НАУЧНАЯ ШКОЛА-СЕМИНАР «ЗДОРОВЬЕ: ФИЗИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ...
УДК:378+37. 0
Щедрина Анна Григорьевна
Доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВПО Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
Сотникова Ольга Сергеевна
Заведующая кафедрой физического воспитания ФГБОУ ВПО Сибирского государственного университета путей сообщения, [email protected], Новосибирск
сомато-типологический подход в оценке физической подготовленности студентов
Аннотация. В работе рассматриваются проблемы повышения эффективности физического воспитания студентов, отмечается недостаточная изученность данной проблемы, представлен практический опыт по оценки физической подготовленности студентов и методика проведения занятий.
Ключевые слова: мотивационное отношение к физическому воспитанию, принципы здорового образа жизни, методики, физический статус студентов
Schedrina Anna Grigorevna
Doctor of Medical sciences, Professor of the Siberian state university of communications, A. [email protected], Novosibirsk
Sotnikova Ol’ga Sergeevna
Head of the Department of Physical training at the Siberian state university of communications, [email protected], Novosibirsk
SOMATO-TYPOLOGICAL APPROACH IN THE ESTIMATION OF THE PHYSICAL READINESS OF THE STUDENTS
Abstract. In the work the problems of an increase in the effectiveness of the physical training of students are examined, the insufficient mastery of this problem is noted, practical experience on the estimations of the physical readiness of students and procedure of occupations is represented.
Keywords: motivational relation to the physical training, the principles of the healthy means of life, procedure, physical status of the students
Анализ научно-теоретической и методической литературы по вопросу повышения эффективности физического воспитания студентов в процессе академических занятий, а также практический опыт свидетельствуют, что данный вопрос является недостаточно изученным. При этом выявляются следующие противоречия:
- между содержанием и требованиями государственной образовательной программы по физическому воспитанию студентов высшей школы и стандартным, формализованным подходом в её реализации, не учитывающим сомато-типологические, биологические особенности организма студента;
- между необходимостью выполнить контрольные нормативы по физической подготовленности в конце академических занятий
по физическому воспитанию и недостаточным уровнем развития двигательных качеств у ряда студентов, что снижает личный интерес и мотивацию занятий физической культурой после окончания обязательной программы.
Проведение исследований по теоретическому обоснованию и разработке методики сомато-типологического подхода к оценке физической подготовленности студентов было связано с необходимостью выбора наиболее оптимального решения нескольких задач, имеющих чисто академическое значение (получение зачёта), а также психологическое в плане закрепления позитивного отношения к физической культуре, использованию физической тренировки организма в процессе будущей трудовой деятельности
как одного из факторов здорового образа жизни. Анализ литературы и собственный практический опыт свидетельствуют о том, что определённая часть студентов при поступлении в вуз и после второго курса не в состоянии сдать зачёт, то есть выполнить контрольный норматив по одному или нескольким физическим упражнениям. Неспособность выполнить контрольный-норматив (сдать зачёт) свидетельствует не только о сниженных резервных возможностях организма, что отражает общее состояние здоровья, уровень работоспособности в перспективе, но и отражается на личностных качествах, психологических особенностях студента, а именно может формировать комплекс неполноценности, неуверенности в своих силах, в поступках в будущем.
В специальной литературе достаточно широко обсуждается вопрос об организации дифференцированного (сомато-типологи-
ческого) подхода в физическом воспитании школьников и студентов, предложены различные формы и методы проведения уроков физкультуры. При этом обращают на себя внимание исследования Е. А. Коротковой [3], в которых автор указывает не только на базовые основы дифференцированного подхода в физическом воспитании, но и ставит задачу поиска эффективных способов индивидуального контроля и оценки деятельности занимающихся.
Учитывая актуальность проблемы совершенствования физического воспитания студентов в процессе учёбы в вузе как академической дисциплины, имеющей выраженное социальное значение, нами была сформулирована цель работы - теоретически обосновать, разработать и внедрить методику дифференцированной оценки физической подготовленности студентов. В процессе выполнения исследования изучались особенности физического развития и физической подготовленности студентов различных сомато-типологических типов, и анализировалась возможность разработки и внедрения методики дифференцированного подхода к оценке физической подготовленности студентов на основе сомато-типологических особенностей их организма.
Для решения поставленных задач были выбраны адекватные объективные методи-
ки, позволяющие разделить исследуемую группу студентов в соответствии с принадлежностью к конкретному соматотипу. Со-матотип или тип телосложения по данным антропологов характеризует не только внешние формы и габаритные размеры человека, но и отражает особенности функционального состояния организма. Среди существующих методов соматотипирования был выбран метод Рис-Айзенка (Rees-Eisenk), который используется в основном в клинической практике. [7]. Этот метод объективно отражает не только особенности телосложения, но и преимущественный тип роста костей человека в длину, ширину или сочетает длиннотные и широтные размеры человека. Группа студентов была разделена на долихоморфов, мезоморфов и брахиморфов.
