Научная статья на тему 'Российский журнальный рынок в докризисный период (2006-2007 гг. ): векторы развития'

Российский журнальный рынок в докризисный период (2006-2007 гг. ): векторы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
397
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЫ / КОНВЕРГЕНЦИЯ / КОНЦЕНТРАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СЕГМЕНТАЦИЯ / MAGAZINES / CONVERGENCE / CONCENTRATION / DIVERSIFICATION / SEGMENTATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зверева Екатерина Анатольевна

Весомыми причинами для исследования журнального сегмента являются его лидерство на рынке прессы, активнейшие темпы роста аудитории и доходов журнальных изданий. Особую актуальность в данном контексте имеет анализ ключевых направлений развития журнального медиарынка, среди которых как уже устоявшиеся векторы (концентрация, коммерциализация, сегментация аудитории изданий), так новейшие стратегии развития, связанные с перспективами использования интернет-площадок и возможностей конвергенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN MAGAZINE MARKET IN PRE-CRISIS PERIOD (2006-2007): DEVELOPMENT VECTORS

The leadership of journal segment on the press market, the highest growth rate of audience and profit of editions are strong reasons for research. The topicality in this context refers to analysis of key directions of journal media market development, among which there are longtime established vectors (concentration, commercialization, segmentation of edition audience) as well as the latest strategies of development that are connected to the perspective of usage of internet space and possibility of convergence.

Текст научной работы на тему «Российский журнальный рынок в докризисный период (2006-2007 гг. ): векторы развития»

УДК 070

РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛЬНЫЙ РЫНОК В ДОКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (2006-2007 гг.): ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

© Екатерина Анатольевна ЗВЕРЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, зав. кафедрой журналистики и издательского дела, кандидат филологических наук, доцент, e-mail: Katya9_2001@mail.ru

Весомыми причинами для исследования журнального сегмента являются его лидерство на рынке прессы, активнейшие темпы роста аудитории и доходов журнальных изданий. Особую актуальность в данном контексте имеет анализ ключевых направлений развития журнального медиарынка, среди которых как уже устоявшиеся векторы (концентрация, коммерциализация, сегментация аудитории изданий), так новейшие стратегии развития, связанные с перспективами использования интернет-площадок и возможностей конвергенции.

Ключевые слова: журналы; конвергенция; концентрация; диверсификация; сегментация.

Введение

Достаточно благоприятная экономическая ситуация в стране в докризисный период способствует стабильному качественному и количественному росту большинства российских печатных средств массовой информации; наблюдается последовательное увеличение инвестиций в прессу, интенсивное развитие полиграфической и технологической базы. Российский рынок периодической печати (распространение + реклама) в 2006 г. превышает 108,8 млрд руб. (4,06 млрд долл.) и относительно показателей 2005 г. демонстрирует рост в целом на 13,7 % [1, с. 4]. В 2007 г. тенденция прогрессирует и тот же показатель составляет уже 124,64 млрд руб.

(распространение - 72,64 млрд руб., реклама -

52 млрд руб.) [2, с. 4].

Лидером развития в секторе печатных СМИ в 2006 г. становится журнальный рынок. По оценкам РБК, его годовой объем (доходы от реализации тиражей и размещения рекламы) составляет 37,5 млрд руб. (1,4 млрд долл.) [3, с. 65]. При этом среднегодовые темпы роста журнального рынка в 2005-2007 гг. превысили 13 %. Общий тираж российских журналов в 2006 г. достиг 1,85 млрд экземпляров, в т. ч. «глянцевых» -900 млн.

Таким образом, лидерство журнального сегмента на рынке прессы, активнейшие темпы роста аудитории и, соответственно,

доходов журнальных изданий являются вполне весомыми причинами для исследования. Особую актуальность в данном контексте имеет анализ ключевых направлений развития журнального медиарынка, среди которых можно выделить как уже устоявшиеся векторы (концентрация, усиление влияния экономических факторов, специализация и сегментация аудитории изданий) (см.: [4]), так и новейшие стратегии развития, в первую очередь, связанные с перспективами использования интернет-площадок и возможностей конвергенции.

