- стрельба из лука (алтайцы, башкиры, буряты, татары, чуваши, тывинцы, крымские татары);
- самобытные виды бега, прыжков и метаний (имеют распространение практически среди всех народов, населяющих территорию России);
- различные варианты подвижных и настольных игр.
Правила, особенности, национальные традиции этих видов спорта формировались в течение многих веков, они отражают идентичность каждого народа, населяющего необъятные просторы Великой России. Возможно, они никогда не войдут в олимпийскую программу. Возможно, что их распространение ограничится только просторами нашей страны, но от этого они не становятся менее важными. Только поддерживая и развивая национальные традиции, мы можем сохранить нашу уникальность.
Возрождение национальных традиций, укрепление дружбы между различными национальностями и народами является в настоящее время проблемой архи актуальной. Проводимые в настоящее время соревнования по видам спорта, входящих в единую Всероссийскую спортивную классификацию затрагивают главным образом виды спорта, входящие в олимпийскую программу и виды спорта, пользующиеся большой популярностью в Мире. Однако, многие классические виды спорта, такие как лёгкая атлетика, спортивные игры, современное пятиборье, водные виды спорта и многие другие оказываются ещё недоступным для многих регионов страны и, особенно для сельской местности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Президент России Владимир Владимирович Путин поставил перед российским спортивным сообществом конкретную задачу по развитию традиционных для России (национальных) видов спорта, продвижения их в программы олимпийских игр и чемпионатов мира. Однако, не дожидаясь того времени, когда наши национальные виды спорта будут включены в олимпийскую программу можно уже сейчас использовать для сплочения нашего многонационального народа. В этом плане авторы настоящей статьи выступают с инициативой объединения усилий заинтересованных министерств и ведомств Российской Федерации в разработке базовой концепции по организации подобного Форума. В качестве компонентов этой концепции могут выступить целевая, содержательная, процессуальная, управляющая и координирующая составляющие, которые наметят контуры будущего национального единения нашего государства.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.10.2015
УДК 796.012
СОМАТИЧЕСКОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ИЗБЫТОЧНОЙ
МАССОЙ ТЕЛА
Ольга Михайловна Бубненкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(ФГБОУ ВПО «СГАФКСТ»)
Аннотация
Предложенный материал раскрывает особенности компонентного состава тела и уровня физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста с избыточной массой тела. В работе использовалась метрическая соматодиагностика детей, предложенная Р.Н. Дороховым, для оценки их физического состояния с учетом выраженности жировой и мышечной масс тела. Предлагается примерный алгоритм проведения занятий с детьми, имеющими избыточную массу тела, учитывающий их индивидуальные особенности.
Ключевые слова: пандемия, дети с избыточной массой тела, ожирение, физическая активность, габаритный, компонентный уровень развития.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p64-67
SOMATIC AND PHYSICAL CONDITION OF CHILDREN WITH EXCESS BODY
WEIGHT
Olga Mikhailovna Bubnenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Smolensk
Annotation
The offered material reveals the features of component structure of the body and level of physical fitness of children at preschool and younger school age with excess body weight. The research included the metric somatodiagnostics of children offered by R.N. Dorokhov for the assessment of their physical state taking into account the expressiveness of fatty and muscular body weights. The approximate algorithm for carrying out the occupations with the children with excess body weight considering their specific features has been offered.
Keywords: pandemic, children with excess body weight, obesity, physical activity, dimensional, component level of development.
Результаты ежегодных медицинских обследований говорят о постоянном повышении процента детей дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья. На первом и втором месте среди заболеваний ОДА стоит нарушение осанки и плоскостопие - 54 и 49%, соответственно. Конкуренцию им составляет ожирение и избыточная масса тела. Ее следует рассматривать с педагогических позиций антропологии, физиологии, медицинской генетики и т.д.
