Научная статья на тему 'Сопоставительное изучение лирики на уроках литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы (на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва)'

Сопоставительное изучение лирики на уроках литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы (на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
712
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ТВОРЧЕСТВО Н. С. ГУМИЛЁВА / ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА / ПРИЁМ СРАВНЕНИЯ / COMPARATIVE ANALYSIS / N. S. GUMILYOV'S POETRY / M. YU. LERMONTOV'S POETRY / METHODS OF COMPARATIVE ANALYSIS / METHOD OF COMPARISON

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукова Анастасия Георгиевна

Статья посвящена актуальной для методики преподавания литературы проблеме развития навыков сопоставительного анализа лирических произведений учащимися старшей школы. Также рассматривается возможность реализации приёма сопоставительного анализа на уроках по изучению лирики Н. С. Гумилёва и М. Ю. Лермонтова в 11 классе средней общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comparative Study of Lyric Poetry in the 11th Grade of High School (In M. Yu. Lermontov’s and N. S. Gumilyov’s Works)

The article is devoted to the problem of development skills of comparative analysis of lyric poetry in high school, which is up-to-date and important for methodology of teaching Literature. It also considers the possibility of using comparative analysis while studying N. S. Gumilyov and M. Yu. Lermontov’s lyrics at the lessons in the 11th grade of secondary school.

Текст научной работы на тему «Сопоставительное изучение лирики на уроках литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы (на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва)»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / OF TEACHING AND EDUCATION

Онлайн-доступ к журналу: http://www.iro38.ru/o-jornal.html УДК 371.671.12:241(47)

Сопоставительное изучение лирики на уроках литературы в 11 классе средней общеобразовательной школы (на примере стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва)

А. Г. Жукова

Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя России

С. Ромашина, г. Южно-Сахалинск

Аннотация.Статья посвящена актуальной для методики преподавания литературы проблеме развития навыков сопоставительного анализа лирических произведений учащимися старшей школы. Также рассматривается возможность реализации приёма сопоставительного анализа на уроках по изучению лирики Н. С. Гумилёва и М. Ю. Лермонтова в 11 классе средней общеобразовательной школы.

Ключевые

слова: сопоставительный анализ, творчество Н. С. Гумилёва, твор-

чество М. Ю. Лермонтова, методические приёмы сопоставительного анализа, приём сравнения.

В методике преподавания литературы сопоставление играет немаловажную роль. Сопоставительное изучение литературы творчества писателей и художественного текста, установление их взаимосвязей является одним из важнейших приёмов. Такое изучение позволяет более глубоко постигнуть суть отдельного произведения, провести параллели между жизнью и творчеством нескольких художников слова, найти общие точки соприкосновения, понять связь литератур разных эпох и народов.

Известный лермонтовед У. Р. Фохт даёт следующую классификацию различных форм литературной преемственности: 1) воспроизведение (обращение к мотивам предшественников); 2) использование (единство традиционных форм и нового материала); 3) продолжение (дальнейшее развитие форм и мотивов); 4) противопоставление (пародирование, бурлеск, отрицание традиционных форм) [4, с. 73]. Именно это методическое положение становится основой школьного сопоставления художественных произведений.

Принцип сопоставительного анализа лирики актуален для изучения литературы, так как предполагает такой подход к изучению произведения, при котором обучающийся опирается на предшествующий опыт изученных им произведений.

Сопоставление художественных произведений как методи-

Педагогический ИМИДЖ

ческий приём очень многообразно. Хотелось бы остановиться на классификации приёмов сравнения К. Д. Ушинского, которая выглядит следующим образом:

1. Приём сравнения, предполагающий установить только сходство между художественными текстами.

2. Приём сравнения, предполагающий установить только различия между сопоставляемыми произведениями.

3. Приём сравнения, предполагающий установить сходства и различия между произведениями.

Наиболее полную и систематизированную типологию, на наш взгляд, предложил С. А. Зинин, который разграничил школьный сопоставительный анализ на три части. Внутритекстовые сопоставления (образы героев, элементы композиции, эпиграф и идейное звучание произведения (или его части), стиль); межтекстовые сопоставления (произведения одного или разных авторов по жанровым, проблемным и другим признакам; черновой и окончательный варианты произведения или его составных элементов; художественный образ и биографические источники его прототипа; разножанровые варианты одного авторского сюжета; произведение и его пародийного переложение); интерпретационные сопоставления (различные критические интерпретации произведения; читательские оценки произведения; историко-функциональные аспекты его прочтения, трактовки; биографии писателей применительно к проблеме авторских позиций; живописные, графические, музыкальные и т. п. интерпретации литературного произведения) [2, с. 34].

