university internationalization, including the formation of a joint educational program in a foreign language.
The study of the results of the analysis of modern problems of construction education in NGASU (Sibstrin), a discussion of current achievements, indicators and approaches to the formation of Russian-language training in the framework of the tasks of internationalization throughout the world.
Библиографический список / References
The results of the foreign language training system at NSUACE (Sibstrin) internationalization would be to justify and introduce programs of a foreign language environment, which should include continuous language training for all categories of university staff - from students to administrators, as well as the creation and maintenance of a scientific database (articles) and educational (methodical documentation) materials in a foreign language.
1. "EF EPI Index" of international company Education First https://www.ef.ru/epi/
2. State program of the Russian Federation "Development of education for 2016-2020".
3. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020.
4. Government Decree No. 211 of March 6, 2013.
5. Bezrukov A.N., Ziyatdinova Yu.N. Professional foreign language environment as a condition for the internationalization of engineering education // Modern problems of science and education. - 2015. - № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19740.
6. Solnyshkova O.V., Temerbaeva Zh.A., Makarihina I.M. The manual "Development and Use of Electronic Educational Resources in Teaching Students and Schoolchildren." PSU them. S. PSU them. S. Toaigyrova - Pavlodar: Publishing House in Kereku - Pavlodar, 2018, 89s.
7. Makarikhina I.M. Improving the Didactic Competence of Teachers in The Process of Advanced Training (for example, the subject of English): author. dis. ... to-that ped. science. M. Makarikhina. - Barnaul, 2013 - 25 p.
8. Raisova A.B. Development of Foreign Language Competence Using Copyright E-Learning Courses in a Multilingual Educational Environment (on the example of training bachelor of engineering and technology of the Republic of Kazakhstan): author. dis. ... to-that ped. the science. B. Raisova - Barnaul, 2013 - 25 p.
9. Studies of the Federal educational portal ESM, http://ecsocman.hse.ru/expresspolls/results/24341150.html
Статья поступила в редакцию 06.08.19
УДК 372.882
Nikonova N.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: nikon_nad@mail.ru
Efimova E.A., MA student, North-Eastern Federal Universit n.a. M.K. Ammosov (Yakutsk, Russia), E-mail: efimova_ea95@mail.ru
COMPARATIVE STUDY OF LYRICAL WORKS IN HIGHER CLASSES: REGIONAL ASPECT. The article analyzes essential characteristics of comparison as a means of analyzing a literary text in a modern multicultural educational space. Comparative analysis of works is considered as a condition for the development of the student's personality in accordance with the requirements of the GEF of secondary (complete) general education, the Unified State Examination (literature) and as a way to comprehend the multiplicity of literatures, their identity and national identity. The system of studying a theme "Poet and Poetry" is described in the context of an analysis of lyrical works by Russian poets A.S. Pushkin, B. Akhmadulina, Russian-speaking Yakut poet A.K. Mikhailova in high school. The presented comparative system of study encourages students in the context of a dialogue to discover new semantic structures, artistic and cultural values.
Key words: comparative analysis, lyrical text, theme of poet and poetry, multicultural learning environment, personality development conditions.
Н.И. Никонова, канд. пед. наук, доц. ФЛФ, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: nikon_nad@mail.ru
Е.А. Ефимова, магистрант ФЛФ, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск,
E-mail: efimova_ea95@mail.ru
СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТАРШИХ КЛАССАХ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В статье анализируются существенные характеристики сопоставления как средства анализа художественного текста в современном поликультурном образовательном пространстве. Сопоставительный анализ произведений рассматривается как условие развития личности школьника в соответствии с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования, ЕГЭ по литературе и как путь к постижению множественности литератур, их самобытности и национальной идентичности. Описывается система изучения темы «Поэт и поэзия» в контексте анализа лирических произведений русских поэтов А.С. Пушкина, Б. Ахмадулиной, русскоязычного якутского поэта А.К. Михайлова в старших классах. Представленная сопоставительная система изучения лирики побуждает обучающихся в условиях диалога открывать новые смысловые структуры, художественные и культурные ценности.
