Научная статья на тему 'Соответствие требований профессионального и образовательного стандартов как критерий качества подготовки по направлению «Спорт»'

Соответствие требований профессионального и образовательного стандартов как критерий качества подготовки по направлению «Спорт» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ / НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ "СПОРТ" / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROFESSIONAL STANDARD / EVALUATION OF QUALITY OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Наталья Владимировна, Клестова Оксана Александровна

Рассмотрено соответствие Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 49.04.03 «Спорт» профессиональному стандарту «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». Проведено сравнение областей, объектов и видов профессиональной деятельности, а также формируемых компетенций и содержания основных трудовых функций выпускника. Методы исследования: изучение документации, сравнительный анализ, обобщение. Выявлено, что данные стандарты сопряжены между собой по областям профессиональной деятельности, видами профессиональной деятельности, необходимым профессиональным компетенциям (знаниям и умениям). Согласованность стандартов интерпретируется как критерий обеспечения качества подготовки, поскольку образовательный процесс проектируется в соответствии с согласованными между собой основаниями. Сделан вывод о том, что для более успешного освоения профессиональных компетенций необходимо включать модули дисциплин и практик, изучение которых позволит выпускнику успешно выполнять свои будущие трудовые функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богдан Наталья Владимировна, Клестова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE COMPLIANCE OF PROFESSIONAL STANDARDS’ REQUIREMENTS WITH THE EDUCATIONAL STANDARDS’ REQUIREMENTS AS THE QUALITY CRITERIA OF “PHYSICAL CULTURE AND SPORT” TRAINING

The article deals with the Federal state educational standards of higher education, 49.04.03 “Sport”, concerning the professional standards of the “Head of the organization (organizational unit), operating in the field of physical culture and sport”. The paper makes a comparison of the areas of professional activities and functions, as well as the competencies the graduate should have. The methods used are the study of documentation, comparative analysis, and synthesis. It was revealed that these standards are related to each other in the areas of professional activities, necessary professional competences (knowledge and skills). The harmonization of standards is understood as the quality criteria of training, since the educational process is designed in accordance with the agreed basic documents. It is concluded that for the successful development of professional competence we should include modules of disciplines and practices the study of which will enable the graduates to successfully perform their future work functions.

Текст научной работы на тему «Соответствие требований профессионального и образовательного стандартов как критерий качества подготовки по направлению «Спорт»»

УДК 378.1.014.5

ББК Ч448.02:Ч51 + Ч448.44

DOI: 10.14529/ped160305

СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТОВ КАК КРИТЕРИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПОРТ»

Н.В. Богдан, О.А. Клестова

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Рассмотрено соответствие Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 49.04.03 «Спорт» профессиональному стандарту «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта». Проведено сравнение областей, объектов и видов профессиональной деятельности, а также формируемых компетенций и содержания основных трудовых функций выпускника. Методы исследования: изучение документации, сравнительный анализ, обобщение. Выявлено, что данные стандарты сопряжены между собой по областям профессиональной деятельности, видами профессиональной деятельности, необходимым профессиональным компетенциям (знаниям и умениям). Согласованность стандартов интерпретируется как критерий обеспечения качества подготовки, поскольку образовательный процесс проектируется в соответствии с согласованными между собой основаниями. Сделан вывод о том, что для более успешного освоения профессиональных компетенций необходимо включать модули дисциплин и практик, изучение которых позволит выпускнику успешно выполнять свои будущие трудовые функции.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, качество подготовки, направление подготовки «Спорт».

Постановка задачи. Работа с кадрами в отрасли физической культуры и спорта получила новый импульс, когда были утверждены профессиональные стандарты спортсмена, тренера, инструкторов по физической культуре и адаптивной физической культуре, руководителя организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта. Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, набор компетенций работника для осуществления им качественной профессиональной деятельности.

На практике профессиональный стандарт -это объективный измеритель уровня квалификации работника и инструмент для построения индивидуального образовательного маршрута работника.

