Научная статья на тему 'Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати, 2006 год. Состояние, тенденции и перспективы развития»'

Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати, 2006 год. Состояние, тенденции и перспективы развития» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
482
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы —

Настоящий доклад продолжает практику подготовки и публикации ежегодных докладов Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям о состоянии и развитии рынка периодической печати Российской Федерации, начатую в 2005 году докладом «Российский рынок периодической печати, 2005 год. Состояние, тенденции и перспективы развития» и продолженную в 2006 г. докладом «Российский рынок периодической печати, 2006 год. Состояние, тенденции и перспективы развития».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям «Российский рынок периодической печати, 2006 год. Состояние, тенденции и перспективы развития»»

новости

ДОКЛАД ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО ПЕЧАТИ И МАССОВЫМ КОММУНИКАЦИЯМ

«Российский рынок периодической печати, 2006 год.

Состояние, тенденции и перспективы развития» *

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

Российская отрасль печатных СМИ последовательно превращается в бизнес и набирает обороты: растут продажи рекламы, увеличиваются инвестиции в прессу, развивается полиграфия, внедряются современные медиатехнологии. При этом российский издательский бизнес молод и сталкивается с множеством проблем и «болезней роста».

В 2006 г. российский рынок периодики продолжил качественный рост. По оценкам экспертов, в стране было реализовано периодических печатных изданий на сумму 64,85 млрд руб. (2,42 млрд долл. США), в том числе по подписке на 15,54 млрд руб. (580 млн долл. США). Доля бесплатной прессы составила 12,06 млрд руб. (450 млн долл. США). В совокупности российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2006 г. превысил 108,8 млрд руб. (4,06 млрд долл. США) и относительно показателей предыдущего года вырос в целом на 13,7 %.

В 2006 г. в успех российского медиабизнеса поверили портфельные инвесторы. По сумме инвестиционных сделок рынок периодики перекрыл показатели 2005 г. почти на треть. Пришедшие на него крупные игроки инвестировали около 55 млрд руб. (2,05 млрд долл. США). В настоящее время в стране действуют свыше десятка мощных диверсифицированных медиахолдингов с реальной общей капитализацией от 13,5 млрд руб. (0,5 млрд долл. США) и более («РБК», «Проф-Медиа», «Russian Media Ventures», «Independent Media Sanoma Magazines», «HFS-ИнтерМедиаГрупп», «Московский комсомолец», «ЕСН», «Промсвязькапитал»,

Структура рынка печатных СМИ России в 2006 г. (в млрд долл. США и %)

Бесплатная пресса 0,45 11%

Доходы от рекламы 1,64 40%

Реализация в розницу 1,39 34%

Реализация по подписке 0,58 15%

* См.: www. fapmc. ru.

Совокупный объем рынка печатных СМИ в 2006 г. составил 4,06 млрд долл. США

Источник:АКАР.

«Бурда», «Ньюс медиа», «Газпром Медиа», «СТС Медиа» и др.). Эксперты прогнозируют, что и в текущем г. инвестиционная активность на рынке печатных средств массовой информации также будет высокой, а инвестиции в отрасль печатных СМИ могут составить около 64 млрд руб. (2,5 млрд долл. США).

По темпам роста российский рынок прессы продолжает оставаться одним из мировых лидеров, что констатировали и участники 59-го Всемирного конгресса и 13 -го Форума главных редакторов Всемирной газетной ассоциации (WAN), состоявшихся в Москве 4—7 июня 2006 г. Московские Конгресс и Форум WAN собрали рекордное количество руководителей мировой газетной отрасли — более 1700 издателей, редакторов, лидеров международных и национальных ассоциаций прессы, руководителей ведущих мировых агентств из 104 стран мира и были признаны самыми успешными за всю историю этой организации. В работе Конгресса и Фору-

Динамика доходов печатных СМИ (в млн долл. США)

2 500 2 000 1 500 1 000 500 0

Источник: Роспечать.

2007 г. (прогноз)

□ Розница

И Подписка

ма приняли участие Президент России В. В. Путин, первый заместитель Председателя Правительства России Д. А. Медведев, помощник Президента России И. И. Шувалов, мэр г. Москвы Ю. М. Лужков, первый президент СССР М. С. Горбачев, многие другие знаковые фигуры российской политики, экономики и культуры. Организатором мероприятий выступала Гильдия издателей периодической печати (ГИПП) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Правительства г. Москвы.

Главной темой Конгресса газетных издателей были инновационные стратегии и подходы, повышающие коммерческую эффективность газет в условиях растущей конкуренции со стороны альтернативных каналов распространения информации. Форум редакторов в свою очередь сосредоточился на наиболее успешных приемах привлечения к чтению газет молодых людей, представляющих так называемое «новое поколение бесплатной информации», для которых газета в ее традиционном, «бумажном» виде — лишь один из множества информационных каналов. Для российских участников Конгресс и Форум предоставили отличную возможность получить из первых рук информацию о ситуации в мировой газетной индустрии, обсудить с зарубежными коллегами пути и стратегию развития современных газет как бизнеса.

Еще одним важным событием минувшего года стала 1 -я межотраслевая конференция «Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 г. и перспективы развития», состоявшаяся 1 марта2006г

в Москве с участием первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева. Конференция проанализировала наиболее актуальные проблемы развития отрасли и наметила пути решения ряда принципиально важных для нее вопросов. Участники конференции продемонстрировали решимость активно отстаивать интересы СМИ, книгоиздания и полиграфии, делая акцент на сохранении и развитии их экономической независимости, создании равных условий хозяйствования и добросовестной конкуренции между субъектами рынка.

По данным Росохранкультуры, на начало 2007 г. в Российской Федерации были зарегистрированы 71 954 средств массовой информации, из них 59 184 печатных. В сравнении с 2005 г. количество зарегистрированных печатных СМИ выросло на 10,7 %. При этом количество реально выходящих в стране газет и журналов остается неизвестным. Эксперты считают, таких изданий не более 50 % от числа зарегистрированных.

