Научная статья на тему 'Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения'

Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1677
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / ОБРАЗ МИРА / МЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ / МОТИВАЦИЯ / MENTAL REPRESENTATION / IMAGE OF THE WORLD / MENTAL EXPERIENCE / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Втюрина Татьяна Анатольевна

В статье обосновывается введение категории «ментальная репрезентация», рассматриваются подходы к ее определению, соотношение с понятиями «образ мира», «ментальный опыт». Представлены результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mental representation of motivation: theoretical and empirical aspects of the study

The article explains the introduction of the category “mental representation”, the approaches to its definition, the ratio of the concepts of “image of the world”, “mental experience”. The results of an empirical study of mental representations of motivation in science and everyday consciousness.

Текст научной работы на тему «Ментальная репрезентация мотивации: теоретические и эмпирические аспекты изучения»

мичность системы, основанной на сочетании интересов участников; самостоятельность в подготовке заданий конкурса; правомочное принятие решений по внутренним проблемам конкурсной команды; самостоятельный выбор цели, объекта, предмета деятельности, способов и средств ее достижения; наличие коллективного управления, соотношение развития самоуправления с повышением самостоятельности организации; активизация инициатив студентов.

Признаками результативности развития студенческого самоуправления в конкурсной деятельности могут быть количественные и качественные критерии и показатели. Среди количественных критериев мы выделяем общее число участников конкурсной деятельности на уровне вуза, факультета, учебной группы. Как качественные критерии мы предлагаем использовать следующие:

- критерий социальной значимости деятельности, проявляется в уровне инициативы, самостоятельности и ответственности студентов в достижении целей и задач конкурса;

- мотивационный критерий - уровень сфор-мированности групповых мотивов деятельности у студентов - участников конкурса;

- операционный критерий - уровень организаторских навыков и умений студентов;

- практический критерий - уровень развития профессиональных компетенций студентов, сформированный на основе ситуации выбора в условиях конкурсной деятельности.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что развитие конкурсной деятельности в вузе позволит осуществить переход от традиционных подходов к развитию студенческого самоуправления в вузе, к инновационным, обеспечивающим проявление инициативы студентов, вовлечение их в решение значимых проблем университета, города, страны.

Примечания

1. Лопатина Р. Ф. Проведение конкурсов молодежных проектов в вузе культуры и искусств как один из стимулов развития молодежного предпринимательства в студенческой среде. URL: http://elibrary.ru/ кет.аэр?Ы=17656548

2. Богданова Р. У. Студенческое самоуправление: инновационный подход. URL: http://elibrary.ru/ кет.аэр?1^16496023

УДК 159.947.5

Т. А. Втюрина

МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МОТИВАЦИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ

В статье обосновывается введение категории «ментальная репрезентация», рассматриваются подходы к ее определению, соотношение с понятиями «образ мира», «ментальный опыт». Представлены результаты эмпирического исследования ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.

The article explains the introduction of the category “mental representation”, the approaches to its definition, the ratio of the concepts of “image of the world”, “mental experience”. The results of an empirical study of mental representations of motivation in science and everyday consciousness.

Ключевые слова: ментальная репрезентация, образ мира, ментальный опыт, мотивация.

Keywords: mental representation, image of the world, mental experience, motivation.

В настоящее время в психологической литературе увеличилось количество исследований, посвященных изучению субъективных отображений явлений психики [1]. Для обозначения особого рода психической реальности, которая инициируется «извне», внешним воздействием, но зарождается и обеспечивается «внутри» субъекта, используются различные понятия: образ мира, ментальный опыт, ментальная репрезентация, внутренний мир и др. [2] А. В. Карпов отмечает, что исследование данных форм субъективной репрезентации объективной реальности является «магистральной тенденцией общепсихологических исследований» [3]. Эти исследования направлены на изучение содержательных особенностей субъективного отображения как психической реальности в целом, так и отдельных ее феноменов, на раскрытие структурно-функциональной организации внутреннего мира как собственного, так и другого человека.