В соответствии с этим профессиональные стандарты в отрасли физической культуры и спорта необходимы по следующим основаниям [3]:

- труд работников отрасли всегда позиционировался как высококвалифицированный, требующий высочайшего уровня профессиональной подготовки и творческого

мышления, базирующегося на специальных знаниях и определенном опыте. Развитие спортивных достижений требует постоянного обновления знаний, умений и навыков для всех специалистов, вовлеченных в процесс спортивной подготовки;

- сегодняшняя действительность такова, что система образования в сфере физической культуры и спорта не удовлетворяет современным запросам общества. Прежде всего, это несоответствие проявляется в том, что нарушена связь между требованиями сферы труда и складывавшейся годами системой подготовки кадров для отрасли;

- рынок труда в сфере спорта неоднороден. Существует множество видов спорта, включенных во Всероссийский реестр видов спорта, однако выполняемые трудовые функции спортсменов и тренеров идентичны.

В связи с этим становится актуальной проблема подготовки будущих кадров для отрасли физической культуры и спорта в образовательных организациях высшего образования, опираясь на требования рынка труда, отрасли физической культуры, а также на современную нормативную базу. Необходимо построить всю методическую работу профессорско-преподавательского состава образова-

тельных организаций при разработке основных образовательных программ, опираясь на следующие нормативные документы [2]:

- федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки;

- профессиональный стандарт;

- концепция развития отрасли физической культуры и спорта.

Состояние проблемы. В настоящее время в системе высшего образования произошли кардинальные перемены, наблюдается смена парадигм образования и внедрение компетентностного подхода, не только в образовательный процесс, но и в профессиональную деятельность. Появляется новая концепция обучения «обучение на протяжении всей жизни». Поэтому обучение, построенное по модульному принципу, ориентированное на освоение определенных компетенций, основанное на федеральных государственных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) и профессиональных стандартах (ПС), является тем инструментом, который позволит на основе мобильности программ подготовки всем обучающимся реализовывать свое обучение в течение всей профессиональной деятельности [1].

Переход высшего образования на новые стандарты (ФГОС ВО+) и требование оценивания результатов обучения через формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций привело к тому, что оценка уровня их сформиро-ванности осложняется рядом обстоятельств.

Так, базовая часть стандарта по подготовке, например, магистра спорта включает около сорока общепрофессиональных и профессиональных компетенций, а с учетом профиля подготовки «Менеджмент в спорте» их число еще увеличивается на пять. Оценить уровень сформированности такого числа компетенций корректно и одновременно иногда невозможно. Поэтому в основной образовательной программе (ООП) компетенции структурированы в кластеры в соответствии с видами деятельности. При оценивании качества сформиро-ванности такого количества компетенций, необходимо иметь в виду, что объективное оценивание должно осуществляться независимо от самой системы образования. Такое независимое оценивание может осуществляться профессиональным сообществом работодателей.

Таким образом, возникает проблема: как объективно оценивать и контролировать качество подготовки профессионалов-выпускников вузов, выполняя требования как ФГОС ВО, так и профессиональных стандартов.

При этом необходимо отметить, что в данной ситуации критерии оценки и содержание показателей оценки этого качества представлены в профессиональных стандартах, которые определяют требования к содержанию труда, уровню квалификации, имеют подробную характеристику измеряемых требований к результатам и качеству выполнения работником своих функций в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Именно поэтому и назрела необходимость участия профессионального сообщества работодателей в формировании образовательных программ и включение представителей этого сообщества в состав экзаменационных комиссий. При этом образовательная программа должна содержать полный перечень модулей учебных дисциплин, учебных курсов и практик, на которых будут сформированы компетенции, как отраженные во ФГОС ВО, так и реализуемые выпускниками в своих функциях профессиональной деятельности, которые, в свою очередь, отраженные в профессиональном стандарте.

В международной практике предлагается передать работодателю всю ответственность за оценивание качества сформированности компетенций, как единственно организованному и независимому потребителю конечного продукта рынка образовательных услуг. Следовательно, при подготовке будущих специалистов для рынка труда, мы должны выполнять не только требования образовательных стандартов, но и учитывать требования стандартов профессиональных [1].

