Научная статья на тему 'Некоторые аспекты социально-педагогической деятельности с одаренными детьми'

Некоторые аспекты социально-педагогической деятельности с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
443
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ТАЛАНТЛИВОСТЬ / ГЕНИАЛЬНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА / СПОСОБНОСТЬ К ТВОРЧЕСТВУ / СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ / GIFTEDNESS / TALENT / GENIUS / INDIVIDUAL ABILITIES OF A CHILD / CREATIVITY / SUCCESSFUL SITUATION / FORMS AND METHODS IN WORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев С. И., Привалова Г. Ф., Лопатин Н. А.

Авторы статьи рассматривают определение одаренности как системное, развивающееся на протяжении жизни качество личности, а понятие гениальности как высший уровень развития способностей, а также формы и методы работы с обучающимися, имеющими выдающиеся способности. Проводится сравнение между определением способностей, их развитием и оценкой одаренности детей в реальной педагогической практике. Рассматриваются различные критерии и практические методики по выявлению одаренности, а также педагогические подходы к работе с данной категорией детей. В рамках развития современного инклюзивного образования описаны варианты и направления использования индивидуальных особенностей личности в дальнейшем развитии способностей обучающихся. Отмечается возможность обучения педагогических кадров различным методикам работы с одаренными детьми. Предлагается анализ практики конкретных методик в условиях общеобразовательного учреждения. Указывается необходимость использовать в обучении педагогов для работы с одаренными детьми комплексный подход с учетом индивидуальных педагогических, психологических характеристик личности и данных психолого-педагогической диагностики. Обосновывается роль методик и программ ранней профессиональной ориентации одаренных детей для целевой профессиональной подготовки по предполагаемой профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев С. И., Привалова Г. Ф., Лопатин Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF SOCIOPEDAGOGICAL ACTIVITY WITH GIFTED CHILDREN

The article discusses the definition of giftedness as a systemic, developing during the quality life of an individual. The concept of a genius as the highest level of development of abilities that allows not only to achieve significant results in some activities, forms and methods of working with students who have outstanding abilities. A comparison is made between the definition of abilities, their development and evaluation of giftedness of children in real pedagogical practice. Various criteria and practical methods for identifying the giftedness and pedagogical approaches to working with this category of children are considered. As part of the development of the modern direction of inclusive education, options and directions in the use of individual personality characteristics in the further development of the abilities of students are described. It is noted that teachers can use various methods in the pedagogical practice of working with gifted children. The analysis of practice of application of concrete techniques in conditions of general educational establishment by teachers is given. It is pointed out the need to use in the teaching of gifted children a comprehensive approach in the work of a teacher and a psychologist, taking into account individual pedagogical and psychological characteristics of an individual and data of periodic psychological and pedagogical diagnostics. The role of methods and programs for the early vocational guidance of gifted children for the purpose of professional training in terms of the prospective profession is substantiated. It is proposed to determine the criteria for evaluating giftedness, taking into account the development prospects of a gifted child.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты социально-педагогической деятельности с одаренными детьми»

4. Psihologiya formirovaniya i razvitiya lichnosti [Psychology of the formation and development of personality]. Ed. L. I. Ancyferova. Moscow, Science, 1981, 368 p. (In Russian).

5. Asadullin R. M., Araslanova A. T., Bahtiyarova V. F., Nabieva T. V. Teoreticheskie aspekty podgotovki uchitelya kak sub»ekta pedagogicheskoj deyatel'nosti v usloviyah transformacii professional'nogo obrazovaniya [Theoretical aspects of training a teacher as a subject of pedagogical activity in conditions of transformation of vocational education]. Siberian Pedagogical Journal, 2015, no. 6, pp. 58-67. (In Russian).

6. Asmolov A. M. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya [System-activity approach to the development of standards for a new generation]. Pedagogy, 2009, no. 4, pp. 18-23. (In Russian).