Ментальная репрезентация трактуется в психологии как отражение в сознании человека определенных характеристик мира, как внутренняя, субъективная модель внешнего и внутреннего мира. Изучение психической реальности в терминах ментальных репрезентаций способствует сохранению рефлексивной позиции по отношению к познанию. Понятие «ментальная репрезентация» формулируется нами при соотнесении разных точек зрения на данную проблему. По мнению Е. А. Сергиенко, понятие «репрезентация» определяет как «представленность себе»,

© Втюрина Т. А., 2013

т. е. речь идет о внутренних структурах, формирующихся в процессе жизни человека, в которых представлена сложившаяся у него картина мира, социума и самого себя. Когнитивные структуры - это не копии образцов, а обобщенно-абстрактные репрезентации - схемы, позволяющие не только получать знания, но и указывающие на способ их получения [4].

Другой взгляд на проблему ментальной репрезентации имеет М. А. Холодная. С точки зрения данного автора ментальная репрезентация есть актуальный умственный образ того или иного конкретного события, т. е. субъективная форма видения, понимания и интерпретации происходящего. Ментальные репрезентации, являясь оперативной формой ментального опыта, зависят от обстоятельств, строятся в конкретных условиях для специфических целей и выступают специализированной и детализированной умственной картиной события [5].

А. В. Карпов подходит к проблеме ментальной репрезентации с позиции системного подхода к строению психики. Структурно-уровневая организация психики предполагает включенность метасистемного уровня в само ее содержание, в саму ее структуру. Метасистемный уровень по своему содержанию представляет «инобытие» объективной реальности в форме реальности субъективной, в форме идеальных моделей и репрезентаций систем знаний. Благодаря метасис-темному уровню и его «встроенности» в саму систему (психику) обеспечивается возможность существования фундаментального феномена, который можно условно обозначить как механизм метасистемной обратимости. Следовательно, любой процесс, протекающий в психике, будучи транспонированным на метасистемный уровень, становится направленным не на «внешнюю среду», а на внутреннее содержание психики. В результате этого возникают рефлексивные процессы и феномены [6].

Ж.-Ф. Ли Ни высказывает возражения против содержательной трактовки понимания ментальной репрезентации. Ментальная репрезентация - это не содержание психического отражения, а формат, в котором происходит отображение. Соответственно ментальная репрезентация понимается как структурные элементы системы переработки информации, к которым прилагаются некоторые операции [7].

Данный подход к определению понятия ментальной репрезентации подводит нас к вопросу о форме существования ментальной репрезентации и, соответственно, типов и моделей, использующихся для описания этой реальности. Существует ряд моделей репрезентации как формата психического отражения, которые могут быть подразделены на те, в которых предполагается

один формат ментальной репрезентации, и те, в которых таких форматов несколько (два).

Примером двойного формата репрезентации является модель А. Пайвио (теория двойного кодирования информации: вербального и невербального). Автор отмечает, что эти две системы работают принципиально разными способами. Информация в субъективном опыте репрезентируется посредством двух кодов: модального и амо-дального. Главным тезисом работы А. Пайвио было утверждение, что репрезентации могут быть как материальными, так и чисто психическими, воображаемыми сущностями [8].

Таким образом, рассмотрение проблемы ментальной репрезентации ведется через обсуждение в терминах внутренних структур, формирующихся в процессе жизни человека, и психического отражения, включающей проблему субъективного образа. Парадигма ментальной репрезентации дает возможность исследовать внутренний мир субъекта, представить субъективную форму видения, понимания и интерпретации информации. Данный подход подчеркивает когнитивный аспект субъективного отображения объективной реальности. Понятие «ментальная репрезентация» описывает как содержание психического отражения, так и формат, в котором происходит такое отображение. Ментальные репрезентации имеют системно-уровневое строение, иерархическую метаструктуру, категориальную организацию, фиксирующую принадлежность понятия к некоторому семантическому классу.

Использование понятия «ментальная репрезентация» предполагает соотношение его с понятием «образ мира». При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность - образ мира. Введение понятия «образ мир» связано с именем А. Н. Леонтьева, который определял его как сложное многоуровневое образование, обладающее системой значений и полем смысла [9]. Автор обращает внимание на то, что психология образа есть «конкретно-научное знание о том,как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира -мира, в котором они живут, действуют, который они сами переделывают и частично создают; это -знание также о том, как функционирует образ мира, опосредствуя их деятельность в объективно реальном мире» [10]. А. Н. Леонтьев отмечал, что проблема психического должна рассматриваться с позиции построения в сознании индивида многомерного образа мира как образа реальности. В сознаваемой картине мира можно выделить три слоя сознания: 1 - чувственные образы; 2 - значения, носителями которых выступают знаковые системы, формируемые на основе интериоризации предметных и операциональных значений; 3 - личностный смысл. Пер-

