ловеческий организм при изучении других дисциплин в период обучения в медицинском вузе наблюдается положительная тенденция в отношении к предмету «Физическая культура», что подтверждается улучшением показателей физической подготовленности выпускных курсов.
3. Анкетный опрос студентов-выпускников позиционировал предмет «Физическая культура» как лидера среди других предметов в вопросах обеспечения знаниями в области индивидуального здоровья и здорового образа жизни человека.
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Скрябин Евгений Геннадьевич, аспирант Тобольского педагогического института
имени Д. И. Менделеева г. Тобольск
Аннотация
Климатогеографические условия северного региона оказывают существенное влияние на физическое и функциональное состояние организма студентов в период их обучения в вузах расположенных в северном регионе.
Результаты проведённых исследований показали, что уровень физической и функциональной готовности студентов города Ханты-Мансийска в осенний период выше, чем в весенний.
Ключевые слова: физическое воспитание, север, вуз, студент
FEATURE OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE INSTITUTES, LOCATED IN A NORTH REGION
Skryabin Eugeny Gennadjevich, the post-graduate student of the Tobolsk pedagogical institute of a name D.I.Mendeleyev Tobolsk
Abstract
Climate-geographical condition of north region reflect substantial influence on the bodily and functional condition of organism of students in the period of their learning in the institutes, located in a north region. The results of the conducted researches showed that the level of physical and functional readiness of students of Khanty-Mansiysk city in an autumn period is higher, than in spring.
Keywords: physical education, north, institute, student.
В процессе адаптации к условиям среды проживания организм человека формирует признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными и благодаря которым организм приобретает способность к нормальному существованию в конкретной среде. Величина и интенсивность адаптации зависит от: факторов среды, свойств организма, характера адаптации и уровня организации. Адаптивная реакция проявляется не как специализированная экологическая форма, а как изменение физиологического и функционального состояния организма в определённой среде.
Проблема сохранения здоровья человека на Севере тесно связана с проблемой адаптации к экстремальным климатогеографическим условиям. Известно, что существует определённая реакция и адаптация организма к климатогеографическим условиям проживания. Холод - один из главных экологических факторов Крайнего Севера, к которому приходится адаптироваться организму человека. Резкие перепады температуры, влажности, силы ветра, атмосферного давления создают трудные условия для жизни и учебы человека на Крайнем Севере.
В настоящее время в физическом воспитании студентов «северян» сложилась проблемная ситуация. Суть её заключается в противоречии между уровнем нормативных требований и реальным положением дел в физическом воспитании студентов,
обучающихся в вузах, расположенных в северных регионах. Нормативные требования существующих программ невыполнимы для большинства студентов.
В результате педагогических наблюдений весной при сдаче зачёта по физической культуре студентами Ханты-Мансийского государственного медицинского института было замечено, что они, несмотря на целенаправленную подготовку к зачёту, с трудом справляются с контрольными нормативами и показывают низкие результаты при тестировании. Сравнивая результаты контрольных испытаний с программными нормативами, выявлено, что полученные результаты контрольных испытаний находятся в пределах средних и ниже средних показателей.
Особенностью данных наблюдений является то, что осенью студенты показывают более высокие результаты в физической подготовленности, чем весной (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ физической подготовленности студентов медицинского института г. Ханты-Мансийска (осень - весна)
Прыжок в длину с места, см Бег 30 м, с Бег 100 м, с Бег 2000 м, мин
девушки
Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна
х 167,2 162,7 5,6 6,1 18,3 18,6 12,2 13,2
а 19,3 19,7 0,4 0,5 1,2 1,1 1,3 1,8
тх 3,8 3,9 0,1 0,1 0,2 0,2 0,2 0,3
v 11,5 12,1 8,5 9,7 6,7 5,9 11,3 14,1
t 0,8 2,8 0,9 2,2
Po >0,05 <0,05 >0,05 <0,05
юноши
Осень Весна Осень Весна Осень Весна Осень Весна
х 234,7 233,8 4,9 5,1 14,6 14,7 15,0 15,3
а 15,5 15,4 0,3 0,4 0,9 0,9 1,8 1,8
тх 3,4 3,3 0,1 0,1 0,2 0,2 0,4 0,4
v 6,6 6,5 6,7 7,5 6,4 6 12,2 11,4
t 0,2 2,5 0,5 1,3
Po >0,05 <0,05 >0,05 >0,05
В результате анализаполученных данных мы обнаружили, что результаты весенних контрольных испытаний студентов медицинского вуза города Ханты-Мансийска в тестах на скорость, скоростную выносливость и общую выносливость как у девушек, так и у юношей в весенний период ниже осенних результатов, а также ниже контрольных нормативов, предусмотренных программой по физическому воспитанию для вузов. Было выдвинуто предположение, что снижение результатов контрольных испытаний связаны с климатогеографическими особенностями Ханты-Мансийского автономного округа.