7. Begidova S. N., Poddubnaya T. N. Professional'naya sub»ektnaya poziciya kak sostavlyayushchaya professional'nogo razvitiya studenta [Professional subject position as a component of the professional development of the student]. Bulletin of the Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, no. 2, pp. 25-31. (In Russian).

8. Borytko N. M. Gumanitarnye principy professional'nogo obrazovaniya pedagoga-vospitatelya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [The humanitarian principles of vocational education of teacher-educator in the system of continuous education]. Ivzestia of the Volgograd State PedagogicalUniversity, 2012, no. 11 (75), pp. 41-45. (In Russian).

9. Brushlinsky A. V. Psihologiya sub»ekta [Psychology of the subject]. Saint Petersburg, Aletheia, 2003, 272 p. (In Russian).

10. Garanin A. A., Garanina R. M. Algoritm sostavleniya kejsa v processe osvoeniya klinicheskih disciplin v medicinskom vuze [Algorithm for the compilation of a case in the process of mastering clinical disciplines in a medical college]. Education and Science, 2016, no. 3, pp. 198-206. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-3-198-206. (In Russian).

11. Garanina R. M. Didakticheskie principy processa formirovaniya sub»ektnoj pozicii studentov [Didactic Principles of the Process of Forming the Subject Position of Students]. Education and Science, 2017, vol. 19, no. 4, pp. 58-83. DOI: 10.17853/19945639-2017-4-58-83. (In Russian).

12. Garanina R. M. Realizaciya lichnostno-razvivayushchego potenciala samostoyatel'noj raboty studentov medicinskogo vuza v processe osvoeniya teoreticheskih discipline [Realization of the person-developing potential of independent work of students of medical high school in the process of mastering theoretical disciplines]. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 2011, no. 4 (35), pp. 145-149. (In Russian).

13. Godnik S. M. Process preemstvennosti vysshej i srednej shkoly [The process of continuity of higher and secondary schools]. Voronezh : Publishing house of Voronezh University, 1981, 208 p. (In Russian).

14. Efremova T. F. Sovremennyj tolkovyj slovar' russkogo yazyka [The modern explanatory dictionary of the Russian language]. Vol. 3. Moscow, AST, Astrel, 2005, 1168 p. (In Russian).

15. Myasishchev V. N. Lichnost' i nevrozy [Personality and neuroses]. Leningrad, Leningrad State University, 1960, 224 p. (In Russian).

16. Osnitsky A. K. Psihologicheskie mekhanizmy samostoyatel'nosti [Psychological mechanisms of independence]. Moscow, Obninsk, 2010, 232 p. (In Russian).

17. Slobodchikov V. I. Psihologiya cheloveka: Vvedenie v psihologiyu sub»ektivnosti [[Psychology of man: An introduction to the psychology of subjectivity]. Moscow, 2013, 360 p.

18. Skorobogatova M. R. Realizaciya Bolonskogo soglasheniya v sisteme podgotovki nauchnyh kadrov Rossijskoj Federacii [Implementation of the Bologna Agreement in the system of training of scientific personnel of the Russian Federation]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 2 (26), pp. 68-74. (In Russian).

19. Fromm Erih [Fromm Erich]. Collected Works. Compiled and prefaced by B. L. Wulfson. Moscow, Publishing House of Shalva Amonashvili, Moscow State Pedagogical University, 2000, 224 p. (In Russian).

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

SOME ASPECTS OF SOCIOPEDAGOGICAL ACTIVITY WITH GIFTED CHILDREN

Авторы статьи рассматривают определение одаренности как системное, развивающееся на протяжении жизни качество личности, а понятие гениальности — как высший уровень развития способностей, а также формы и методы работы с обучающимися, имеющими выдающиеся способности. Проводится сравнение между определением способностей, их развитием и оценкой одаренности детей в реальной педагогической практике. Рассматриваются различные критерии и практические методики по выявлению одаренности, а также педагогические подходы к работе с данной категорией детей.