Подобная типология помогает определить задачи применения приёма сопоставления и выстроить учебное занятие в соответствии с ними, а также оказывается наиболее приемлемой для реализации принципа сопоставительного анализа применимо к лирическому роду литературы.

Мы предлагаем к рассмотрению возможности реализации принципа сопоставительного анализа на примере некоторых методических приёмов в процессе изучения творчества Н. С. Гумилёва в 11 классе средней школы.

На уроке по изучению лирики Н. С. Гумилёва обучающиеся получают возможность сопоставить стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь» и Н. С. Гумилёва «Старый конквистадор». Выбор данных произведений обусловлен их близостью не только с точки зрения тематического единства, но и с текстологической стороны. В этих произведениях переплетаются две неразделимых темы - времени и смерти.

Стихотворение «Старый конквистадор» содержит несомненную связь с лермонтовским «Пленным рыцарем», на что указывает не только их тематическое родство, но и текстовые соответствия. Эти сопоставления представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сопоставление стихотворений М. Ю. Лермонтова и Н. С. Гумилёва

У Лермонтова: Помню я только старинные битвы, Меч мой тяжёлый да панцирь железный... [3, т. 2, с. 112]. У Лермонтова: Смерть, как приедем, подержит мне стремя; Слезу и сдёрну с лица я забрало [3, т. 2, с. 112]. У Гумилёва: Вспомнил сраженья и любовниц, Видел то пищали, то мантильи. [4, т. 1, с. 64]. У Гумилёва: Смерть пришла, и предложил ей воин Поиграть в изломанные кости [4, т. 1, с. 64].

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TEACHING AND EDUCATION

Однако если лермонтовский рыцарь, закованный в «каменный панцирь», мучается, задыхается под «новою бронёю», ожидает смерть, умоляя «летучее время» быстрее мчаться, то герой Гумилёва «дерзок и спокоен». Конквистадор находит «уютное жилище» в горах, он не узник, он избавлен от мучительных воспоминаний о прошлом, исполняет песни о «солнечной Кастилье» и умирает «свободной смертью», израсходовав «великую душу».

Сопоставительный анализ учащиеся 11 классов могут начать именно с характеристики лирических героев стихотворений.

Герой Н. Гумилёва - «старый конквистадор», заблудившийся в неведомой стороне, в горах. Для него этот край - последнее пристанище. Однако герой не покоряется своей судьбе, даже самой смерти он неподвластен. Он отважен, вынослив и бесстрашен. Это, несомненно, романтический герой.

Ощущение одиночества, конфликт личности с окружающим миром в стихотворении «Пленный рыцарь» звучат отчётливо уже в самом названии. Само понятие «рыцарь» несёт в себе начало активности, смелости, подвига и свободы.

Рыцарь так же, как и конквистадор, находится на краю гибели, но он покоряется судьбе и готов умолять смерть быстрее прийти за ним.

Предлагаем учащимся выполнить сопоставительный анализ эмоциональных характеристик, представленных в таблице 2.

Таблица 2

Эмоциональное состояние лирических героев

Эмоциональное состояние лирического героя М. Ю. Лермонтова «Пленный рыцарь» Эмоциональное состояние лирического героя Н. С. Гумилёва «Старый конквистадор»

«мне больно и стыдно» «помню я только старинные битвы» «шлем мою голову давит» «душно под новой бронёю» [3, т. 2, с. 112] «песни пел» «вспоминал сраженья и любовниц» «был дерзок и спокоен» «не знал ни ужаса, ни злости» [1, т. 1, с. 64]

Обучающиеся делают вывод о том, что герои обоих стихотворений - натуры романтические, одинокие, мятежные, но героя Гумилёва отличает его оптимистическое настроение. Ему не нужно общество людей, в своём одиночестве он видит счастье, он сам выбрал этот путь и не жалеет, в отличие от героя Лермонтова, который вынужден выбирать путь одиночества.

Следующим этапом сопоставительного анализа является языковой анализ произведений. На данном этапе можно предложить обучающимся выписать из текстов слова с лексическим значением времени, смерти и таким образом создать лексико-семантическое поле этих понятий.

Лексико-семантическое «поле смерти» у Лермонтова: «грешной молитвы», «битвы», «меч мой», «панцирь железный», «каменный шлем», «щит», «смерть».