Для реализации всех вышеназванных требований, нами проведен сравнительный анализ ФГОС ВО по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт» (программа подготовки «Менеджмент в спорте») [5] и профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [4]. Результаты данного анализа были учтены при разработке основной образовательной программы «Менеджмент в спорте». Анализ показал, что уровень подготовки «магистр» соответствует шестому и седьмому уровням квалификации в организации.

Методы исследования и результаты.

При сравнении характеристик профессиональной деятельности учитывалась область профессиональной деятельности, объекты профессиональной деятельности выпускника, виды профессиональной деятельности. Нами были проанализированы виды трудовой деятельности по шестому и седьмому квалификационным уровням и их связь с действующими нормативными документами (табл. 1, 2).

Из проведенного анализа видно, что области, объекты и виды профессиональной деятельности, отраженные в ФГОС ВО и ПС,

полностью совпадают. Содержание же функций профессиональной деятельности ПС более практикоориентировано, чем характеристики профессиональной деятельности в ФГОС ВО, которые сформулированы более универсально. Однако это обстоятельство не имеет противоречия, данные категории стандартов сопряжены между собой.

Далее был осуществлен сравнительный анализ некоторых профессиональных компетенций ФГОС ВО и ПС (через единицы профессионального стандарта) по организационно-управленческой деятельности (табл. 3).

Таблица1

Характеристика профессиональной деятельности выпускника по требованиям ФГОС ВО 49.04.03 Спорт и требованиям профессионального стандарта

Требования Область профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности

Требования ФГОС ВО 49.04.03 «Спорт» [5] Управление в сфере физической культуры и спорта Процессы организации и управления в сфере физической культуры и спорта Организационно-управленческая, проектная

Требования профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» [4] Управление деятельностью и развитием физкультурно-спор-тивной организации Процессы в организации (подразделении организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта Обеспечение эффективности и соответствия уставным целям деятельности физкуль-турно-спортивной организации

Обобщенные трудовые функции профессионального стандарта Содержание трудовых функций Характеристика профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО

Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях - Управление персоналом, задействованным в физкультурно-спортив-ной работе; - руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью по месту работы, месту жительства, месту отдыха; - контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта Анализировать деятельность спортивных организаций с целью ее совершенствования на основе современных тенденций и достижений передового российского и зарубежного опыта

Руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта - Разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности; - руководство методическим и информационным обеспечением деятельности; - контроль и учет исполнения планов, результатов информационного и методического обеспечения Составлять организационно-нормативные, планово-финансовые, научно-методические, учебные и др. документы. Прогнозировать наиболее эффективные формы организации и управления спортивной деятельности различных категорий населения

Таблица 2

Характеристика трудовых функций по требованиям профессионального стандарта и профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ВО

Окончание табл.2

Обобщенные трудовые функции профессионального стандарта Содержание трудовых функций Характеристика профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС ВО

Руководство комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта - Текущее планирование в комплексной деятельности; - управление материальными ресурсами для осуществления комплексной деятельности; - руководство деятельностью структурных подразделений; - руководство приносящей доход деятельностью; - организация учета и контроля комплексной деятельности Находить наиболее эффективные формы взаимодействия с государственными, коммерческими и общественными организациями

Стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта - Управление содержанием, сроками реализации проектов и затратами по организационному, ресурсному, методическому, информационному, научному сопровождению развития физической культуры и спорта; - управление персоналом; - управление заинтересованными сторонами и обмен информацией; - управление материальными ресурсами; - управление качеством реализации проекта Осуществлять социальное, технологическое и техническое проектирование в сфере спорта. Выстраивать логические, причинные, операционные и мотивацион-ные уровни реализации проекта. Формулировать цель и задачи проекта, определять его стратегию и жизненный цикл в спортивной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровне

Таблица 3

Сравнительный анализ профессиональных компетенций ФГОС ВО и ПС по организационно-управленческой деятельности

Формируемые профессиональные компетенции Необходимые умения и знания в соответствии с профессиональными стандартами

