УДК 159.9.016.133.4
Степашкина Валерия Александровна
Stepashkina Valeriya Aleksandrovna
старший преподаватель кафедры психологии личности Института психологии и образования Казанского федерального университета
Senior Lecturer, Personality Psychology Department, Institute of Psychology and Education, Kazan Federal University
СООТНОШЕНИЕ КОНЦЕПТОВ «МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ» И «ОБРАЗ МИРА» В ПСИХОЛОГИИ
CORRELATION OF CONCEPTS "MENTAL REPRESENTATION" AND "IMAGE OF THE WORLD"
II
IN PSYCHOLOGY
к
i"
Аннотация:
Summary:
В статье представлены основные общепсихологические подходы к пониманию феномена репрезентации мира. Определены концепты «ментальная репрезентация» и «образ мира». Представления о мире, выраженные в концепте ментальной репрезентации человека, рассматриваются как процессуальный и результативный аспекты познания мира, формирующие «образ мира» как целостную динамичную реальность личности.
The article presents the main approaches of general psychology to understanding the phenomenon of the world image representation. The concepts of 'mental representation' and 'image of the world' are defined. The image of the world expressed in the concept of person's mental representation is considered as a proces-sual and resultative aspect of world cognition developing the image of the world as a holistic and dynamic reality of the personality.
Ключевые слова:
концепт, ментальная репрезентация, образ мира, личность, семантическое поле, система значений.
Keywords:
concept, mental representation, image of the world, personality, semantic field, system of meanings.
Стремление исследовать два концепта - «ментальная репрезентация» и «образ мира» - затрагивает проблему определения содержания субъективной реальности личности в психологии. Теоретико-методологическое рассмотрение проблемы предполагает обобщение результатов исследований, посвященных вопросу обозначения особенностей разделения и пересечения концептов «ментальная репрезентация» и «образ мира». Необходимость понимания общности и различий понятий «ментальная репрезентация» и «образ мира» связана с уточнением возможности исследования содержательной и структурной основы личностной репрезентации «образа мира» человека.
Категория «ментальная репрезентация» в отечественной психологии получила свое устоявшееся определение в рамках когнитивной психологии как процесс и результат познания или отражения мира. В форме отражения в рамках познания ментальная репрезентация представляет собой субъективное описание и изображение опыта, отображение и представленность мира субъекту [1].
В данном контексте понятие «репрезентация» представляет собой описание и хранение знаний в долговременной памяти; «обобщенно-абстрактные продукты умственной переработки воспринятого - устойчивые инвариантные характеристики предметного мира, инвариантные отношения между компонентами мира, инвариантные характеристики внутренних состояний субъекта и субъект-субъектных отношений»; результаты когнитивной обработки, создающие упорядоченные системы (хранение и средства познания), которые включают в себя подсистемы и иерархические уровни [2].
Как результат конструирования модели мира и миропонимания ментальная репрезентация представлена М.А. Холодной в качестве актуально существующего умственного образа определенного события, выражаемого субъектом как особая форма видения, понимания и интерпретации происходящего. Ментальные репрезентации или структуры представляют собой фиксированные репрезентативные многомерные видоизменяющиеся конструкты или формы опыта субъекта, позволяющие осуществлять регуляцию и контроль способов восприятия действительности [3].
В зарубежной психологии ментальная репрезентация отождествляется с понятиями «схема», «ментальная модель» и «ментальный процесс». К определяющим понятие «схема» относятся следующие характеристики:
1) организованная структура, существующая в памяти и содержащая сумму знаний о мире;
2) схема выражается через более высокий уровень обобщения, абстрагирования, чем наше непосредственное взаимодействие с миром;
3) структура схемы состоит из концептов, соединенных в суждениях;
4) схема динамична, изменяется через опыт или инструкцию;
5) контекст для толкования новых знаний [4].
Понятие «ментальная модель» схоже с понятием «схема», однако более расширено и указывает на причинно-следственные связи между объектами. В свою очередь «ментальные процессы» оперируют представлениями, которые мы строим на основе наших знаний о мире [5].
В целом подходы к вопросу определения концепта как отечественных, так и зарубежных исследователей в рамках когнитивной психологии схожи. Ментальная репрезентация, соответственно, относится к когнитивному аспекту субъективного отображения объективной реальности, описывает содержание и формат психического. Ментальная репрезентация дает возможность «исследовать внутренний мир субъекта, представить субъективную форму видения, понимания и интерпретации информации» [6, с. 146].
