В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман // Вопр. психологии. 1996. № 5. С. 38 - 50.
Youth crisis and its reflexive mediation
Young people’s self-consciousness from the adolescence through the youth is studied.
It is suggested that the transition from infant selfconsciousness to the mature is mediated by the reflexive basis and the search of the meaning of being. In the research the technique of the epistolary metaphor is used. In the result, the phenomenology is found which proves the suggestion about such mediation.
Key words: adolescence, youth, self-consciousness, identification, reflection, metaphor, chronology.
B.A. ТУБИН, Л.Ю. ГОРОХОВАТСКИЙ,
A.B. ЗУДИН ( Санкт-Петербург)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫ1Х И НЕУСПЕШНЫ1Х В УЧЕБНОБОЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, ПРОХОДЯЩИХ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ В ИНЖЕНЕРНЫХ ВОЙСКАХ
Исследуются основные профессионально важные качества военнослужащих инженерных войск РФ, проходящих службу по контракту, определяющие успешность учебно-боевой деятельности.
Ключевые слова: профессионально важные качества, успешность учебно-боевой деятельности, военнослужащий контрактной службы, экспертная оценка, успешность учебнослужебной деятельности, особенности военной службы по контракту.
В настоящее время все большее количество специалистов в различных областях науки обращает внимание на проблему комплексного сопровождения военнослужащих (солдат и сержантов), проходящих службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Можно указать на работы С.В. Бугаева [2], И.В. Грабовского [3], В.С. Гребне-
ва [4], С.Г. Захарова [7], С.А. Мишина [14], Л.В. Певня и его коллектива [15; 16], И.Н. Торгаевой [20] и ряд других. Всплеск интереса к проблеме психологопедагогического и социального сопровождения военнослужащих контрактной службы (ВКС) обусловлен значительной актуализацией данной проблемы, наблюдаемой в настоящее время, что связано, в первую очередь, с комплексной реорганизацией Вооруженных Сил, которая осуществляется сегодня. Вместе с тем наблюдается дефицит научных исследований в указанной области, особенно исследований прикладного характера [20].
Принимая во внимание актуальность обозначенной проблематики, мы решили предпринять попытку выделения ключевых магистральных направлений психо-лого-педагогического сопровождения ВКС. Преследуя заявленную цель, мы решили выявить характерные психологические особенности, свойственные успешным и неуспешным в учебно-боевой деятельности ВКС.
Результаты таких исследований позволят нам в дальнейшем выдвинуть обоснованные предложения по модернизации системы психологической работы в воинских формированиях, комплектуемых ВКС.
В литературных источниках [8; 18; 19] многократно указывается на то, что для того чтобы быть успешным в учебно-боевой деятельности (и профессиональной деятельности вообще), субъект должен обладать такими психологическими особенностями, которые дадут ему возможность быть таковым. Указанными особенностями являются профессионально важные качества (ПВК).
Проблема ПВК (в том числе ПВК военнослужащих) на сегодняшний день достаточно подробно раскрыта в значительном количестве работ. Можно указать на исследования В.А. Бодрова [1], В.А. Губина [5], А.Г. Маклакова [10], В.Л. Ма-рищука [12], В.Н. Машкова [11], Н.В. Довбешко [6], К.В. Лосева [9] и др. Анализ вышеуказанных публикаций позволил нам сделать вывод о том, что существует ряд качеств, которые в наибольшей степени важны для успешной учебно-боевой деятельности ВКС. Перечислим эти ПВК: темп мыслительных операций, логическое
© Губин В.А., Гороховатский Л.Ю., Зудин А.В., 2009
Темп мыслительных операций — Логическое мышление — Способность к классификации — Познавательные способности — Моральная нормативность Нервно-психическая устойчивость Эмоциональная устойчивость Математические способности
20 40 ВО 80 100
□пкаде 01э1апсе
Темп мыслительных операций Эмоциональная устойчивость Нервно-психическая устойчивость Логическое мышление Познавательные способности Моральная нормативность Математические способности
Способность к классификации
0,0 0,5 1.0 1,5 2,0 2,5 3,0
и пкаде □¡эШпсе
Рис. 1. Результаты кластерного анализа данных психодиагностического обследования в группе «успешных» военнослужащих
Рис. 2. Результаты кластерного анализа данных психодиагностического обследования в группе «неуспешных» военнослужащих
мышление, математические способности, способность к классификации, познавательные способности, эмоциональная устойчивость, моральная нормативность, нервно-психическая устойчивость.
Мы исследовали перечисленные качества ВКС, проходящих службу в инженер -ных войсках, с помощью соответствующих психодиагностических методик, традиционно применяемых в войсковой практике [13]. В частности, мы применили следующие методики: «8-1е81», «Установление закономерностей», «Арифметический счет»; шкалы «МИОМ-2», «В» и «С» и «0Х» из методики 16-ФЛО Кетелла, МЛО «Адаптивность».