1. Концентрация и диверсификация медийных активов

К 2006 г. в стране функционировало более десяти диверсифицированных медиахолдингов с общей капитализацией от 13,5 млрд руб. (0,5 млрд долл.). Среди них лидеры на рынке печатных СМИ по совокупному разовому тиражу - Independent Media Sanoma Magazines, Bauer Russia, ИД Бурда - издательские дома (ИД), принадлежащие или контролируемые иностранным капиталом. По данным ГИПП (Гильдии Издателей Периодической Печати) на август

2006 г. на 8 зарубежных издательских домов приходится 74 % совокупного разового тиража и более половины журналов, выпускаемых 15 крупнейшими издательствами России. Характерно, что по сравнению с началом 2005 г. доля ведущих иностранных ИД несколько сократилась (с 80 % на февраль

2005 г.), что было связано с относительно более высокими темпами роста совокупного разового тиража российских ИД [3, с. 167].

Еще одна важная тенденция 2006 г. -концентрация медийных активов и создание диверсифицированных медиахолдингов. Так, в 2006 г. одной из крупнейших сделок становится приобретение генеральным директором ЗАО Газпроминвестхолдинг А.Б. Усмановым ИД Коммерсантъ. В намерения Усманова входило создание на основе Коммерсанта крупного медиахолдинга, включающего телеканал 7ТВ и ИД Секрет фирмы (интернет-издание Газета.ру и журналы Секрет фирмы и Все ясно).

В указанный период одним из самых активных игроков слияний и поглощений на российском рынке СМИ было ЗАО Проф-медиа, добавившее к своим медиаактивам в

2007 г. телеканал MTV, систему контекстной

рекламы Бегун и контрольный пакет акций ООО Радио Хит, в то же время продав, как непрофильные, свои газетные и полиграфические активы - ИД Комсомольская правда, газету Известия и долю в совместном бизнесе с норвежской полиграфической компанией A-pressen Eastern Europe AS [2, с. 13]. В сегменте печатных СМИ Проф-медиа владеет журнальными ИД Афиша и b2b Медиа. Таким образом, действия руководства Проф-медиа по формированию новой стратегии развития компании были сфокусированы на концентрации медиаресурсов.

Знаковым событием 2007 г. эксперты назвали объединение активов и консолидацию структур управления ИД Hachette Filipacchi Shkulev (HFS) и ИнтерМедиаГруп (ИМГ). В HFS&ИМГ считают, что благодаря объединению менеджмента структура компаний должна стать более прозрачной и четко выстроенной [5].

Можно выделить две ключевые схемы появления медиахолдингов на журнальном рынке:

1) выход на журнальный рынок крупных медиакомпаний, ранее не занимавшихся издательским бизнесом (например, РБК, РАИнКо, Газпром-Медиа);

2) обращение традиционных журнальных издателей к другим сферам деятельности (например, ИД За Рулем, Проф-Медиа, SPN Group).

Для российских медиахолдингов весьма характерна была активная деверсификация активов. Так, расширяя свое присутствие в онлайне, холдинг Эксперт (с одноименным телеканалом) и ИД КоммерсантЪ постулируют и значимость для них сектора традиционных печатных СМИ. В то же время холдинг РБК демонстрировал обратную тенденцию: активизация деятельности наблюдалась в журнальном сегменте (покупка в 2006 г. ИД Салон Пресс с линией журналов Салон, Идеи Вашего дома, Женщина за рулем, Квартирный ответ), а не в созданных ранее электронных СМИ (интернет-ресурсы, информагентство, телеканал) [2, с. 12]. В 2007 г. РБК приобрел также крупный пакет акций ЗАО Агентство маркетинга и деловой аналитики, издающего журнал Наши деньги: издание выходило в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Новосибирске тиражом 55 тыс. экземпляров

[10]. Как считают эксперты, РБК наращивал портфель проектов в сегменте печатных СМИ, чтобы расширить аудиторию за счет потребителей, которые не пользуются Интернетом.