вый слой составляют чувственные переживания, которые «образуют обязательную фактуру образа мира». Второй слой сознания представлен значениями, в которых зафиксированы общественно выработанные способы действия с реальностью и в реальности. Интериоризация предметных и операциональных значений на основе знаковых систем приводит к зарождению понятий. Третий слой сознания образуют личностные смыслы. То есть то, что индивид вкладывает в конкретные события, явления или понятия, осознание которых может существенно не совпадать с объективным смыслом [11].

Образ мира в психологии рассматривается под разными углами зрения: как целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, и о себе и своей деятельности [12], как иерархическая система когнитивных репрезентаций [13], как интегратор следов взаимодействия человека с объективной действительностью [14]. Рассматривая вопросы структурной организации образа мира, авторы (Е. Ю. Артемьева, В. В. Петухов В. П. Серкин, С. Д. Смирнов, Ю. К. Стрелков и др.) отмечают ее поуровневую организацию и выделяют слои этой структуры. С. Д. Смирновым определены поверхностные и ядерные структуры образа мира: поверхностные структуры - чувственно оформленное представление о мире, а ядерные - отторгнутые от чувственности, амодальные, знаковые системы - отражение мира в целом [15].

В. В. Петухов предложил разделение образа мира по «языку» описания: поверхностные структуры - это представления о мире, а ядерные -представления мира. Так, в терминах В. В. Петухова, ядерные структуры - это «фундаментальные опоры существования человека в качестве сознательного существа, отражающие его действительные связи с миром и не зависимые от рефлексии по их поводу» (представление мира), поверхностные - структуры, «связанные с познанием мира как специальной целью, с построением того или иного представления о нем» (представление о мире) [16].

Таким образом, категория «образ мира» рассматривается как универсальная форма знаний человека о мире, характеризующаяся прогностической направленностью, и как категория, описывающая отражение мира на уровне восприятия. Исследователи отмечают интегративную природу категории «образ мира», рассматривают проблему структурной организации образа мира.

Семантически близкой к конструкту «ментальная репрезентация» является категория «ментальный опыт», используемая при описании интеллекта. По мнению М. А. Холодной, эта категория позволяет подойти к проблеме устройства интеллектуальной сферы с позиции взгляда «из-

нутри». Интеллект понимается как форма организации ментального опыта, а ментальный опыт рассматривается как «система наличных психических образований и инициируемых ими психологических состояний, лежащих в основе познавательного отношения человека к миру и обусловливающих конкретные свойства его интеллектуальной деятельности» [17]. Ментальный опыт представлен в трех основных формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации. Выделенные формы выступают в качестве иерархии психических носителей, которые «изнутри» предопределяют особенности интеллектуального поведения [18]. Так, ментальная репрезентация рассматривается как одна из форм организации ментального опыта, заключающаяся в ментальном видении, ментальном умозрении субъектом происходящего (как субъект воспринимает, понимает и объясняет происходящее). Ментальное пространство определяется как «динамическая форма ментального опыта, которая актуализируется в условиях познавательного взаимодействия субъекта с миром». Ментальное пространство - это субъективное пространство отражения. Ментальные структуры - это своеобразные психические механизмы, в которых в «свернутом» виде представлены наличные интеллектуальные ресурсы субъекта и которые при столкновении с любым внешним воздействием могут «развертывать» особым образом организованное ментальное пространство [19].

Со стороны ментальных структур ментальный опыт субъекта представляет собой иерархию уровней (или слоев) опыта: когнитивного, обеспечивающего оперативную переработку информации; метакогнитивного, осуществляющего регуляцию (непроизвольную и произвольную) интеллектуальной деятельности; интенционально-го, лежащего в основе индивидуальных интеллектуальных склонностей и определяющего субъективные критерии выбора определенной предметной области, направления поиска решения и т. д.

На уровне рассмотрения когнитивного опыта, как и в случае конструкта «ментальная репрезентация», в центре исследовательского внимания оказывается вопрос о способах кодирования (переработки) информации. Предполагается, что «...в структуре зрелого интеллекта переработка информации одновременно идет как минимум в системе трех основных модальностей опыта: 1) через знак (словесно-речевой способ кодирования информации); 2) через образ (визуально пространственный способ кодирования информации); 3) через чувственное впечатление (чувственно-сенсорный способ кодирования информации)» [20].