Вместе с тем мы предложили в общей сложности 12 прямым и непосредственным начальникам испытуемых провести экспертную оценку степени выраженности у последних более комплексных и менее диагностируемых личностных, профессионально важных для ВКС конструктов, которые мы сформулировали в ходе дискуссий с рядом офицеров на основе анализа черт, необходимых успешному военному профессионалу, приводимых в про-фессиографической литературе [17]. Это позволило нам в итоге получить более полные и психологически более тонкие результаты.
Мы решили, в дополнение к указанным выше признакам, изучить следующие психологические особенности ВКС: уровень развития воли; способность к анали-
зу и синтезу в экстремальной ситуации; способность к адекватным действиям в экстремальной ситуации; быстрота реакции; физическая выносливость; способность к волевому саморегулированию; способность к преодолению трудностей; способность сосредоточивать внимание на необходимом объекте нужное количество времени; умение быстро переключать внимание на другой объект; способность к эффективному взаимодействию в сложной ситуации.
Затем мы проанализировали степень профессиональной успешности указанных военнослужащих. Уровень успешности ВКС в служебной деятельности определялся нами комплексно на основе экспертных заключений и анализа результатов учебной деятельности испытуемых (ведомости контрольных занятий по боевой и общественно-государственной подготовке).
Объектом исследования стали 146 ВКС -мужчин в возрасте от 18 до 46 лет. Средний возраст испытуемых составил 23 года. В исследование были вовлечены представители всех групп воинских специальностей инженерных войск. Испытуемые обладали преимущественно средним образованием. В исследование были вовлечены уроженцы более чем 30 регионов всех федеральных округов Российской Федерации.
Мы разделили исследованную выборку на группы сравнения. В первую группу вошли военнослужащие, чья интеграль-
Уровень развития воли' Быстрота реакции' Способность к волевому саморегулированию ■ Способность к преодолению трудностей;
Способность сосредоточивать Умение быстро переключать внимание Физическая выносливость Способность к эффективному взаимодействию Способность к адекватным действиям Способность к анализу и синтезу
Уровень развития воли Физическая выносливость Способность к преодолению трудностей' Способность к анализу и синтезу-Способность к адекватным действиям Быстрота реакции ■ Способность к волевому саморегулированию ■ Способность сосредоточивать' Умение быстро переключать внимание ■ Способность к эффективному взаимодействию'
0.9 1,1 1,3 1.5
1.0 1.2 1.4
Рис. 3. Результаты кластерного анализа данных эксперной оценки ПВК в группе «успешных» военнослужащих
Рис. 4. Результаты кластерного анализа данных эксперной оценки ПВК в группе «неуспешных» военнослужащих
ная оценка успешности определялась как «успешен». Во вторую группу вошли те, чей результат был, соответственно, «неуспешен».
Сначала был проведен анализ результатов психодиагностического обследования. Для этого мы осуществили в группах сравнения процедуру кластерного анализа и сопоставили результаты, полученные в группах (см. рис. 1-2). Далее мы реализовали аналогичные действия с результатами экспертной оценки испытуемых (рис. 2-3). Интерпретации подверглись взаимосвязи, выявленные на пятипроцентном уровне статистической значимости (р<0,05).
Анализ полученных графиков (рис. 1 -4) позволил нам дать содержательную характеристику успешного военнослужащего контрактной службы.
Мы выяснили, что успешный ВКС должен отличаться следующими специфическими характеристиками: он должен обладать существенно развитой когнитивной сферой (см. рис. 1). При этом когнитивная сфера успешного ВКС включает в себя, наряду с непосредственно когнитивными способностями, также и элемент нервно-психической устойчивости. Блок логических способностей, в совокупности с познавательным потенциалом и моральной нормативностью, формируют ценностно-смысловой блок ВКС. Ценностно-смысло-вые ориентации ВКС, таким образом, значительно зависят от когнитивной и нрав-
ственной сфер. Далее можно отметить, что развитая ценностно-смысловая сфера в совокупности с нервно-психической устойчивостью (НПУ) и темпом мыслительных операций (т. е. способностью ориентироваться в ситуации, оценивать ее и быстро реорганизовывать процесс деятельности) формируют эмоциональный блок.
Обобщая интерпретацию данных результатов, можно заключить, что успешность ВКС определяется степенью его эмоционального благополучия, которое, в свою очередь, определяется степенью когнитивного развития, уровнем НПУ и ценностносмысловыми ориентациями.
Перейдем к рассмотрению менее успешного ВКС. Специфические психологические характеристики менее успешного ВКС обладают более простой структурой, чем таковые у более успешных. Аффективные свойства неуспешного ВКС находятся во взаимосвязи с элементарными умственными способностями. Это говорит о том, что скудные умственные способности накладывают негативный отпечаток на эмоциональную сферу ВКС. Эмоциональная сфера находятся в зависимости от способности неуспешного ВКС познавать мир в целом.
