Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 159.928 ББК 88.52
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Селиванова Е. А.
Аннотация. В статье раскрываются особенности диагностики одаренных детей, рассматриваются условия выявления их педагогом, описываются черты творческой личности, приводится педагогическая диагностика творческих способностей.
The features of diagnosis of gifted children, the conditions of their detection by a teacher are disclosed, the features of a creative personality are described and the pedagogical diagnostics of creative abilities of the children are considered in the article.
Ключевые слова: одаренность, педагог, личность, деятельность, творческие способности.
Giftedness, teacher, personality, activity, creative ability.
Актуальность заявленной проблемы обусловлена необходимостью создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, что является одной из приоритетных задач современного общества. Основными направлениями программы деятельности современной школы является активный поиск и развитие способных и одаренных детей.
Однако при реализации данного направления перед руководителем образовательного учреждения и педагогом встает ряд вопросов, касающихся определения понятия одаренности, выявления способных и одаренных детей, организации для них психолого-педагогического сопровождения, которое предполагает создание условий, стимулирующих развитие творческих способностей детей.
Понятие одаренности довольно обширное, по различным основаниям выделяются разных виды одаренности, среди которых академическая, исследовательская, художественноэстетическая и другие виды одаренности. Само понятие одаренности емкое и многозначное и его применение может быть ошибочным по от-
ношению к тому или иному ребенку. Даже комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок, в результате которых может быть «пропущен» одаренный ребенок или, напротив, к числу таковых может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Вместе с тем нужно быть осторожными в применении ярлыков «одаренный» или «ординарный», так как это может негативно повлиять на личностное развитие ребенка [4]. В этой связи применяют его синонимы, такие как мотивированные к обучению дети, способные, перспективные, талантливые, творческие.
Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных детей, должен отвечать целому ряду требований: комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; длительность процесса идентификации; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам; экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, технических моделей, способов решения математических задач и пр.); учет зоны ближайшего развития; многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур и пр. [2].
Процедуры выявления одаренных детей должны быть экологически валидными с точки зрения специфики детской одаренности и своеобразия признаков одаренного ребенка. Следует подчеркнуть, что имеющиеся валидные методы идентификации одаренности весьма сложны и требуют высокой квалификации и специального обучения. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо свя -зывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Проблема выявления одарен-
Селиванова Е. А.
Психрлого-педагогическдя диагностика творческих, способностей личности
ных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности, одним из которых являются твор -ческие способности [3]. Диагностика предполагает коррекцию и развитие, в связи с чем, необходимо обеспечить таким обучающимся благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
При выявлении одаренных детей необходимо дифференцировать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
в) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
с) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Существует множество психологических методик, направленных на выявление одаренности. К ним относятся методы наблюдения, беседа, тесты интеллекта, креативности, способностей, личностных особенностей. Компетентными в применении данных методов в образовательном учреждении являются, прежде всего, психологи. Проблема заключается в том, что педагог не владеет данными методиками и не в каждом образовательном учреждении (особенно в сельских школах) есть психолог, что также затрудняет вопрос выявления ода -ренных детей.
Таким образом, правомерен вопрос определения признаков одаренности, на которые следует опираться педагогу в вопросах выявления способного ребенка.
В первую очередь, следует иметь в виду, что практически любая одаренность, вплоть до спортивной, не может существовать без заметной, ярко выраженной, часто весьма устойчивой системы интересов. Одаренность всегда развивается на основе определенной, любимой ребенком деятельности. Таким образом, педагог может выявить, прежде всего, интерес у ребенка. Зачастую интересы ученика увидеть непросто. Они далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы. Это означает, что учителю необходимо в первую
очередь узнать ребенка. Этому способствует наблюдение за ним, беседа с самим ребенком, а также его одноклассниками и родителями. Существуют специальные карты, позволяющие отследить развитие того или иного признака, так карта одаренности Хаана и Кафа, рассчитанная на детей (5-10 лет), позволяет выявить следующие виды одаренности: интеллектуальная; творческая; академическая; художественно изобразительная; музыкальная; литературная; артистическая; техническая; лидерская; спортивная.
Педагогу, работающему со способным ребенком, удобно применять подобные методики диагностирования.
Одаренный ребенок это творческая личность, в связи с этим педагог может акцентировать внимание на выявлении творческих способностей личности ребенка. Но вместе с тем возникает вопрос относительно того как прояв -ляются творческие способности. Рассмотрим различные классификации, раскрывающие особенности и личностные черты творческой личности.
А. Олах указывает на следующие личностные черты, присущи творческим людям:
1. независимость - личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
2. открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
3. высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
4. развитое эстетическое чувство, стрем -ление к красоте.
Гилфорд выделяет следующие параметры креативности:
- способность к обнаружению и постанов -ке проблем;
- способность к генерированию большого числа идей;
- гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способности к синтезу и анализу [1].
Гипотезы, дискуссии, размышления ЧИППКРО
- мгновенное схватывание сущности информации;
- способность находить противоречия;
- проблемное видение;
- склонность к риску [5].