Способность и готовность аккумулировать знания в области организационно-управленческой деятельности Знать основы экономики, организации труда и управления; методы календарного и сетевого планирования, порядок составления установленной отчетности; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией

Способность организовать индивидуальную и коллективную работу со всеми категориями населения, готовность к кооперации с коллегами Знать нормативные документы в области управления персоналом; уметь ставить рабочие задачи подчиненным и добиваться их выполнения; координировать и контролировать работу работников; рассчитывать объем и достаточность персонала для обеспечения выполнения планов

Способность и готовность к принятию организационно-управленческих решений, связанных с профессиональными рисками Уметь анализировать рынок предложений товаров и услуг, возможных к использованию в организации, рассчитывать объем и достаточность ресурсов для обеспечения выполнения планов. Уметь оценивать эффективность решений по управлению персоналом

Готовность самостоятельно разрабатывать организационно-нормативные документы и использовать их в своей деятельности Уметь готовить и подписывать распорядительные акты и иные официальные документы, связанные с управлением персоналом

Способность определять приоритеты при решении актуальных проблем и задач организационно-управленческой деятельности Уметь анализировать данные физической и статистической отчетности

Окончание табл.3

Формируемые профессиональные компетенции Необходимые умения и знания в соответствии с профессиональными стандартами

Способность и готовность к формированию целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей достижения целей, построения структуры их взаимосвязей, выявлению приоритетов решения задач Уметь выполнять анализ содержания планируемых мероприятий, бюджетов и календарных планов с целью определения их реалистичности, соблюдения в планах требований вышестоящих организаций, собственника, в том числе по достижении целевых показателей

Способность планировать процесс и прогнозировать результаты профессиональной деятельности Уметь планировать и прогнозировать технологию работ по направлению деятельности; выполнять анализ планов по основной деятельности

Способность подготавливать и согласовывать задания на разработку проектных решений Уметь разрабатывать финансовые планы, в том числе бюджеты, сметы, исходя из требований вышестоящей организации и поставленных целей

Способность использовать знание технологий проектирования структуры и содержания профессиональной деятельности Уметь рассчитывать объем и достаточность персонала для обеспечения выполнения планов

Способность и готовность разрабатывать практико-ориентированные программы Уметь разрабатывать календарные планы с использованием методов сетевого планирования. Уметь разрабатывать и организовывать внедрение системы показателей оценки деятельности, в том числе ключевых показателей эффективности

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод, что сравниваемые образовательный и профессиональные стандарты имеют практически идентичный набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личных качеств выпускника. Реализация же потребности в независимой оценке качества подготовки выпускника высшей школы работодателями будет возможна, если в основной образовательной программе по ФГОС ВО будет присутствовать полный комплекс дисциплин и практик для формирования компетенций, разделенных на кластеры с учетом требований профессиональных стандартов. Для этого перед процессом разработки основной образовательной программы по направлению подготовки необходимо внимательно изучить содержание основных трудовых функций, отраженных в профессиональных стандартах. Только соотнесение формируемых компетенций с содержанием этих функций в дальнейшем позволит выпускнику более эффективно реализовывать свою трудовую и практическую деятельность.

Литература

1. Богдан, Н.В. О соответствии федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования профессиональным стандартам / Н.В. Богдан // Система менеджмента качества в вузе: здо-

ровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. тр. VМеждунар. науч.-практ. конф.; Челябинск, 30 апр. 2016 г. / под ред. проф. С.Г. Серикова. - Челябинск: Урал. Акад., 2016. - С. 36-41.

2. Клестова, О. А. К вопросу о применении профессионального стандарта «Тренер» в подготовке бакалавров физической культуры / О. А. Клестова, В.М. Мамаджанян // Система менеджмента качества в вузе: здоровье, образованность, конкурентоспособность: сб. науч. тр. IV Междунар. науч.-практ. конф.; Челябинск, 30 апр. 2015 г. / под ред. проф. С.Г. Серикова. - Челябинск: Урал. Акад., 2015. - С. 132-138.

3. О профессиональных стандартах спортсменов и тренеров. - http://www. minsport.gov.ru/press-centre/news/6776/.