В работах сотрудников НЦ охраны здоровья детей и подростков РАМН указывается, что за первые годы обучения в общеобразовательной школе у детей происходит снижение физических показателей и увеличение массы тела, что связано с дефицитом двигательной активности - гипокинезией [1, 5, 6]. Ожирение (избыточная масса тела) по данным ВОЗ (2013) принимает характер пандемии, им страдает 42 миллиона детей в возрасте до 5 лет. С 80-х годов прошлого столетия лиц, страдающих данным недугом, стало вдвое больше. Одним из главных факторов низкой подготовленности детей является гиподинамия и гипокинезия, ведущие к повышению массы тела, также следует учитывать рациональность и сбалансированность питания. Нарушение обмена веществ и регулятор-ных механизмов у школьников приводит к изменениям опорно-двигательного аппарата
[4].
Для объективной оценки состояния здоровья детей и подростков и последующей ее коррекции необходима объективная оценка соматического типа с выявлением состояния жировой и мышечной масс и оценки варианта биологического развития. Продольные наблюдения, основанные на результатах систематических занятий и корригирующей гимнастики с детьми с избыточной массой тела, позволили сделать некоторые выводы:
- необходима систематическая соматодиагностика с акцентом на выявление компонентного варьирования (не менее 4-5 раз в год);
- обязателен семейный анамнез детей с избыточной массой тела, выявление склонности к ожирению у родственников по отцовской и материнской линии;
- сочетание результатов соматодиагностики и семейного анамнеза для разделения детей на группы с генетическим и конституционально-экзогенным ожирением.
Занятия физической культурой по традиционной методике с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (по 2-3 занятия в неделю по 40-60 минут) не приводят к снижению массы тела и улучшению физического состояния. Следует добиваться некоторых положительных результатов в оздоровлении при содружестве преподавателя (методиста), семьи ребенка, самого ребенка и дополнительных корригирующих занятий во внеурочное время. Предложенные нами тренировки замедляют интенсивность прироста массы тела (в %), но не приводят вес ребенка к норме, но умение заинтересовать суще-
ственно меняет отношение ребенка к занятиям по физической культуре: дети становятся более коммуникабельными, контактными, с интересом соревнуются со сверстниками в беге, прыжках, метаниях и т.д. Достоверно изменяются показатели гибкости, подвижности в суставах тела, повышается выносливость при ходьбе, изменяется показатель ЖЕЛ, задержки дыхания, несколько увеличивается относительная сила мышечных групп, дети приобретают навыки и умения управлять своим телом при изменяющихся внешних ситуациях во время занятий физическими упражнениями [2]. Дети с ожирением представляют самостоятельную группу по габаритному и компонентному варьированию. Наследственно запрограммированные показатели - рост, интенсивность приростов длины тела и компонентных структур (жировая и мышечная масса) - для всех обследованных детей едина. Внутригрупповое варьирование компонентов тела, влияющее на двигательную активность детей, корреляционно связано с мышечной массой и отрицательно с величиной жировой массы. Построение групп для корригирующих занятий должно проводиться с учетом характера ожирения, которое отражает двигательную способность детей [2, 3].
Отличия в соматических характеристиках и увеличение в показателях индекса Кетле позволяет говорить о том, что эти дети представляют группу риска, и для них необходим особый педагогический подход в построении тренировочных занятий (длительность занятий, темп выполнения упражнений, размах движений), с акцентом на здоровь-еразвивающие и здоровьеформирующие методы. Необходимо тщательно анализировать динамику изменений в соматических показателях при построении корригирующих занятий, особенно показателей индекса Кетле.
Педагогические наблюдения показали, что девочки с хорошо выраженной мышечной массой быстрее и эффективнее усваивают новые движения, лучше их запоминают и выполняют. Величина выраженности жировой массы корреляционно связана с темпом движений. Интегрированная оценка габаритного варьирования, компонентной структуры тела, двигательной активности и динамика их показателей в процессе проведения педагогического эксперимента позволяют говорить о перспективности соматофункционального подхода при оздоровлении ребенка [2].
У детей дошкольного возраста с избыточной массой тела занятия следует проводить, систематически стимулируя у них желания заниматься физическими упражнениями, развивающими гибкость, ловкость, скорость, силу. Необходимо выделять детей, лучше освоивших и выполнивших физические упражнения, хвалить их перед сверстниками и родителями.