Таким образом, воплощение познания субъектом мира базируется на существующих в семантическом поле когнитивных конструктах, которые являются не только воспроизведением перцептивного опыта, но и представлениями, сложившимися в процессе изменения наличной ситуации. Согласно определению, данному исследователями-психологами, ментальная репрезентация выступает как средство, позволяющее субъекту анализировать, понимать и видоизменять происходящие события в действительности. Посредством вербальных и представляемых символов субъект реорганизует и сохраняет опыт в форме ментальных репрезентаций, что является вектором для будущих действий.
В свою очередь, категория «образ мира», о которой в психологическом плане первым писал А.Н. Леонтьев, представляет собой смысловое поле и систему значений, воплощенные через изображенность, отраженность мира в субъективной реальности [7]. Необходимо отметить, что в данном контексте одним из основных свойств образа мира является его нематериальность, некая идеальность, абстрактность значений и личностных смыслов, так как образ мира является продуктом психического.
Репрезентация образа мира представляет собой образы предметов, событий, явлений, образ «я», образ «других». Означенные образы, то есть получившие свое значение, представлены человеку не разрозненно. Образ мира - не просто совокупность значений, а целая сплетенная субъектом реальность из осмысленных, связанных друг с другом фрагментов действительности. Образ мира - это результат субъективного создания модели мира, некая единая концепция представлений о себе, о других и о мире [8]. В концепт «образ мира» в отличие от ментальной репрезентации в большей степени включены аффективная и интерпретативная основа представления личности о мире.
Для определения ключевых составляющих концептов «ментальная репрезентация» и «образ мира» представляется необходимым сопоставление содержания данных понятий в общепсихологическом плане. В таблице 1 рассмотрены понятийный и структурный аспект содержания концептов «ментальная репрезентация» и «образ мира».
Таблица 1 - Соотношение содержания концептов «ментальная репрезентация»
и «образ мира»
Ментальная репрезентация | Образ мира
Понятийный аспект
Когнитивный образ актуальной ситуации, конкретного события [9]. Процесс отображения и результативная единица описания опыта [10] Система значений, идеальный продукт процесса сознания, план внутренней деятельности субъекта, индивидуализированная культурно-историческая основа восприятия, прогностическая модель будущего [13]
Структурный аспект
Ментальная репрезентация в качестве результата познания относится к понятиям «образ», «информационная основа деятельности», «субъективный опыт», «категориальная структура сознания» [11]. «Ментальный образ», «визуализация», «квазиперцептивный опыт», напоминающий реальный перцептивный опыт, но возникающий без соответствующего перцептивного стимула [12] 1. Перцептивный поверхностный слой (перцептивный мир), состоящий из структурированных, связанных между собой модальных образов, который является перцептивным миром. 2. Семантический слой (картина мира) - многомерная система отношений понимаемых полимодальных образов. 3. Образ мира - амодальная структура как результат «обработки» семантического слоя [14]
В соответствии с вышеизложенными постулатами можно утверждать, что ментальная репрезентация является единицей, позволяющей моделировать образ мира субъекта. Ментальные репрезентации делают возможным объяснение образа мира и выявляют причинно-следствен-
ные связи между значениями и личностными смыслами в структуре образа мира. Иными словами, концепт «образ мира» по содержанию является родовым по отношению к концепту «ментальная репрезентация».
Ссылки:
1. Ментальная репрезентация: динамика и структура / под ред. А.В. Брушлинского, Е.А. Сергиенко. М., 1998. 320 с.
2. Терешонок Т.В. Актуализация нового понимания взаимоотношений человека и окружающего мира // Проблемы современной аграрной науки : материалы междунар. заоч. науч. конф. Красноярск, 2012. С. 327-328.
3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб., 2002. 272 с.
4. Winn W., Snyder D. Cognitive perspectives in psychology // Handbook of research for educational communications and technology / ed. D. Jonassen. Washington DC, 1996. P. 112-142.
5. Ibid.
6. Втюрина Т.А. Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 2-1. С. 145-152.
7. Леонтьев А.Н. Образ мира // Мир психологии. 2003. № 4. C. 11-18.
8. Степашкина В.А. Проблема понимания «образа мира» личности // Бехтерев В.М. и современная психология человечности : сб. ст. V Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2015. С. 206-210.
9. Холодная М.А. Указ. соч.
10. Прохоров А.О. Репрезентация психического состояния: характеристика образа // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 215-224.
11. Цымбалюк А.Э. Содержание ментальной репрезентации жизненных ситуаций в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 4, т. II (Психолого-педагогические науки). С. 245-248.
12. Макарова Е.А. Визуализация как способ структурирования знаний и формирования ментального пространства [Электронный ресурс]. URL: http://sosh3.oprb.ru/data/partner/6/message/RR9f14_3049.pdf (дата обращения: 27.12.2016).
13. Серкин В.П. Пять определений понятия и схема функционирования образа мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2006. № 1. C. 11-19.
14. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. М., 1999. 350 с.