В работе был использован ещё один метод определения индивидуальных особенностей организма - тип мышечной работоспособности, который отражает энергетические особенности, тип обмена веществ (аэробный или анаэробный) и зависит от преобладания в скелетной мышце белых или красных мышечных волокон. [2]. Были выделены четыре группы студентов: стайерского и спринтерского типов мышечной работоспособности, а также тяготеющие к первому или второму.
Таким образом, для решения поставленных задач в работе использованы два метода определения биотипа студента - соматоти-пирование и определения типа мышечной работоспособности.
Всего было исследовано 495 студентов (197 юношей и 298 девушек).
В работе использовались методы антропометрических измерений (длина и масса тела, окружность и экскурсия грудной клетки, кистевая и становая динамометрия) и определение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления. Кроме этого, измерялись основные костные диаметры - акромиальный, переднезадний и поперечный грудной и поперечный тазовый. Это было сделано для более полной оценки физического развития студентов, сравнения с результатами исследований, выполненных в Сибирском регионе (гг. Красноярск, Новосибирск, Тюмень). При этом мы учитывали, что костный компонент в большей степени, чем другие (мышечный, жировой), имеет генетическую природу и может отражать
степень социального благополучия развития подрастающего поколения. [4].
Развитие двигательных качеств определяли в соответствии с требованиями академической программы по физическому воспитанию для вузов. Оценивали качество быстроты (бег 100 м), выносливости (бег 2000 м - девушки и 3000 м - юноши), скоростно-силовые (прыжок в длину с места), силовые (сила мышц брюшного пресса, плечевого пояса - подтягивание на перекладине и отжимание).
Перед тем, как ответить на поставленные в работе задачи, был проведён анализ результатов выполнения контрольных нормативов в соответствии с общепринятой 5-ти балльной системой. Поскольку полученные данные за несколько лет (2007 - 2011 г. г.) были близкими, однотипными, в работе приводится анализ результатов выполнения контрольных нормативов за 2011 год (осень) и 2012 год (весна). Было установлено, что при поступлении в вуз 18,8% юношей и 10,4% девушек имели результаты ниже 1 балла, то есть неудовлетворительные, в беге на 100 м. К концу 2-го курса таких студентов стало меньше - 3,2% среди юношей и 5,8% среди девушек. Близкие данные были получены в беге на 3000м у юношей и 2000 м у девушек. В прыжке с места и подтягивании у юношей результаты оказались более удовлетворительными.
Таким образом, беговые тесты, выполнение которых зависит от резервных возможностей организма (дыхательной и сердечнососудистой систем), функционального состояния мышц, оказались для многих студентов трудными. Это отмечалось при поступлении молодых людей в вуз и на протяжении двух лет обучения дисциплине «Физическая культура». Это свидетельствует о том, что, с одной стороны, физическое воспитание в средней школе не подготовило учащихся в должной степени для выполнения контрольных нормативов при поступлении в вуз, с другой - существующие нормативы, отражающие физическую подготовленность, не имеют научной обоснованности, не учитывают индивидуальные биологические особенности организма. При этом было обращено внимание на то, что физическое воспитание на протяжении двух лет учёбы в вузе при квалифицированном кадровом составе преподавателей и вполне
удовлетворительной спортивной базе не позволило добиться 100%-го результата сдачи контрольных нормативов.
Согласно методике Рис-Айзенка обследованные студенты были разделены на три группы: долихоморфы, мезоморфы и бра-химорфы. Изучались особенности физического развития и физической подготовленности студентов, принадлежащих к каждой из указанных групп. Было установлено, что долихоморфы (юноши и девушки) характеризовались наибольшими показателями длины тела, наименьшей окружностью грудной клетки при практически одинаковой её экскурсии. Абсолютные значения кистевой и становой динамометрии увеличивались от долихометрии к брахиметрии, однако относительные значения (по отношению к массе тела) у долихоморфов были выше.
При изучении функционального состояния сердечнососудистой системы (ЧСС и АД) было установлено, что наиболее экономно сердце функционировало у долихоморфов, но различия в ЧСС с другими соматическими типами у юношей и девушек были статистически недостоверными (р>0,05).