С учениками младших классов на начальном этапе «борьбы с ожирением» следует проводить специальные разъяснительные беседы в доступной форме, направленные на первоначальное создание «образов движений» и последовательность их выполнения. Затем проводить в группах обучающие движения в замедленном варианте (разучивать правильность выполнения движения), и только после этого включать его в цикл развивающих занятий. Это позволит детям быстрее освоить движение и самостоятельно его выполнить.
У детей с избыточной массой тела целесообразно проводить упражнения с акцентом на развитие «отстающих» физических качеств. Управлять физическими нагрузками девочек 6-8 лет на занятиях следует, меняя темп музыкального сопровождения. Девочек, склонных к «тихим» играм, следует включать в группы активных детей. Упражнения аэробной направленности стимулируют энерготраты, снижают интенсивность увеличения жировой массы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов, А. А. Здоровье детей России / А. А. Баранов. - М. : Изд-во Союза педиатров Россий, 1999. - 30 с.
2. Бубненкова, О.М. Нетрадиционный педагогический подход к физическому воспитанию девочек 5-10 лет с ожирением : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Бубненкова Ольга Михайловна. -
Смоленск, 2007. - 176 с.
3. Дорохов, Р.Н. Соматические типы и варианты биологического развития детей и подростков : автореф. дис. ... д-ра мед. наук / Дорохов Ратмир Николаевич. - М., 1985. - 31 с.
4. Ожирение и избыточный вес [Электронный ресурс] // Информационный бюллетень ВОЗ. - 2015. - январь. - № 311. - http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/. - Дата обращения 01.10.2015.
5. Ямпольская, Ю.А. Региональное разнообразие и стандартизованная оценка физического развития детей и подростков / Ю.А. Ямпольская // Педиатрия. - 2005. - № 6. - С. 7377.
6. Ямпольская, Ю.А. Физическое развитие учащихся начальной школы в гендерном аспекте / Ю.А. Ямпольская, И.З. Мустафина, Н.С. Жигарева // Педиатрия. - 2009. - № 6. - С. 61-64.
REFERENCES
1. Baranov, A.A. (1999), Health of children Russia, publishing house "SPR", Moscow.
2. Bubnenkova, O.M. (2007), Nonconventional pedagogical approach to physical training of girls of 5-10 years with obesity, dissertation, Smolensk.
3. Dorokhov, P.N. (1985), Somatic types and options of biological development of children and teenagers, dissertation, Moscow.
4. "Obesity and excess weight" (2015), Newsletter of WHO, No. 311, January, available at: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/.
5. Yampolskaya, Yu.A. (2005), "Regional variety and the standardized assessment of physical development of children and teenagers", Pediatrics, No. 6, pp. 73-77.
6. Yampolskaya, Yu.A., Mustafina, I.Z. and Zhigareva, N.S. (2009), "Physical development of pupils of elementary school in gender aspect", Pediatrics, No. 6, pp. 61-64.
Контактная информация:[email protected]
Статья поступила в редакцию 02.11.2015
УДК 796.012.1
СОСТАВ И СТРУКТУРА ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Ринат Маратович Гимазов, кандидат педагогических наук, доцент,
Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут
Аннотация
В статье приводится анализ двигательных способностей человека по его составу и структуре. Способности рассматриваются как задатки, как умения, как особые свойства исполнительного аппарата человека. Свойства двигательных способностей человека входят в состав фоновых уровней построения движений. Двигательные способности человека это такие свойства организма, которые включают в себя кинестетическую (проприоцептивную) чувствительность, согласованную координированность сокращений и релаксаций скелетных мышц (мышечная синергия), мобилизационную активность ЦНС и мышечную реактивность для осуществления движений. Двигательные способности составляют основу двигательных возможностей человека.
Ключевые слова: двигательные способности, задатки, умения, свойства исполнительного аппарата человека.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.11.129.p67-72
COMPOSITION AND STRUCTURE OF MAN MOTOR ABILITIES
Rinat Maratovich Gimazov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article presents the analysis of the motor abilities by its composition and structure. Abilities are seen as the makings, the man's skills, as a special property of the executive person apparatus. Properties of the man motor abilities are part of the background levels of the movement construction. Motor abil-