УДК 351.759.62.(075.8)
МОДЕЛЬ И ПРОГРАММА АКТИВИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВОИНА-КОНТРАКТНИКА
Дробышев Валерий Ильич
Кубанский Государственный Аграрный Университет, Краснодар, Россия
В статье с опорой на труды отечественных ученых описана и обоснована модель и программа активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника, показаны основные этапы формирования и развития военно-профессиональной направленности.
Ключевые слова: ВОИН-КОНТРАКТНИК, ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ, ВОСПИТАНИЕ, РАЗВИТИЕ, МОДЕЛЬ, ПРОЦЕСС, РАЗВИТИЕ, ЭТАПЫ.
UDC 351.759.62.(075.8)
THE MODEL AND PROGRAMME OF ACTIVATION OF THE MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION DEVELOPMENT IN A CONTRACT SOLDIER
Drobyshev Valeriy Ilyich
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
The model and programme of activation of the military and professional orientation development in a contract soldier are described and well
-grounded in the article, as well as the main stages of this development.
keywordse: THE SOLDIER ON CONTRACT SERVICE, MILITARY AND PROFESSIONAL ORIENTATION, TRAINING, DEVELOPMENT, MODEL, PROCESS AND STAGES.
Военная реформа ВС Российской Федерации происходит путем кардинального изменения и оптимизации организационно-штатной структуры войск и сил флота, технического оснащения современным оружием и боевой техникой, воспитания военнослужащего как военного профессионала, патриота и гражданина Отечества. Одним из таких серьезных направлений стало комплектование воинских частей и кораблей военнослужащими контрактной службы.
Вместе с тем ход реализации ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту» требует новых подходов к обучению и воспитанию воинов-контрактников. Сегодня в этой работе на первый план для органов военного управления, командиров и офицеров-воспитателей выходит задача активизации процесса развития военно-профессиональной направленности (ВПН) у воинов-контрактников.
Военно-профессиональная направленность воина-контрактника ВС РФ это система сформированных устойчивых мотивов: интересов, потребностей,
склонностей, побуждающих к военно-профессиональной деятельности (ВПД) в качестве военнослужащего проходящего воинскую службу по контракту на
добровольной основе [2]. Она проявляется в сформированных свойствах личности, где профессиональные характеристики, необходимые для профессиональной деятельности, реализуются как когнитивно-личностные новообразования, возникающие в процессе профессиональной деятельности.
В воинских частях, на кораблях применяется традиционная модель формирования военно-профессиональной направленности военнослужащего контрактной службы. В процессе формирования ВПН воин-контрактник проходит ряд этапов [2]:
1 этап - начальный. Основные особенности данного этапа: а) принятие решения освоить военную профессию, конкретную воинскую специальность; б) наличие эмоционального настроя, эпизодического, ситуативного интереса, предметную установку и некоторые трудовые привычки; в) отсутствие самостоятельности и инициативы.
2 этап - зарождения ВПН. Характерными компонентами для данного этапа является: а) наличие фиксированной установки на профессию и более устойчивые интересы; б) обнаружение и проявление военно-профессиональных склонностей; в) повышенный интерес к практической стороне военной деятельности; г) на базе сформировавшейся устойчивой цели определяется общее направление военно-служебной деятельности; д) проявление чувства уверенности в себе и самостоятельности; е) формирование чувства профессиональной ответственности.
3 этап - становления ВПН. На данном этапе у каждого воина-контрактника: а) складывается твердая установка на военную профессию, устойчивый интерес и склонность к ней; б) проявляется особая увлеченность военно-профессиональной деятельностью военнослужащего; в) происходит самоутверждение личности через систематизированный добросовестный профессиональный воинский труд.