Проблема достоверности статистических сведений о рынке печатных СМИ России порождена целым рядом факторов:

— несовершенством действующих инструментов государственного статистического наблюдения за издательской деятельностью;

— отсутствием отраслевых механизмов саморегулирования в части создания собственного индустриального мониторинга статистической информации об издательской деятельности;

— неразвитостью системы тиражного аудита и учета реализованных тиражей.

Эта проблема существенно затрудняет анализ российского рынка периодики, особенно в части

Динамика регистрации печатных СМИ

£ 15 000 --

26 177 26 558

0 581

1

6 901 11

9 54С

I

2001 2002 2003 2004

2005 2006 2007

(прогноз)

□ Журналы глянцевые (в том числе)

Источник: Росохранкультура.

19 503

17 933

16 930

16 784

4 973

12 388

10 239

4 429

5 000

0

малотиражных и/или специализированных и региональных изданий, вынуждая участников рынка принимать управленческие и иные решения, основываясь преимущественно на экспертных оценках, которые нередко весьма приблизительны.

Попытки изменить положение дел предпринимаются как со стороны медиасообщества, так и со стороны государственных органов власти. При поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям с 2005 г. Гильдия издателей периодической печати реализует проект «Медиастат», направленный на создание постоянно действующей электронной системы сбора и обработки статистической информации о реально издаваемых в России печатных СМИ, а также о полиграфических и торговых предприятиях, занятых их производством и сбытом. Есть основания полагать, что к концу 2007 г. система «Медиастат» начнет действовать.

По заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2006 г. Фонд развития информационной политики осуществил Всероссийский мониторинг «Роль муниципальных печатных СМИ в реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и президентских приоритетных национальных проектов». Мониторинг охватил все субъекты Российской Федерации и впервые после 1991 г. позволил получить достаточно точную информацию об этом сегменте российского медиарынка. По результатам мониторинга, издан отчет и «Атлас муниципальной прессы Российской Федерации», содержащий подробные сведения о более чем 4 тыс. региональных и местных газет страны. Активно занимаются исследованием российского рынка прессы компании TNS Gallup Adfact и TNS Gallup

Media, другие профессиональные общественные организации, отдельные издательские дома.

Помимо недостатка статистической информации о рынке периодики существуют другие проблемы, затрудняющие развитие индустрии печатных СМИ. В первую очередь они связаны с непрозрачностью и слабым технологическим состоянием систем подписного и розничного распространения прессы. К этому следует добавить подчас невысокий уровень контента, широкое распространение заказных материалов, отсутствие редакционных стандартов. Нередки случаи прямого нарушения законодательства Российской Федерации о СМИ, особенно в области рекламы. Отраслевые эксперты убеждены, что именно в этом кроется одна из главных причин сокращения интереса к прессе и относительно медленного роста ее рекламных доходов по сравнению с другими отраслями индустрии СМИ.

Но в целом российский рынок периодики демонстрирует много позитивных перемен. Издатели активно переходят на новые бизнес-модели, технологии и форматы, радикально модернизируют работу своих редакций, в корне пересматривают маркетинговую политику, понимая, что без всего этого невозможно адаптировать традиционный издательский бизнес к новым условиям цифровой медиасреды, выстроить эффективные отношения с читателями и рекламными клиентами, правильно позиционировать себя на фоне ТВ, радио, Интернета и стремительно растущих «новых медиа».

Это позволяет ведущим издательским домам России, несмотря на сокращение совокупной аудитории одного выпуска изданий у многих из них (см. таблицу ниже), не только сохранять, но и успешно наращивать финансовые и рекламные показатели на рынке прессы страны.

Ведущие издательские дома России: по аудитории (2005—2006 гг.)

Издательский дом Совокупная аудитория одного выпуска всех изданий ИД в 2005 г., тыс. чел. Совокупная аудитория одного выпуска всех изданий ИД в 2006 г., тыс. чел.

Проф-Медиа 25 305,8 23 644,5

Burda 22 635,0 21 998,8

HFS-ИнтерМедиаГруп 18 599,1 20 040,9

Аргументы и Факты 19 337,9 18 812,5

Пронто-Москва 19 220,5 18 205,1

Бауэр Россия (Логос-Медиа) 17 186,8 15 795,8

Московский комсомолец 14 473,8 12 788,5

Independent Media SM 10 095,0 10 502,1

7 Дней 10 588,6 10 446,4

СПИД-инфо 9 177,2 7 886,8

Мир новостей Медиа 8 384,0 6 065,9

За рулем 5 966,9 6 015,1

Коммерсант 6 335,3 5 793,9

Медиа Парк 5 753,6 5 200,2

Conde Nast 3 549,8 4 437,3

Источник: TNS Gallup Adfact (по полугодовой аудитории для городов с населением от 100 тыс. человек и выше).

Следует также отметить возрастающую роль, консолидацию и влияние отраслевых организаций на развитие отрасли печатных СМИ. Это позитивный момент, так как во всем мире именно отраслевые объединения являются основой для создания механизмов саморегулирования в отрасли и превращения ее в конкурентоспособный, социально ответственный и инвестиционно привлекательный бизнес.

В конце 2006 г. по инициативе Гильдии издателей периодической печати был создан Национальный Координационный Совет Прессы, который объединил ведущие отраслевые некоммерческие объединения:

— издателей — Гильдию издателей периодической печати, Альянс Независимых Региональных Издателей, Национальную Ассоциацию Издателей, Альянс руководителей региональных СМИ России, Некоммерческое Партнерство «Издательская Инициатива»;

— распространителей печатной продукции — Ассоциацию распространителей печатной продукции и Национальную сеть распространителей прессы «Союзпечать»;

— полиграфистов — Межрегиональную ассоциацию полиграфистов и Московский полиграфический союз;

— организации бумажной индустрии — Российскую ассоциацию организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности и Содружество бумажных оптовиков.