Присутствие у ребенка подобных качеств,
не обязательно всех, достаточно их четвертой части говорит о наличии у него творческих способностей.
Вместе с тем данные способности проявляются в различных видах деятельности, учебная трудовая, игровая, общение, эмоции и прочее. Таким образом, мы предлагаем педагогически интерпретированную диагностику творчески способностей школьника.
Педагогическая диагностика творческих способностей.
Инструкция: При выборе позиций (качеств личности) необходимо отметить наличие данного качества в бальной системе. Проявление одного качества оценивается в 1 балл.
Обработка результатов предполагает суммирование общего количества баллов, коррелирующих с уровнями развития творческих способностей. Всего возможно выделить пять уровней:
0-7 баллов - низкий;
8-15 баллов - ниже среднего;
16-23 баллов - средний;
24-31 баллов - выше среднего;
31-39 баллов - высокий.
Рекомендуем особо обращать внимание на развитие исследовательских способностей детей, набравших от 24 до 39 баллов.
Таблица 1
Педагогическая диагностика творческих способностей
Тип способностей Проявления Баллы
1 Учебные характеристики Справляется с заданиями быстрее своих одноклассников
Быстро запоминает фактическую информацию
Является знатоком в интересующей теме
Не требует многократного повторения, чтобы выучить предмет
Имеет продолжительный объем внимания
Быстро надоедают однообразные задания
Любит трудные задачи
Обладает богатым словарным запасом.
По Стернбергу, творческая личность должна обладать следующими индивидуальными чертами:
- способность идти на разумный риск;
- готовность преодолевать препятствия;
- толерантность к неопределенности;
- готовность противостоять мнению окружающих.
О. Кульчицкая выделяет еще такие особенности творческой личности:
- возникновение направленного интереса к определенной области знания, еще в детские годы;
- высокая трудоспособность;
- подчинение творчества духовной мотивации;
- стойкость, «упёртость»;
- увлечение работой
Обобщая указанные черты, учитывая другие классификации, можно выделить следующие личностные особенности или параметры творческих способностей личности:
- смелость мыли,
- альтернативность,
- проблемное видение;
- умение переносить знания и опыт в новую ситуацию;
- генерирование новых идей;
- независимость;
- гибкость мышления;
- независимость;
- способность к самообучению;
- фантазия;
Селиванова Е. А.
Лсихрлого-педагогическдя диагностика творческих способностей личности
ЧИППКРО
Способен переносить знания от одной ситуации к другой
Крайне любознателен
Имеет широкий круг интересов
Проявляет интересы с опережением воз -раста
2 Особенности деятельности Предлагает уникальные ответы на вопросы
Любит выполнять дела новыми и разными способами
Способен устанавливать связи между несвязанными идеями
Сочиняет песни, стихи, загадки или шутки
Проявляет высокий уровень любознательности по многим вопросам
Рисует
Обладает высокой терпимостью к беспорядку
Создает усовершенствованные изделия
3 Чувство юмора Понимает игру слов и загадки
Высказывается или рассказывает истории с чувством юмора
Имеет исключительно чуткий слух ко всему эксцентричному и смехотворному
4 Мотивация Приступает к заданию самостоятельно, не дожидаясь указания
Самостоятельный, независимый ученик
Может упорно сосредотачиваться на задании долгое время
Не нуждается во внешних мотивах для выполнения задания
Проявляет сильную тягу к знаниям, ощущениям, творчеству, осмыслению
5 Абстрактное мышление Задает провокационные вопрос
Распознает связи, непостижимые для сверстников
Анализирует причины и следствия
Любит анализировать и решать сложные задачи
Использует логику при решении задач
Делает выводы
6 Чувствительность Интересуется вопросами о том, что такое хорошо и что такое плохо
Проявляет сочувствие к окружающим
Возлагает большие надежды на себя и других
Проявляет сильные чувства и зрелые взгляды
СОДЕИСГв
ГаЛ
Гипотезы, дискуссии, размышления
ЧИППКРО
Таким образом, данные методы позволяют педагогу провести экспресс-диагностику творческих способностей личности ребенка и сделать первичное заключение о его способностях, которые необходимо развивать.
Литература
1. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009.
2. Клементьевская, Е. А. Система работы с одарёнными и высокомотивированными детьми. Сотрудничество учителя и ученика [Текст] / Е. А. Клементьевская // Исследовательская работа школьников. - 2009. - № 2. -С. 33-47.
3. Матюшин, А. М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А. М. Матюшин // Вопросы психологии, 1989.
4. Левит, М. В. Образование одаренных в гимназическом образовательном пространстве / М. В. Левит, В. В. Глебкин // Завуч. - 2009. -№ 8. - С. 34-44.
5. Макарова, О. Г. Управление развитием работы с одаренными школьниками в многопрофильной гимназии на основе системноцелевого подхода [Текст] / О. Г. Макарова // Профильная школа. - 2007. - № 6. - С. 45-53.
6. Моргун, В. Традиции и перспективы педагогики одаренности «неодаренных» [Текст] / В. Моргун, М. Мутафова // Школьные технологии. - 2009. - № 2. - С. 20-24.