Вновь обращаясь к понятию «ментальная репрезентация», соотнесем его с рассмотренными выше представлениями об образе мира и ментальном опыте. Каждый из нас создает свою репрезентативную картину мира, которую использует, решая, как жить в мире. Модели, которые мы себе создаем и которыми руководствуемся, основываются в какой-то степени на нашем жизненном опыте, на нашем отношении с миром, отражают общекультурные и индивидуальные характеристики человека. Ментальные модели, применяемые к широкому спектру форм человеческого поведения, становятся фундаментальными опорами существования человека в мире.

Категории «метальная репрезентация», «образ мира», «ментальный опыт» являются индивидуальными инструментами использования знаний при интеллектуальном взаимодействии с окружающим миром, позволяют выявить, как организованы знания о психических феноменах. Общность исследовательских позиций прослеживается через наличие общих методологических проблем, таких как способы кодирования информации, роль семантических структур и др. Вместе с тем категория «ментальная репрезентация» позволяет исследовать глубинные, ментальные основы сознания. Общим моментом по отношению к ментальной репрезентации является признание ее структурно-иерархической организации.

Знание того, как устроены исходные системы понятий, индивидуальный контекст значений, как представлены аналоги научных психологических знаний в обыденном сознании обеспечивает понимание объективного мира, облегчает взаимодействие между людьми, а также подготавливает к пониманию самого себя.

Целью эмпирической части исследования было изучение содержания и структуры ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании (в сравнении), выявление универсальности и специфичности в представлениях о мотивации у студентов - будущих психологов и непсихологов. Предмет исследования - ментальные репрезентации мотивации студентов-психо-логов и студентов-непсихологов в сравнении с ментальными репрезентациями этого феномена, нашедшими отражение в научных текстах.

Эмпирическое исследование ментальных репрезентаций мотивации было реализовано в три этапа.

1-й этап - изучение определений понятия «мотивация» в научных текстах с целью выявления набора идей, открытых и введенных в научный оборот. Объект эмпирического исследования - преимущественно учебники и учебные пособия для студентов вузов, обучающихся по психологическим специальностям и направлениям. Критерии отбора текстов, подлежащих анализу:

1. Текст должен включать фразы типа «мотива-

ция трактуется как...», «термин мотивация служит для...», «мотивацию можно определить как.», «под мотивацией имеют в виду...» и т. д.

2. Фрагмент текста должен представлять собой законченную мысль. 3. В случае, если автор дает определение мотивации в двояком смысле, принимаются во внимание оба подхода. В соответствии с критериями отбора текстов выделено 39 определений понятия «мотивация».

2-й этап - эмпирическое исследование репре-зентированности понятия «мотивация» в обыденном сознании. В исследовании приняли участие две группы студентов (по 180 студентов) в возрасте от 18 до 22 лет (психологи и непсихо-логи). В качестве методов сбора эмпирических данных выступили свободный ассоциативный эксперимент, метод определения понятий, метод изображения (рисунок) на предлагаемый стимул. Испытуемым было предъявлено слово-стимул «мотивация», для которого было предложено сначала написать не менее пяти ассоциаций, затем дать определение понятия, и в заключение нарисовать (изобразить) «мотивацию» так, как они себе ее представляют. В инструкции уточнялось, что студенты могут не заботиться о строгости и научности определения, важно передать в определении то, как они понимают это для себя.

3-й этап - сравнение понятийного компонента ментальных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании.

При обработке фрагментов научных текстов, ответов испытуемых, полученных при использовании методов ассоциативного эксперимента, определения понятий и рисунка, использовался метод контент-анализа. В целях выяснения степени обоснованности выделенных для анализа категорий и для проверки адекватности их выделения был использован метод экспертной оценки. Статистическая обработка результатов проводилась с использованием методов дескриптивной статистики, методов непараметрической статистики: критерия ф - угловое преобразование Фишера, рангового коэффициента корреляции Спирмена. Расчеты осуществлялись в программе Excel, SPSS 10.0. for Windows [21].