Цели Совета — представление и защита общих интересов участников индустрии печатных СМИ: объединение усилий с целью проведения скоординированной политики развития и саморегулирования индустрии печатных СМИ; формирование и представление единой позиции российского сообщества печатных СМИ в структурах государственной власти и общественных кругах; поднятие авторитета отрасли печатных СМИ, повышение социальной ответственности, прозрачности и инвестиционной привлекательности индустрии. Результаты этой работы вполне могут стать хорошим примером того, что индустрия умеет договариваться и самостоятельно решать текущие и стратегические проблемы.

МЕДИААКТИВЫ.

СЛИЯНИЯ И ПОГЛОЩЕНИЯ

В 2006 г. на рынке печатных СМИ страны сохранялась тенденция консолидации медийных активов с последующим созданием диверсифицированных медиахолдингов.

Самая «громкая» медийная сделка года была связана с издательским домом «Коммерсантъ», который в августе 2006 г. приобрел генеральный директор ЗАО «Газпроминвестхолдинг» А. Б. Усманов (по неофициальным данным, сумма сделки составила 8,16 млрд руб. (300 млн долл. США). Сразу после покупки бизнесмен объявил, что намерен построить «крупный медиахолдинг», основой которого станет газета «Коммерсант». Усманов также заявил, что будет пытаться увеличить капитализацию ИД «Коммерсант» и через 3—4 года постарается вывести его акции на IPO. В дальнейшем он приобрел 50 % акций телеканала «7ТВ» (по оценке участников рынка, за 20—25 млн долл. США), а к концу года осуществил сделку по покупке части активов ИД «Секрет фирмы» (интернет-издание «Га-зета.ру» и журналы «Секрет фирмы» и «Все ясно»). Сделка оценивается экспертами в 50 млн долл. США. Наиболее популярной среди участников рынка является версия, согласно которой Алишер Усманов скупает издания в интересах «Газпрома» накануне старта выборного сезона 2007/08.

Компания «Базовый элемент» в августе приобрела у «Russian Media Ventures» (RMV) издательский дом «ОВА-Пресс» (журналы «Hello», «Интерьер + Дизайн» с приложениями и др.), а в октябре — 30 % ЗАО «Группа «Эксперт». По оценкам участников рынка, сумма первой сделки составила 40 млн долл. США, второй — в четыре раза меньше. Руководство «Эксперта» объявило, что инвестиции в развитие группы в течение пяти лет составят 1,4 млрд руб. (более 50 млн долл. США). Эти средства планируется направить на расширение сети распространения журнала «Эксперт» и новые проекты: создание Ь2Ь-ресурсов, семейства сайтов о личных финансах, кино, информационно-аналитического англоязычного сайта, базирующихся на Интернет-ресурсе «Expert. ru», выпуск журнала «Русский репортер» и запуск делового телеканала «Эксперт-ТВ».

Укрепил свои позиции холдинг «Проф-Ме-диа». За год он купил издательский дом «Афиша» (20 млн долл. США), 54 % акций поисковой системы Rambler за 230 млн долл. США и три телеканала: «2x2» (30 млн долл. США), «ТВ-3» (550 млн долл. США) и «Рамблер ТВ» (23 млн долл. США). При этом «Проф-Медиа» осуществил продажу контрольного пакета акций Издательского дома «Комсомольская правда». Группа компаний ЕСН объявила 19 января 2007 г. о покупке у ИД «Проф-Медиа» 60 % + 1 акция ИД «Комсомольская правда» (сделка оценивается аналитиками в 300 млн долл. США). По словам владельца ЕСН Г. Березкина, на базе этого издательского дома и ранее приобретен-

ного им холдинга «РЖД-Партнер» (выпускающего одноименный деловой журнал и глянцевый журнал «Саквояж СВ», а также владеющего интернет-порталом и рекламным агентством «Рекламотив») уже в самое ближайшее время будет создан новый крупный диверсифицированный медиахолдинг.

Заслуживает внимания факт выхода холдинга «Проф-Медиа» из владения общественно-политическими газетными активами. Теперь издательский дом представлен исключительно в неполитическом сегменте рынка СМИ. Можно предположить, что, сконцентрировав в своих руках разнообразные, преимущественно телевизионные, онлайновые и Ь2Ь-ресурсы, «Проф-Медиа» качественно улучшил свои активы и определился со стратегией развития на ближайшую четверть XXI в.

Продолжила в 2006 г. приобретение производственных и медиаактивов группа компаний «Промсвязькапитал». Наряду с ранее принадлежащими группе газетами «Аргументы и факты» и «Труд», полиграфическим комплексом «МедиаПресса», сетями распространения печати «Ария-АиФ», «Метропресс» (г. Санкт-Петербург), «Мо-соблпечать» и «АиФ-Пресс» в 2006 г. в него вошли новые приобретения «Промсвязькапитала» — ИД «Экстра М Медиа», включая типографию, и компания «Синтерра», один из альтернативных российских операторов связи.

ИД Родионова за прошедший год «прирос» журналами «She», «XXL», «FHM», «Top Sante», телегидом «ТВ 7» и приступил к реализации интернет-проектов на базе сайта журнала «BusinessWeek». Кроме этого ИД Родионова в 2006 г. купил газету «Квадратный метр».

Среди других знаковых событий

2006 г. на рынке прессы, связанных с диверсификацией активов, следует отметить запуск деловой газеты «РБК», покупку «Газпром-Медиа» популярного петербургского телегида «ПанорамаТВ» и запуск этого издания еще в 11 городах России, акционирование «Новой газеты» с последующей продажей 49 % ее акций первому Президенту СССР М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Горбачеву (10 % акций) и депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. Лебедеву (39 % акций).

В 2006 г. в успех российского медиабизнеса поверили портфельные инвесторы. 1 июня «CTC Media» разместила на NASDAQ 16,38 % акций по 14 долл. США за штуку

В ходе IPO компания привлекла 345,9 млн долл. США. На момент размещения капитализация «СТС Media» составила 2,1 млрд долл. США, а к концу

2006 г. доросла до 3,6 млрд долл. США.

