Л. Ю. Гороховатский
(Санкт-Петербург)
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ ЛИЧНОСТИ НЕГАТИВНЫМ ВОЗДЕЙСТВИЯМ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Статья посвящена рассмотрению специфического личностного качества - психической сопротивляемости личности негативным социальным и средовым воздействиям. Автором предлагается психолого-педагогический подход, направленный на развитие этого качества, и оцениваются возможности применения данного подхода в процессе профессиональной подготовки специалистов Вооруженных сил
В настоящее время как в отечественной [1,
7, 8, 15 и др.], так и в зарубежной [10, 11, 12,
14, и др.] литературе все чаще поднимается вопрос о необходимости разработки теоретических и прикладных аспектов проблемы психологической безопасности личности в среде и в образовании. Актуализация интереса исследователей к этой проблеме обусловлена рядом причин, среди которых первое место занимает беспрецедентный рост концентрации психогенных факторов риска, отмечаемый в современных экологических и социально-культурных условиях [6 и др.]. Названные риски объективируются и проявляются в различных стрессовых ситуациях и, как правило, приводят к актуализации дистрессов, влекущих за собой развитие психо-со-циальной дезадаптации [2] и пагубно сказывающихся на психическом здоровье личности. Как следствие, обостряется необходимость профилактики подобных девиаций и коррекции их последствий.
Очевидно, что затронутое направление деятельности специалистов по охране психического здоровья и, в особенности, практических психологов в образовании сегодня является одним из приоритетных.
Проведенный нами [3] анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что наиболее универсальной и прогрессивной теоретической концепцией, применяемой в современной мировой психологии в целях обеспечения психологической безопасности личности, является концепция психической сопротивляемости личности негативным социальным и средовым воздействиям.
Психическая сопротивляемость, в общем виде, может быть определена, согласно
Б. Б. Величковскому [15], как «общая способность личности противостоять трудностям».
Метафорически суть рассматриваемого феномена можно выразить следующим образом: психическая сопротивляемость - это «психический иммунитет», или, иначе, «проактивная психическая защита». Содержательно феномен сопротивляемости предстает как комплексное личностное качество, представляющее собой совокупность индивидуальных защитных факторов, позволяющих личности на психическом уровне отражать патогенное воздействие физической, социальной, педагогической и профессиональной средах.
Отметим, что, согласно K. Кейс (C. Keyes] [14], проблематика сопротивляемости сегодня присутствует в англоязычной психологии «практически везде», что говорит о результативности и эффективности данного подхода. В то же время в современной отечественной литературе проблеме психической сопротивляемости личности уделяется значительно меньшее внимание, что отчасти объясняется отсутствием методологической базы для проведения исследований феномена, а также недостаточным уровнем концептуализации проблемы в рамках современной отечественной психологии. Вместе с тем, анализ имеющихся публикаций [7, 8, 9, 15 и др.] показывает, что предлагаемая концепция весьма востребована в российских условиях. Это определяет необходимость концептуализации проблемы, проведения ее исследований и разработки прикладных психотехнологий, предназначенных для использования в деятельности психологов-практиков.
Сказанное особенно актуально в ситуациях, когда субъект пребывает в среде, сопряженной с повышенной концентрацией стрес-сорных факторов, каковыми, среди прочего, являются среды осуществления воинской и правоохранительной деятельности.
Так, в работе А. М. Жукова [8] отмечается острая необходимость принятия специальных мер, направленных на повышение психической сопротивляемости военнослужащих. С нашей точки зрения, данная потребность может быть удовлетворена посредством внедрения специальных психоразвивающих технологий в систему профессиональной подготовки военных кадров.
В настоящей статье мы остановимся на рассмотрении некоторых аспектов проблемы психической сопротивляемости в свете модернизации системы подготовки кадров для Вооруженных сил и других силовых ведомств Российской Федерации.