Ключевые слова: сопоставительный анализ, лирический текст, тема поэта и поэзии, поликультурная среда обучения, условия развития личности.
С глобализацией современного мира, с расширением информационного поля особое значение приобретает умение анализировать, квалифицировать, систематизировать полученные знания. Понимание художественного мира формируется на уроках литературы, где сопоставление становится основой работы с текстом и представляет собой «сопоставление различных фактов и реалий с целью выявления в них общего и различного» [1, с. 441].
Необходимость разработки данного метода анализа художественного произведения обусловлена не только требованиями, предъявляемыми выпускникам [2], но и особенностями Единого государственного экзамена по литературе, где обучающиеся должны продемонстрировать «владение навыками сопоставления, классификации, ранжирования объектов по одному или нескольким предложенным основаниям и критериям; самостоятельного определения оснований для сопоставления и аргументации позиций сопоставления» [3, с. 51]. Анализ экзаменационных работ выпускников Республики Саха (Якутия) показывает что старшеклассники хуже всего справляются с заданием 16 (сопоставление лирических произведений), особенно трудно подобрать им второе стихотворение для сопоставления. Основными причинами невысоких результатов выполнения задания 16 являются узкий читательский кругозор школьников (невозможность подбора второго аргумента), непопулярность лирических произведений в самостоятельном чтении школьников, родо-жанровая специфика лирики, субъективность читательского восприятия, отсутствие навыков аспектного сравнения, при всем этом стандарты диктуют свои правила:
«владение навыками анализа художественных произведений с учетом жанро-во-родовой специфики» [2, с. 8].
Сопоставительное изучение произведений русской и родной литератур способствует активизации и углублению читательских интересов, правильному и глубокому пониманию различных текстов, чтение становится средством «постижения других культур, уважительного отношения к ним» [2, с. 8]. Значимость обучения сопоставления художественных произведений в контексте диалога литератур подтверждается исследованиями таких авторов, как М.М. Бахтин [4], И.П Неупокоева [5], М.В. Черкезова [6] и других, которые указывали в своих трудах на актуальность и необходимость сопоставительного изучения художественных текстов.
В целях преодоления трудностей, возникающих у обучающихся при изучении произведений русской литературы, важно устанавливать взаимосвязь между русской и родной литературой, сравнивать быт и культуру русского, якутского народов, выявлять сходства и различия в произведениях писателей не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Схожие мотивы, темы, концепты можно найти в любой литературе. Однако при сопоставлении мы больше говорим об идентичности той или иной культуры. В своем исследовании мы опираемся на классификацию школьного сопоставительного анализа С.А. Зинина, который выделил внутритекстовые, межтекстовые, интерпретационные сопоставления [7]. Подобная типологизация способствует использованию сопоставления как приема обучения, предполагающего параллельное изучение двух или нескольких художественных произведений.
Рассмотрим возможности реализации принципов сопоставительного анализа на примере изучения темы «Поэт и поэзия» в творчестве А.С. Пушкина [8], Б. Ахмадулиной [9], русскоязычного якутского поэта А.К. Михайлова [10] в старших классах МОБУ «Намская улусная гимназия» им. Н.С. Охлопкова Намского района Республики Саха (Якутия). Учет регионального компонента на уроках литературы является важным аспектом в обучении учащихся-билингвов. Выбор данных произведений обосновывается тематической близостью, эмоциональным состоянием лирических героев, лексико-семантическим полем. Мы не преследовали цели оценить каждое произведение, нам нужно было показать обучающимся черты сходства и различия, «найти общее и индивидуальное, неповторимое в творчестве разных художников слова» [11, с. 8].
Тема поэта и поэзии является традиционной для русской литературы. В лирике А.С. Пушкина эта тема занимает особое место. Он написал более десятка стихотворений, раскрывающих тему поэта и поэзии с разных сторон: «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» и другие. Своеобразно через диалог с поэтами и внутренним диалогом лирической героини раскрывает образ поэта Белла Ах-мадулина в своих творениях «Бессмертьем душу обольщая...», «День поэзии», «Ночь», «Биографическая справка», «Снимок».