Обращает на себя внимание большая изменчивость каждого изучаемого показателя внутри группы - по длине и массе тела, ЧСС, кистевой и становой мышечной силе. На подобную закономерность обращает внимание Н. В. Ерохова [1], которая при анализе выполнения контрольных нормативов студентами выявила, что межгрупповые различия (соматотипы) перекрываются внутригрупповой изменчивостью. В нашем исследовании это было установлено и по отношению к показателям физического развития и к физической подготовленности. Более оптимальные значения показателей в беговых упражнениях оказались у долихоморфов, в силовых - у мезоморфов, но в большинстве случаев различия оказались статистически недостоверными (р>0,05) в связи с большими колебаниями показателя внутри каждой группы (соматотипа).
Это разнообразие физического статуса студентов осложняет организацию их физического воспитания, индивидуальный подход, достижение желаемой эффективности тренировочного процесса. В студенческой группе на занятии по физическому воспитанию присутствуют юноши и девушки различных биологических (сомати-
ческих) типов. И хотя результаты выполнения контрольных физических упражнений в большинстве случаев взаимосвязаны с особенностями физического развития, большая индивидуальная изменчивость внутри каждой группы перекрывает межгрупповые различия.
Исследований по физическому воспитанию студентов с учётом особенностей мышечной работоспособности, отражающей тип энергетики, тип преобладания в составе скелетной мышцы белых или красных мышечных волокон в доступной литературе мы не встретили (кроме Н. Л. Пирназаровой, проводившей исследование на кафедре физвоспитания СГУП-Са). Поэтому полученные результаты в данной работе могут рассматриваться как новые знания по изучаемому вопросу.
Отмечена большая вариативность (индивидуальная изменчивость) показателей физического развития и функционального состояния организма внутри каждой из четырёх групп. Существенная индивидуальная изменчивость получена и при выполнении контрольных нормативов физической подготовленности. В беге на 100м статистически достоверных различий между группами не получено (14,3±0,2 -14,4±0.2 - 14,3±0,2 - 14,4±0,2 сек.). Но в группе спринтеров были юноши, показавшие результат 12,0 сек., чего не было отмечено в других группах. Это может свидетельствовать о том, что в однотипной по биологическим качествам группе были студенты, прошедшие через различную организацию физического воспитания в школьные годы, в подростковый период. К концу учебного года показатели в беге на 100 м улучшились во всех группах (р<0,05), кроме стайеров, что вполне закономерно с точки зрения биологических особенностей организма.
В беге на 3000м, характеризующим качество «выносливость», не было получено зависимости результата от типа мышечной работоспособности. У представителей типа «стайер» результат лучше, но статистически недостоверный (р>0,05). Этот тест (бег 3000 м) для юношей оказался более трудным, что является свидетельством не только особенностей физического воспитания в средней школе, но и особенностью привычного двигательного режима молодых людей в предшествующие годы. К концу учебного года результаты в беге на 3000 м улучшились, снизилась вариабельность показателя внутри группы, многие подтянулись до
среднего уровня.
У девушек установлены близкие к группе юношей закономерности. Отмечена тенденция к более высоким результатам в беге на 100 м у спринтеров и на 2000 м у стайеров. К концу учебного года намечено улучшение в выполнении беговых тестов, но статистически достоверным (р<0,01) это было лишь в беге на 2000 м в группе стайеров.
Отсутствие существенных различий в развитии основных двигательных качеств (быстрота и выносливость) юношей и девушек различных биологических типов (типов телосложения и типов мышечной работоспособности) может свидетельствовать о том, что к 17-18 годам не сформировались феногенотипические особенности на фоне привычного двигательного режима и физического воспитания в средней школе. Поскольку в студенческой группе, приходящей на академическое занятие по физическому воспитанию, имеются представители различных биологических типов, в процессе реализации учебной программы особое внимание было обращено на сдачу зачета, выполнение контрольных нормативов, оценку физической подготовленности студента. Разработана методика проведения зачетных занятий, учитывающая качество выполнения контрольных нормативов в зависимости от особенностей соматотипа и типа мышечной работоспособности, динамику изменений показателей физической подготовленности на протяжении учебного года, посещаемость академических занятий и мотивационное отношение к физическому воспитанию, принципам здорового образа жизни.
Библиографический список
1. Ерохова Н. В. Реализация индивидуально-дифференцированного подхода на занятиях физической культурой с учетом типологической особенности студентов. // Педагогико-психологи-ческие и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, электронный журнал КамГИФК. - 2010. - №2.
2. Казначеев В. П. Адаптация и конституция человека. - Новосибирск: Наука, 1986. - 120 с.
3. Короткова Е. А. Дифференцированное физкультурное образование школьников:- Тюмень, ТюмГУ. 2000. - 183с
4. Щедрин А. С. Закономерности анатомо-ан-тропологической индивидуальной изменчивости организма мужчин в онтогенезе: автореф. дис...
доктора мед. наук - Новосибирск, 2001. - 30с.