровень высокой креативности [4, с.134].
Отличия высокоодаренных детей старшего школьного возраста:
- высокие интеллектуальные способности;
- креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);
- быстрое усвоение, выдающаяся память;
- интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
- высокая личная ответственность;
- убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
- позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [4].
Заметим, что креативность - «психологическое ядро» высоких уровней одаренности. В русском варианте «креативность» определяется как «творческость», а по отношению к одаренным детям как «творческая одаренность» [6].
Учитывая еще одно важное обстоятельство этого возрастного периода - профессиональная ориентация, выделим еще отличия одаренных старшеклассников.
В мотивационной сфере: большая свобода выбора и меньшая социальная скованность. Удлинение первичной социализации одаренных старшеклассников.
В предметно-практической сфере: в общении развивается способность к самообразованию и самосовершенствованию. Поиск своего места в системе человеческих отношений, идентичность, ощущение себя автором, творцом собственной биографии.
Позиции и ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его экзи-стенциональной сферы. Эта сфера выполняет функцию отбора идей, позиций, взглядов и ценностных ориентаций.
Проблема самоопределения детей старшего школьного возраста достаточно глубоко исследована: Э. Эриксон, М. Кле, С.Л. Рубинштейн. Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Г. Асмолов,
A.М. Толстых, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов,
B.В. Зарецкий, А.П. Авдуевская [2].
Как итог Я-концепции выступает самореализация -это цель самоопределения, она невозможна без активного включения процессов самопознания и самосовершенствования. Процесс самореализации предполагает определение жизненных ценностей и личностных смыслов, построение жизненных планов. Жизненный путь предстает не столько как индивидуальная биография, сколько как движение к высшим формам проявления своей сущности. Поэтому при обучении и воспитании одаренных старшеклассников
важны примеры жизнедеятельности исторических личностей, как идеалы в том или ином направлении науки, их интересующей.
Факторы, определяющие развитие одаренности старшеклассников:
- наследственность;
- деятельность;
- воспитание;
- обучение;
- окружающая среда.
Другой подход к определению этих факторов выглядит
так:
- исходная предпосылка - врожденные задатки;
- время выявления;
- развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес;
- всестороннее развитие интересов и способностей;
- соперничество и сотрудничество [2].
Вторая классификация, на наш взгляд, более детальная и при реализации программы обучения одаренных детей мы будем придерживаться ее.
Задача семьи вовремя увидеть, распознать способности ребенка, а школы - развить его способности, сформировать познавательный интерес в конкретной предметной области, создать возможности для реализации выявленных способностей. При этом важно не упустить время, учитывая, что способности могут, как развиваться, так и утрачиваться. По утверждению психологов, процент одаренных детей с годами снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к окончанию школы - 15-20%.
Каков же он, одаренный ребенок? Постараемся составить его портрет:
- проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы;
- предлагает много идей, ответов на вопросы;
- свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его;
- склонен к рискованным действиям;
- обладает богатой фантазией, воображением. Часто обеспокоен преобразованием, улучшением общества, предметов;
- обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не оказаться другим смешными;
- чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей;
- не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других;
- конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения;
- стремиться к самовыражению, творческому использованию предметов.
Не простая работа - выявить одаренного ученика, не менее важная задача подготовить учителя - личность, который сможет создать условия для его развития, укажет направления для самосовершенствования, сформирует для общества креативную личность.
С сожалением отметим, что и современное социально-экономическое положение в нашей стране во многом не способствует расцвету талантов: большое количество семей находятся в крайне сложных материальных условиях, учителя не могут разглядеть в детях признаки одаренности, а осуществлять психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей, могут лишь единицы из них.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Собрание соч.: в 6-ти т. Т.4 Детская психология, М.; Педагогика, 1984.
2. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2005.
3. Теплое Б.Н. Избранные труды: в 2-х т. М .: Педагогика, 1985.
4. Шебланова Е.И. Психолого-педагогическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. М.: МПСИ, 2004.
5. ШпареваГ.Т. Организационно педагогическая деятельность по развитию одаренности как основы элитарного образования: Дисс. .. д-ра пед. наук, Краснодар, 2002.
6. Урбан К. Поощрение и поддержка креативности в школе //Иностранная психология, 1999, № 11.
7. ЮркевичВ.С. Одаренность: иллюзии и реальность. М., 1990.
References
1. Vygotsky L.S. Collection of the works: in 6 volumes. Vol.4. Children's Psychology, Moscow; Pedagogy, 1984.
2. Lazarev V.A. Pedagogical support of gifted senior school pupils: Monograph. Yaroslavl: Publishing House YASPU named after K.D. Ushinsky, 2005.
3. TeplovB.N. Selected Works: in 2 volumes. Moscow: Pedagogy, 1985.
4. Sheblanova E.I. Psychological and pedagogical diagnostics of schoolchildren's giftedness: problems, methods, research results and practices. Moscow: MPSI, 2004.
5. Shpareva G.T. Organizational pedagogical activity on the development of giftedness as the basis of elite education: Diss. .. dr. ped. sciences, Krasnodar, 2002.
6. Urban K. Encouragement and support of creativity in school // Foreign Psychology, 1999, No. 11.
7. Yurkevich V.S. Giftedness: Illusions and Reality. M., 1990.