УДК 378.14 ББК Ч 74
РАНЖИРОВАНИЕ ВУЗОВ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - ПЛЮСЫ И МИНУСЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА
Н.А. Михеева*
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики, 192171, Санкт-Петербург, ул. Седова, 55
Наблюдаемый во всех странах мира рост спроса на независимую информацию об учреждениях высшего образования привел к возникновению значительного количества многообразных систем и подходов к сравнению вузов, из которых наиболее популярным для массового потребителя стал рейтинг (место, позиция) вуза. В последнее время рейтинг стал использоваться также и для оценки качества образования и применяться в этой связи как к ранжированию образовательных учреждений (прежде всего
- высших учебных заведений), так и к ранжированию образовательных программ (отдельных дисциплин).
Рейтинг (to rate - англ.- оценивать) - числовой показатель, характеризующий предпочтение одного оцениваемого объекта перед другим. Как правило, рейтинг является условным интегральным показателем, базирующимся на совокупности отдельных признаков.
Рейтинг как метод оценки означает ранжирование, то есть расположение в определенной последовательности (убывания или нарастания) зафиксированных в ходе исследования показателей, определение места (рейтинга) изучаемых объектов в этом ряду. Для этого необходимо наличие инструмента для выполнения измерения. Этот инструмент должен содержать группы критериев, соответствующие им количественные данные и математическую модель, с помощью которых определяют балл, место, позицию объекта (образовательного учреждения, образовательной программы и др.) среди однородных объектов.
* Михеева Натэлла Аршаковна, кандидат педагогических наук, доцент. Тел.: 8-911-997-3909; e-mail: [email protected]
При определении рейтинга образовательного учреждения, образовательной программы или дисциплины используются следующие исходные данные:
- цель определения рейтинга;
- производители рейтинга;
- потребители рейтинга;
- методика расчета рейтинга;
- тип рейтинга;
- структура рейтинга;
- механизм получения данных для определения рейтинга.
В основе споров вокруг рейтингов, относящихся к различным сферам образования, лежит вопрос о том, возможно ли в принципе количественно охарактеризовать качество образовательного учреждения или образовательной программы. Однозначного ответа здесь нет, однако следует признать, что на сегодняшний момент не существует другого привлекательного для потребителя образовательных услуг метода сравнения вузов и образовательных программ.
Сегодня в мире используются несколько десятков рейтингов образования. Самыми известными производителями признанных мировым академическим сообществом рейтингов являются:
1. Институт высшего образования Шанхайского университета (Shanghai Jiao Tong University), Китай, - публикация рейтинга 500 ведущих вузов мира с 2003 года;
2. Редакция газеты Times (специализированное приложение Times Higher Education Supplement, QS-THES), Великобритания, - публикация рейтинга 200 вузов мира с 2004 года;
3. Лаборатория Cybermetrics Lab, входящая в национальный Центр информации и документации при Высшем совете по научным исследованиям Испании - с 2004 г. проект Webometrics, в рейтинг которого включены почти 4 000 вузов мира;
4. Журнал Newsweek International, Великобритания, - публикация глобального рейтинга университетов с 2005 г.;
5. Тайваньский совет по оцениванию и аккредитации в сфере высшего образования (Higher Education Evaluation and Accreditation Council Taiwan), который в 2007 впервые сформировал рейтинг научной деятельности мировых университетов;
6. Центр науки и технологии университета Leiden, Нидерланды, - Leiden Ranking;
7. Мельбурнский институт, который рассчитывает индекс международной репутации австралийских университетов.
Основными показателями ведущих рейтингов мира - страновых и глобальных - являются, в первую очередь, научные достижения преподавателей, уровень подготовки студентов и абитуриентов, ресурсы
вуза, количество дипломных программ и карьерные перспективы выпускников.
