Ю.В.ЛУЧИНСКИЙ
доктор филологических наук, профессор, завкафедрой истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета
СОКРАЩЕНИЕ СЕКТОРА ДЕЛОВОЙ ПРЕССЫ КАК ФАКТОР
ОПТИМИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО РЫНКА РОССИИ
Одним из знаковых событий последнего времени стало закрытие в декабре 2010 года еженедельника «Русский Newsweek». Этот проект был убыточен не только для лицензиатов, но и для своих владельцев. Прежний собственник журнала, «The Washington Post», фиксировал убытки с 2007 года. В 2009 году операционный убыток издания составил 29,3 миллиона долларов, а летом 2010-го «Newsweek Inc» была продана миллиардеру Сидни Харману, основателю компании-производителя аудиооборудования «Harman International Industries».
«За последние 10 лет тираж «Newsweek» сократился практически вдвое. Как считают аналитики, главным образом вследствие утраты актуальности формата еженедельного анализа и репортажа. Коренные аудитории «Newsweek» и его конкурентов по формату все больше сдвигаются в сторону цифрового медиапотребления, тогда как природа «великих еженедельников» не терпит суеты: редакции должны быть фундаментально большими, чтобы авторы могли подготовить хорошие материалы, не испытывая жесткого давления deadline» [1, c. 25].
На фоне громкого закрытия «Русского Newsweek» прослеживается достаточно тревожная тенденция сокращения общественно-политического и делового сегмента на информационном рынке в связи с уходом целого ряда вполне перспективных и успешных изданий в контексте конвергенции издательских моделей ведущих медиа-холдингов.
Возьмем, к примеру, принадлежащий Издательскому дому Родионова деловой журнал «Карьера», который выходил ежемесячно с 1998 года тира-
жом до 80 тысяч экземпляров и анонсировался как издание «для предприимчивых людей, которые целенаправленно строят карьеру и интересуются тем, как это делают другие».
Первоначально журнал строился на основе соответствующей рубрики в еженедельнике «Профиль», но вскоре вырос в самостоятельное издание. После громкого скандала в 2001 году, когда из-за конфликта с издателем весь состав редакции во главе с редактором Екатериной Даниловой ушел, чтобы создать собственный проект «Формула карьеры», журнал пережил нелегкий год падения популярности и тиражей.
Однако в самом начале 2003 года удалось провести ребрендинг журнала «Карьера».
В одном из интервью Александр Перов, в то время определявший медиа-стратегии Издательского дома Родионова, описал процесс ребрендинга следующим образом:
«Мне пришлось впервые в жизни уволить целиком редакцию журнала - это была «Карьера», имевшая отличный рыночный потенциал, но приносившая одни убытки. - И... вы сделали очередной номер сами? - Нет, конечно. Просто удача снова была на моей стороне. Как раз тогда вернулся из Штатов знакомый мне еще по временам «Московского комсомольца» Женя Додолев - блестящий журналист, один из сильнейших медиа-менеджеров, которых я когда-либо встречал. Я предложил ему заняться «Карьерой», он за неделю сделал новую концепцию, пригласил Сергея Горбунова главным художником - и меньше, чем через год, «Карьера» стала приносить прибыль. В новой концепции и с новым дизайном журнал стал не просто содержательным, он стал читаемым, а главное - по-настоящему стильным» [2].
Результат не заставил себя ждать - журнал занял (согласно отчету, подготовленному «Ассоциацией менеджеров России» [3]) по популярности первое место среди российских деловых ежемесячных изданий.
В итоге, прирост рекламных доходов в журнале «Карьера» за 2004 год составил 45 % на фоне 18% в журнале «Эксперт» и 14% в журнале «Компания».
Более того, Евгению Додолеву удалось организовать ко-брендинг с американским деловым журналом аналогичного формата - «The Entrepreneur», который имел опыт лицензионного сотрудничества с такими странами как Венгрия, Мексика, ЮАР, Филиппины и Индия. Так в «Карьере» появился блок лицензионных материалов, что вскоре будет использовано и в базовом для Издательского дома Родионова журнале «Профиль» (только вместо «The Entrepreneur» партнером станет «Der Spiegel»).
В 2008 году журнал, проведя очередной ребрендинг, стал издаваться два раза в месяц. Затем было объявлено о желании перейти в ежеквартальный формат, но, тем не менее, последний номер «Карьеры» вышел в январе 2010 года, а с августа того же года журнал снова стал рубрикой журнала «Профиль».
В том же положении, что и Издательский дом Родионова оказался еще один российский медиа-холдинг - Sanoma Independent Media (SIM).
Он был основан в 1992 году голландским предпринимателем Дерком Сауэром, который стал издавать в Москве англоязычную газету «The Moscow Times». До 2005 года медиа-холдинг существовал под брендом Independent Media, затем голландские акционеры приняли решение о продаже своего издательского дома компании Sanoma Magazines International, являющейся подразделением финского медиа-холдинга Sanoma.
Как и Издательский дом Родионова SIM имеет широкую линейку периодических изданий в самых разнообразных сегментах читательского интереса.
Важной составляющей издательской деятельности SIM является деловая пресса, в которую входят деловые газеты («The Moscow Times», «The St. Petersburg Times» и «Ведомости») и журналы («АгроИнвестор»,
«АгроТехника и технологии», «Harvard Business Review» и (до последнего времени) «SmartMoney»).