Холдинг Проф-Медиа укрепил свои позиции за счет покупки ИД Афиша, одновременно вышел из владения общественнополитическими газетными активами и сосредоточился исключительно на неполитическом сегменте рынка СМИ (телевизионные, онлайновые и Ь2Ь-ресурсы), т. е. первоначальная стратегия, направленная на традиционную прессу, претерпела изменения и Проф-Медиа сфокусировал свою активность на телеканалах и интернет-порталах. Группа компаний ЕСН планировала создать новый крупный диверсифицированный медиахолдинг на базе ИД Комсомольская правда и холдинга РЖД-Партнер (выпускающего одноименный деловой журнал и глянцевый журнал Саквояж СВ). ИД Родионова приобрел журналы She, XXL, FHM, Top Sante, телегид ТВ 7 и приступил к реализации интернет-проектов на базе сайта журнала BusinessWeek.

Думается, что можно условно выделить две основные группы медиапредприятий, исходя из специфики диверсификационного подхода.

1. Independent Media Sanoma Magazines, Газпром-Медиа, РБК. Холдинги, представляющие собой мультимедийные конгломераты, сфера интересов которых охватывает и серьезные общественно-политические издания, и СМИ универсального типа для массовой аудитории - научно-популярные журналы, развлекательные телеканалы.

2. Медиахолдинги, в структуре которых присутствуют однозначно базовые предприятия. Так, специализация характерна для холдингов Эксперт и КоммерсантЪ, сфокусированных преимущественно на деловых и аналитических изданиях. На развлекательных и глянцевых изданиях специализируются HFS&ИМГ, Burda, Семь Дней, Gameland, Conde Nast, расширившие число собственных нишевых проектов. Отдельно стоит выделить ЗАО Актион-Медиа - крупнейшего в стране издателя Ь2Ь периодики. Имея в своем активе 33 наименования профессиональных журналов и газет (журналы Главбух, Финансы, Кадровое дело, Sales-бизнес, электронную систему Главбух и др.),

в 2007 г. компания двигается дальше в направлении специализации и приобретает издательство Статус-кво (журналы Российский налоговый курьер, Зарплата, Упрощен-ка) вместе с его дочерними компаниями: книжным издательством Налог-инфо, издательством Налоги и платежи (Уфа) и РА Проф-актив. По оценке экспертов, стоимость приобретений Актион-Медиа составляет около 500 млн руб. [6]. Так как приобретенные журналы дополнили ниши, не занятые прежними изданиями Актион-Медиа, то компания рассчитывает «увеличить тиражи выпускаемых изданий за счет использования имеющихся ресурсов в дистрибуции подписки и партнерской сети, а рекламодатели получат возможность по размещению пакетной рекламы, рассчитанной на женскую аудиторию бухгалтеров» [2, с. 17].

Эксперты объясняли масштабную концентрацию и диверсификацию медийных активов инвестиционной привлекательностью индустрии СМИ, основанной на опережающих по сравнению с другими отраслями экономики темпах роста, особенно темпах роста ее рекламных доходов [1, с. 12]. Кроме того, диверсифицированные конгломераты могут предложить широкий спектр услуг для различных групп рекламодателей в виде комплексных пакетов.

2. Рекламная стратегия

Доля доходов от рекламы в доходах журнального рынка в 2006 г. составляла

53 %, и планировалось, что к 2009 г. она возрастет до 57-58 %. Хотя аналитики и подстраховывали себя констатацией того, что развитие «журнального рынка России в решающей степени зависит от динамики экономического развития страны» [1, с. 24]. В

2006 г. средний прирост рекламного рынка по стране составил 29 %, в то время как сектор печатных СМИ увеличился лишь на 18 %. Основную часть прироста рекламы в прессе обеспечили в 2006 г. журналы: в частности рынок рекламы ежемесячных журналов вырос на 24 %, а еженедельных журналов - на 18 %. Более половины рекламы в периодической печати (53,3 %) собирают десять крупнейших издательских домов России, первыми среди которых были: Independent Media Sanoma Magazines -

9,4 %; Деловой мир - 7,9 %; Hachette

Filipacchi Shkulev + ИнтерМедиаГруп -

6,4 % [1, с. 36].