Например, шанхайский рейтинг в большей степени ориентируется на исследовательскую деятельность вузов. Поэтому два критерия оценки из шести в нем связаны с количеством выпускников и сотрудников вуза, получивших Нобелевские премии и медали Филдса (высшая математическая награда). Хотя надо учитывать, что медаль Филдса за всю историю получили около 50 человек, а Нобелевскую премию - менее 600.
Особый интерес вызывает методика расчета рейтингов, которая включает соответствующие этапы алгоритма расчета:
1) сбор данных, которые либо поступают из уже существующих источников, либо собираются специально для целей данного рейтинга;
2) определение типов и количества переменных, из которых определяют промежуточные показатели и придают им нормативные значения;
3) определение весовых коэффициентов различных (промежуточных или исходных) показателей;
4) корректирующие действия, которые имеют политические либо технические причины, связанные со спецификой данных.
Существуют различные методологические подходы к типологии рейтингов, которые условно можно разделить на следующие виды или категории:
1. Рейтинги вычисления единого итогового балла для ранжирования вузов в целом - проводятся, например, Министерством образования и науки РФ, журналами «Перспективы» (Польша), «U.S.News and World Report» (США);
2. Рейтинги вузов по конкретным дисциплинам, программам обучения или предметам (проводятся, например, Центром по развитию высшего образования совместно с журналом «Stern» в Германии, «Fintion Times» в Великобритании);
3. Рейтинги, не отнесенные к первым двум типам, - например, японская компания «Рекрут» проводит рейтинги вузов по 88 показателям исследования;
4. Комбинированные подходы - например, единый рейтинг, в рамках которого составляется также рейтинг по отдельным дисциплинам. Структура рейтингов также может быть различной, например:
1) рейтинг может иметь порядковую структуру, то есть вузам присваиваются порядковые номера, согласно которым они располагаются в рейтинге (приложение к газете «Times» в Великобритании, рейтинг вузов организации DAAD в Германии и т.д.);
2) делается группировка вузов по рейтингу, например, рейтинг Центра по развитию высшего образования и журнала «Stern» в Германии объединяет ранжируемые вузы в три группы - лучшую, среднюю и худшую;
3) предлагается комбинированная структура - каждому вузу присваивается количественная оценка, но данные публикуются только по определенному числу лучших вузов - такой подход применяет «Рекрут» (Япония), в рейтинг по каждому показателю включаются только 50 лучших вузов.
При сортировке вузов в рейтингах их разделяют на группы: например, по форме собственности - частные или государственные, по
местоположению (применяется в Нигерии), по объявленным ими миссиям
или другим критериям.
Источниками данных для определения рейтингов могут быть
сведения, собранные специально дня определения данного рейтинга; данные, собранные вузами для каких-то других целей; дополнительные источники информации - анкетирование и опросы студентов, преподавателей, работодателей и выпускников, анализ сведений государственных органов занятости; результаты независимой оценки; данные органов аккредитации, публикации в средствах массовой информации и т. д. [1: 113-114].
Наиболее современной и продвинутой для стран с рыночной
ориентацией является методика, применяемая в системе высшего образования США для школ бизнеса, результаты использования которой ежегодно публикуются в журналах «U.S. news & world report» и «Business week». В одном из ежегодных докладов UNESCO эту модель по подготовке менеджеров назвали «самым большим достижением в области образования в XX веке».
Методика исчисления общего балла школ бизнеса США предполагает наличие пяти показателей: репутации вузов (reputation rank), отбора студентов (или показатель сложности вступительных экзаменов - student selectivity), успешного трудоустройства по специальности (placement success rank), средней «стартовой» зарплаты (median starting salary), возможности ускоренного получения степени магистра, например, в течение 2-х лет (gradiation ratio rank), стоимости обучения (out-of-state tuition). Предлагаются также показатели среднего проходного балла вступительных тестов (average GMAT score) и доли абитуриентов, удовлетворяющих условиям приема (acceptance rate).