4 этап - полного формирования ВПН. Главные особенности этого этапа: а) Полное увлечение воинской профессией и своей воинской специальностью; б) слияние в единое целое воина-контрактника и военно-профессионального дела; в) развитое мировоззрение, наличие широкого круга способностей к избранной профессии и конкретной специальности, четко выраженных склонностей и призвания; г) существование высокого профессионального мастерства и наличие
профессионального идеала; д) отмечаются твердые убеждения в личной и военно-профессиональной жизнедеятельности.
Последовательное прохождение данных этапов в среднем занимает до 10 лет, а в некоторых случаях 10-15 лет. Для современного развития армии и флота это очень длительный период, возникает необходимость активизации процесса формирования и развития ВПН у воинов контрактной службы и существенного сокращения срока их становления как военных профессионалов.
Познавательная деятельность, обеспечивающая приток новой информации о профессии, ее требованиях к человеку, более эффективна при полной ВПН (преобладании прямых мотивов выбора). Открывающиеся перед воином-контрактником новые горизонты могут стимулировать в этих случаях ценностно-ориентационную деятельность, расширяющую и углубляющую уже сложившуюся систему оценок и представлений [2, 3, 9].
Возникает вопрос создания модели и программы активизации военно-профессиональной направленности у военнослужащих. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности должна содержать задающий блок, который генерирует требования к современному воину-контрактнику.
На основе рекомендаций Н.Ф. Талызиной [8] и в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами государства, руководящими документами министерства обороны РФ, данный блок сформирован и его структура показана на рис. 1.
Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника приведена на рис. 2 и представлена:
аналитико-мотивационным блоком, предусматривающим на основе организационно-штатной структуры подразделений воинской части проведение диагностики существующего уровня ВПН воинов-контрактников; мотивационная установка воинов-конграктников на процесс развития ВПН.
- концептуально-целевым блоком, где отражены положения аксиологического, программно-проектировочного, деятельностного и компетентностного подходов, а также ряд принципов воинского
Рис. 1. Структура задающего блока модели активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника
воспитания (целенаправленность, воспитание в различных видах деятельности, воспитание в воинском коллективе и через коллектив, индивидуальный и дифференцированный подход к личности, обеспечение единства воспитания и самовоспитания, стимулирование). Основная цель активизации процесса развития ВПН - повышение эффективности военно-профессиональной деятельности воинов-контрактников.
программно-проектировочным блоком, предполагающим разработку целевой программы активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. Содержание такой программы отражает логику воспитательного процесса с воинами-контрактниками, и предусматривает блочно-модульное проектирование содержания воспитания, и включает: установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность воина-контрактника по формированию мировоззрения, убеждений, идеалов, развитию интереса, склонностей, желаний; а также готовности субъекта к целенаправленной и эффективной деятельности); психологический блок-модуль (изучение теории профессиональной направленности); блок-модуль
воспитательной работы (сочетание служебных и вне служебных форм воспитательной работы с воинами-контрактниками); блок-модуль самовоспитательной деятельности (применение Программы развития ВПН воина-контрактника «Сам себе психолог»),
педагогико-технологическим блоком, предусматривающим
последовательную взаимосвязанную систему действий командиров и военных воспитателей, направленных на решение педагогической задачи активизации процесса развития ВПН воина-контрактника: 1) Определение
психолого-педагогических условий активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в условиях воинской службы. 2) Определение средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих реализацию психолого-педаго- гических условий активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 3) Разработка программы и методики активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 4) Учет особенностей активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в условиях информационно-педагогической среды воинской части. 5) Определение критериев активизации процесса развития ВПН воина-контрактника. 6) Формирование механизма корректировки программы и методики активизации процесса развития ВПН воина-контрактника в зависимости от изменения внешних факторов и потребностей военно-профессиональной деятельности.
- оценочным блоком, включающим когнитивный, ценностно-мотивационный и деятельностный критерии определения результативности апробированной модели в русле аксиологического подхода (представления воинов-контрактников о ВПН, готовность к добросовестной и высоко результативной военно-профессиональной
деятельности, их участие в различных общественных мероприятиях, систематизация самовоспитания).