2007 г. был очень успешен для многих издателей ежемесячных журналов, особенно для таких лидеров рынка, как Elle (+22 %), Vogue (+16 %), Glamour (+16 %), Караван историй (+22 %) [7, с. 29]. Среди еженедельных изданий были и не только стабильные лидеры - Семь дней (+36 %) и Лиза (+46 %), но и потери: доходы от рекламных продаж журнала Афиша уменьшились на 13 % по сравнению с 2006 г., сократилось количество рекламных страниц в журналах Деньги (-7 %) и Эксперт (-1 %) [7, с. 30].

Лидерами по приросту рекламы в ежемесячных журналах в 2006 г. стали следующие сегменты: автотранспорт, услуги по трудоустройству, услуги по операциям с жилыми помещениями, мебель, торговые организации, медицинские услуги, образовательные услуги, галантерея и текстиль, услуги банков. В еженедельных журналах быстрее всего росла реклама индустрии развлечений, всевозможных сервисов, Интернета, одежды и обуви, лекарственных препаратов и пищевых добавок [1, с. 31].

У журнальных издателей появилась проблема, которая к тому же не может быть решена в обозримой перспективе - перена-правленность доходов от рекламы из печатного сектора в Интернет, потому что «рекламодатель всегда ищет новые пути к потребителю в перегруженном рекламном окружении» [1, с. 25-26]. Тем не менее, в целом крупнейшие российские издательские дома России не только сохраняли, но и успешно наращивали рекламные показатели.

3. Сегментация журнального рынка

Думается, что в контексте данного исследования изучение журнального сектора и уточнение современных тенденций его развития допустимо выстроить по таким составляющим:

- характер аудитории и характер информации - издания общего интереса (потребительские) и издания специального интереса (отраслевые, профессиональные);

- организационно-экономические признаки - лицензионные журналы и журналы, базирующиеся на зарубежных брендах;

- в качестве сегмента, демонстрирующего в 2006-2007 гг. наиболее высокие темпы роста, предметом отдельного изучения

могут стать характерные особенности и тенденции развития корпоративной прессы (включая внутрикорпоративные, клиентские и Ь2Ь издания).

Российский рынок в 2006-2007 гг. убедительно демонстрировал значительный рост количества наименований глянцевых журналов, в то же время, их совокупная аудитория практически не увеличивалась (кроме изданий «общего интереса» и женских). По оценкам РБК, тенденция к дальнейшей сегментации рынка журналов по целевым аудиториям сопровождалась усилением ротации представленного ассортимента: в 2005-2006 гг. активно пополнялись новыми наименованиями подсегменты «Мода. Стиль жизни», «Архитектура и дизайн», «Туризм и отдых» [3, с. 70]. Ассортимент женских и мужских журналов, развлекательной прессы, автомобильных и спортивных изданий активно насыщался лицензионными проектами, т. е. сохранялась ситуация, при которой больше шансов на успех имели журналы развлекательного характера.

Особое беспокойство вызывало состояние рынка молодежных и детских изданий, которых в стране было зарегистрировано в

2006 г. соответственно 632 и 559 [1, с. 31]. К сожалению, данный сегмент общенационального рынка не может похвастаться серьезным вниманием исследователей. Так, что касается детской прессы, то с достаточной долей уверенности можно констатировать лишь постоянное присутствии на общероссийском рынке порядка 50 изданий, включая раГ^огк^ (папки с коллекциями), которые не являются журналами в общепринятом смысле. Эксперты подчитали, что совокупный тираж детских журналов в 2006 г. увеличился на 15 % [1, с. 31], но такой рост продаж не мог коренным образом изменить сложившуюся ситуацию на рынке детской периодики, поскольку основу успеха для журнального бизнеса составляет реклама, которая мало представлена на страницах изданий для детей. Кроме того, реклама лишь совсем недавно стала частью детских изданий (с 2004-

2005 гг.), а потому, естественно, не могла еще достичь такого объема, который мог бы возместить затраты на издание и распространение. Считается, что детские издания «живут» за счет рекламы только на 10-15 % (остальное - доход от продаж), ведь рекламода-

тели считают такую рекламу не слишком эффективной и предпочитают «нацеливаться» на более взрослую аудиторию.