Журнал «U.S. News & World Report» обычно публикует два списка вузов - первые 25 вузов ранжируются по 13 перечисленным выше показателям, другой список из следующих 25 вузов ранжируется только по 6 показателям [4: 80-81].
Производителями рейтингов в Великобритании являются средства массовой информации: газета «Times» и ее приложение «The Times Higher Education Supplement (THES)», «Daily Telegraph» и другие издания.
Цель рейтингов - обеспечить абитуриентов, студентов и их родителей информацией, которая поможет им сориентироваться в системе высшего образования и правильно выбрать для себя вуз, а также реклама вузов и их стремление к повышению качества деятельности.
Используются разные типы рейтингов, например, приложение по высшему образованию к газете «Times» - «THES» - готовит рейтинг по каждому показателю, «Financial Times» - только по образовательным программам, остальные издания рассчитывают общие рейтинги вузов.
Для определения рейтинга вузов ведущие издания используют следующие критерии:
- вступительный конкурс, количество человек на конкурсное место;
- оценки при поступлении (оценки на экзаменах второго (продвинутого) уровня);
- число обучающихся студентов;
- процент обучающихся зарубежных студентов; процент последипломных программ;
- процент студентов из государственных школ;
- процент студентов из низших классов;
- отношение числа штатных преподавателей к числу совместителей и почасовиков;
- отношение числа студентов к численности персонала;
- соотношение численности научно-исследовательского и преподавательского персонала;
- доход от научно-исследовательской деятельности;
- затраты на компьютеры и библиотеку;
- затраты на техническое оснащение для студентов;
- проживание студентов;
- трудоустройство выпускников;
- процент выпускников, преподающих профессионально;
- процент выпускников, занимающихся исследованиями [1: 115-116]. Источниками для определения рейтингов являются официальные
данные органов финансирования и контроля качества, которые используются для объективной оценки качества работы вуза с академической (качество преподавания) и с административной (эффективность, окупаемость) точек зрения, а именно:
1) ежегодные статистические отчеты Центрального статистического бюро Великобритании по высшему образованию;
2) информация государственных территориальных органов финансирования: например, Совета по финансированию высшего образования Англии, Шотландского совета по финансированию высшего образования, Совета по высшему образованию и финансированию Уэльса, ежегодные статистические отчеты службы приема в университеты и колледжи, аудиторские проверки преподавания различных специальностей государственным агентством по наблюдению за качеством обучения в высшей школе, оценка деятельности национальных университетов, проводящаяся каждые пять лет.
Список лучших высших учебных заведений публикуется на сайте thegooduniversityguide.org.uk. В соответствии с рейтингом 2007 г. за Кембриджем и Оксфордом, постоянно занимающими лидерские позиции, следуют Империал-колледж, Лондонская школа экономики и шотландский университет Сент-Эндрюс. Замыкает рейтинг колледж Эдж-Хилл.
В Российской Федерации производителями рейтингов являются федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки, профессиональные ассоциации, например, НПА «РейтОР», средства массовой информации, в том числе журнал «Каръера».
По результатам первого российского глобального рейтинга вузов, осуществленного независимым агентством «РейтОР», в пятерку лучших вошел МГУ им. Ломоносова. В первой сотне оказалось еще четыре российских вуза: МГТУ им. Баумана (49 место), МИФИ (56 место), СПбГУ (80-е) и Санкт-Петербургский политехнический университет (81-е). Всего в ТОП-500 попали 40 вузов России [5].
Созданием данного отечественного рейтинга была отчасти решена проблема слабой представленности российских вузов в международных рейтингах. Например, в испанском рейтинге Webometrics самая лучшая позиция из российских вузов, по данным прошлого года, у МГУ им. Ломоносова - 186 место. Следом идет СПбГУ - 927 место. Пятерку замыкают Новосибирский госуниверситет (949-е), ГУ - ВШЭ (1143-е) и МФТИ (1219-е). Причинами такого положения является сосредоточение основной научной деятельности не в вузах (как в зарубежных университетах), а в структурах РАН РФ, недофинансирование, отсутствие должного внимания к внедрению прогрессивных методов образования. Особое значение имеет оформление сайтов вузов, в том числе и на иностранных языках. Их содержание является объектом внимания составителей международных рейтингов [6].