Охарактеризуем конструкт психической сопротивляемости. Рассматриваемый феномен представляется в современной литературе как совокупность ряда индивидуальнопсихических и социальных факторов, дающих субъекту возможность благополучно существовать под действием различных психогенных рисков [13]. Эти факторы получили в науке название защитных факторов (protective factors] и, по мнению Р. Б. Брукс (R. B. Brooks], могут быть отнесены к следующим основным категориям: 1] индивидуально-личностные особенности (темперамент и характер, уровень развития интеллекта, направленность личности и др.]; 2] благоприятные семейные обстоятельства; 3] умение позитивно взаимодействовать с жизненными ситуациями (в частности, отношение к социальной, профессиональной, образовательной и другим средам] [11 и др.]. Степень развития этих факторов является показателем баланса психической сопротивляемости субъекта и его психической уязвимости. Соответственно, целенаправленно развивая эти качества, можно развивать психическую сопротивляемость.
В ходе проводившегося нами мониторинга состояния воинской дисциплины и правопорядка военнослужащих контрактной службы (ВКС] за отдельно взятый учебный период было выявлено увеличение количества административных проступков и нарушений воинской дисциплины, совершенных ВКС, по сравнению с предыдущим учебным периодом. При этом имела место неравномерность
распределения их совершения. Отмечалось, что ВКС, имеющие длительный стаж службы по контракту, оказались более дисциплинированными и законопослушными, чем ВКС, контракт с которыми был заключен сравнительно недавно и которые перешли на контрактную службу после прохождения срочной.
В процессе консультаций с командирами подразделений, а также в результате анализа данных профессионально-психологического отбора и изучения социально-биографических данных военнослужащих мы пришли к выводу о том, что причина сложившегося положения заключается в недостаточном уровне психической сопротивляемости личности молодых ВКС. Мы предположили, что целенаправленно развивая педагогическими средствами и средствами психологического консультирования уровень психической сопротивляемости молодых контрактников, можно добиться повышения качества их профессиональной подготовки (эффективности учебнобоевой деятельности] и, следовательно, уровня их дисциплинарных показателей. Таким образом, мы встали перед необходимостью разработки образовательно-воспитательного подхода, реализация которого позволила бы развивать психическую сопротивляемость ВКС в рамках регулярной образовательной деятельности, предусмотренной Программой боевой подготовки.
Вместе с тем, на начальном этапе работы, мы до конца не понимали, в чем же заключалось различие между опытными и молодыми ВКС в аспекте структуры их психической сопротивляемости. Мы искали ответ на вопрос о том, какие защитные факторы молодых ВКС требуют целенаправленного психолого-педа-гогического сопровождения. Для решения этой проблемы мы предпослали разработке обозначенной программы пилотажное сравнительно-корреляционное исследование, направленное на выявление приоритетных целей программы. В этом исследовании мы показали, что в интересах развития психической сопротивляемости личности ВКС необходимо осуществлять следующие направления коррекционно-развивающей работы: 1] формировать мотивацию достижения успеха в профессии, 2] преобразовывать иерархии ведущих терминальных и инструментальных ценностей ВКС, чтобы жизненные терминальные и инструментальные ценности переориентировались с «легкого» и «развлекательного» времяпрепровождения на результативное исполнение служебных обязанно-
Таблица 1
Тематический план и трудоемкость курса «Психическая сопротивляемость личности»
№ п/п Тематика лекционных занятий Трудоемкость (акад. часов)
1. Понятие психической сопротивляемости личности 1
2. Понятие «факторов риска» 1,5
3. Понятие «защитных факторов» 2
4. История исследований психической сопротивляемости. Психическая сопротивляемость личности военнослужащих контрактной службы 2
5. Методы и приемы минимизация факторов риска и развития защитных факторов в воинских коллективах 2
Итого: 8,5
стей и 3] трансформировать структуру отношения ВКС к профессиональной деятельности в позитивном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах.
Такое коррекционно-развивающее воздействие, с нашей точки зрения, фактически и будет направлено на развитие индивидуально-личностных защитных факторов ВКС.
Эти идеи легли в основу разработанной нами образовательно-воспитательной программы.
Структурно предлагаемая программа включает в себя два основных блока: образовательный и психоразвивающий. Программа реализуется на протяжении одного учебного периода (полугодия]. К участию в занятиях, проводимых в рамках программы, добровольно привлекаются молодые ВКС, заключившие контракт по окончании подготовки в учебных воинских частях и прибывшие в соединение для дальнейшего прохождения службы.