В рамках развития современного инклюзивного образования описаны варианты и направления использования индивидуальных особенностей личности в дальнейшем развитии способностей обучающихся. Отмечается возможность обучения педагогических кадров различным мето-

УДК/UDC 373.5-056.45

С. И. Гусев, Г. Ф. Привалова, Н. А. Лопатин

S. Gusev, G. Privalova, N. Lopatin

дикам работы с одаренными детьми. Предлагается анализ практики конкретных методик в условиях общеобразовательного учреждения. Указывается необходимость использовать в обучении педагогов для работы с одаренными детьми комплексный подход с учетом индивидуальных педагогических, психологических характеристик личности и данных психолого-педагогической диагностики. Обосновывается роль методик и программ ранней профессиональной ориентации одаренных детей для целевой профессиональной подготовки по предполагаемой профессии.

The article discusses the definition of giftedness as a systemic, developing during the quality life of an individual. The concept of a genius as the highest level of development of abilities that allows not only to achieve significant results in some activities, forms and methods of working with students who have outstanding abilities. A comparison is made between the definition of abilities, their development and evaluation of giftedness of children in real pedagogical practice. Various criteria and practical methods for identifying the giftedness and pedagogical approaches to working with this category of children are considered. As part of the development of the modern direction of inclusive education, options and directions in the use of individual personality characteristics in the further development of the abilities of students are described. It is noted that teachers can use various methods in the pedagogical practice of working with gifted children. The analysis of practice of application of concrete techniques in conditions of general educational establishment by teachers is given. It is pointed out the need to use in the teaching of gifted children a comprehensive approach in the work of a teacher and a psychologist, taking into account individual pedagogical and psychological characteristics of an individual and data of periodic psychological and pedagogical diagnostics. The role of methods and programs for the early vocational guidance of gifted children for the purpose of professional training in terms of the prospective profession is substantiated. It is proposed to determine the criteria for evaluating giftedness, taking into account the development prospects of a gifted child.

Ключевые слова: одаренность, талантливость, гениальность, индивидуальные возможности ребенка, способность к творчеству, ситуация успеха, формы и методы работы.

Keywords: giftedness, talent, genius, individual abilities of a child, creativity, successful situation, forms and methods in working.

Введение

Одаренные люди необходимы любому обществу, задача которого состоит в определении и развитии их способностей, так как не каждый одаренный может справиться с этим самостоятельно. Стремительное развитие новых технологий привело к росту потребности в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных вносить новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи. Уже в начальной школе можно увидеть учеников, которым не интересна работа только со школьным учебником, им нужны углубленное изучение дисциплин, открытие новых горизонтов и сложные задачи. Такое поведение свидетельствует об одаренности ребенка.

Одаренные дети, особенности развития одаренности исследуются в трудах Н.С. Лейтеса, А. И. Савенкова, Б. М. Теплова, Д. В. Ушакова. Связанные с целостным подходом к проблеме одаренности методологические вопросы были поставлены учеными Ю. Д. Бабаевой, Д. Б. Богоявленской, А. В. Брушлинским. Возникающие у одаренных детей в процессе социализации социальные и психологические проблемы рассматривались в работах К. М. Гуревича, Е. И. Горбачевой, В. И. Панова, Д. Б. Эльконина [6].

«Качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности» — так определил одаренность Б. М. Теплов. При этом одаренность — это не механическая совокупность способностей, а новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в нее входят [6]. Одаренность дает возможность достижения успеха, а не обеспечивает успех в какой-либо деятельности. Человеку необходимо обладать определенной суммой знаний, умений и навыков, чтобы успешно осуществлять тот или иной вид деятельности. Одаренность может быть специальной (к одному виду деятельности) и общей (к разным видам деятельности) [2-4].

Попытки выработать единое понимание одаренности предпринимались в разных странах. Так, например, в США Комитет по образованию в 1972 г. предложил следующее определение: «ода-

ренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения». Как видим, определение одаренности дается через достижения, причем указывается, как их можно определить с помощью экспертов («опытных специалистов»), и речь идет о достижениях в различных сферах деятельности человека [3; 11].

