Научная статья на тему 'Соотношение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ограниченными возможностями здоровья'

Соотношение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
344
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
тревожность / мотивационные диспозиции / мотивационная сфера личности / ОВЗ / anxiety / motivational dispositions / motivational sphere of personality / the disabilities

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О Е. Комолов

В статье проводится краткий обзор и анализ современных исследований по проблеме соотношения тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — О Е. Комолов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The persons with disabilities correlation of anxiety and motivational dispositions

The article presents a review and analysis modern researches on the persons with disabilities correlation of anxiety and motivational dispositions.

Текст научной работы на тему «Соотношение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ограниченными возможностями здоровья»

ПСИХОЛОГИЯ

DOI: 10.17805/ggz.2017.1.4

Соотношение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ограниченными возможностями

здоровья

О. Е. Комолов

Московский государственный психолого-педагогический университет

В статье проводится краткий обзор и анализ современных исследований по проблеме соотношения тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ОВЗ. Ключевые слова: тревожность, мотивационные диспозиции, мотивационная сфера личности, ОВЗ.

The persons with disabilities correlation of anxiety and motivational dispositions

O. E. Komolov The Moscow State University of Psychology and Education

The article presents a review and analysis modern researches on the persons with disabilities correlation of anxiety and motivational dispositions.

Keywords: anxiety, motivational dispositions, motivational sphere of personality, the disabilities.

Социализация человека в онтогенезе привела к формированию произвольных психических функций, главной из которых следует назвать деятельность. Деятельность — это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность — это предметная, материальная деятельность, а внутренняя — это деятельность памяти, мышления и т. п. Если рассматривать внешнюю деятельность, то она детерминируется потребностью — нуждой, состоянием напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности и в процессе которой находится предмет потребности. Изучение факторов, детерминирующих деятельность, является одним из приоритетных направлений в современной психологической науке.

Одними из таких факторов являются мотивы и мотивация личности. Мотивация представляет собой особый уровень активности человека и определяет готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения. За рубежом достаточно распространенным является диспозиционный подход к исследованию мотивации, предложенный американским исследователем Д. Макклел-ландом. Данный автор утверждал, что условно можно выделить четыре мотивацион-ные системы: мотивация власти, аффилиации, достижения и избегания. Наиболее важными представляются именно те диспозиции, которые характеризуют социальную жизнь респондентов: мотивация достижения успеха, боязнь неудачи, стремление к налаживанию контактов с людьми (аффилиация) и боязнь отвержения, поскольку именно они определяют ряд особенностей жизнедеятельности студентов с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Можно сказать, что если каждая из мотивационных диспозиций отражает развитие социальных мотивов человека, то они также имеют противоположные системы,

которые являются отражением потребности в безопасности. Таким образом, каждая из мотивационных систем, испытывает на себе влияние мотива избегания, который актуализируется, в том числе, в результате воздействия определенных индивидуально-психологических предпосылок, таких, как уровень тревожности. В результате, мотив власти будет выражаться в избегании ответственности, мотив достижения — в избегании неудачи, мотив аффилиации — в страхе отвержения.

Одной из потенциальных особенностей личности является тревожность. Данная особенность занимает важное место среди иных качеств, влияющих на практическую деятельность человека, так как результаты и эффективность этой деятельности нередко напрямую зависят от уровня тревожности субъекта. Тревожность играет важную роль в понимании того, как человек будет выполнять ту или иную деятельность, особенно в том случае, когда эта деятельность имеет социальный или конкурентный подтекст. Проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних случаях люди склонны вести себя тревожно всегда и везде, в других они обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от складывающихся обстоятельств. Ситуативно устойчивые проявления тревожности принято называть личностными и связывать с наличием у человека соответствующей личностной черты. По словам Р. Немова, поведение повышенно тревожных людей в деятельности, направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:

— Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные, реагируют на сообщения о неудаче.

— Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.

— Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь у них доминирует над стремлением к достижению успеха.

— Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычно она перевешивает опасение возможной неудачи.

— Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщение об успехе, чем о неудаче.

— Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.

— Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу (Не-мов Р., 2003).

Проблемы, связанные с влиянием тревожности на мотивационную сферу, значительно усугубляются в отношении тех, кто испытывает трудности полноценной адаптации, интеграции и эффективного социального функционирования, в частности, вследствие ограниченных возможностей здоровья. Общепризнанно считать, что инвалиды (лица с ОВЗ) являются одной из самых социально уязвимых и неадаптированных групп населения. Социальная реальность людей с ограниченными возможностями такова, что слабо способствует появлению мотивации к труду. Шансы быть принятыми на работу у инвалидов существенно ниже, чем у здоровых людей, намного меньше имеется мест трудоустройства, но, в то же время, у людей с ограниченными возможностями невысокая удовлетворенность материальным положением зачастую компенсируется мотивацией к его улучшению.