В декабре 2006 г. телекомпания «ТНТ-Телесеть» и холдинг «Проф-Медиа» привлекли 60 млн долл. США и 300 млн долл. США, соответственно, разместив кредитные ноты. Тем самым результат «Проф-Медиа» стал рекордным по размещению долговых обязательств российских несырьевых компаний в стране за всю ее новейшую историю. Кроме того, инвесткомпания «КИТ Финанс» объявила о создании паевого инвестиционного фонда «КИТ — Российские масс-медиа». Планируемый объем фонда — 600 млн руб. Минимальная сумма инвестиций в паи — 1 млн руб. Размещение намечено осуществить в текущем году.

По мнению журнала «SmartMoney», наиболее привлекательны сегодня для инвестирования в медиарынок России три компании — «СТС Медиа», «Рамблер Медиа» и «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), акции которых были в 2006 г. лидерами капитализации. В целом за год капитализация «СТС Медиа» выросла на 72 %, «Рамблера» — на 70 %, а «РБК» — на 66 %.

Скорее всего, успех ожидает «тройку» и в

2007 г. По прогнозу «SmartMoney», «РБК» в 2007 г прибавит более 15 % стоимости — до 43,8 млрд руб. (1,7 млрд долл. США), а в случае покупки дополнительных интернет-активов, возможно, и больше. Рыночная стоимость «СТС Медиа» в течение года, как ожидается, увеличится на 33 % — до 122,4 млрд руб. (4,8 млрд долл. США), а «Рамблер Медиа» на

Рост капитализации СТС Медиа, РБК и Рамблер Медиа (в млн долл. США)

6 000

5 000 --

4 000 --

3 000 --

2 000 --

1 000 --

2005 г. 2006, июнь 2006 г.

□ Рамблер Медиа □ РБК

Источники: Роспечать, SmartMoney.

0

80 % — до 22,9 млрд руб. (900 млн долл. США).

По некоторым сведениям, в настоящее время к IPO готовятся «Газпром-Медиа», «Видео Интернешнл Тренд» — дочерняя компания группы «Видео Интернешнл», компания «Ньюс медиа» и ряд других компаний.

Столь масштабная скупка и диверсификация медиактивов крупным бизнесом, по мнению экспертов, вызвана прежде всего инвестиционной привлекательностью индустрии СМИ, основанной на опережающих по сравнению с другими отраслями экономики темпах роста, особенно темпах роста ее рекламных доходов. Важной стимулирующей причиной является также осознание в последнее время инвесторами ценности информационнорекламного ресурса региональных СМИ. Во всяком случае в прошлом году приток медиаинвестиций в регионы России существенно увеличился.

ГАЗЕТЫ И ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКИ

Доминирующим товаром и главным информационным носителем на рынке российской периодики по-прежнему остаются газеты. По данным Росохранкультуры, в настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано 35,5 тыс. газет и еженедельников, в том числе 28 126 региональных и местных и 7 374 — общероссийских. Однако данные о регистрации не отражают реального числа изданий, находящихся в фактическом рыночном обороте. Нередко учредители СМИ регистрируют издания, но так и не приступают к их выпуску либо регистрируют не одно, а несколько схожих наименований, чтобы на будущее оградить свое издание от конкуренции. Эксперты считают более реальной цифру 25—26 тыс. зарегистрированных оригиналь-

Структура газетного рынка России (по тиражам, в %, 2006 год)

ных названий газет и еженедельников, из которых реально издается примерно 17— 18 тыс.

Объемы газет, а также оборот от их реализации и рекламные доходы в 2006 г. выросли, но тиражи, как и ожидалось, сократились. Общий тираж российских газет в 2006 г. составил чуть более 8 млрд экземпляров против 8 млрд 312 млн экземпляров в 2005 г.

Это связано в первую очередь с демографическими факторами (сокращение числа «традиционных» читателей газет) и со снижением общего интереса жителей страны, особенно молодежи, к газетам как источнику оперативной информации вследствие стремительного развития онлайновых СМИ. Издателям приходится тратить дополнительные ресурсы на противодействие этому угрожающему явлению.

Падению интереса к центральным газетам способствуют также имеющиеся в нашей стране отчасти объективные проблемы с распространением. Особенно это касается ежедневных газет, для которых исключительно важна оперативная доставка свежего номера к читателю в одно и то же время во всех регионах, где выходит газета.

Рыночно ориентированные ежедневные газеты как общероссийские, так и региональные ведут настойчивый поиск себя и своего места в новых условиях, стараясь переломить негативную тенденцию к сокращению тиражей и читательской аудитории. В борьбе за читателя и рекламодателя они активно применяют передовой зарубежный опыт — переходят на цветную печать и более удобные для читателей форматы (часто двойные для одного и того же издания: «Антенна-Телесемь», «Из рук в руки»), развивают свои онлайн-версии, меняют бренды, содержание, формы подачи материала, внедряют мультимедийные технологии и многое другое.

Вернуть интерес к чтению прессы призвана и программа «Читай больше!», объявленная в рамках «Года русского языка» Гильдией издателей периодической печати, которая включает серию мероприятий, пропагандирующих лучшие традиции российской прессы, высокие профессиональные стандарты и этические нормы поведения работников печатных СМИ.

Сегодня в России средний читатель тратит на чтение (просматривание) газет и журналов 18 мин. в день, и суть всей конкуренции на рынке прессы заключается в том, чтобы

Региональные

газеты

33,1%

В России зарегистрировано 35 500 газет. Регулярно издаются примерно 49 % из них

Общий тираж в 2006 г. составил 8,05 млрд экземпляров

Тираж общероссийских газет (400 наименований) составил 2,8 млрд экземпляров (34,8%)

Общероссийские газеты 34,8 %

Источник: Роспечать.

втиснуться в этот скудный временной отрезок. Таким образом, проблема повышения интереса населения к чтению газет, особенно молодежи, становится определяющей для газетной индустрии и, по нашему мнению, нуждается в отдельном обсуждении в рамках специальной отраслевой конференции.