Качественный анализ определений позволил выделить следующие категории: 1. Целостность -указывает на обобщенность, единство, на внутреннюю связность явления. Например: система, совокупность. 2. Динамика - указывает на про-цессуальность, изменение, протяженность во времени. Например: процесс, действие, воплощение, достижение. 3. Энергия - характеризует некоторую интенсивность, силу, приводящую ситуацию в движение. Например: побуждение, стремление, мотив, волевое усилие. 4. Влияние - включает понятия, описывающие воздействие на саму

мотивацию, влияние внутри процесса (в том числе и векторные характеристики). Например: причина, основание, регуляция, формирование, направление, цель. 5. Интерпретация - включает понятия, за счет которых происходит истолкование, разъяснение смысла чего-либо. Например: обоснование, объяснение. 6. Носитель мотивации - категория, отражающая того, кто продуцирует мотивацию, без которого она не рассматривается. Например: личность, человек, я.

7. Объект детерминации - содержит указание на объект, процесс, на которые направлена, к которым приложима мотивация. Например: деятельность, поведение, желаемый результат. 8. Неопределенность описываемого явления - включает указательное местоимение то с дополнениями. Например: то, что; то, из-за чего.

Полученные результаты и их обсуждение.

Обработка текстов определений осуществлялась с учетом того, что понятие как логическая форма, как правило, имеют двухуровневую иерархическую структуру (по аналогии с логической схемой анализа дефиниций, предполагающих указание на род и видовое отличие). Например: Мотивация есть процесс образования, формирования мотивов (Л. Д. Столяренко). Мотивация -это побуждение к совершению определенного действия (определение, предложенное студентом).

В научных определениях было проанализировано 39 понятий 1-го уровня и 152 понятия 2-го уровня. Словарь различных понятий содер-

жит 10 и 58 слов соответственно. В студенческих определениях проанализированы 360 понятий

1-го уровня и 1027 понятий 2-го уровня. Словарь различных понятий содержит 83 и 217 слов соответственно (табл. 1).

Сопоставление долей понятий, преодолевших 5%-ный барьер упоминания, выявило значимые различия (1-й уровень: ф = 3,373, р # 0,01;

2-й уровень: ф = 2,422, р # 0,01). Было установлено, что несмотря на сложность самого феномена, научное понятие «мотивация» уже получило устоявшиеся словесные формулировки, характеризующиеся компактностью и структурированностью. Формулировки понятия «мотивация», представленные в обыденном сознании, характеризуются большей конкретностью, меньшей обобщенностью в сравнении с научным знанием.

Результаты исследования показали, что для объяснения психической реальности, которая стоит за осмыслением феноменов мотивации, ученые используют понятия, относящиеся к категориям «Целостность», «Динамика», «Влияние», «Энергия», «Интерпретация», «Носитель мотивации», «Объект детерминации» (табл. 2)

Среди категорий, используемых при объяснении психической реальности, выделены такие, частота обращения к которым значимо выше по отношению к другим. Так, при определении мотивации ученые чаще обращаются к категориям «Целостность» (41,03%) и «Динамика» (41,03%). В категории «Целостность» доминиру-

Таблица 1

Количественные показатели встречаемости лексических единиц в определении «мотивация»

Показатели Результаты анализа научных определений Результаты анализа определений, предложенных студентами

1-й уровень 2-й уровень 1-й уровень 2-й уровень

Ксш-во анализируемых понятий 39 152 360 1027

Словарь различных понятий 10 58 83 217

Доля понятий, преодолевших 5%-ный барьер упоминания 50% 8,6% 4,65% 1,38%

Примечание: здесь и далее 1-й уровень представлен родовыми понятиями, 2-й уровень раскрывает видовое отличие

Таблица 2

Частота встречаемости категорий контент-анализа научных определений понятия «мотивация»

(в % от общего количества подсчитываемых понятий)

Категории контент-анализа научных определений Число случаев, когда смысловая единица стоит на первом месте (1-й уровень); п = 39 Число случаев, когда смысловая единица стоит на втором месте (2-й уровень); п= 152