Лексико-семантическое «поле смерти» у Гумилёва: «старый конквистадор», «издох», «милый труп», «смерть пришла», «кости».

Лексико-семантическое «поле времени» у Лермонтова: «помню», «старинные битвы», «быстрое время», «летучее время».

Лексико-семантическое «поле времени» у Гумилёва: «восемь дней», «вспоминал», «как всегда».

Вывод учащихся: в стихотворениях обоих поэтов присутствуют мотивы времени и смерти. Мотив смерти в произведениях трансформируется в отчётливый образ, даже в героя произведения: «Смерть пришла, и предложил ей воин // Поиграть в изломанные кости» («Старый конквистадор»), «Смерть, как приедем,

Педагогический ИМИДЖ

подержит мне стремя». Лирические герои встречают смерть не как абстрактную сущность, а как давнего друга.

Анализ лексико-семантических полей особо полезен в определении темы и идеи сопоставляемых произведений.

Следующий шаг - анализ изобразительно-выразительных средств. Эпитеты в «Старом конквистадоре»: «неведомые» (горы), «дымное» (небо), «снежные» (громады) - создают чувство тревоги. Уже в первой строфе ощущается трагический пафос. А «большой уступ», «снежные громады» нагнетают тяжёлое чувство опасности, давят на лирического героя, сужая его мир до «уютной пещеры», маленькой точки, где сосредоточена его настоящая жизнь.

В «Пленном рыцаре» конфликт личности и общества выражается в антитезе «темница - синее небо», «тесное окошко - вольные птицы». Эпитеты «каменный» (панцирь), «каменный» (шлем), «высокие» (стены) давят на лирического героя, душат его. Так же, как мир героя Гумилёва, мир «рыцаря» становится узким и ограничивается лишь железным панцирем, шлемом, забралом.

И в завершение вновь хотелось бы отметить, что сопоставительное изучение лирики позволяет обучающимся глубже понять традиции великой русской литературы Х1Х-ХХ веков.

Список литературы

1. Гумилёв, Н. С. Собрание сочинений: В 3 т. / Н. С. Гумилёв - М. : Художественная литература, 1991. - 465 с.

2. Зинин, С. А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и её роль в совершенствовании изучения курса литературы в 11 классе / С. А. Зинин. - М., 1993. - 145 с.

3. Лермонтов, М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. (под. ред. В. А. Мануйлова и др.) / М. Ю. Лермонтов ; 2-е изд., испр. и доп. - Л. : Наука, 1979. - 440 с.

4. Фохт, У Р. Внутренние закономерности историко-литературного развития / У Р. Фохт // Известия АН СССР. - 1959. - Т. 18. - 130 с.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА THEORY AND METHODS OF

ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / TEACHING AND EDUCATION

Comparative Study of Lyric Poetry in the 11th Grade of High School (In M. Yu. Lermontov's and N. S. Gumilyov's Works)

A. G. Zhukova

Secondary school № 3 n. a. Hero of Russia S. Romashin, Yuzhno-Sakhalinsk

Abstract. The article is devoted to the problem of development skills of comparative analysis of lyric poetry in high school, which is up-to-date and important for methodology of teaching Literature. It also considers the possibility of using comparative analysis while studying N. S. Gumilyov and M. Yu. Lermontov's lyrics at the lessons in the 11th grade of secondary school.

Keywords: comparative analysis, N. S. Gumilyov's poetry, M. Yu. Lermontov's poetry, methods of comparative analysis, method of comparison.

Жукова Анастасия Георгиевна Zhukova Anastasiya Georgievna

учитель русского языка и литературы, Teacher of Russian language and магистрант, направление подготовки Literature, Master's Degree Student, «Педагогическое образование», маги- area of study "Education", speciality стерская программа «Филологическое "Philology" образование»

Муниципальное бюджетное общеоб- Municipal budgetary general education разовательное учреждение средняя об- institution Secondary comprehensive щеобразовательная школа № 3 имени school № 3 named after Hero of Russia Героя России С. Ромашина ГО «Юж- S. Romashin, "Yuzhno-Sakhalinsk" но-Сахалинск»

693006, г. Южно-Сахалинск, ул. Погра- 48 Pogranichnaya St, Yuzhno-Sakhalinsk,

ничная, 48 693006

тел. 8(4242)220480 tel. 8(4242)220480

e-mail: luchik_nasya18@mail.ru e-mail: luchik_nasya18@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.