Характерное для современной отечественной психологии определение понятия «одаренный ребенок» приведено в тексте «Рабочей концепции одаренности» (1998): «одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Одаренность определяется через достижения, которые уже продемонстрированы или только будут проявлены в будущем. В целом данное определение отражает суть явления, однако не проясняет, о каких именно «ярких, очевидных» или «выдающихся достижениях» идет речь [3].

Материал и методы исследования

Определение понятия одаренности детей невозможно без анализа такого направления педагогики, как педология. В историческом аспекте некоторая аналогия педагогики одаренных детей может сравниваться с развитием педологии в России. Идеи педологии в России были восприняты и развивались в начале XX в. В. М. Бехтеревым, Г И. Россолимо, А. П. Нечаевым и др., в то время как школа И. П. Павлова была настроена критически. Истинный подъем педологии как дисциплины и массового движения в стране произошел при поддержке большевистского правительства после революции 1917 г На пике своего развития в СССР педология находилась в 1920-е гг. В этот период в школах происходило активное внедрение практик психологического тестирования, результаты которого служили основой комплектации классов, организации школьного режима и т. п. По всей стране были созданы педологические институты. Под эгидой Российского психоаналитического общества был организован Дом ребенка в Москве. В его работе принимали участие В. Шмидт, С. Н. Шпильрейн и др. Однако Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» (1936) фактически ликвидировало педологию как самостоятельную научную дисциплину и общественное движение. В соответствии с постановлением метод тестов был запрещен, а педологам рекомендовалось переквалифицироваться в педагогов. С этого времени педология фактически прекратила свое существование в СССР. В настоящее время отмечены попытки вернуть отдельные элементы педологии в образовательный процесс под разными другими наименованиями в виде направлений работы с одаренными детьми, инклюзивного образования [2; 3]. Разумеется, нельзя не учитывать позитивный и негативный опыт педологического направления в педагогической практике. Этот исторический опыт нуждается в обязательном тщательном осмыслении и переработке.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования актуализируется необходимость работы с одаренными детьми. В требованиях к разделам основной образовательной программы основного общего образования указывается, что «... для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей, разрабатываются с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения» и необходимостью «. мониторинга возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей.» [5].

Школа, которая ориентирована на раскрытие индивидуальных возможностей каждого ребенка, не может не учитывать тот факт, что, по некоторым данным, у примерно 30 % учащихся за время одиннадцатилетнего обучения снижаются исходные показатели творческого развития и мотивации к обучению. И если сегодня не будут приняты меры по удовлетворению интеллектуальных и творческих запросов этих 30 % учащихся, то возникнет серьезная опасность потерять ценнейшие качества ребенка — «открытый ум и гибкий интерес детства» [3; 4].

Одаренность представляет собой системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его особенностей (интеллектуальных, культурных, психофизиологических) более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятель-

ности. Также одаренность рассматривается как состояние таланта, степень его выраженности. Одаренность представляет собой сочетание в человеке нескольких способностей к различным видам деятельности, которые позволяют ему значительно лучше остальных выполнять поставленную задачу. Так, одаренный ученик может быть способным в нескольких дисциплинах, показывать результаты, значительно превосходящие результаты деятельности его сверстников. Он может часто становиться победителем олимпиад, участником научно-практических конференций. Одаренность позволяет создать условия для получения в будущем успеха в определенном роде деятельности [3-5; 7].

Выдающиеся способности в определенной сфере деятельности, позволяющие человеку мыслить нестандартно, применять различные комбинации методов и способов деятельности, достигать высоких результатов лежат в основе понятия «талант». Талантливым может стать каждый человек, имеющий глубокие знания, умения, навыки и при этом творчески подходящий к работе, трудолюбивый, поэтому мы говорим о талантливых учителях, врачах, политиках, руководителях, художниках, писателях и многих других. Гениальность — это высший уровень развития способностей, позволяющий не только достигать значительных результатов в какой-то деятельности, но и создавать что-то принципиально новое: закон, теорию, школу, направление и др. Гении открывают новые пути в области научных исследований, искусстве, производстве. В своей деятельности они значительно опережают время, создают шедевры, значение их деятельности не ограничивается рамками одной страны. Их открытия важны для всего человечества [3; 4; 11].