Основные проблемы газетной отрасли

• Отток молодого поколения читателей (25—35 лет)

• Сокращение доли газет в структуре медийного потребления

• Резкий рост редакционных расходов на маркетинг и продвижение газет

• Отток classified рекламы в онлайновые медиа

Источники: WAN, ГИПП.

В докладе Всемирной газетной ассоциации (WAN) «Новые редакционные концепции» отмечается, что современное понятие «газета» больше не сводится только к бумажному носителю. По всему миру экономически сильные издатели газет, стремясь не просто сохранить, но и увеличить долю покрытия рынка СМИ своими продуктами, превращаются из производителей печатных СМИ в поставщиков разнообразного контента (своеобразные информационные агентства), который затем распространяется потребителям на любых носителях и по всем возможным каналам коммуникаций — бумага, онлайн, мобильные устройства, ТВ, радио и др.

Новаторство в газетной отрасли не проходит бесследно. По данным WAN, опубликованным в феврале 2007 г., газетные тиражи растут, как и число новых изданий, запускаемых по всему миру. За последние пять лет глобальный тираж платных и бесплатных газет вырос на 9,95 %, а за 2006 г. — на 2,36 %. Количество ежедневных газет впервые в

истории превысило 10 000 наименований (8 930 наименований в 2001 г.), а их ежедневно продаваемый тираж — 450 млн экземпляров. Платные газеты читают более 1,4 млрд человек. Это 180-миллиардный бизнес (в долл. США). Правда, совокупный тираж бесплатных ежедневных газет с начала XXI в. также вырос — более чем вдвое — с 12 до 28 млн экземпляров. Даже в Северной Америке и Европе, где негативные прогнозы в отношении газетной отрасли звучат наиболее настойчиво, тиражи и количество периодических печатных изданий выросли. В Европе за 5 лет — на 2,12 %, а в Северной Америке — на 0,7 %.

Цифры WAN свидетельствуют, что отрасль здорова, энергична и в целом успешно справляется с нарастающей конкуренцией со стороны других медиа. Более того, возможно, речь идет о «тихой революции» в запуске новых ежедневных газет, тогда как мода на предсказание их скорой кончины не выдерживает проверку временем.

Так или иначе, общемировые проблемы газетной отрасли сказываются и на развитии российского газетного рынка. Аудитория нерекламных общефедеральных ежедневных газет в России в последние годы демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. Согласно данным TNS Gallup Media только за последний год у восьми наиболее читаемых из них она в среднем сократилась на 14,1 % (см. таблицу ниже). Причем жесткая борьба за читателя среди ныне доминирующих развлекательных газет сдерживает вывод на рынок качественных изданий «общего интереса».

В сегменте ежедневной деловой прессы ситуация иная. Бесспорные лидеры здесь — газеты «Коммерсантъ», «Ведомости» (федеральные) и «Деловой Петербург» (городская газета). Но успех этих изданий не стал препятствием для появления на рынке деловой периодики новых проектов.

Аудитория ежедневных нерекламных газет

Наименование газеты Аудитория одного номера, тыс. чел. в 2005 г. Аудитория одного номера, тыс. чел. в 2006 г. Издательский дом

Комсомольская правда 2 166,5 2 148,5 Проф-Медиа (ныне Группа компаний ЕСН)

Московский комсомолец 1 491,2 1 179,5 Московский комсомолец

Спорт-Экспресс 699,4 568,6 Спорт-Экспресс

Советский спорт 603,3 463,2 Проф-Медиа

Известия 503,0 431,5 Газпром-Медиа

Российская газета 356,0 335,3 Редакция Российской газеты

Труд 374,3 303,3 Промсвязькапитал

Коммерсант 352,2 233,0 Коммерсант

Всего 6 545,9 5 622,9

Источник: TNS Gallup Media.

Исследование NRS-Россия, репрезентирующее города с населением более 100 тыс. чел. Сроки проведения — май—октябрь 2005 г. и 2006 г.

Появление «РБК daily» стало первым в истории российских газет случаем, когда бумажный носитель был запущен на рынок не до, а после появления одноименного интернет-ресурса. Газета, по утверждению ее разработчиков, делает ставку на аудиторию, которая нуждается в свежих деловых новостях, выделенных из общего информационного потока, без излишней политизации.

Похоже, такая концепция приносит результаты. TNS Gallup Media отмечает за период с декабря 2006 г. по февраль 2007 г. рост аудитории одного номера деловых печатных СМИ, выпускаемых «РБК». Аудитория одного номера ежедневной газеты «РБК daily», первый номер которой вышел 25 сентября 2006 г., составляет 67 тыс. человек, или 0,7 % от взрослого населения Москвы. 77 % из них имеют высшее образование, 68 % являются представителями среднего класса, более трети (35 %) занимают руководящие позиции, а около 37 % — специалисты и служащие.

Для сравнения: московская аудитория одного номера деловой газеты «Ведомости» (выпускается с 1999 г.) — 95,7 тыс. человек, или 1,1 % от взрослого населения столицы.

С 2007 г. ИД «Бонниер Бизнес Пресс», издающий ежедневную газету «Деловой Петербург», приступил к запуску во всех городах-миллион-никах России ее региональных «клонов». Проект рассчитан на несколько лет. Аналогичным образом планируется развивать и новостной бизнес-портал газеты Dp. ru — своеобразный гибрид, существующий на стыке классической деловой журналистики и сетевой культуры общения. С учетом имеющегося у «Бонниер Бизнес Пресс» опыта, как у одного из пяти подразделений компании The Bonnier Group, издающей ежедневные деловые газеты в десяти странах Европы (Швеция, Дания, Россия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Австрия, Словения и Болгария), участники рынка называют проект перспективным.

