Научная статья на тему 'Сокращение дефицита достойного труда путем развития системы квалификаций в России'

Сокращение дефицита достойного труда путем развития системы квалификаций в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕФИЦИТ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / БЕЗРАБОТИЦА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СЕРТИФИКАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулькова Инна Анатольевна

Статья посвящена различным аспектам формирования профессиональных стандартов, сертификации специалистов, построения образовательного процесса на основе профессионального стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулькова Инна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сокращение дефицита достойного труда путем развития системы квалификаций в России»

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД - ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Управленец № 11-12 (15-16) 2010

КУЛЬКОВА Инна Анатольевна

Доцент кафедры экономики труда и управления персоналом,

кандидат экономических наук

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 221-17-56 е-таП: [email protected]

Сокращение дефицита

достойного труда путем развития системы квалификаций

в России

Аннотация. Статья посвящена различным аспектам формирования профессиональных стандартов, сертификации специалистов, построения образовательного процесса на основе профессионального стандарта.

В период экономического подъема 2007-2008 гг. развитие экономики страны тормозилось ощутимым дефицитом трудовых ресурсов. Особенно остро проблема нехватки кадров проявлялась на промышленных предприятиях, где рабочие станочники с высшим профессиональным разрядом на 90% уже были пенсионерами или лицами предпенсионного возраста и заменить их было некому: за двадцать лет коммерциализации общества и профессионального образования смена иссякла. Подавляющее большинство профессиональных училищ, работавших в советские годы, закрылось или перепрофилировалось (как и организации среднего профессионального образования) на подготовку экономистов, менеджеров и др. Производство столкнулось с дефицитом кадров специалистов технических, технологических, инженерных, конструкторских профессий.

Мировой финансовый кризис, который в наибольшей степени

затронул экономику нашей страны в 2009 г., увеличив уровень безработицы, по мнению многих, должен был сделать проблему дефицита человеческих ресурсов неактуальной, но жизнь показала иное. Службы занятости столкнулись с ситуацией, когда основной причиной безработицы в период кризиса стало несоответствие качества и уровня профессионального образования молодых работников современным требованиям работодателей.

Многие выпускники училищ обучаются по устаревшим образовательным стандартам, а выпускники колледжей и вузов готовятся зачастую по стандартам, далеким от требований работодателей. В результате выпускник профессионального учебного заведения мало чем отличается по знаниям и умениям от выпускника общеобразовательной школы и становится клиентом службы занятости. Возможно, это одна из причин того, что в нашей стране не молодое поколение обеспечивает спокойную старость пенси-

онеров, а «наоборот - молодежь с "корочками" (дипломом это назвать нельзя) сидит на шее поколения, когда-то получившего хорошее образование и работающего в пенсионном возрасте у станка» [1. С. 12-13].

С выходом экономики страны из кризиса проблема нехватки трудовых ресурсов будет возрастать, а связь конкурентоспособной квалификации работников с ростом эффективности производства и достойной оплатой труда просматривается прямая (рис. 1).

Механизм приведения квалификации работников в соответствие современным требованиям рабочего места заключается в формировании работодателями профессиональных стандартов по каждой профессии и сертификации специалистов на соответствие их знаний и навыков данным профессиональным стандартам.

На встрече Председателя Правительства РФ В.В. Путина с руководством РСПП, состоявшейся 17 мая 2010 г., А.Н. Шохин, пре-

Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010

DESERVING LABOUR - A STABLE COMMUNITY BASIS

Рис. 1 - Влияние конкурентоспособной квалификации работников на реализацию концепции достойного труда

зидент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), отметил, что «связующее звено между рабочим местом и образованием - это профессиональные стандарты - технические задания на подготовку кадров. Без них качество обучения не станет полноценным».

При этом учебные заведения профессионального образования будут заинтересованы готовить профессионалов, отвечающих требованиям работодателей, способных получить сертификат на соответствие профессиональным стандартам.

В самых общих чертах профессиональный стандарт - это подробное описание того, что должен знать и уметь человек и насколько хорошо он должен это знать и уметь делать, чтобы быть эффективным в выбранном виде деятельности. Более детально на сегодняшний день понятие профессионального стандарта раскрыто в «Методике разработки профессиональных стандартов», опубликованной Национальным агентством развития квалификаций (НАРК): «Профессиональный стандарт -многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида

экономической деятельности

(области профессиональной деятельности) требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням» [3].

Области применения проф-стандарта изложены в «Положении о профессиональном стандарте», утвержденном распоряжением Президента Российского союза промышленников и предпринимателей.

Профессиональный стандарт предназначен для:

• проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников

учреждений профессионального образования;

• формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

• решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; отбора, подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

• проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.)» [4].

Правовым базисом для участия работодателей в процессах разра-

ботки стандартов и сертификации специалистов является международное право. Так, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1945 г. в ст. 26 провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности».

Международный Пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 19 декабря 1966 г. в ст. 6-7 напрямую связывает повышение квалификации с обеспечением производительной занятости: «Меры, которые должны быть приняты участвующими в настоящем Пакте государствами включают программы профессиональнотехнического обучения и подготовки, пути и методы достижения полной производительной занятости. Участвующие в настоящем Пакте государства при-

ДОСТОЙНЫЙ ТРУД - ОСНОВА СТАБИЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Управленец № 11-12 (15-16) 2010

Рис. 2 - Схема взаимодействия рынка труда и сферы профобразования и обучения [2]

знают право каждого на одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации».