Образовательный блок реализуется регулярно, в рамках занятий по общественно-государственной подготовке (ОГП), посредством лекций-бесед с личным составом, посвященных концептуальным основам успешного и благополучного осуществления воинской службы по контракту. Эти беседы имеют своей целью формирование информационной основы для развития перечисленных выше защитных факторов.
Кроме того, образовательный блок включает в себя также специальные лекционные занятия с офицерами - руководителями групп, привлекаемыми в качестве лекторов к участию в программе, которые проводятся в рамках занятий по командирской подготовке под руководством психолога.
Психоразвивающий блок воплощается в жизнь в форме регулярных групповых психологических семинаров (тренингов], проводимых на базе батальонной комнаты психологической разгрузки и пункта психологической помощи и реабилитации (ППиР) соединения.
Наряду с образовательным и психологическим блоком, программа включает в себя психодиагностический компонент, который реализуется в форме тестирования по ряду психодиагностических методик в начале освоения программы (первый срез] и по ее завершении (второй срез]. Психодиагностический компонент представляет собой инструмент мониторинга изменения уровня психической сопротивляемости личности ВКС и дает возможность оценить степень эффективности программы. Одновременно с этим, при помощи метода экспертных оценок (в качестве экспертов привлекаются офицеры звена взвод - рота - батальон], оценивается уровень воинской дисциплины и правопорядка в коллективе и степень дисциплинированности каждого конкретного ВКС. Результаты экспертизы являются еще одним внешним критерием оценки эффективности проводимых образовательно-воспитательных мероприятий.
Общая трудоемкость программы составляет примерно 70 человеко-часов, она реализуется под общим руководством психолога батальона или начальника ППиР соединения, с участием офицеров - руководителей учебных групп ОГП.
К проведению занятий привлекаются офицеры части, осуществляющие образовательную деятельность наряду с психологом, так
Таблица 2
Примерный тематический план и трудоемкость курса дополнительных лекций-бесед на тему «Личностное развитие в процессе служебной деятельности»
№ п/п Тематика лекционных занятий Трудоемкость (акад. часов)
1. Военнослужащий контрактной службы как военный профессионал - элита Вооруженных сил Российской Федерации 2
2. Военный профессионал XXI века: образованный, высококвалифицированный, успешный 2
3. Воинская служба по контракту как система социальных гарантий - профессионализм как залог уверенности в завтрашнем дне 2
4. Статус и ответственность военнослужащего контрактной службы как государственного служащего Российской Федерации 2
5. Слагаемые успеха в воинской службе по контракту: уверенность в сделанном выборе, ориентация на результат, приверженность профессиональным идеалам 2
Итого: 10
как включить всех участников программы в возглавляемую психологом группу ОГП организационно весьма сложно. Офицеры предварительно под руководством психолога проходят дополнительную подготовку, осваивая основные положения теории психической сопротивляемости. Тематический план и трудоемкость этих занятий представлена в таблице 1.
Освоение приведенной проблематики дает офицерам возможность наиболее эффективно проводить собственные учебные занятия с ВКС.
Сами же занятия с ВКС носят в большей степени просветительский характер и опосредованно направлены на формирование готовности ВКС к рефлексии и последующему саморазвитию в направлении пересмотра жизненных ценностей, целей, формирования и осознания мотивов профессиональной деятельности, переоценки отношения к своей профессиональной деятельности. Тематика лекций-бесед, проводимых с ВКС представлена в таблице 2.
1-я и 5-я темы курса представляют собой его введение и заключение. 2-я тема призвана сформировать у ВКС предпосылки к повышению уровня мотивации достижения успеха в профессиональной деятельности, 3-я тема ориентирована на трансформацию ценностно-смысловой сферы, а 4-я - на пересмотр отношения к профессиональной деятельности. Аналогичные цели заложены и в семинарские
(тренинговые] занятия, реализуемые в рамках психоразвивающего блока (примерно 30 часов].
Для выявления результативности программы нами были сформированы две группы молодых ВКС - экспериментальная и контрольная Проведенное психодиагностическое обследование показало, что уровень психической сопротивляемости в группах примерно одинаков и в целом соотносится со средним уровнем сопротивляемости военнослужащих срочной службы (ВСС] [4].