В творчестве А.К. Михайлова данная тема раскрывается в стихотворениях «Поэт», «Дар небес», «Стихотворцу», «Заветная тетрадь», «Творчество», «В эпоху цинизма и наглых речей.», «Стопка чистой бумаги стон вызывает невольно.» и др. На занятии обучающиеся получили возможность сопоставить стихотворения «Поэт» А.С. Пушкина «Поэт» А.К. Михайлова (таблица 1), «Ночь» Беллы Ахмадулиной и «Стопка чистой бумаги стон вызывает невольно.» А.К. Михайлова (таблица 2).
Стихотворения поэтов раскрывают муки творчества и важность момента вдохновения. Очевидна общность мировосприятия обоих лирических героев. Мы видим обыденное состояние поэта, и лишь неожиданное вдохновение заставляет его обрести некий смысл, пробудить поэтическую силу. Лирические герои -«поэты» отличаются умением видеть то, чего не могут видеть другие, умением глубоко чувствовать, отличать «главное» от «фона». В обоих стихотворениях поэты наделены божественным даром, возможностью творить, но в то же время, лирический герой А.С. Пушкина - избранник, а у Михайлова А.К. - обычный человек со своими заботами и проблемами. Схожие мотивы прослеживаются в другом стихотворении А.К. Михайлова «Стопка чистой бумаги стон вызывает невольно.».
Стихотворения показывают читателю мысли и чувства поэтов, всю сложность творческого процесса. Однако у Ахмадулиной лирическая героиня сталкивается с отсутствием вдохновения. Автор использует олицетворение для того, чтобы показать, как легко поэтесса могла бы написать стихотворения о чем-то простом: «Уверенный, что мной уже любим, бубнит и клянчит голосок предмета, его душа желает быть воспета, и непременно голосом моим». Эти «предметы» сами готовы стать объектом вдохновения для героини. Но тогда стихотворения будут слишком простыми, ненаполненными какого-то великого смысла. Именно поэтому ее разум «.не допускает руку до блаженства затеять ямб в беспечности былой», она сопротивляется с желанием написать о том, что ее окружает: «пока руке бездействовать велю». Лирическая героиня ждет настоящей, стоящей идеи, какого-то озарения. У Михайлова лирический герой полон вдохновения и мыслей, которые возникают хаотично, внезапно. Он словно не поспевает за своими мыслями, стремится все запечатлеть на бумаге. Бессонные ночи дают плоды: «Ночные мои озаренья белоснежною стаей застынут на глади стола».
Таблица 1
Сопоставление стихотворений А.С. Пушкина и А.К. Михайлова
Критерии А.С. Пушкин «Поэт» А.К. Михайлов «Поэт»
Сходства
Тема произведений Стихотворения о судьбе поэтов, о муках творчества
Мотив божественного начала «Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон» «Какие он испытывает боли -О том лишь ведают он сам да Бог»
Лирический герой «В заботах суетного света он малодушно погружен» «Пусть все пройдет, все суета сует.»
«И меж детей ничтожных мира, Быть может, всех ничтожней он.», «Бежит он, дикий и суровый.» «Поэт бывает суетлив и боек, Поэт бывает величав и строг.»
Бегство от мирской суеты «На берега пустынных волн, В широко-шумные дубровы...» «Он над рекой - не средь зеркальных стекол». «Под всплеск волны, под отблески огня Он ощущает вечности дыханье»
Различия
Поиск вдохновения «Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется.» «Он ценит вещи, восхищаясь формой, Он проникает в корневую суть»
Близость к миру Поэт «людской чуждается молвы» Поэт «понимает бренность бытия и ценит на планете пребыванье», он близок к народу и един с миром «Поэт с охотниками сам охотник И с рыбаками - он всегда рыбак И если надо, он печник и плотник, И пьет вино, и курит злой табак. И, если надо, в мэрию он ходит, За справками на пенсию стоит.»