Нехватка оборотных средств привела к тому, что признанные с советских времен лидеры детской периодики - Веселые картинки и Мурзилка сосредоточились на подписке, основные доходы от которой поступают из регионов. Наиболее тиражными детскими журналами являются издания для дошкольников и детей младшего дошкольного возраста. Согласно исследованию компании «Новое поколение», проведенному в сентябре-октябре 2006 г., лидерами популярности стали [1, с. 32]: Барби, Приключения Скуби ДУ, Винни-Пух, Мурзилка, Дисней для малышей, Веселые картинки, Том и Джерри, Мик-ки-Маус, Ералаш, Принцесса Диснея, Сме-шарики, Тошка, Багз Банни и его друзья, Ведьма и GEOленок.

Что касается молодежных (подростковых) журналов, то на рынке прессы страны они представлены еще меньшим количеством наименований с достаточно унифицированным набором тематики. Лидерами читательских предпочтений здесь выступают [1, с. 32] Yes, Все звезды, Cosmopolitan, ELLEGirl, Страна игр, Oops!, Вокруг света, Штучка, MINI, Хакер, Хит-парад, Компьютерра и Ровесник, т. е. по большей части развлекательные издания, не предлагающие серьезного контента.

Среди изданий «специального интереса» отдельного и пристального изучения заслуживает наиболее перспективный и быстро развивающийся сегмент Ь2Ь (business-to-business) изданий и корпоративной прессы в целом, хотя их объединение в один блок достаточно условно, т. к. первые продаются, а вторые преимущественно распространяются бесплатно.

По оценкам РБК, основанным на анализе структуры журнального рынка России с учетом характера читательской аудитории издания, наиболее представительной по количеству наименований продолжает оставаться сегмент отраслевых, профессиональных

журналов. Данная группа включает как узкоспециализированные отраслевые и научные издания, так и журналы общеэкономической тематики, условно относящиеся к «деловой прессе» [3, с. 70]. На 2006-2007 гг. в России было зарегистрировано более 6 тыс. корпо-

ративных газет и журналов суммарным разовым тиражом в десятки миллионов экземпляров [1, с. 32]. По итогам ежегодного Всероссийского конкурса лучшими корпоративными СМИ 2006 и 2007 гг. [8] в главных номинациях признаны журналы Audi Magazin (издатель ООО АЛФ Медиа), журналы UPM.RU (издатель ООО ЮПМ-Кюммене), Мир Игр (издатель ООО Медиалайн), Нефть России / Oil of Russia (издатель ООО ЛУКОЙЛ-Информ). Еще около тридцати изданий стали номинантами в 12 тематических номинациях по всем основным направлениям бизнеса. Естественно, такой перспективный сегмент журнального рынка требует глубокого изучения и анализа.

4. Инновационные стратегии развития

Что касается ведущих тенденций развития отечественного медиарынка, то здесь игроки используют двунаправленную стратегию, создавая как собственные издательские проекты, так и приобретая лицензии на издания западных раскрученных брендов.

1. В рамках стратегии по созданию соб-

ственных проектов хорошую динамику развития демонстрировал ИД Эдипресс-Кон-лига, который вывел на рынок в 2007 г. по существу пять новых изданий - Первый год, Кулинарный практикум, Мой Бутик,

Knit&mode и Садовый водоем [9], планомерно соориентированных на те аудиторные ниши, в которых издательский дом занимает лидирующее положение. Тактика ИД Эди-пресс-Конлига предполагает укрепление своих журнальных брендов за счет создания спецвыпусков, которые затем могут стать самостоятельными изданиями.

Новое медийное направление избирает в

2006 г. Издательство Семь Дней, приступив к выпуску журнала Коллекция Караван историй, содержание которого составляют автобиографические романы представителей российского шоу-бизнеса. Задумка оказалась очень удачной и издание в считанные месяцы завоевывает популярность аудитории. Если первый номер Коллекции вышел тиражом 150 тыс. экземпляров, то тираж ее апрельского 2007 г. номера превысил 600 тыс. экземпляров [10].

2. Второй путь предпочла Ирина Силаева (бывший генеральный директор компании Axel Springer Russia), создав в 2006 г. медиагруппу Creative Media, в рамках кото-

рой в начале 2007 г. начали реализовываться печатные проекты русских версий журналов Личный бюджет, Женские секреты и Sports Illustrated Swimsuit Edition (в продаже только с апреля по август).