% ранг % ранг

Целостность 41,03 1,5 0,66 7

Динамика 41,03 1,5 14,47 4

Энергия 15,38 3 23,03 3

Влияние 2,56 4 27,64 1

Интерпретация — — 1,97 6

Носитель мотивации _ 8,55 5

Объект детерминации - 23,68 2

ет идея мотивации как совокупности тех или иных психических феноменов; в категории «Динамика» - как процесса. При раскрытии существенных признаков, характерных для понятия «мотивация», актуализируются категории «Влияние», «Энергия», «Объект детерминации». В категории «Влияние» (27,64%) раскрывается причинная (причина, фактор) и функциональная (направляющая, определяющая, детерминирующая, управляющая) составляющая мотивации. Категория «Энергия» (23,03%) выступает основой функционирования - «мотив», «побуждение» - где побуждение фиксирует желательное будущее состояние действительности, а мотив выступает двигателем поведения. В категории «Объект детерминации» (23,68%) доминирует идея проявления мотивации в поведении, деятельности.

Для объяснения психической реальности, которая стоит за осмыслением субъектом феноменов мотивации, студенты используют понятия, относящиеся к категориям «Целостность», «Динамика», «Влияние», «Энергия», «Интерпретация», «Носитель мотивации», «Объект детерминации», «Неопределенность описываемого явления» (табл. 3)

При определении понятия «мотивация» студентам характерно распределение ответов по многим категориям с небольшим преимуществом для категорий, имеющих высшие ранги. Так, в студенческих определениях мотивация чаще раскрывается через понятия, принадлежащие к категориям «Энергия» (32,5%) и «Влияние» (29,72%). В категории «Энергия» доминирует идея мотивации как психологического феномена, запускающего (побуждающего), поддерживающего и сопровождающего деятельность (побуждение, желание, заинтересованность); в категории «Влияние» доминируют идеи мотивации как причины, цели. При раскрытии существенных признаков, характерных для понятия «мотивация», актуализируются категории «Объект детермина-

ции», «Энергия», «Динамика». Через категорию «Объект детерминации» раскрывается связь мотивации с действиями, деятельностью. Категория «Энергия» репрезентирует инициирующую силу мотивации (побуждает, подталкивает). В категории «Динамика» доминирует идея мотивации как выполнение, совершение, достижение.

Сравнительный анализ категорий выявил особенности понятийных репрезентаций мотивации в научном и обыденном сознании. Результаты сравнения категорий 1-го уровня показали, что для научных определений достоверно выше частота встречаемости категорий «Целостность» (ф = 3,96; р # 0,01), «Динамика» (ф = 5,29; р # 0,01), для определений, предложенных студентами, - категорий «Энергия» (ф = 2,31; р # 0,01), «Влияние» (ф =4,92; р # 0,01). Содержательно это проявляется в том, что в научном сознании мотивация определяется либо через понятия, указывающие на обобщенность, внутреннюю связность явления (система, совокупность), либо через понятия, указывающие на процессу-альность, изменение (процесс, проявление). В обыденном сознании мотивация определяется, прежде всего, через термины субъективного восприятия мотивации (побуждение, стремление, желание, заинтересованность, потребность, чувство, эмоции). Значимо часто мотивацию определяют через указание на исходные основания (причина) и обстоятельства-мотиваторы (фактор, стимул).

Результаты сравнения категорий 2-го уровня (раскрывают признаковые характеристики) показали, что категории «Динамика» и «Энергия» не имеют значимых различий по частоте встречаемости. Следовательно, для обеих групп (ученых и студентов) мотивация мыслится как выполнение, совершение, достижение, осуществление чего-либо; выполняет побуждающую, подталкивающую функцию. Вместе с тем в научных определениях достоверно выше частота встречаемости категории «Влияние» (ф = 3,47; р # 0,01),

Таблица 3

Частота встречаемости категорий контент-анализа студенческих определений понятия «мотивация»

(в % от общего количества подсчитываемых понятий)

Категории контент-анализа научных определений Число случаев, когда смысловая единица стоит на первом месте (1-йуровень);п = 360 Число случаев, когда смысловая единица стоит на втором месте (2-й уровень); п = 1027