Председатель совета директоров ИД Родионова А. Волин считает, что данная концепция оправдана, т. к. во многих странах существует большое количество сетевых деловых изданий с идентичной версткой, отличающихся друг от друга только наполнением регионального контента. Поскольку региональные медийные рынки в России быстро растут и становятся все более привлекательными для рекламодателя, то бизнес будет заинтересован в таком рекламном носителе, как «Деловой Петербург», пользующимся читательским доверием и ориентированным на региональную деловую аудиторию. При этом эксперты прогнозируют, что реализация проекта будет сопряжена с рядом

сложностей — таких, как нехватка качественных журналистских кадров и отсутствие в регионах сформировавшейся культуры чтения ежедневной деловой прессы.

В обновленном виде вступила в борьбу за расширение доли на рынке деловых изданий и газета «Бизнес» (ныне «Business&FM»). С 27 марта с. г. новый собственник — компания «Объединенные медиа «Московские новости», позиционирует ее не как газету малого и среднего бизнеса, а как биржевую. Издатели объясняют свой выбор ростом частных инвесторов и трейдеров в стране, которых, по их оценке, только в Москве насчитывается более 150 тыс. человек. Усилия газеты на рынке деловых СМИ поддерживает радиостанция «Business FM», также принадлежащая медиахолдингу «Объединенные медиа «Московские новости», который планирует создать на общей базе уникальное рекламное предложение. По словам гендиректора холдинга Д. Купсина, объем инвестиций в оба проекта составил 260 млн руб. (10 млн долл. США).

В марте текущего года в партнерстве с РИА «Новости» холдинг «Объединенные медиа «Московские новости» приступил к изданию англоязычной газеты «Moscow News». Объем первоначальных инвестиций в проект составил около 130 млн руб. (5 млн долл. США), вложенных в него сторонами на паритетных началах. Изначально «Moscow News» входила в Агентство печати «Новости», наследником которого является «РИА Новости», и существовала в бывшем СССР как газета для иностранцев. Теперь «Московские новости» и англоязычная «Moscow News» будут производить единый общественно-политический продукт.

Среди других новаций в сегменте общественно-политических изданий особый интерес представляет ребрендинг газеты «Жизнь», принадлежащей ОАО «Ньюс медиа». «Жизнь» появилась на рынке в 2002 г. и быстро вошла в первую тройку самых популярных российских ежедневных изданий. Но газета имела широкий тематический охват, предлагая читателям шокирующие подробности и сенсации из самых разных сфер жизни, и неоднозначно воспринималась «респектабельными» рекламодателями. В результате ребрендинга, проведенного в сентябре 2006 г., вместо нее на рынок вышли два издания: еженедельная газета для семейного чтения «Жизнь за всю неделю» (издается в 62 регионах России, Казахстане, Украине и Турции) и яркий жесткий общефедеральный ежедневный городской таблоид «Твой День». Таким образом, консервативным рекламодателям была предложена еженедельная газета, а «новаторы» получили в свое распоряжение «Твой День».

Расходы на рекламную кампанию в поддержку ребрендинга и разделения одного издания на два информационных носителя составили 215 млн руб. (8 млн долл. США), став рекордными за всю новейшую историю российской прессы. Можно сказать, что усилия и вложения оправдались: совокупный сертифицированный тираж новых изданий быстро рос и к апрелю 2007 г. составил 3, 8 млн экземпляров в неделю, в том числе у еженедельника «Жизнь за всю неделю» — 2,3 млн экземпляров и таблоида «Твой День» — 350 тыс. экземпляров. Вместе с тиражом выросли рекламные доходы, которые по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились в 2,2 раза, а объемы федерального размещения рекламы бронируются теперь уже на два номера вперед. Тем не менее, по оценкам экспертов, доверие рекламодателей к старым газетным брендам — «Комсомольской правде», «Московскому комсомольцу», «Известиям», «Аргументам и фактам» и др. — по-прежнему остается более высоким.

Запуск «Комсомольской правдой» в Калининграде книжного маркетингового проекта показал, что применяемая во многих странах модель развития дополнительного бизнеса для ежедневной газеты через продвижение новых интеллектуальных продуктов под своим брендом (книги, CD, DVD) неплохо работает и в России. Вслед за «КП-Че-лябинск» калининградская «Комсомолка» предложила своим читателям 30-томную коллекцию шедевров мировой литературы «Библиотека на все времена: XIX век». Аудитория по достоинству оценила инициативу газеты — еженедельные продажи книг растут. Пожелание приобрести коллекцию газеты высказала супруга Президента Российской Федерации Людмила Путина, побывавшая в Калининграде в качестве куратора Центра развития русского языка. Проект привел к увеличению доходов предприятия и 20 % росту реализации ежедневного выпуска «КП», с которым поступают в продажу тома коллекции. Возможно, в Год русского языка этот опыт заинтересует и других издателей.

В свою очередь «Новая газета» в апреле с. г. приступила к изданию книг прозы и поэзии на аудиодисках. Серии аудиокниг сформированы после опроса подписчиков. Первая книга в серии «Неслабый пол» (рассказы и повести Александра Покровского «72 метра») вышла в феврале 2007 г. Тогда же начала выходить вкладка в «Новой газете» — «Шофер. Новая автомобильная газета».

В марте 2007 г. Издательский дом «Аргументы и Факты» начал реализацию большого журнального проекта «АИФ ПРО...», в рамках которого появятся четыре издания, объединенные общей тематической направленностью — практические советы.

Первым в продажу поступил журнал «АиФ ПроЗдоровье». Все четыре издания проекта ежемесячные, выходящие в недельной последовательности. То есть читатели смогут каждую неделю получать новый журнал, имеющий общий с другими тремя изданиями дизайн и посвященный одной из четырех выбранных тем.