«Обновленная стратегическая рамка европейского сотрудничества в сфере образования и профессиональной подготовки» (2008 г.) сформулировала основные задачи в этой области:

• обучение в течение всей жизни и мобильность обучающихся должны прочно войти в практику европейской жизни;

• улучшение качества и эффективности процесса обучения и профессиональной подготовки, а также их конечных результатов;

• развитие и обеспечение справедливости и гражданской активности;

• усиление инновационности и творческого начала на всех уровнях образования и профессиональной подготовки [5. С. 31-32].

В российском законодательстве также есть достаточная правовая основа для участия работодателей в процессах выработ-

ки профессиональных и образовательных стандартов и сертификации выпускников и работников.

1 Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. в ст. 14 определяет: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано адекватно мировому уровню профессиональной культуры общества и на воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества» [6].

2Федеральный закон «Трудовой кодекс РФ» от 30 декабря 2001 г. в ст. 196 говорит о прямом участии работодателей в определении соответствия квалификации современным требованиям рабочего места: «Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям в организации, а при необходимо-

сти - в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования» [7].

3 Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 1015 «Об утверждении правил участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и последующие изменения в законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Об объединениях работодателей» узаконили участие работодателей и их объединений:

• в разработке федеральных государственных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам;

• в формировании перечней направлений подготовки профессионального образования;

• в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования;

• в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

4Положения «О формировании системы независимой оценки качества профессионального образования» и «Об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах», подписанные 31 июля 2009 г. Министерством образования и науки РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей.

За последние годы были созданы стандарты профессиональной деятельности в разных сферах, таких как, например:

• кадровый менеджмент (http://standards.kadrovik.ru/);

• риэлторская деятельность (http://www.rgr.ru/Sertifikaciya/

Upravlenets № 11-12 (15-16) 2010

deserving labour - a stable community basis

Sertifikаciyа/SertifikаciyаBroker/

Standard/default.aspx);

• деятельность на рынке ценных бумаг (http://www.partad.ru/ consult/consult.htm и http://www. паи^ог.гиЛгее^р?п=4215);

• деятельность профессиональных антикризисных управляющих (http://www.antiaisis. ru/01_78_04.htm);

• деятельность актуариев (http://www.actuanes.ru/commu-nity/detail.php?ID= 1849).

В РСПП подготовлено или разрабатывается примерно 150 стандартов.

Утверждены профессиональные стандарты:

• в области авиастроения;

• в области информационных технологий;

• в индустрии гостеприимства;

• в индустрии питания;

• на монтаж каркаснообшивных конструкций;

• на управление организацией.

Профессиональные стандарты, проходящие общественное обсуждение и экспертизу - Профессиональные стандарты в сфере сервиса.

Функции профессионального стандарта:

1) создание системы требований к знаниям, умениям и навыкам в соответствии с требованиями профессиональной деятельности;

2) обеспечение возможности определения уровня квалификации и его соответствия уровню заработной платы;

3) создание нормативной основы для финансовой поддержки профессионального обучения персонала;

4) обеспечение возможности ориентации и контроля уровня развития людских ресурсов организации;

5) создание механизма обеспечения взаимодействия с отраслевыми учебными заведениями;

6) гармонизация требований к профессиональной компетентности;

7) создание единой информационной базы предприятия по требованиям к должностям для всех участников трудовой деятельности;

8) влияние профессиональных стандартов на качество подготовки персонала;

9) возможность получения предприятием выпускников учебных заведений, наиболее отвечающих требованиям производства, с учетом отраслевой специфики.

В этом и заключается сертификация профессиональных квалификаций, независимая от системы образования [1. С. 15].

Основные результаты развития системы профессиональных квалификаций:

1) содействие мотивации работника:

• повышение уровня квалификации;

• обучение в течение всей жизни;

2) повышение качества рабочей силы:

• соответствие требованиям рынка труда;

• повышение качества товаров и услуг;

• повышение качества жизни [5].

Таким образом,

ИСТОчНИКИ

1. Тазетдинова К.А. Конкурентоспособная квалификация трудовых ресурсов как фактор национальной безопасности страны // Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан: материалы Всерос. конф. Казань: Мин-во труда, занятости и социальной защиты РТ, 2010.

2. Машукова Н.Д. Система профессиональных стандартов как основа структуры профессиональных квалификаций. Режим доступа: http:// zuka66.narod.ru/news/get_file.php.

ppt#288,1

3. Методика разработки профессиональных стандартов. Режим доступа: http://www. nark-rspp.ru/index.php/lang-ru/ national-qualification-system/ professional-standards/method-of-development-professional-standard

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Положение о профессиональном стандарте, утв. распоряжением Президента РСПП № РП-46 от 28 июня 2007 г. Режим доступа: http://www.nark-rspp.ru/index.php/ lang-ru/national-qualification-system/ professional-standards/statute-of-national-standard

5. Салахов А.А. Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан // Региональная система оценки и сертификации профессиональных квалификаций Республики Татарстан: материалы Всерос. конф. Казань: Мин-во труда, занятости и социальной защиты РТ, 2010.

6. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/ edu/

7. Федеральный закон «Трудовой кодекс РФ» от 30 декабря 2001 г. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/popular/ tkrf/14_41.html#p2818

система профессиональной стандартизации и сертификации специалистов, являясь стимулятором непрерывного процесса обучения профессионала на протяжении всей трудовой деятельности, будет способствовать превращению занятости в достойный труд.

Образовательный процесс, построенный на основе профессионального стандарта, должен давать не только теоретические знания, но, главным образом, реальные умения и практические навыки, которые на выходе должен проверять непосредственно работодатель, а не преподаватель, обучавший специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.