Качественное своеобразие, характер и уровень развития одаренности (таланта) определяются сложным комплексом природных задатков и элементов социокультурной среды, опосредованным деятельностью ребенка (игровой, учебной, творческой, трудовой). В связи с этим особое значение для проявления и развития способностей имеют условия для активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.

Работа с одаренными детьми предполагает комплексный подход с использованием накопленного опыта как из области педагогики, так и психологии. Изучение психологии личности, клинической психологии позволяет выявить скрытые особенности личности, на практике осуществить индивидуальный подход и добиться более качественных результатов. При этом предполагается использование не только психологических тестов, но и более современных методик, например тренингов. Следует изучать различные способности одаренной личности с точки зрения психологии, выделять общие качества, отвечающие требованиям многих видов деятельности, и специальные качества, которые отвечают более узкому кругу требований профессиональной деятельности.

Результаты исследования

Требуется оценить направленность одаренности, по возможности осуществить на практике разработку индивидуальных подходов в обучении и коррекцию общеобразовательных программ для обучения одаренных детей. Несомненно, роль педагогов в определении и развитии способностей творческих и одаренных учеников будет ведущей. Имеют значение способы и методы выявления одаренных детей, разработанные критерии одаренности и качество оценки. Для выявления форм, приемов и методов работы с одаренными обучающимися в МБОУ «Гимназия № 71» («Радуга») была разработана анкета для учителей, в которой были отражены различные формы и методы работы с одаренными детьми. В процессе исследования был проведен опрос всех учителей гимназии, который показал, что 100 % учителей гимназии используют различные формы и методы работы с одаренными детьми. В практике образовательного процесса наиболее часто применяются следующие формы работы: индивидуальные занятия — 100 %, научно-практические конференции — 100 %, творческие задания — 95,2 %, активная внеклассная работа — 96 %. В то же время учебные проекты (40,2 %), ролевые игры (40,1%), работа с научной литературой (17,1 %), творческие мастерские (6,0 %) и некоторые другие формы недостаточно используются в практике педагогов (табл. 1).

Выявление одаренных детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Основное внимание уделяется развитию познавательных способностей ребенка.

При оценке одаренности детей необходимо обратить внимание на сочетание практических и теоретических вопросов. Представляются наиболее перспективными следующие методики:

Таблица 1

Формы и методы работы с одаренными детьми

Наименование Доля педагогов, применяющих... ( %)

Индивидуальные занятия 100

Олимпиады по предметам 100

Научно-практические конференции 100

Работа в парах, в малых группах 99

Выступления и доклады 97

Дискуссии 96

Активная внеклассная работа 96

Творческие задания 95,2

Индивидуальные задания 90

Решение нестандартных задач 90

Разноуровневые задания 85

Работа со специальной литературой 85

Конкурсы 83

Специальные компьютерные технологии 81,2

Подготовка презентаций обучающимися 80,3

Разработка проектов 72,3

Дидактические материалы 71,5

Составление задач обучающимися 61

Викторины 42

Учебные проекты 40,2

Ролевые игры 40,1

Инсценировка произведений 38,5

Театрализованные праздники 17,3

Работа с научной литературой 17,1

Интерактивные уроки 16,2

Научные кружки, общества 10,2

Творческие мастерские 6

Решение вузовских задач 5

творческие задания, решение нестандартных задач, разработка проектов, интерактивные уроки, разноуровневые задания.

Измерение уровня развития ребенка с помощью тестов и анкет может привести к ложным выводам. Часто за основной признак одаренности принимается уровень интеллектуального развития, или неуспевающего ученика считают неодаренным. Однако и при среднем уровне развития интеллекта возможны выдающиеся достижения. По данным исследований психолога Е. Торренса, среди детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, 30 % были одаренными. Детей с явной одаренностью значительно меньше, чем со скрытой [3; 4; 11].

Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности являются результатом сложного взаимодействия социальной среды и наследственности (природных задатков). В то же время нельзя игнорировать роль психологических механизмов саморазвития личности. Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью, а может лишь служить стимулом для его дальнейшего развития и продвижения. Выявление ода-

ренных детей необходимо связывать исключительно с задачами их обучения и воспитания, с оказанием им педагогической поддержки и психологической помощи, а также перспективами профессиональной деятельности.

Заключение

1. Следует определить основные критерии оценки одаренности и основные парадигмы подхода к организации и коррекции программ обучения с учетом особенностей индивида, перспектив развития одаренного ребенка.

2. Требуется рассмотреть вопрос о возможности использования адаптированных программ дополнительного образования для одаренных детей с учетом нагрузки по общеобразовательным программам и новых дисциплин.

3. При обучении одаренных детей необходимо основываться на комплексном подходе к работе педагога и психолога с учетом индивидуальных педагогических, психологических характеристик личности и данных периодической психолого-педагогической диагностики.

4. Разработать и внедрять методики и программы ранней профессиональной ориентации одаренных детей и профессиональной подготовки в плане предполагаемой выбранной профессии с учетом ее специфики.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. Казань, 1988. 236 с.

2. Басов М. Я. Общие основы педологии. М. ; Л., 1928. 744 с.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2001. 444 с.

4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. ; Воронеж, 2008. 478 с.

5. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. URL: http://www.ganant.ru/pnoducts/ ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 15.03.2018].

6. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного] общего образования [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. URL: http://base.ganant.ru/70188902/ (дата обращения: 15.03.2018].

7. Опыт работы с одаренными детьми в современной России : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. / науч. ред.: Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. М. : Арманов-центр, 2010. 297 с.

8. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.]. М. : Академия, 1998. 68 с.

9. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. М. : Академия, 2008. 232 с.

10. Теплов Б. М. Способности и одаренность // Психология индивидуальных различий. М. : Моск. ун-т, 1982. 136 с.

11. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoy lichnosti. Osnovy pedagogiki tvorchestva [Dialectics of upbringing and self-education of a creative personality. Fundamentals of pedagogy of creativity]. Kazan, 1988, 236 p. (In Russian].

2. Basov M.Y a. Obshchie osnovy pedologii [General principles of pedology]. Moscow, Leningrad, 1928, 744 p. (In Russian].

3. Ilyin E. P. Psikhologiya tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of creativity, creativity, giftedness]. Saint Petersburg, 2001. 444 p. (In Russian].

4. Leites N. S. Vozrastnaya odarennost' i individual'nye razlichiya [Age gifts and individual general differences]. Moscow, Voronezh, 2008. 478 p. (In Russian.].

5. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of basic general education]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated December 17, 2010, no. 1897. Available at: http://base.garant.ru/70188902/ (accessed 15.03.2018]. (In Russian.].

6. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo] obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of secondary (complete] general testing education]. Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated May 17, 2012, no. 413. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070507/ (accessed 15.03.2018]. (In Russian.].

7. Opyt raboty s odarennymi det'mi v sovremennoy Rossii [Experience working with gifted children in modern Russia]. Collection of materials of the general All-Russian Scientific and Practical Conference. Scientific ed.: N. Yu. Sinyagina, N. V. Zaitseva. Moscow, Armanov-tsentr, 2010, 297 p. (In Russian.].

8. Bogoyavlenskaya D. B., et al. Rabochaya kontseptsiya odarennosti [Working concept of giftedness]. Moscow, Academy, 1998, 68 p. (In Russian.].

9. Savenkov A. I. Odarennye deti v detskom sadu i shkole [Gifted children in kindergarten and their school]. Moscow, Academy , 2008, 232 p. (In Russian.].

10. Teplov B. M. Sposobnosti i odarennost' [Abilities and giftedness]. Psychology of individual differences. Moscow, University of Moscow, 1982, 136 p. (In Russian.].

11. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.