Рис. 2. Модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника
Применение настоящей модели требует активного участия в ее реализации военных психологов. Их специализированная деятельность
заключается в проведении на высоком уровне тестирования военнослужащих, разъяснении им инструкций тестов, объяснении необходимости серьезного отношения к подбору ответов, что обеспечит достоверность полученных результатов. Особая задача психолога - обучение воинов-контрактников и проведение с ними установочных занятий, индивидуальных тренингов по реализации программы активизации процесса развития ВПН.
Организаторская деятельность органов военного управления, командиров и офицеров-воспитателей направляется на усиление воспитательной работы, индивидуального и коллективного воздействия, разъяснение сущности профессионализма, ратного мастерства, сущности, содержания и необходимости развития военно-профессиональной направленности у воинов-контрактников.
Представленная модель активизации процесса развития военно-профессиональной направленности воина-контрактника представляет собой совокупность программно-содержательного, диагностического и
оценочно-результативного процессов, объединенных для реализации поставленной цели. Данная модель отражает рациональную и адекватную организацию процесса развития военно-профессиональной направленности в интересах повышения эффективности военно-профессиональной деятельности данной категории военнослужащих.
В целях активизации процесса развития ВПН воинов-контрактников, разработана целевая программа, которая призвана систематизировать и углубить организаторскую и воспитательную деятельность органов военного управления, командиров, офицеров структур по работе с личным составом, общественных организаций по активизации процесса развития ВПН этой категории военнослужащих. Приложение 1.
Приложение!.
№ проводимые время форма место проведения Количеств
п/н мероприятия проведения проведения о часов
1. огп 2 часа групповой во время проведения занятий по ОГП согласно расписания 20
2. информирование 30 мин групповой 2 раза в неделю согласно расписания занятий 40
3. самоподготовка 1 час индивидуально 1 раз в неделю во внеслужебное время 40
4. тренинги не более 30 мин. индивидуально 1 раз в неделю во внеслужебное время 20
5. Итоговое тестирование. 6
6. Итого за год обучения 126
Содержание программы отражает логику воспитательного процесса с воинами-контрактниками, и предусматривает блочно-модульное проектирование содержания воспитания, и включает:
- установочный блок-модуль (целенаправленное влияние на личность воина-контрактника по формированию мировоззрения, убеждений, идеалов, развитию интереса, склонностей, желаний; а также готовности субъекта к целенаправленной и эффективной деятельности);
психологический блок-модуль (изучение теории профессиональной направленности);
- блок-модуль воспитательной работы (сочетание служебных и вне служебных форм воспитательной работы с воинами-контрактниками);
- блок-модуль самовоспитательной деятельности (применение Программы развития ВПН воина-контрактника «Сам себе психолог»).
Формирование и развитие ВПН у военнослужащих это не одноразовый акт. По мнению Л.Ф. Железняк [3], А.Н. Томилина [9], В. Н. Гулякова [2] это длительный, целенаправленный и системный процесс, успешность которого обуславливается соблюдением ряда психологических условий. В этом процессе участвуют не только сами воины контрактники, но и командиры, и офицеры-воспитатели.
Существенное значение для формирования ВПН личности имеет наличие у
воина-контрактника правильного представления о характере и содержании воинской деятельности.
На занятиях по ОГП происходит процесс познания норм и принципов общественного и воинского поведения, включающие такие аспекты поведения военнослужащего как отношение к Отечеству, отношение к воинскому труду, отношение к сослуживцам, отношение к поступкам других людей и собственным поступкам. Приложение 2.
Согласно взглядам В.Г. Казакова, Л.Л. Кондратьевой [5] важнейшим условием формирования ВПН у воина-контрактника является знание особенностей направленности военнослужащего (его интересов, склонностей, идеалов, мировоззрения), исходя из знания которых командиры, офицеры-воспитатели строят воспитательную работу с этой категорией военнослужащих.