ИД «Independent Media Sanoma Magazines (с 2005 г. - часть Sanoma, ведущего европейского медиахолдинга) в марте

2007 г. запустил русскую версию журнала GRAZIA, модного еженедельника № 1 в Италии и Великобритании. Таким образом, российская GRAZIA стала седьмым международным изданием. Издательский дом Hachette Filipacchi Shkulev расширил свое присутствие в сегменте люксовых изданий. В ноябре 2006 г. он начал издавать новый журнал Elle Deluxе, посвященный предметам и услугам роскоши. Эксперты предполагали, что проект о роскошном стиле жизни привлечет хорошие рекламные деньги. Первое время Elle Delux выходил два раза в год, затем - ежеквартально, тиражом 120 тыс. экземпляров [6]. В декабре 2006 г. этот издательский дом вывел на рынок журнал Departures, а в марте 2007 г. - журнал Домой тиражом 150 тыс. экземпляров [5].

3. Синтетический вариант стратегии развития представляет Издательский дом C-Media (основан в 2006 г.) - медийная компания широкого профиля, оперирующая печатными журналами, Интернет-сайтами и социальными сетями, а также игровыми программами и приложениями [11]. В апреле

2007 г. C-Media начал издавать в Москве и Санкт-Петербурге музыкальный журнал Billboard на русском языке. Российский Billboard опирается на мощный американский бренд, существующий вот уже около 120 лет, и создан по лицензии американской компании Nielsen. Практически одновременно (февраль 2007 г.) появляется собственный проект ИД C-Media - журнал iVAN: глянцевый мужской life style журнал о технике, который предлагает читателям уникальную концепцию издания-диалога. Это уникальная форма рассказа от лица виртуального персонажа Ивана обо всех современных техноновинках (начиная от автомобилей и мобильных телефонов и заканчивая яхтами, часами и электробритвами), причем на простом, понятном и доступном каждому языке [6]. По сценарию персонажу 35 лет, это активный, успешный человек, любящий хорошую тех-

нику и выбирающий ее для себя именно так, как ее хотели бы выбирать читатели.

Думается, что указанный синтетический вариант развития наглядно демонстрирует влияние глобализационных процессов, в первую очередь, на те журнальные издания, контент которых проще адаптируется к ментальным особенностям разных стран. Это научно-популярные, научно-технические издания, журналы о путешествиях и, естественно, о музыке, о кино. Как отмечает исследователь А.Д. Дедюхина, «на небольших медиарынках предпочитают не создавать собственную продукцию, а закупать зарубежную, произведенную на ведущих медиарынках, что приводит к дальнейшему сближению между медиасистемами» [12, с. 13].

По мнению аналитиков, в 2006-2007 гг. стратегии развития журнального бизнеса включали переход на новые издательские бизнес-модели и технологии, модернизацию работы редакций. Без этих шагов крайне сложно «адаптировать традиционный издательский бизнес к новым условиям цифровой медиасреды, выстроить эффективные отношения с читателями и рекламными клиентами, правильно позиционировать себя на фоне ТВ, радио, Интернета и стремительно растущих «новых медиа»» [2, с. 8]. Таким образом, крупнейшие ИД смогли в докризисный период существенно преумножить финансовые и рекламные показатели, несмотря на сокращение совокупной аудитории одного выпуска изданий.

5. Перспективы конвергенции

Проблемой для журнальной индустрии становится и потребность клиентов в быстром получении информации. Выход видится издателям в сокращении объема материалов, их ориентации на констатацию фактов (что приводит к отсутствию аналитики, к поверхностному изложению материала), в росте числа еженедельных изданий, использовании новых каналов распространения контента - например, веб-сайтов и мобильных телефонов.

По данным ВЦИОМ [13] за исследуемый период, подавляющее большинство россиян (85 %) предпочитали получать информацию из передач Центрального телевидения. В числе часто используемых источников информации 40 % респондентов отмечают региональное телевидение, 31 % - центральные газеты. Интернет используется лишь 13 %

россиян, что сравнимо с показателями популярности регионального и муниципального радио (13 и 10 %). Вместе с тем число интернетчиков в России за 2006 г. выросло на 21 %, что способствовало приходу новых инвесторов на рынок онлайновых СМИ.