Наличие когнитивного блока, включающего в себя математические способности и способности к классификации, говорит о том, что узкие специфические умения не позволяют ВКС быть в целом успешными в службе. Кроме того, пре-
градой для успеха в службе является рассогласованность ценностно-смысловой системы ВКС, что следует из обособленно стоящего признака моральной нормативности, который теряет свою значимость, не будучи подкрепленным когнитивным и аффективным компонентами.
Теперь подробнее остановимся на полученных нами результатах экспертизы (см. рис. 3 - 4).
Здесь наблюдается схожая ситуация. Ярко выражен когнитивно-волевой блок факторов. Успешность в служебной деятельности дается волевыми усилиями, которые базируются на умственных способностях и психофизических качествах. Наличие сильной волевой сферы у успешного ВКС способствует адекватности действий представителей данной группы военнослужащих.
Значительно более простая схема специфических психологических черт, определяющих успешность, наблюдается у менее успешных военнослужащих. Фактически можно говорить лишь о весьма примитивной волевой сфере и простом блоке психофизических качеств.
Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что залогом успеха ВКС в учебно-боевой деятельности являются 1) кругозор и уровень когнитивного развития, 2) уровень воспитания и ценностно-смысловые ориентации, 3) мотивация, 4) воля, 5) нервно-психическая устойчивость.
На базе полученных в настоящем исследовании результатов предполагается разработка комплекса мероприятий психоло-го-педагогического сопровождения учебно-боевой деятельности военнослужащих контрактной службы инженерных войск, направленных на формирование и развитие психологических качеств успешного военнослужащего.
Литература
1. Бодров, В.А. Психофизиологический отбор военных специалистов: метод. пособие / В.А. Бодров. М., 1973.
2. Бугаев, С.В. Основные элементы содержания педагогического процесса формирования нравственной культуры у военнослужащих-контракт-ников ВВ МВД России / С.В. Бугаев // Вестн. ун-та (ГУУ). 2006. №7 (23). С. 17 - 25.
3. Грабовский, И.В. Основные подходы к изучению психологических особенностей военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих службу по контракту / И.В. Грабовский // Военно-социологические исследования: сб. ст. 2004. Вып. 4. С. 44 - 53.
4. Гребнев, В.С. Этническая социализация военнослужащего-контрактника в условиях реформирования Вооруженных Сил России: авто-реф. дис. ... канд. социолог. наук / В.С. Гребнев. Казань, 2006.
5. Губин, В.А. Психология трудовой деятельности закрытых коллективов: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.А. Губин. СПб., 1996.
6. Довбешко, Н.В. Психолого-педагогиче-ские особенности подготовки учащихся морского кадетского корпуса к обучению в высших военных учебных заведениях: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.В. Довбешко. Петродво-рец, 2007.
7. Захаров, С. Г. Медико-социальная характеристика рядовых и сержантов, проходящих военную службу по контракту в Северо-Кавказском регионе: автореф. дис. ... канд. мед. наук / С.Г. Захаров. М., 2006.
8. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПб., 2008.
9. Лосев, К.В. Психологические детерминанты пригодности студентов высшего учебного заведения к военно-профессиональному обучению: дис. ... канд. психол. наук / К.В. Лосев. СПб., 2006.
10. Маклаков, А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: автореф. дис. ... д-ра психол. наук/ А.Г. Маклаков. СПб., 1996.
11. Марищук, В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / В.Л. Марищук. М., 1982.
12. Машков, В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента / В.Н. Машков. СПб., 2005.
13. Методики военного профессионального психологического отбора: метод. пособие / под общ. ред. В.И. Лазуткина, В.А. Жильцова, Г.М. Зараковского [и др.]. М., 2005.
14. Мишин, С.А. Некоторые социологические аспекты перевода ряда соединений и воинских частей Сухопутных войск на контрактный способ комплектования / С.А. Мишин // Военно-социологические исследования: сб. ст. М., 2005. Вып. 4. С. 45 - 56.
15. Певень, Л.В. Профессиональная армия -перспективы военного строительства / Л.В. Певень, Р.А. Балашов // Военно-социологические исследования: сб. ст. М., 2007. Вып. 4. С. 20 - 25.
16. Результаты мониторинговых исследований по социологическому сопровождению федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту ряда соединений и воинских частей» на 2004 - 2007 годы / отв. ред. Л.В. Пе-вень. М., 2007.
17. Романова, Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограм-мы / Е.С. Романова. 2-е изд. СПб., 2003.
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб., 1999.
19. Толочек, В.А. Современная психология труда / В.А. Толочек. СПб., 2005.
20. Торгаева, И.Н. Психолого-акмеологичес-кие факторы формирования личностно-профессиональной Я-концепции военнослужащих по кон-
тракту: автореф. дис. ... канд. психол. наук / И.Н. Торгаева. Ульяновск, 2006.
Psychological features of engineering troops enlisted men who are successful or not in their education and fighting activities
There are researched basic professionally important qualities of engineering troops enlisted men of the Russian Federation that can define the success of education and fighting activities.
Key words: professionally important qualities, success of education and fighting activities, engineering troops man, expert evaluation, success of education and service activities, features of enlisted service.