% ранг % ранг

Целостность 12,50 4 0,10 7

Динамика 6.11 5 17.04 3

Энергия 32,50 1 20,45 2

Влияние 29,72 2 15,29 4

Интерпр етация 3,61 6 0,49 6

Неопределенность описываемого явления 15,56 3 - -

Носитель мотивации - - 15,09 5

Объект детерминации - - 31,55 1

а в студенческих определениях категорий - «Носитель мотивации» (ф = 2,34; р # 0,01) и «Объект детерминации» (ф = 2,01; р # 0,05). Следовательно, студенты чаще в определениях указывают на носителя мотивации, того, кто продуцирует мотивацию, без которого она не рассматривается (человек) и на объект, процесс, на которые направлена, к которым приложима мотивация (деятельность, действия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ результатов ассоциативного эксперимента также позволил выявить, уточнить идеи, актуализирующиеся у испытуемых в процессе написания ассоциаций. Частотный анализ ассоциаций показал, что мотивация ассоциируется с целью, желанием, побуждением, стремлением, мотивом, деятельностью. Данные единицы репрезентаций с высокой частотой встречаемости понимаются как общая составляющая ментальной репрезентации мотивации. Таким образом, на ассоциативном уровне мотивация определяется как цель, с выраженной направленностью, побуждающей к деятельности. Желание выступает одним из важнейших моментов психических состояний личности, которые предваряют её поведение и характеризуют сознательное отношение человека к его деятельности. Контент-анализ ассоциаций позволил получить более подробный анализ образного компонента ментальных репрезентаций мотивации (табл. 4).

Анализ полученных данных показывает, что наибольшую частоту встречаемости (независимо от группы испытуемых) имеют категории «Стимуляция», «Процесс и структура активности (поведения, деятельности)», «Регуляция». Вместе с тем результаты позволяют утверждать, что представленность мотивации в сознании обладает дифференцирующей силой. Выявлены значимые различия в содержании представлений о мотивации у студентов-психологов и студентов-непсихологов в следующих категориях: «Процесс и структура активности (поведения, деятельности)» (ф = 1,739; р # 0,05), «Регуляция» (ф = 2,46; р # 0,01), «Контекст определения» (ф = 2,567; р # 0,01), «Ожидаемые результаты» (ф = 1,654; р # 0,01). Так, например, студенты-психологи при ассоциировании мотивации чаще обращаются к категории «состояния (чувства, эмоции, воля)» (ф = 2,694; р # 0,01), в то время как студенты-непсихологи - к категории «когнитивные процессы» (ф = 6,83; р # 0,01). Также студенты-психологи чаще в описании феномена мотивации используют целостные характеристики (ф = 2,333; р # 0,01), такие как система, совокупность и т. д.

Таким образом, понятие «мотивация» представлено не только в научной психологии, но и в обыденном сознании. Однако о том, как оно функционирует, известно недостаточно. М. А. Холодная обращает внимание на то, что за поняти-

Частота встречаемости реакций на слово-стимул «мотивация» от общего числа ассоциаций в категориях контент-анализа

Таблица 4

Название категории Частота встречаемости (%) ф-критерии Фишера Уровень значимости

Студенты-психологи, п = 991 Студенты-непсихолога, п — 824

1. Процесс и структура активности (поведения, деятельности) 17,05 20,27 1,739 р £ 0,05