Инвалид — человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. В данной работе речь идет в первую очередь о лицах с физическими

ограничениями (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и т. д.) и вместо термина «инвалидность» используются формулировка «ограниченные возможности здоровья». Соответственно, термин «условно здоровые лица» (лица без ОВЗ) противоположен термину «инвалидность» и означает отсутствие ограничений личной жизнедеятельности, физических, умственных, сенсорных или психических отклонений.

Поскольку мотивационные диспозиции неизбежно определяют результаты и эффективность деятельности, можно сделать предположение об их взаимосвязи и взаимной зависимости с явлением тревожности. Изучение данной взаимосвязи на примере лиц с инвалидностью позволит понять причины возникновения у них высокой тревожности, обнаружить значимость их эмоциональных переживаний на фоне их социально-коммуникативной деятельности, а также поможет преодолеть ее негативное влияние на успех, оптимизировав образовательную и профессиональную деятельность.

Исследования особенностей тревожности у лиц с ОВЗ в современной науке проводятся, в частности, в рамках диссертационных исследований. Чаще всего ограниченные возможности здоровья в них рассматриваются как один из основных факторов повышенной тревожности. Так, Л. Заборина в ходе исследования личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья пришла к выводу о том, что людям с ОВЗ свойственен «Сниженный фон настроения, опечаленность, удрученность своим положением напрямую зависит от уровня тревожности личности. Сниженный фон настроения приводит к учащению вспышек раздражительности у людей с ограниченными возможностями здоровья» (Забродина, 2012). В то же время некоторые исследования опровергают наличие такой взаимосвязи (Комолов О. Е., 2014).

Проблема выраженности мотивационных диспозиций у людей с инвалидностью также не имеет однозначного решения. Так, Н. И. Скок, исследуя биосоциальный потенциал лиц с ОВЗ, описывает ход исследования следующим образом: «Опрошено 400 инвалидов и 400 здоровых лиц трудоспособного возраста. Оказалось, что уровень мотивации у тех и других мало отличается. Есть разница лишь в случае избегания неудач. Последнее соответствует данным мотивации у лиц с невротическими расстройствами, каковыми в большинстве своем являются люди с ограниченными возможностями» (Скок, 2005).

Как показала О. Купреева в своем исследовании (Купреева, 2011), студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.

В. Краснова сделала вывод о том, что формирование основных адаптационных стратегий в отношении лиц с ОВЗ тесно связано с преобладающей формой восприятия инвалидности типичными членами данного общества. Иначе говоря, восприятие инвалидов типичными членами социальной среды обусловлено господствующими «идеально-типическими конструкциями» (моделями инвалидности), т. е. обобщенными социокультурными представлениями об инвалидности (Краснова, 2013).

Изучение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ОВЗ поможет выявить причины их состояния и более эффективно интегрировать их в социальное взаимодействие, учебный и рабочий процесс, сводя их проблемы, связанные с издержками социализации, к минимуму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Забродина, Л. Г. (2012) Исследование личностных характеристик и особенностей эмоционального реагирования у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Ученые записки Забайкальского государственного университета. С. 298-305.

Комолов, О. Е. (2014) Особенности проявления тревожности у студентов с ограниченными возможностями здоровья // Научная и профессиональная идентичность студента. Материалы международной научно-практической студенческой конференции. Рига, 12-13 декабря 2014. Рига: Балтийский институт психологии и менеджмента. С. 294-297.

Краснова, В. В. (2013) Социальная тревожность как фактор нарушений интерперсональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13. М. : МГППУ. 26 с.

Купреева, О. И. (2011) Особенности психологического сопровождения студентов с ОВЗ. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва). М. : МГППУ. 244 с.

Немов, Р. С. (2003) Психология. М. : ВЛАДОС. Кн. 1. Общие основы психологии. 688 с.

Скок, Н. И. (2005) Биосоциальный потенциал лиц с ограниченными возможностями и социальные механизмы его регуляции // Актуальные проблемы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Тюмень. С. 124-127.

Дата обращения: 07.01.2017 г.

Комолов Олег Евгеньевич — магистрант, кафедра педагогики и психологии дистанционного обучения Московского государственного психолого-педагогического университета. Адрес: 127051, Россия, г. Москва, Сретенка 29. Тел.: +7 (495) 607-12-47, +7 (495) 632-99-83. Электронный адрес: [email protected].

Komolov Oleg Evgenevich, master student, Department of distance learning education and psychology of The Moscow State University of Psychology and Education. Address: 127051, Russia, Moscow, street Sretenka 29. Tel.: +7 (495) 607-12-47, +7 (495) 632-99-83. E-mail: fdomgppu@ gmail.com.

Комолов О. Е. Соотношение тревожности и мотивационных диспозиций у лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2017, №1. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/443 (дата обращения: дд.мм.гггг.). DOI: 10.17805/ggz.2017.1.4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.