Члены контрольной группы были распределены в группы ОГП, обучающиеся по стандартной программе, а члены экспериментальной группы приступили к освоению расширенной программы, включающей дополнительно разработанные лекции. Кроме того, с членами экспериментальной группы стали регулярно проводиться запланированные психоразвивающие мероприятия. По окончании учебного периода было проведено вторичное психодиагностическое обследование членов экспериментальной и контрольной групп, по итогам которого выяснилось следующее:
1] уровень воинской дисциплины и правопорядка в экспериментальной группе показал статистически значимый рост (р < 0,05%], тогда как в контрольной группе он не только не изменился в лучшую сторону, но даже незначительно ухудшился;
2] в экспериментальной группе качество
ряда защитных факторов выросло, что подтверждает успешность осуществления запланированного психоразвивающего воздействия;
3] психическая сопротивляемость ВКС в экспериментальной группе выросла и качественно изменилась в лучшую сторону (р <
0,05%], тогда как в контрольной группе осталась без статистически значимых изменений.
Эксперимент показал, что программа оказалась результативной и позволила повысить уровень правопорядка и воинской дисциплины в воинской части, укомплектованной ВКС.
Литература
1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с.
2. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и социальная патология. (Наднозологическая диагностика и терапия психосоматических заболеваний и неврозов]. - СПб.: СОТИС, 1999. - 320 с.
3. Гороховатский Л. Ю. Категория психологической сопротивляемости в работах зарубежных и отечественных исследователей // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобко-ва филиала Российской таможенной академии. - 2011. - №2(39]. - С. 201-209.
4. Гороховатский Л. Ю. Отношение военнослужащих контрактной и срочной службы к среде осуществления военно-учебной деятельности // Материалы международной конференции «Социализация личности в глобальном мире». - СПб.: СПбГТУ, 2009. - С. 193-197.
5. Гороховатский Л. Ю., Лагун А. В. Личностное развитие в процессе образовательной и профессиональной деятельности : Программа постоянно действующего социально-психологического семинара. - СПб.: РИО СПб филиала РТА, 2011. - 56 с.
6. Кондратьев К. Я. Устойчивое развитие в контексте проблем общества потребления // Устойчивое развитие и экологический менеджмент. - СПб.: СПбГУ ; ВВМ, 2005. - С. 29-62.
7. Нарушевич А. А. О феномене сопротивляемости в современной зарубежной психологии // Вестник Новгородского государственного университета. - 2007. - №42. - С. 7-9.
8. Жуков А. М. Стресс жизни офицеров Вооруженных сил Российской Федерации и его психопрофилактика : дис. ... канд. пси-хол. наук. - М.: ВУ МО РФ, 2004. - 195 с.
9. Сотниченко Д. М. Жизнестойкость как психологический феномен. Его значение в современных условиях службы в армии / / Вестник Томского гос. педагогич. ун-та. - 2009. - №8. - С. 104107.
10. Bonanno G. A., Galea S., Bucciarelli A. & Vlahov D. What Predicts Psychological Resilience After Disaster? The Role of Demographics, Resources, and Life Stress // Journal of Consulting and Clinical Psychology. - 2007. - Vol. 75. - No. 5. - P. 671-682.
11. Brooks R. B. Children at Risk: Fostering Resilience and Hope // American Journal of Orthopsychiatry. - 1994. - No. 64. - P. 545-553.
12. Chan D. W. Hardiness and its Role in the Class-Burnout Relationship Among Prospective Chinese Teachers in Hong Kong // Teaching and teacher education. - 2003. - No.19. - P. 381-395.
13. Ionescu S. La Resilienceet les Concepts Apparentes // Психологическая безопасность, устойчивость, психотравма : c6. науч. ст. по материалам Первого Международ. форума. - СПб.: Книжный дом, 2006. - С. 14-17.
14. Keyes C. L. M. Risk and Resilience in Human Development: An Introduction // Research in human development. - 2004. - № I (4]. -Р. 223-227.
15. Velichkovsky B. B. Primary and secondary appraisals in measuring resilience to stress // Psychology in Russia: State of the Art. -2009. - Р.539-563.