Что касается общей ситуации на рынке еженедельников, то, как и в предыдущие годы, она, по мнению аналитиков медиарынка, складывается лучше, чем на рынке ежедневных изданий. Наибольшей популярностью пользуются сетевые телегиды, в массе своей превратившиеся в последнее время в сравнительно недорогие и респектабельные еженедельники для семейного чтения с привлекательным рекламным ресурсом. Особенно впечатляют достижения общероссийской еженедельной газеты «Антенна-Телесемь» (издатель «ИнтерМедиаГрупп»), ставшей за сравнительно короткий срок признанным общенациональным лидером в своем сегменте. «Антенна-Телесемь» издается ныне в 64 регионах России, Астане, Киеве, Минске и Таллине общим разовым тиражом 5,2 млн экземпляров и имеет аудиторию одного номера свыше 14 млн человек. Однако пример «Антенны-Телесемь» в стране не единственный.

Хорошую динамику развития показывают сетевые еженедельные издания издательских домов «Пронто-Москва», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Провинция». По такому же принципу и направлению развивается вышедший в 2006 г. в свет еженедельник «Аргументы неделЬ>, сертифицированный разовый тираж которого за год достиг 527 тыс. экземпляров. Согласно данным TNS Gallup Media по размерам аудитории «Аргументы неделЬ» к началу 2007 г. заняли 5-е место среди всех общественно-политических изданий России (после АиФ, КП, Жизни и МК-Воскресенье + МК-регион). На данный момент читательская аудитория еженедельника составляет 1,5 % всего взрослого населения России, или 849,4 тыс. человек. При этом читательская аудитория одного номера первой четверки лидеров колеблется в пределах от 8,1 до 3,1 млн человек от числа населения России старше 16 лет.

В марте 2007 г. вышел в свет еженедельник Издательского дома «Огонек» — «Номер один». Он ориентирован на молодежную аудиторию и, как считают в редакции, станет первым российским еженедельным «информером». Под информером в данном случае понимается идеально сбалансированный информационный продукт, содержащий ровно столько информации, сколько необходимо человеку для того, чтобы быть в курсе всего самого важного и интересного.

Читательская аудитория еженедельников по населенным пунктам, % от аудитории одного номера каждого издания

Москва СПб

Другие города 100+

Население России

I5!

Города 0-100

Аргументы и факты КП - "Толстушка" МК-Воскресенье Собеседник Экономика и жизнь

Источник: TNS Gallup Adfact.

12

Форма подачи текстов и иллюстраций «Номера один» основана на математических расчетах восприятия газетных публикаций и сводится к тому, что на чтение самого большого материала в нем затраты времени должны составить в среднем не больше 5 мин., а на весь еженедельник — полтора часа в неделю, или 13 мин. в день. В «Огоньке» полагают, что на сегодняшний день на рынке молодежных печатных СМИ ниша общественно-политических изданий, интересных подрастающему поколению, пустует, а предлагаемая форма подачи материала будет для него наиболее привлекательна.

Основу информационного пространства России по-прежнему формирует региональная и местная периодика общественно-политического характера, доминирующая на нем и по тиражам, и по влиянию, и по значимости для населения. Даже темпы роста рекламной составляющей региональных СМИ, включая сетевые издания, в последние годы превосходят аналогичные показатели федеральных изданий. Предполагается, что в 2007 г. цены на рекламу в прессе в столице вырастут на 20 %, а в регионах — на 30 %. Поэтому можно предположить, что в ближайшее время многие региональные СМИ обретут новых хозяев, чувствующих конъюнктуру развития медиарынка и вкладывающих свои средства в наиболее динамичные его сегменты.

Исследования ВЦИОМ и Фонда развития информационной политики тоже подтверждают, что читаемость местных газет значительно превышает аналогичные показатели общефедеральной прессы. Доля читателей ежедневных федеральных газет общественно-политической направленности хотя и подросла в последние годы до 18 %, но в

сравнении с 30 % долей региональных изданий и еще большей долей местной прессы выглядит достаточно скромно. Аудитория развлекательной прессы удерживается на уровне 24—25 %. Каждый пятый россиянин (21 %) газет не читает вовсе.

Скорее всего, читателей у региональных и местных изданий было бы значительно больше, но процессы, связанные с огосударствлением этих СМИ, а также сохраняющаяся, порой вынужденная, скромность дизайна, простота и незатейливость контента большинства из них, в особенности районных и муниципальных газет, не позволяют нарастить дополнительную аудиторию. Причем самостоятельно справиться с решением задач редизайна и ребрендинга издания данного типа обычно не в состоянии.

В связи с этим серьезного, на наш взгляд, внимания заслуживает эксперимент по сотрудничеству с районными газетами, осуществляемый с 2006 г. газетой «Свободный курс», владельцем которой является негосударственный ИД «Алтапресс» (г. Барнаул). Цель эксперимента — расширить аудиторию издания за счет совместного распространения районной и краевой газет.

Очевидным плюсом для читателя является получение местной, региональной, общероссийской и международной информации в одном пакете. Но объединение распространения происходит не на основе механического сложения двух изданий. Издательский дом «Алтапресс» совместно с редакцией местной газеты проводит ее редизайн, разрабатывает документы о совместной редакционной политике, обучает персонал, делится своими технологиями продвижения печати. В итоге обновленная местная газета повышает конкурентоспособность. Одновременно свои позиции в районе укрепляет и «Свободный курс», редакция которой вплотную знакомится с реальными проблемами села и малых городов, более адекватно освещает процессы, идущие там, что делает газету ближе и понятнее местному читателю.

Для примера: в первом полугодии 2006 г. «Свободный курс» реализовывал свои замыслы вместе с районной газетой «Змеиногорский вестник». Результат — у «районки» появились 500 новых читателей и перспектива устойчивого развития. У «Свободного курса» — закрепление на неосвоен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ном ранее рынке. С осени 2006 г. в эксперименте участвуют уже 6 районных газет.

При этом, как утверждают представители «Свободного курса», задача поглощения или ущемления экономических интересов «районок» редакцией краевой газеты не ставится. Наоборот, интерес состоит в том, чтобы найти достойного партнера, помочь ему встать на ноги и далее сообща постепенно расширять общую читательскую аудиторию. Однако, по оценке генерального директора ИД «Алтапресс» В. П. Пургина, число таких партнеров вряд ли превысит 30 % от общего числа районных и городских газет, издающихся в крае. Что может лишь свидетельствовать о большом недоверии представителей муниципальной прессы в целом к процессам модернизации информационной роли этих газет, к новациям, трансформирующим районные издания в современный цивилизованный бизнес.