Как известно, аналитический деловой еженедельник «SmartMoney» был основан в 1992 году корпорациями Hearst Corporation и Dow Jones & Company. В марте 2006 года журнал появился в России, являя собой удачный пример конвергенции издательской модели и партнерства SIM с «Financial Times» и «The Wall Street Journal».
Журнал выходил по понедельникам тиражом в 50 тысяч экземпляров. Первым его редактором был Леонид Бершидский, которого сменил Александр Малютин.
Однако в 2009 году вслед за уходом с издательского рынка журнала «Gloria» было объявлено о закрытии журнала «SmartMoney».
«Еженедельник стал жертвой экономического кризиса, из-за которого сократились доходы от рекламы. По экспертной оценке, за «Smart Money» последуют и другие деловые СМИ. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, компания «Бизнес ньюс медиа» (часть Independent Media, выпускающая «Ведомости» и «Smart Money») не является публичной, поэтому оценить ее долговую нагрузку не представляется возможным» [4].
Журнал «D'» (Д-Штрих) позиционировал себя как деловое издание, посвященное игре на бирже, инвестициям и финансовым рынкам и издавался с 2005 года тиражом свыше 50 тысяч экземпляров, что на 20 - 30% превышал тираж таких журналов как «Коммерсант-Власть» и «Коммерсант-Деньги».
Однако в сентябре 2009 года журнал поменял концепцию, сосредоточившись на российском рынке акций, а в марте 2010 года стал продавать электронные версии в формате PDF, объясняя данный шаг сложностью распространения журнала в регионах.
25 апреля 2011 года медиа-холдинг «Эксперт» был вынужден объявить о закрытии журнала «D'» [5]. При этом главный редактор «D'» Константин
Илющенко сообщил Media-Day.ru, что на закрытие журнала не повлияли экономические причины.
Следующим шагом, по его мнению, станет слияние <Ю'» с головным изданием медиа-холдинга - деловым журналом «Эксперт», в котором появится новая рубрика. При этом три сотрудника редакции «Ю'» должны перейти в новый отдел редакции журнала «Эксперт», остальные - заняться сайтом Fincake.ru и присоединиться к команде телеканала «Эксперт ТВ».
Журнал «Финанс» принадлежал Издательскому дому «Актион-пресс», который входит в медиагруппу «Актион» - лидера российского рынка специализированной и профессиональной периодики.
«Актион-Медиа» и дочерние компании медиагруппы выпускают такие известные журналы и газеты как «Главбух», «Учет. Налоги. Право», «Российский налоговый курьер», «Кадровое дело», «Коммерческий директор». Все они прочно занимают свою нишу на рынке и обладают четко очерченным кругом читателей и рекламодателей. Всего реестр медиагруппы включает в себя 40 наименований профессиональной периодики и множество книг по различным направлениям (бухгалтерия, финансы, делопроизводство, право, кадры, работа в различных отраслях).
Среди причин закрытия журнала «Финанс» эксперты также называют общую тенденцию ухода рекламодателей в Интернет - им все менее интересной становится «бумажная» пресса. Поэтому многие из них считают, что на рынке со временем останутся качественные масс-медиа для бизнесменов (а также узкопрофильные издания) и новостные интернет-порталы».
Медиа-аналитики полагают, что в среднесрочной перспективе на российском рынке выживут те печатные издания, которые смогут найти и удержать интересными проектами свою нишевую целевую аудиторию.
При условии, что та, в свою очередь, будет адекватно реагировать на размещаемую рекламу. Стоит отметить еще один рыночный тренд, когда печатное издание заводит интерактивный ресурс. К примеру, западные деловые
бренды - «The Financial Times», The New York Times» - постепенно смещаются в Интернет, вводя платный доступ к своему контенту.
Из российских изданий на это пока решились только «Ведомости». ««Финанс» и «SmartMoney» были самыми яркими в этой когорте. «SmartMoney» брал высокой журналистикой (которая, полагаю, требовала и гораздо более существенных расходов)» [6].
Таким образом, подтверждается тенденция на сокращение сегмента деловой прессы на информационном рынке, однако этот процесс можно рассматривать как фактор оптимизации рынка, совпадающий с общемировыми тенденциями.
Список использованной литературы:
1. Российская периодическая печать: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. - М., 2011. - С. 25.
2. Матвеева О. Александр Перов: Я еще не соскучился жить // Издательский Дом «Новый взгляд». URL: http://www.newlookmedia.ru/?p=13040. Дата обращения: 1.02.2012.
3. Годовой отчет о деятельности Ассоциации менеджеров - 2004 // Ассоциация менеджеров.
URL: http://www.amr.ru/upload/iblock/5cd/AMR annual report 2004.pdf. Дата обращения: 1.02.2012.
4. Айзенштадт Д., Шакирова Г. Smart Money кончились // Газета.т. URL: http://www.gazeta.ru/money/2009/05/08 a 2984494.shtml. Дата обращения: 2.02.2012.
5. Медиахолдинг «Эксперт» объявил о закрытии журнала D' // Lenta.ru. URL: http://www.lenta.ru/news/2011/04/25/expert/ Дата обращения: 3.02.2012.
6. Мирошниченко А. Почему закрывают «Финанс» // OpenSpace.ru URL: http://www.openspace.ru/media/paper/details/. Дата обращения: 1.02.2012.