Представленная в Интернете информация о вузах России разрозненна. Головной вуз имеет один сайт, филиалы - другие, и между собой они практически не связаны. Использование одним университетом нескольких доменов - одна из главных ошибок.
Этот факт подтвердили испанские исследователи при составлении своего глобального рейтинга Webometrics, в который они включили информацию о 717 вузах России, имеющих сайты. При этом выяснилось, что по нескольку сайтов имеют 40 университетов, причем информация дается только на русском языке. Сведения на иностранных языках предоставляют единицы вузов. Но те англоязычные странички, которые имеются у некоторых вузов, как правило, оторваны от основного сайта, хотя должны быть тесно связаны с русским контентом. Количество ссылок с внешних источников на эти сайты невелико, то есть низкие позиции российских вузов в испанском рейтинге объясняются, главным образом, отсутствием линков (или ссылок) на их сайты из зарубежных стран.
При этом следует учитывать, что в России количество посещений сайтов на 90 процентов обеспечивается жителями страны, а, например, в США - около 50 процентов - это иностранцы [6].
Еще одна проблема связана с тем, что большую часть посетителей сайтов российских вузов составляют студенты. Поэтому в период каникул происходит обвал посещаемости сайтов. Следует предоставлять более разноплановую информацию, которая будет интересна не только учащимся и преподавателям, но и более широкой аудитории, в том числе и зарубежной. Например, на вузовском сайте может быть представлена информация о политической, экономической, культурной жизни города или региона, в котором находится университет.
Хороший пример в этом плане подал СПбГУСЭ, на сайте которого в разделе информации о предстоящем в ноябре 2009 г. в Санкт-Петербурге международном форуме «Туризм и гостиничный бизнес. Стратегии взаимодействия университетов и работодателей» в разделе «Культурная программа» представлена достаточно интересная информация о «необычных памятниках Санкт-Петербурга», которые рекомендовано посмотреть участникам форума в ходе экскурсии по городу [7].
Критики считают, что опора в рейтингах вузов на такой единственный источник, как сайты вузов, (что делают испанские составители рейтинга Webometrics), не позволяет полностью и объективно оценить деятельность вузов. К сожалению, далеко не все вузы, включая и российские, полностью освоили этот ресурс, причиной чего является существующая инерция по отношению к подобным современным методам позиционирования вузов с помощью Интернет-ресурсов. В итоге несколько сотен российских вузов вообще не имеют сайтов.
Эту проблему, кстати, понимают не только западные эксперты. Рособрнадзор планирует ужесточить требования к вузовским сайтам, включив их оценку в аккредитационные показатели университетов. Поэтому есть надежда, что в недалеком будущем отечественные вузы расширят свое присутствие на просторах Интернета, что является важным условием их вхождения в международное образовательное пространство.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карелина И.Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор. - Воронеж: ВГУ, 2006. Михеева Н.А. Рейтинги высших учебных заведений: методика разработки и результаты оценки //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - №3. - 1999. - С.19-29.
2. Рейтинги в высшем образовании. Специальный выпуск//Высшее образование в Европе. Русская версия. - 2005. - №2.
3. U.S.News & World report, 1994, march, p.81.
4. МГУ занял пятое место в первом российском глобальном рейтинге вузов. http: //www .proforientator.ru/ucheba/msu_rating.html
5. Не так плох вуз, как его сайт. 15.http://ipim.ru/discussion/1024.html
6. Информация о Международном форуме «Туризм и гостиничный бизнес». http://www.hotelforum.spb.ru/