Таблица 2
Ключевые образы в стихотворениях Б. Ахмадулиной и А.К. Михайлова
Б. Ахмадулина А.К. Михайлов
«Уже рассвет темнеет с трёх сторон.» «белизна бумаги» «Свеча» «.сквозь воздух, затвердевший над столом» «.в пустом дому, средь снежного разлива.» «И сидеть до зари.» «Стопка чистой бумаги» «Свет лампады» «Застынут на глади стола.» «Сквозь метели колючие, Сквозь завыванье и снег»
Герой предстает перед нами как человек, наделенный божественной силой: «В них тепло я вдохну, их горячею кровью наполню и крыла придам, и упругую силу - крылам». Стихотворения - его смысл жизни, великий труд, он размышляет «О высоком их предназначеньи».
Таким образом, «сопоставляя произведения одного автора с рядом других и выявляя общее в них, можно судить о сходстве и различии в их мировидении и способах его художественного воплощения» [1, с. 443]. Систематическое использование сопоставительного метода при изучении лирических произведений на уроках литературы в старших классах является действенной основой анализа и интерпретации художественного текста, способствует развитию критического и диалогического мышления обучающихся. Установление взаимосвязей помогает достичь более глубокого понимания отдельного текста, найти точки соприкосновения в творчестве разных писателей.
Библиографический список
1. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 3-е изд. Москва: Флинта: Наука, 2007.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г № 413. Available at: Нйр://минобрнауки.рф /2365
3. Зинин С.А., Зинина Е.А., Новикова Л.В. ЕГЭ как форма проверки образовательной подготовки по литературе: возможности и ограничения. Педагогические измерения, 2019; 1: 50 - 54.
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Москва: Искусство, 1986.
5. Неупокоева И.Г Некоторые вопросы изучения взаимосвязей и взаимодействия национальных литератур. Москва, 1960.
6. Черкезова М.В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде: методическое пособие. М.: Дрофа, 2008.
7. Зинин С.А. Методика проблемно-сопоставительного анализа и ее роль в совершенствовании курса литературы в 11 классе. Москва, 1993.
8. Пушкин А.С. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10-и томах. Москва: Изд-во Правда, 1981.
9. Ахмадулина Б.А. Полное собрание сочинений в одном томе. Москва: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2012.
10. Михайлов А.К. Серебряная ночь: Стихи, проза. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик».
11. Чернухина И.Я. Основы контрастивной поэтики. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-ва, 1990.
References
1. Bolotnova N.S. Filologicheskijanaliz teksta: ucheb. posobie. 3-e izd. Moskva: Flinta: Nauka, 2007.
2. Federally] gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obschego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413. Available at: http://minobrnauki.rf /2365
3. Zinin S.A., Zinina E.A., Novikova L.V. EG'E kak forma proverki obrazovatel'noj podgotovki po literature: vozmozhnosti i ogranicheniya. Pedagogicheskie izmereniya, 2019; 1: 50 - 54.
4. Bahtin M.M. 'Estetika slovesnogo tvorchestva. Moskva: Iskusstvo, 1986.
5. Neupokoeva I.G. Nekotorye voprosy izucheniya vzaimosvyazej i vzaimodejstviya nacional'nyh literatur. Moskva, 1960.
6. Cherkezova M.V. Problemy prepodavaniya russkoj literatury v inokul'turnoj srede: metodicheskoe posobie. M.: Drofa, 2008.
7. Zinin S.A. Metodika problemno-sopostavitel'nogo analiza i ee rol' v sovershenstvovanii kursa literatury v 11 klasse. Moskva, 1993.