Появилось предположение о негативном влиянии затяжной и холодной «северной» весны на функциональное состояние организма студентов города Ханты-Мансийска, а также снижение уровня физической работоспособности в конце учебного года.
Главным фактором работоспособности является определение аэробной мощности организма. Без сведений о физической работоспособности исследуемых лиц не представляется возможным судить о физическом состоянии организма и воздействии на него климатических и социально-экономических условий проживания.
С целью изучения влияния климатогеографических условий Ханты-Мансийского автономного округа на функциональное состояние организма в весенний период нами была поставлена задача определить при помощи теста PWC-170 реакцию сердечно - сосудистой системы на нагрузку, а также физическую работоспособность
студентов в весенний период, найти объяснение снижению скоростной и общей выносливости у студентов г. Ханты-Мансийска в период сдачи весной контрольных нормативов. Особенностью проводимого нами теста PWC-170 являлась его многократность. Тест проводился троекратно (для студентов, имеющих хорошую физическую подготовку, четырёхкратно) с изменением частоты восхождения на ступеньку, задаваемую метрономом, частотой 20, 30, 40, (50) восхождений в минуту. Работа выполнялась продолжительностью 5 минут с последующим интервалом отдыха 5 минут, за время которого замерялась частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД). Пятиминутный интервал времени в данном случае обеспечивал врабаты-ваемость и дальнейшее нормальное функционирование всех систем организма.
После восстановления выполнялась вторая, третья, у студентов, обладающих хорошей физической подготовленностью, четвёртая нагрузка.
В результате проведённого теста средние показатели ЧСС после нагрузки указали на замедленное восстановление организма. Чем выше была нагрузка, тем дольше восстановление.
Изменение АД в ответ на нагрузку показало, что у большинства студентов - как у девушек, так и у юношей - гипертонический тип реакции, что характеризовалось увеличением максимального и минимального артериального давления с замедленным восстановлением. Следовательно, у большинства студентов в весенний период времени организм находился в состоянии перенапряжения или переутомления.
Исследования показали, что у студентов северян в весенний период происходит снижение уровня работоспособности. Многие из студентов не справлялись уже со второй нагрузкой, наступала мышечная усталость, головокружение, реже - головная боль. После нагрузки, в особенности после второй, третьей, восстановление не наступало вплоть до 5 минуты отдыха. ЧСС оставалась на 10-20 ударов выше значений в покое. Восстановление ЧСС и АД происходило медленно. При графическом методе определения индивидуальной величины PWC-170 было выявлено, что работоспособность у студентов «северян» в весенний период колебалась в пределах средних - ниже средних величин.
В результате обследования студентов было получено объяснение тому, что в процессе сдачи контрольных нормативов весной по окончанию учебного года студенты г. Ханты-Мансийска показывали низкие результаты в скоростной и общей выносливости. Полученные результаты тестов весной были ниже результатов осенних тестов, сдаваемых после летнего отдыха. Снижение показателей физической подготовленности весной у студентов северян объясняется снижением уровня их работоспособности в весенний период. Следовательно, общепринятые контрольные нормативы физической подготовленности для студентов северян являются труднодоступными, а достижение их выполнения может принести вред здоровью, поэтому они нуждаются в региональной коррекции.
ВЫВОДЫ
1. В связи с климатогеографическими особенностями Ханты-Мансийского автономного округа весенний период наступает позже, чем в средней полосе России, и сопровождается продолжительными низкими температурами и частыми осадками в виде дождя и мокрого снега. Осень ранняя, сентябрь в большей степени стоит тёплый и сухой. Студенты приступают к занятиям, в том числе и по физической культуре, после каникул и летнего отдыха.
Результаты проведённых исследований подтвердили, что уровень физической и функциональной готовности студентов города Ханты-Мансийска в осенний период года выше, чем в весенний период (период конца учебного года, сессии, весеннего авитаминоза и т.д.).
2. Проведённые исследования выявили, что климатогеографические условия северного региона оказывают существенное влияние на физическую работоспособность
студентов в весенний период. Результаты проведённого весной теста PWC-170 показали, что у студентов города Ханты-Мансийска в весенний период после выполнения нагрузки наблюдается замедленное восстановление ЧСС и АД, это объясняет снижение уровня работоспособности организма студентов в весенний период.
Следовательно, нормативные требования существующих программ невыполнимы для большинства студентов северян. При планировании учебного процесса по физическому воспитанию необходимо учитывать климатогеографические условия региона, в котором расположен вуз, их влияние на физическое и функциональное состояние организма студентов в различные периоды года.
Необходимо разрабатывать адаптированные под северные климатогеографические условия учебные программы по физическому воспитанию для студентов вузов, расположенных в северных регионах, и контрольные нормативы, в соответствии с адаптационными перестройками и реальными возможностями организма студентов на различных этапах обучения в вузе.