Ключевым условием формирования профессиональной направленности у воина-контрактника является его активное включение в профессиональную деятельность. Именно в такой деятельности, за осуществление которой личность целиком берет на себя ответственность, которую она хочет усовершенствовать, в которую она включает все свои устремления, происходит развитие личности.
В процессе службы, боевой учебы военнослужащего важно, чтобы его взгляды и убеждения соответствовали социальной роли воина-контрактника, чтобы он был твердо убежден в необходимости воинского труда, которому посвящает свою жизнь. Все это, в конечном счете, означает наличие убежденности в правильности избранного жизненного пути, высокого мнения о своей военной профессии и избранной воинской специальности.
Особая роль в формировании ВПН воина-контрактника отведена его мировоззрению. Формирование научного мировоззрения, являющегося основой идейной убежденности, - главная цель воспитательного процесса с военнослужащими.
Исходя из позиции большинства военных ученых важную роль в деле формирования устойчивой ВПН играют сложившиеся у воинов-контрактников идеалы, соответствующие профессиональной деятельности.
Немало важным условием формирования ВПН является уставная организация
повседневной жизни и воинской службы.
А.Н. Томилин [9] находит важным условием формирования ВПН у воинов-контрактников - обеспечение соответствия между способностями, эмоционально-волевой устойчивостью, уровнем знаний, навыков и умений, с одной стороны, и требованиями, предъявляемыми воинской деятельностью к качествам личности военнослужащего, его специальной подготовленности - с другой.
Нельзя не учитывать суждения многих военных психологов и педагогов о том, что соответствие свойств личности военнослужащего требованиям, предъявляемым военно-профессиональной деятельностью, достигается также его высокой морально-психологической подготовкой, целеустремленным, организационным процессом формирования способностей, внутренней готовности к преодолению трудностей, эмоционально-волевой устойчивостью.
Наличие у контрактников глубокого профессионального интереса имеет особо важное значение. Данные исследования, которым были охвачены воины-контрактники ЮВО, говорят о том, что чем сильнее интерес к военной профессии, тем выше показатели по специальной подготовке, боевой учебе, дисциплине, тем устойчивее и действеннее ВПН, тем результативнее деятельность.
Условием формирования ВПН, считает Л.Ф. Железняк [3], - является также обеспечение соответствия перспективных линий, целеустремленности воина-контрактника положительным результатам его деятельности, развитие тенденции к повышению уровня притязаний.
А.Г. Караяни и др. [4] указывают на важность стимулирования воинов-контрактников к постановке общественно значимых целей.
Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. [5] ориентируют на значение организованности и целеустремленности в работе, самостоятельной подготовке что позволяет систематизировать свою деятельность, успешнее проходить стадии становления как профессионала.
Согласно взглядам А.В. Барабанщикова [1], А.М. Столяренко [7] одним из условий формирования ВПН является также обеспечение соответствия содержания самовоспитания воина-контрактника его профессиональным устремлениям.
Классики отечественной военной психологии и педагогики определяют
самовоспитание как особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности; целенаправленную сознательную деятельность воинов по формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности и преодолению отдельных отрицательных качеств, привычек.
Многие авторы к числу важнейших предпосылок, определяющих эффективность самовоспитания военнослужащих относят:
- потребности и мотивы, побуждающие военнослужащих к работе над собой;
- развитое самосознание и самокритичность, позволяющие объективно оценить свои достоинства и недостатки;
- здоровое чувство самоуважения, не позволяющее отставать от других и заставляющее быть на высоте положения;
- определенный уровень развития воли, привычек самоконтроля и волевого саморегулирования;
- знание теории самовоспитания и владение методикой работы над собой;
- сознательная установка на разностороннее самовоспитание;
- психологическая готовность к активной, целеустремленной и систематической работе по самовоспитанию.