Общеизвестно, что по «читаемости» Интернет в Европе серьезно перегнал прессу: «Европейцы проводят более четырех часов в неделю за компьютером, просматривая новости, в то время как на чтение газет уходит всего три часа» [1, с. 63]. Наши СМИ пока только «двигаются в этом направлении», отчетливо понимая, что, с одной стороны, у прессы, не развивающей онлайновые и цифровые ресурсы, нет будущего, а с другой стороны, читатели прессы в Сети представляют собой весьма интересную для рекламодателей целевую аудиторию. Те печатные СМИ, которые смогли понять выгоду «новой реальности», благополучно нашли в Интернете новых рекламодателей. К тому же более прозрачной становится система учета тиражей издания: не секрет, что тиражи печатной прессы часто завышаются для рекламодателей, в то время как количественные характеристики интернет-СМИ отражаются серверной статистикой, да и качественные показатели аудитории (интересы) становятся более четкими.

Одна из перспективных стратегий - построение мультимедийного комплекса на основе раскрученного журнального бренда: это могут быть СБ и / или БУБ-диски, книги, приложения к основному изданию (суббренды) и даже теле- и радиопередачи. Еще один вариант конвергенции - распространение бумажного журнального контента по цифровым каналам: цифровая версия бумажного издания с тем же контентом и дизайном дает еще и дополнительные возможности для рекламы.

Впервые в России (к тому же и очень удачно) самый крупный журнальный интернет-ресурс был создан журналом Афиша в 1999 г. [14], доказав, что аудитория интернет-сайта успешного журнала вполне может быть больше аудитории аналогичного печатного продукта. В сентябре 2006 г. медиахолдинг Эксперт принял решение о выделении подразделения Эксперт-онлайн в отдельный интернет-проект - деловой общенациональный аналитический ресурс. В 2006 г. стартовал еще один проект медиахолдинга Экс-

перт - сайт для влюбленных в кино Ilovecinema.ru. В январе 2007 г. ИД Родионова объявил о запуске своего первого интернет-проекта - Point.ru., который позиционируется как «путеводитель и консультант для современных деловых и активных людей, опытный гид в мире финансовой, потребительской и развлекательной информации» [15], а уже летом того же года стартовала электронная версия журнала BusinessWeek.

Серьезный эффект в работе по расширению аудитории дает слияние мобильных и печатных медиаканалов. Мобильный контент позволяет печатным СМИ осуществлять интерактивную рекламу и открывать информационные сервисы, которые привлекают молодежь и дают собственникам СМИ возможность получать прибыль от дополнительного использования контента. В 2007 г. ИД Independent Media Sanoma Magazines при участии компании WapStart запустил мобильную версию журнала Cosmopolitan -wap.cosmo.ru. Вап-сайт, как и Интернет-версия журнала, включает самые популярные рубрики, тематические подборки статей. Читатели теперь могут с помощью мобильных телефонов не только получать информацию о новых выпусках издания, но и общаться на форуме, комментировать статьи, участвовать в голосованиях, опросах, загружать фотографии со своего мобильного телефона и даже скачивать бесплатный контент [16].

Тенденция такова, что медийная активность, чем дальше, тем больше перетекает в Интернет, где медиахолдинги стремятся застолбить свою нишу уже сегодня. Выгода здесь прямая - от расширения аудитории до потенциально высоких доходов от интернет-рекламы, российский рынок которой в 2006 г. вырос в два раза. В 2007 г. эксперты практически единогласно твердили о стабильности существования и прибыльности журнального рынка, но вместе с тем советовали принимать во внимание новые мультимедиа не только в качестве конкурентов, но и как перспективы «нового конвергентного потребления».