4. Профессиональный стандарт «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта», утв. приказом М-ва труда и социальной защиты РФ от 29 окт. 2015 г. № 798н.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 49.04.03 «Спорт», утв. приказом М-ва образования и науки РФ от 14 дек. 2015 г. № 1468.

Богдан Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета экономики, юриспруденции и гуманитарных наук, зав. кафедрой менеджмента и экономики в спорте, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, [email protected].

Клестова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебно-методического управления, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 29 апреля 2016 г.

DOI: 10.14529/ped160305

THE COMPLIANCE OF PROFESSIONAL STANDARDS' REQUIREMENTS WITH THE EDUCATIONAL STANDARDS' REQUIREMENTS AS THE QUALITY CRITERIA OF "PHYSICAL CULTURE AND SPORT" TRAINING

N.V. Bogdan, [email protected], O.A. Klestova, [email protected]

Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russian Federation

The article deals with the Federal state educational standards of higher education, 49.04.03 "Sport", concerning the professional standards of the "Head of the organization (organizational unit), operating in the field of physical culture and sport". The paper makes a comparison of the areas of professional activities and functions, as well as the competencies the graduate should have. The methods used are the study of documentation, comparative analysis, and synthesis. It was revealed that these standards are related to each other in the areas of professional activities, necessary professional competences (knowledge and skills). The harmonization of standards is understood as the quality criteria of training, since the educational process is designed in accordance with the agreed basic documents. It is concluded that for the successful development of professional competence we should include modules of disciplines and practices the study of which will enable the graduates to successfully perform their future work functions.

Keywords: Federal state educational standard, professional standard, evaluation of quality of formation of professional competence.

References

1. Bogdan N.V. [On the Conformity of the Federal State Educational Standards of Higher Education to Professional Standards]. Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konku-rentosposobnost': sbornik nauchnykh trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 30 aprelya 2016 g. [The Quality Management System in High School: Health, Education, Competitiveness: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 30, 2016]. 2016, pp. 36-41. (in Russ.)

2. Klestova O.A. Mamadzhanyan V.M. [On the Question of the Application of the Professional Standard "Coach" in the Preparation of Bachelors of Physical Culture]. Sistema menedzhmenta kachestva v vuze: zdorov'e, obrazovannost', konkurentosposobnost': sbornik nauchnykh trudov V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 30 aprelya 2016 g. [The Quality Management System in High School: Health, Education, Competitiveness: Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference, Chelyabinsk, April 30, 2016]. 2016, pp. 132-138. (in Russ.)

3. O professional'nykh standartakh sportsmenov i trenerov [About Professional Standards of Athletes and Coaches]. Available at: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/news/6776/ (accessed 1.05.2016).

4. Professional'nyy standart "Rukovoditel' organizatsii (podrazdeleniya organizatsii), osushchestv-lyayushchey deyatel'nost' v oblasti fizicheskoy kul'tury i sporta", utverzhdennyy prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity Rossiyskoy Federatsii ot 29 oktyabrya 2015 g. № 798n. [Professional Standard "Head of the Organization (Organizational Unit), Operating in the Field of Physical Culture and Sport", Approved by the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation dated October 29, 2015 № 798n.]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71149184/ (accessed 1.05.2016).

5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 49.04.03 "Sport", utverzhdennyy prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 14 dekabrya 2015 g. № 1468 [The Federal State Educational Standard of Higher Education in the Direction of Preparation 49.04.03 "Sports", Approved by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 14, 2015 № 1468.]. Available at: http://fgosvo.ru/news/2/1641 (accessed 1.05.2016).

Received 29 April 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Богдан, Н.В. Соответствие требований профессионального и образовательного стандартов как критерий качества подготовки по направлению «Спорт» / Н.В. Богдан, О.А. Клестова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 3. - С. 44-50. БО!: 10.14529/реа160305

Bogdan N.V., Klestova O.A. The Compliance of Professional Standards' Requirements with the Educational Standards' Requirements as the Quality Criteria of "Sport" Training. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2016, vol. 8, no. 3, pp. 44-50. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.