2. Психические свойства (качества) 3,43 2,43 1,273 р ї 0,05

3. Регуляция 15,34 19,66 2,46 р < 0,01

3.1. Состояния (чувства, эмоции, воля) 11,81 8,01 2,694 р £ 0,01

3.2. Когнитивные процессы 3,53 11,65 6,83 р £ 0,01

4. Стимуляция 32,39 31,55 0,361 р > 0,05

4.1. Внешняя 9,28 8,50 0,594 р к 0,05

4.2. Внутренняя 23,11 23,06 0 р > 0,05

5. Контекст определения 11,7 8,13 2,567 р £ 0,01

5.1. Учебная деятельность 3,73 2,43 1,612 р і 0,05

5.2. Трудовая деятельность 7,97 5,70 1,951 р < 0,05

6. Ожидаемые результаты 10.7 8.37 1.654 О £ 0,05

6.1. Материальное поощршие 2,02 3,52 1,951 О < 0,05

6.2. Моральное поощрение 1,01 0,85 0,445 р і 0,05

6.3. Результат, достижение 7,67 4,00 3,373 р £ 0,01

7. Описание феномена 8,38 8,37 0 р > 0,05

7.1. Предмет потребности 3,23 3,88 0,806 р £ 0,05

7.2. Субъекты мотивации 1,51 1,82 0,488 р ї 0,05

7.3. Характеристика 3,63 2,67 1,103 р > 0,05

7.3.1. Целостность 1,41 0,36 2,333 р £ 0,01

7.3.2. Частность 2,22 2,31 0,127 р > 0,05

8. Другое 1,01 1,21 0,424 р ь 0,05

ем скрывается некоторый «ментальный субстрат, отличающийся сложной структурированностью». В настоящем исследовании представлены результаты изучения ментальных репрезентаций мотивации на понятийном и ассоциативном уровнях. В результате контент-анализа определений (научных и определений, предложенных студентами) были выделены базовые идеи (категории), которые направляют и ограничивают когнитивный поиск: «Энергия», «Влияние», «Динамика», «Объект детерминации». Следовательно, ментальные репрезентации мотивации, в первую очередь, содержат феномены, описывающие воздействие на саму мотивацию, влияние внутри процесса; феномены, обозначающие некоторую интенсивность, силу, приводящую ситуацию в движение; раскрывающие процессуальность, изменение; и указывающие на объект, процесс, на которые направлена, к которым приложима мотивация. Ментальные репрезентации мотивации в научном и обыденном сознании, в первую очередь, различаются специфичным форматом входа. Ученые определяют мотивацию с опорой на идею целостности и динамики, студенты - на идею энергии и влияния. Для ученых важна сущность познаваемого объекта, в то время как для студентов важен объект познания как таковой в его феноменологических проявлениях, важна связь с влиянием-воздействием (наблюдаемая, очевидная). Формат хранения (раскрывающий существенные признаки) обладает сходным набором категорий.

Примечания

1. Дружинин В. Н., Ушаков Д. В. Когнитивная психология / под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: ПЕР СЭ, 2002; Левченко Е. В. Психологическое познание: актуальные проблемы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (27 ноября 2008 г.) / под ред. Е. В. Левченко, А. Ю. Бергфельд; Перм. гос. ун-т. Пермь, 2008; Подпругина В. В. Ментальные репрезентации базовых эмоций: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

2. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002; Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998.

3. Карпов А. В. Метасистемный подход как методологический принцип психологии // Вестник Ярославского государственного университета. 2006. № 1. С. 7.

4. Сергиенко Е. А. Современное состояние исследований когнитивных процессов // Психологический журнал. 2002. № 2. С. 19-35.

5. Холодная М. А. Указ. соч.

6. Карпов А. В. Указ. соч.

7. Цит. по: Ребеко Т. А. Ментальная репрезентация как формат хранения информации // Ментальная репрезентация динамика и структура. М.: ИП РАН, 1998. С. 25-54.

8. Цит. по: Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений / сокр. пер. с фр. Т. А. Ребеко. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.

9. Леонтьев А. Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. С. 251-261.

10. Там же. С. 254.

11. Обухов А. С. Исторически обусловленные модификации образа мира // Развитие личности. 2002. № 4. С. 51-68.

12. Смирнов С. Д. Образ мира // Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.

2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 1998. С. 227.

13. Баксанский О. Е., Кучер Е. Н. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» // Вопросы философии. 2002. № 8.

14. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука: Смысл, 1999.

15. Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 3.

С. 15-29.

16. Петухов В. В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21. С. 15.

17. Холодная М. А. Указ. соч. С. 106.

18. Там же. С. 107.

19. Там же. С. 96-97.

20. Там же. С. 112.

21. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2005.

УДК З7.016:51

Е. С. Канин

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ И ИХ РАЗВИТИЕ

В статье рассматриваются математические способности как индивидуально-психологические особенности деятельности человека в изучении и творческом развитии математики. Автор выделяет виды, структуру и специфичность математических способностей, предлагает советы по развитию математических способностей у учащихся.

The article deals with the matematical abilitles being individually psychological peculiarities of human activities in hu process of studying and creative development of matematice. The author pays attention to aspets (= forms), structure and specific features of mathematical abilities and gives recommendations how to develop mathematical abilities in studets.

Ключевые слова: математические способности, память, восприятие, обобщение, аргументация, дизъюнкция, классификация, стиль мышления, В. А. Крутецкий, А. Я. Хинчин, Е. С. Канин.

Keywords: mathematical abilities, memory, perception, summarizing, argument, disjunction, thinking style, V. A. Krutetsky, F. Ja. Hinchin, E. S. Kanin.

© Канин Е. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.