Заключение

Благоприятная экономическая ситуация, сложившаяся на отечественном медиарынке в 2006-2007 гг., с одной стороны, привела к количественному увеличению наименований и спектра журнальных изданий, объема рекламных вложений и, следовательно, стабиль-

ному росту доходов издателей. С другой стороны, эта ситуация слишком «расслабила» большинство игроков медиарынка, которым следовало серьезно задуматься о качественных показателях роста, о новых идеях и большем разнообразии издательских моделей. Анализ журнальных изданий исследуемого периода продемонстрировал наличие целых сегментов журнальной прессы (мода. автомобили, дизайн, спорт и т. п.), в которых практически отсутствуют оригинальные медиапроекты, но до поры до времени (до

2008 г.) процветают шаблонные клоны.

Среди ключевых векторов развития журнального медиарынка следует особо выделить новые возможности, предоставляемые конвергенцией: создание конвергированного медиапродукта ведет к распространению контента по различным каналам и на различных носителях информации, а соответственно, именно конвергентным СМИ гарантирован прирост уникальных пользователей и стабильная информационная ниша. Таким образом, как отмечают аналитики прессы, для достижения хорошего результата «журналы должны находиться в вечном движении, вновь и вновь воспроизводя себя в медиапространстве» [2, с. 20].

1. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М., 2007.

2. Российский рынок периодической печати. Состояние, тенденции и перспективы развития: доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. М., 2008.

3. Основные сегменты и тенденции развития российского рынка журналов. Аналитический обзор. РБК. М., 2006.

4. Зверева Е.А. Тенденции развития современных российских журналов: исследователь-

ский аспект // Вестник Тамбовского университета. Кафедра журналистики. 1994-2QQ9. Приложение к журналу. Тамбов, 2QQ9. С. 75-95.

5. Издательский дом Hearst Shkulev Media и

ИнтерМедиаГруп. URL: http://www.hearst-

shkulev-media.ru/company/news/arhive/news2 _132.html (дата обращения: 5.Q3.2Q12).

6. МедиаАтлас.Ру - информационный ресурс о российском медиабизнесе. URL: http://www. media-atlas. ru/editions/?a=view&id=6379 (дата обращения: 24.Q3.2Q12).

7. Шкулев В.М. Реклама в прессе // Российский рекламный ежегодник. 2QQ7. М., 2QQ8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Реклама и Медиа OnLine. URL: http://www. media-online.ru/index.php3?id=83Q51 (дата обращения: 5.1Q.2Q11).

9. Издательский дом Эдипресс-Конлига. URL: http://www.konliga.ru/ph/ (дата обращения:

4.Q3.2Q12).

1Q. Издательство Семь Дней. URL: http://www. 7days.ru/www.nsf/All/_Index.html (дата обращения: 5.Q3.2Q12).

11. Издательский дом C-Media. URL: http://www. cmedia-online.ru/company.html (дата обращения: 5.Q3.2Q12).

12. Дедюхина А.Д. Развитие и функционирование структуры медиасистемы и ее влияние на содержание печатных СМИ: на примере Великобритании, Германии и Италии: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2QQ9.

13. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Что мы думаем об Интернете и интернетчиках. Пресс-выпуск № 548. 2QQ6. 6 октября. URL: http://wciom. ru/index.php?id=459&uid=3329 (дата обращения: 15.Q9.2Q11).

14. Афиша. URL: http://www.afisha.ru/magazine/ afisha_msk/advertisement/ (дата обращения: 3.1Q.2Q11).

15. Point.ru. URL: http://www.point.ru/about.html (дата обращения: 4.1Q.2Q11).

16. Володина Ю. Гигантомания на медиарынке // Курьер печати. 2QQ7. 24 сент.

Поступила в редакцию 19.Q4.2Q12 г.

UDC 070

RUSSIAN MAGAZINE MARKET IN PRE-CRISIS PERIOD (2006-2007): DEVELOPMENT VECTORS Ekaterina Anatolyevna ZVEREVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Head of Journalism and Publishing Department, Candidate of Philology, Associate Professor, e-mail: Katya9_2001@mail.ru

The leadership of journal segment on the press market, the highest growth rate of audience and profit of editions are strong reasons for research. The topicality in this context refers to analysis of key directions of journal media market development, among which there are longtime established vectors (concentration, commercialization, segmentation of edition audience) as well as the latest strategies of development that are connected to the perspective of usage of internet space and possibility of convergence.

Key words: magazines; convergence; concentration; diversification; segmentation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.