Таким образом, без настойчивой работы воина-контрактника над формированием своей личности эффективность процесса развития ВПН будет невысокой. Содержание самовоспитания воина-контрактника должно соответствовать характеру его деятельности в настоящем и будущем, отражать требования, предъявляемые воинской службой к качествам личности военнослужащего, специфику его деятельности, иметь ВПН.
Л.Ф. Железняк [3], А.Н. Томилин [9], считают, что особую роль в формирование ВПН занимает индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими контрактной службы. Воспитание человека - сложный, противоречивый и многоплановый процесс. Его действенность в армии во многом определяется способностью командира найти подход к каждому подчиненному, обеспечить наиболее полную реализацию его возможностей в воинской службе и самосовершенствовании. Все это достигается в процессе индивидуально-воспитательной работы (ИВР), выступающей одной из основных
функциональных обязанностей командира (начальника).
Действенность воспитательной работы командира с конкретным военнослужащим во многом зависит от того, насколько полно и точно он знает своего подчиненного, его достоинства и недостатки, может найти наиболее целесообразные формы, методы, средства и использовать необходимые приемы воздействия на его сознание, чувства, волю и поведение в конкретных условиях.
Командиру-воспитателю необходимо определиться, насколько и какие качества личности воина совпадают (не совпадают) с требованиями воинской службы, его ролью в воинском коллективе. Большое значение имеет и знание того, что хочет подчиненный в жизни, чего ждет от военной службы, чем она для него привлекательна. Насколько его установка на ратный труд соотносится с требованиями боевой готовности, интересами коллектива, задачами развития каждого воина.
А. Г. Караяни [4], А. Г. Маклаков [6], и др. полагают, что задача органов военного управления, командиров, офицеров-воспитателей, военных психологов в таких и анало гичных им случаях заключается в оказании воину-контрактнику необходимой психолого-педагогической помо щи, состоящей в проведении соответствующей развивающей, коррекционной, а при необ ходимости и реабилитационной работы. Не может остаться в стороне от этой работы и сам военнослужащий. Он должен занять по отношению к себе активную жизненную позицию и освоить приемы саморазвития, самокоррекции и самореализации.
В целях проведения самодиагностики индивидуальных особенностей своей собственной ВПН и организации работы над развитием и коррекцией свойственных именно ему качеств ВПН личности разработана комплекс тренингов «Сам себе психолог». Приложение 3.
Формирование, развитие и проявление военно-профессиональной направленности военнослужащих контрактной службы многоаспектное и многоуровневое образование. Личность воина-контрактника формируется не только в период военно-профессиональной подготовки, но и в практике непосредственного взаимодействия с командным составом, с сослуживцами, в ходе общения с друзьями и товарищами, в различных формальных и неформальных объединениях, под влиянием многих неконтролируемых и слабо контролируемых факторов и
условий. Именно поэтому даже на начальных этапах профессионально самоопреде ления, становления и развития личности подчас приходится не только и даже не столько заниматься формированием и развитием ВИН воина-контрактника, сколько осуществлять перестройку и переконструирование мотивов, лежащих в основе его ВИН, что справедливо не только для начинаю тттих воинов-контрактников, но и для имеющих определенный стаж и опыт ВИД.
Список литературы:
1. Барабанщиков А.В. Военная педагогика: Учебное пособие. М.: ВПА, 1986. 289 с.
2. Гуляков, В. Н., Кислицин А. В. Структура военно-профессиональной направленности военнослужащего контрактной службы: Труды ВМИРЭ им. А.С. Попова. Рецензируемый журнал №2 (6), 2010. С 55-63.
3. Железняк, Л. Ф. Военно-профессиональная направленность, ее изучение и формирование у курсантов военных училищ. М.: ВПА, 1976.
4. Караяни А. Г. Введение в профессию военного психолога: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2007. 208 с.
5. Казаков В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология: Учебник. М.: Высш. шк., 1989. 383 с.
6. Маклаков А. Г. Педагогика и психология. Военная психология. СПб, 2007. 464 с.
7. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов. 2-е изд., пераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 527 с.
8. Талызина, Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. М.: Знание, 1999.
9. Томилин А. Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя. Монография. Новороссийск: МГА им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2010.
Spisok literatury:
1. Barabanshhikov A.V. Voennaja pedagogika: Uchebnoe posobie. М.: VP A, 1986. 289 s.
2. Guljakov, V. N., Kislicin A. V. Struktura voenno-professional'noj napravlennosti voennosluzhashhego kontraktnoi sluzhby: Trudy VMIRJe im. A. S. Popova. Recenziruemyj zhurnal №2 (6), 2010. S 55-63.
3. Zheleznjak, L. F. Voenno-professional'naja napravlennost', ее izuchenie i formirovanie u
kursantov voennyh uchilishh. М.: VP A, 1976.
4. Karajani A. G. Vvedenie v professiju voennogo psihologa: Ucheb. posobie dlja vyssh. ucheb.
zavedenij. М.: Akademija, 2007. 208 s.
5. Kazakov V. G., Kondrat'eva L. L. Psihologija: Uchebnik. М.: Vyssh. shk., 1989. 383 s.
6. Maklakov A. G. Pedagogika i psihologija. Voennaja psihologija. SPb, 2007. 464 s.
7. Stoljarenko A.M. Psihologija i pedagogika: ucheb. posobie dlja studentov vuzov. 2-e izd., perab. i
dop. М.: JuNITI-DANA, 2006. 527 s.
8. Talyzina, N. F. Teoreticheskie osnovy razrabotki modeli specialista. М.: Znanie, 1999.
9. Tomilin A. N. Voenno-pedagogicheskaja teorija i praktika formirovanija i razvitija professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelja. Monografija. Novorossijsk: MGA im. adm. F. F. Ushakova, 2010.
Приложение 2.
Перечень тем по общественно-государственной подготовки солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих военную службу по контракту в ВС РФ, направленных на повышение ВПН военнослужащих.___________________________
Примерный порядок изучения тем Темы занятий Рассказ- беседа Активные формы (беседа, фильм)
1. Дисциплинированность и профессионализм важнейшие качества личности воина 2
2. История и традиции службы нижних чинов в Русской армии XVIII- XX веков 2
3. Правовые основы прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Социальные гарантии и компенсации, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин), и членам их семей 2 2
4. Стратегия социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года - путь к высокопрофессиональной армии 2 -
5. Патриотизм: истоки, традиции, значение в деле укрепления обороноспособности страны 2
6. Страницы воинской доблести (о мужестве и верности воинскому долгу российских солдат (матросов) в вооруженных конфликтах на территориях других государств и Российской Федерации и в контртеррористических и миротворческих операциях) 2 -
7. Государственные символы России 2 -
8. Боевой путь воинской части, соединения. Подвиги однополчан - 2
9. Традиции и воинские ритуалы в Вооруженных Силах Российской Федерации 2
итого 16 4
Приложение 3.
Комплекс тренингов «Сам себе психолог».
Упражнение 1. «Внутренний луч».
Упражнение 2. «Дерево».
Упражнение 3. «Диагностика».
Упражнение 4. «Актуализация представлений о военно-профессио-нальной направленности личности воина-контрактника».
Упражнение 5. «Расшифровка типологии».
Упражнение 6. «Оживление психологических типов».
Упражнение 7. «Ваш психологический военно-профессиональной автопортрет».
Упражнение 8. «Действительно ли вы знаете себя?»
Упражнение 9. «Построение персональной программы коррекции и развития военно-профессиональной направленности».
Упражнение 10. «Гуманистическое представление о человеке». Упражнение 11. «Оживление приятных воспоминаний». Упражнение 12. «Я ребенок».
Упражнение 13. «Возвращение в свое Я».
Упражнение 14. «Мой личностный рост»,
Упражнение 15. «Встреча с «саботажником».