8. Pushkin A.S. Pushkin A.S. Sobranie sochinenij v 10-i tomah. Moskva: Izd-vo Pravda, 1981.
9. Ahmadulina B.A. Polnoe sobranie sochinenij v odnom tome. Moskva: «Izdatel'stvo AL''FA-KNIGA», 2012.
10. Mihajlov A.K. Serebryanaya noch': Stihi, proza. Yakutsk: Nac. kn. izd-vo «Bichik».
11. Chernuhina I.Ya. Osnovy kontrastivnojpo'etiki. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo un-va, 1990.
Статья поступила в редакцию 27.07.19
УДК 377:37.047
Novichkova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: nownad@mail.ru
Dementieva N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Ulyanovsk State Pedagogical University n.a. I.N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),
E-mail: dementieva58@yandex.ru
PEDAGOGICAL SUPPORT OF FUTURE TEACHERS PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION. The article presents the author's position on a problem of providing pedagogical support for professional self-determination of future teachers, which is organized as part of professional training of future teachers in a pedagogical university, with an emphasis on students learning the disciplines of the pedagogical unit. The specificity of the author's position is that the researcher considers pedagogical support of professional self-determination of future teachers as a strategy and tactics of educational work, and therefore pedagogical activity, which is aimed at creating the basic conditions: for the value professional choice of the pedagogical profession, individual help in this choice, support in self-realization in various activities and communication related to future teaching activities.
Key words: professional self-determination, pedagogical support, professional preparation of future teacher, stage of professional education.
Н.М. Новичкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: nownad@mail.ru
Н.Н. Дементьева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск,
E-mail: dementieva58@yandex.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
В данной статье представлена авторская позиция по проблеме обеспечения педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов, которое организуется в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, с акцентом на изучение студентами дисциплин педагогического блока. Специфика авторской позиции заключается в том, что педагогическое сопровождение профессионального самоопределения будущих педагогов нами рассматривается как стратегия и тактика воспитательной работы, а значит, педагогической деятельности, которая направленна на создание основных условий: для ценностного профессионального выбора педагогической профессии, индивидуальной помощи в данном выборе, поддержки в самореализации в различных видах деятельности и общения, связанных с будущей педагогической деятельностью.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, педагогическое сопровождение, профессиональная подготовка будущего педагога, этап профессионального образования.
Профессиональная подготовка будущих педагогов в педагогическом вузе имеет свои внутренние ресурсы в обеспечении пространства для профессионального самоопределения студентов как будущих педагогов: в выборе педагогической профессии, её ценностных ориентиров и оснований, ценностных предпочтений в овладении педагогическими средствами, в формировании устойчивых мотивов к выбору педагогической деятельности в качестве профессиональной. Сохраняется актуальность исследования определенных факторов, условий, создаваемых в современном инновационном образовательном процессе и их влияния на профессиональное становление и развитие будущего педагога. Профессиональное самоопределение будущих педагогов, обучающихся в педагогическом вузе, несмотря на достаточно разностороннее теоретическое освещение его в педагогических трудах на рубеже 20 и 21 веков, остается актуальным для научных исследований в педагогическом познании и теории высшего профессионального образования, что объясняется объективно существующей потребностью общества и сферы образования в научных выводах и рекомендациях по обеспечению
результативного педагогического сопровождения будущих педагогов как профессионалов в изменяющихся социокультурных и социально-педагогических условиях.
Мы рассматриваем профессиональное самоопределение студентов в педагогическом вузе в контексте профессиональной подготовки педагогов, принимая во внимание известные выводы учёных об условиях, влияющих и способствующих профессиональному самоопределению студентов: организация учебной деятельности в вузе, педагогическая практика различных видов, студенческая общественная жизнь (внеаудиторная деятельность) (З.А. Абасов, A.A. Абдулина, Т.М. Буякас, Т.В. Кудрявцев, C.B. Кульневич, Ю.Л. Львова, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков, Т.В. Шадрина).
Цель данной статьи заключается в изложении авторской позиции по проблеме обеспечения педагогического сопровождения профессионального самоопределения будущих педагогов, организуемого в формате профессиональной подготовки будущих педагогов в педагогическом вузе, с акцентом на изучение студентами дисциплин педагогического блока.