Нельзя обойти вниманием и такой сегмент на российском рынке периодики, как «бесплатная информационная пресса». В целом ее доля на российском рынке остается незначительной. Если в Испании бесплатная периодика занимает 40 % рынка ежедневных газет, в Италии — 29 %, в Дании — 27 %, то в России — менее 1 %. Но бесплатная пресса постоянно наращивает свою информационную составляющую и становится все более агрессивной в борьбе за читателя и собственную долю «рекламного пирога».

По данным «РБК daily», в России ежемесячно выпускается 35 млн экземпляров бесплатных информационных газет общественно-политической направленности. Согласно рейтингу новостных изданий Санкт-Петербурга, подготовленному TNS Gallup Media по аудитории одного номера за сентябрь 2006 г. — февраль 2007 гг., в тройку лидеров вошли сразу два бесплатных петербургских издания. Больше всего (в среднем — 769,2 тыс. петербуржцев) каждый месяц читали издания сети независимых газет «Мой район», третью позицию

заняла бесплатная газета «Metro» (611,4 тыс. человек). Из платных изданий в тройке лидеров на втором месте оказались только «Аргументы и факты» с аудиторией одного номера 731,5 тыс. человек.

В Москве позиции бесплатных газет тоже укрепляются. В сентябре 2006 г. в столицу «пришла» петербургская сеть бесплатных газет «Мой район», а столичная газета «Метро» в марте 2007 г. подняла тираж вдвое (до 600 тыс. экземпляров) и расширила географию распространения до 75 станций метрополитена. Таким образом, пропуская вперед «МК» и «КП», «Метро» стало одной из трех нерекламных газет в Москве, имеющих максимальные показатели объемов аудитории.

При этом распространение в метро и супермаркетах другой крупной бесплатной московской газеты «Округа», принадлежащей ИД «Экстра М Медиа» (еженедельный тираж 1,2 млн экземпляров), видимо, не оправдало себя. В апреле 2007 г. газета вынуждена была опять вернуться в подъезды домов в шести округах столицы. Возможно, тем самым косвенно подтвердив бытующее среди специалистов мнение о том, что по мере роста благосостояния населения качественная пресса и Интернет (особенно для работающих читателей в возрасте 18—45 лет) становятся более востребованными, тогда как бесплатной прессе и бесплатному телевидению предпочтение преимущественно отдают люди старшего поколения и представители малообеспеченной части населения.

Не обходят стороной бесплатную прессу и региональные российские власти, используя ее как политический информационный ресурс. Префектурами и управами Москвы, например, издается 130 бесплатных малотиражек общим разовым тиражом 4 млн экземпляров. Но вне крупных мегаполисов доля бесплатных общественно-политических газет остается незначительной, а в городах с населением 250 тыс. человек и меньше (не говоря уже о сельской местности), они практически отсутствуют вовсе.

Ведущие российские издательские дома (по объему аудитории газет)

Издательский дом Суммарная аудитория по России сентябрь 2006 г. — февраль 2007 г. Процент от городского населения России старше 16 лет

1. ИД «НаЛеИе FШipacchi Presse» 10 685,6 18,8 %

2. ИД «Проф-Медиа» 9 598,1 16,8 %

3. ИД «Аргументы и Факты» 8 105,6 14,2 %

4. ИД «Логос-Медиа» / «Бауэр-Логос» 5 205,6 9,1 %

5. ИД «Пронто-Москва» 3 144,4 5,5 %

6. ИД «СПИД-инфо» 2 948,0 5,2 %

7. ИД «Московский комсомолец» 2 807,1 4,9 %

8. ИД «Медиа мир» 2 279,8 4,0 %

9. ИД «Коммерсант» 224,6 0,4 %

Источник: TNS Gallup Media.

Ведущие издатели газет России по тиражам (по состоянию на май 2007 г.)

№ Издательский дом Разовый тираж, тыс. экз. В том числе рекламных В том числе нерекламных

1 ПромСвязьКапитал 11 020,9 6020,9 5 000,0

2 ИнтерМедиаГруп 6 986,1 1786,6 5 199,5

3 Российская газета 6 737,8 0,0 6 737,8

4 Комсомольская правда 6 166,9 0,0 6 166,9

5 Bauer Russia 3 828,0 0,0 3 828,0

6 Центр Плюс 2 900,0 2900,0 0,0

7 Московский комсомолец 2 737,0 0,0 2 737,0

8 Редакция вестника «ЗОЖ» 2 587,1 0,0 2 587,1

9 Ньюс Медиа 2 420,4 0,0 2 420,4

10 Мир новостей Медиа 2 220,0 0,0 2 220,0

11 Собеседник 2 168,4 0,0 2 168,4

12 С-Инфо 2 165,0 0,0 2 165,0

13 Пронто-Москва 1 559,8 1559,8 0,0

14 Газпром-Медиа 1 528,9 0,0 1 528,9

15 Провинция 1 348,0 0,0 1 348,0

16 Абак-Пресс 1 060,0 640,0 420,0

17 Три короны 701,0 0,0 701,0

18 Региональные независимые газеты Северо-Запад 652,0 0,0 652,0

19 Газета Метро 600,0 0,0 600,0

20 Independent Media Sanoma Magazines 471,8 0,0 471,8

21 РДВ-Медиа 314,8 314,8 0,0

22 За рулем 200,0 200,0 0,0

23 Популярная пресса 169,0 0,0 169,0

24 Коммерсант 134,2 0,0 134,2

Источник: ГИПП, проект «Медиастат».

(Продолжение следует)

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4.

При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2006 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2007 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2007 года.

Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

ВНИмАНИЮ

КРЕДИТНыХ

ОРГАНИЗАЦИЙ!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.